Турист Ольга Mabuta (Mabuta)
Ольга Mabuta

А если вдруг взбрыкнет
Фантазии ишак
И понесет нас так,
Что только свист в ушах,
То мы его смирим
Уздечкою сюжета
И вновь переведем
На вдумчивости шаг…

(Леонид Филатов)

Переулками древней Хивы (29.04. — 01.05. 2011 г.)

Как здорово, что мы начали свое путешествие именно с запада на восток Узбекистана: от древних городов с ожившей на глазах историей и вековыми памятниками архитектуры к современной столице Узбекистана с шумной городской суетой и благами цивилизации. Это дало нам возможность сразу по прилету в Ургенч окунуться в таинственную атмосферу Древнего Востока. Словно раскрылась сказочная книга, и мы, подобно персонажу из популярного мультфильма Вовке, вмиг оказались действующими лицами этой сказки.

В Ургенч летели регулярными рейсами Uzbekistan airways. Для въезда и путешествия по Узбекистану понадобится загранпаспорт. Виза для россиян не нужна. Для путешествия по Узбекистану не требуется обязательное медицинское или какое-либо другое страхование. При въезде в Узбекистан вам нужно будет заполнить таможенную декларацию в 2-х экземплярах, один экземпляр с печатью таможенного отдела остается у вас и его нужно хранить, пока вы находитесь в Узбекистане. При заполнении таможенной декларации, указывайте всю имеющуюся у вас валюту, драгоценности, сотовые. Телефоны помечайте как б/у. Незадекларированную сумму и ценные вещи могут конфисковать на таможне.

Итак, наш микроавтобус направляется мимо чистых светлых улочек Ургенча в Хиву. На улице достаточно безлюдно. За городом поражают ухоженные поля, каждый клочок земли обработан, под яблонями в саду созревает зерновая культура. Чувствуем себя по-королевски, так как наш микроавтобус на хорошей скорости то и дело обгоняет до сих пор очень развитый вид транспорта в Узбекистане: арбы с запряженными в них среднеазиатскими осликами. И кто сказал, что это упрямое животное? Некоторые «экземпляры» бегают в упряжке с такой завидной скоростью (размашистой рысью), прямо диву даешься, откуда у осла столько энергии.

Расстояние между Хивой и Ургенчем составляет 34 км.

Хива, ты пленила нас с первого взгляда! Город-крепость, окруженный песками великой пустыни Кызыл-Кум. Здесь, в древнем царстве Хорезм, когда-то проходил Великий шелковый путь. История этого удивительного города уходит своими корнями к X в. Центр города представлен историко-архитектурным комплексом Ичан-Кала. Шахристан окружают массивные высокие стены длиной 2600 м. До сих пор за крепостной стеной живут порядка 300 семей. Здесь совершенно необычная, я бы даже сказала кинематографическая атмосфера: высокие стены с угловыми башенками, мечети, медресе, нарядные минареты, айваны, караван-сараи. Все эти архитектурные памятники перемежаются кварталами простых горожан с их повседневными бытовыми заботами: здесь сушится бельё, там ребятня гоняет мяч, в спасительной тени молодежь играет в нарды.

Знойное дыхание Узбекистана (часть1)

Достойны внимания: пятничная Джума-мечеть, потолок которой поддерживается 212-тью деревянными резными колоннами X—XVI вв., дворец Аллакули-Хана — Таш-Хаули. В последнем все выходящие во дворики айваны богато декорированы: майоликовая облицовка покрывает стены, резьба — деревянные колонны и их мраморные базы, росписи — деревянные потолки.

В одном из айванов нас напоили вкусным чаем с восточными сладостями и небольшой творческий семейный коллектив познакомил нас с пением, музыкой, танцами и национальными костюмами Хорезмской области. Мы были тронуты до глубины души непередаваемой энергетикой, исходящей от артистов!!!!

Знойное дыхание Узбекистана (часть1)

Если войти в город-крепость через восточные ворота Палван-Дарваза, то минуя короткую узкую улочку, на которой и по сей день идет бойкая торговля (сувенирный ряд), мы выйдем к минарету Кальта-Минор. Так как заказчика Муххамад Амин-хана убили в военном походе, минарет остался недостроеным — 29 метров высотой (ранее планировалось возвести 80-ти метровый минарет). Минарет орнаментирован поясами геометрических узоров из цветного кирпича. В лучах закатного солнца он смотрится особенно величественно.

Знойное дыхание Узбекистана (часть1)

В 1910 г. Ислам-Ходжой был построен самый высокий в Хиве минарет (около 50 м), господствующий над всеми постройками Ичан-Калы. Около минарета сооружено небольшое здание медресе и мечеть. Минарет облицован специальным лекальным кирпичом, чередующимся с поясами многоцветной майолики.

Знойное дыхание Узбекистана (часть1)

Кстати, наверху минарета находится небольшая смотровая площадка, откуда открывается панорама старого города.

Очень рекомендую остановиться в гостинице Малика-Хейвак. Она расположена в самом сердце Ичан-Калы. Если повезет, то окна в номере будут выходить на этот празднично оформленный минарет. В высокий сезон цены на гостиничные номера 50–60 $ в сутки. На территории гостиницы имеется уютный открытый ресторан с топчанами, завешенными балдахинами. Однако кухня очень проста и ограниченна в выборе (что в целом свойственно Хиве): овощи (огурцы, помидоры), самса с зеленью и сыром, лагман, шашлык, лепешка из тандыра, чай.

Чем же интересна Хива? В экспозиции музеев Ичан-Калы представлены уникальные образцы резного дерева, чеканки, ювелирного искусства и оружия, поливной керамики. Особое место занимают тканые и ковровые изделия, традиционная одежда, предметы из кожи и др.

Знойное дыхание Узбекистана (часть1)

В качестве сувениров можно рассматривать резные деревянные изделия (разделочные кухонные доски из вяза, подставки под книги), традиционные серебряные женские серьги (ювелирные украшения, переплавляемые мастерами из николаевского серебра), акварельные миниатюрки и керамику, национальные меховые шапки из барана (чугурма), жилеты из каракуля и чапаны (стеганные национальные мужские халаты). Одно из самых традиционных занятий узбечек — вышивка и ткачество, поэтому повсеместно можно встретить расшитые цветными узорами покрывала — сюзане и ручной работы ковры различных расцветок и размеров.

Самое сильное впечатление охватывает вечером, прогуливаясь по пандусу стены под яркими звездами на темном небе. В отверстия бойниц можно разглядеть огни распростертого за пределами крепостных стен ночного города. А вечером, на площади у древних стен медресе вас ждут удобные топчаны с одурманивающим кальяном, тишиной, которую нарушают только шорох крыльев летучих мышей, шныряющих туда-сюда, и вдалеке раздающийся с минарета протяжное пение муэдзина, зазывающего мусульман на вечернюю молитву. Постройки крепости освещены в ночное время разноцветными огнями, так что не поленитесь прогуляться по слабо освещенным улочкам. Тяжелые резные двери с кованными ручками и узкие каменные лестницы, ведущие в темноту, будоражат воображение.

Знойное дыхание Узбекистана (часть1)

В общем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Приезжайте в Хиву и она не оставит Вас равнодушными!

Переезд Хива-Бухара (02.05.2011 г.).

За все время нашего путешествия это был самый продолжительный, сложный и утомительный переезд. Пустыню Кызылкум, разделяющую два древних города, возможно преодолеть только автотранспортом.

Длина пути составляет 475 км.

Знойное дыхание Узбекистана (часть1)

А если к этому добавить бездорожье, бесконечную тряску, за окошком безлюдную пустыню, клубы пыли и изнуряющую жару, удовольствие малоприятное. Спасала отличная компания, веселые и уморительные истории (о чем только не переговорили за 8 часов пути), кондиционер в микроавтобусе и приличный запас горячительного из Duty Free.

За время коротких остановок мы успели познакомиться со скудной (но все-таки имеющей место быть) флорой и фауной полупустыни. Это и высокие «деревца» ферулы, и розоватые кусты гребенщика, и саксаул, стелящийся по песку.

Знойное дыхание Узбекистана (часть1)

При пересечении главной водной артерии Узбекистана Аму-Дарьи нам пришлось выйти из микроавтобуса и пешком под палящим солнцем преодолеть понтонный мост. В мутной воде стояли пришвартованные проржавевшие катерки, а попутно с нами, обдав облаком пыли, протарахтел голубой запорожец…Ощущение ностальгии по прошлому накрыло вмиг!

Знойное дыхание Узбекистана (часть1)

Жара стояла тридцатиградусная, все живое стремилось к воде. Только мохнатым среднеазиатским осликам было все нипочем!

Знойное дыхание Узбекистана (часть1)

Бухара и очарованные странники (03.-04.05.2011 г.).

В Бухаре нас ожидало много интересных встреч, радушный прием представителей туристической фирмы, замечательная экскурсовод Джиля с захватывающими рассказами об истории города, традициях и обычаях узбекcкого народа, гастрономический экстаз на вечере узбекского плова в гостях у шеф-повара ресторана, а также многообразие архитектурных форм, красочное шоу национального танца и колоритные лица горожан. Пожалуй, от Бухары осталось самое яркое и теплое впечатление от поездки, даже несмотря на непревзойденную сокровищницу мира — Самарканд.

Знойное дыхание Узбекистана (часть1)

Уютная двухэтажная гостиница «Малика» располагалась в самом центре города. Рядом много небольших ресторанчиков, кафешек, в гостинице по соседству неплохая дискотека. По приезду отужинали в ресторанчике по совету девушки с ресепшен нашего отеля. Поскольку ресторанчик располагался на крыше трехэтажного здания, прямо с топчана открывалась изумительная панорама вечернего города в ярких огнях. Запомнился он нам еще и нерасторопным официантом и супом с фрикадЭлкой!:-)))

Бухара — город более 200-ста торговых кварталов. От XVI века в Бухаре сохранилось несколько торговых построек, не потерявших своего первоначального назначения и по сей день. Это «таки» — купольные постройки на пересечениях улиц: Таки-Заргарон (купол ювелиров), Таки-Тильпак-Фуршон (купол продавцов головных уборов), Таки-Саррафон (купол менял). На крытых улочках, протяженностью до 2 км, до сих пор «кипит» бойкая торговля антиквариатом, шелками, ткаными коврами, чеканкой и пр.

Знойное дыхание Узбекистана (часть1)

Из Бухары в качестве сувениров можно привезти шелковые тканые бухарские ковры, платки и палантины из дикого шелка, серебряные украшения с природными камнями и совершенно необыкновенные миниатюры, исполненные акварелью, детям — театральных кукол в национальных костюмах.

…Яркое солнце слепит глаза, Джиля ведет нас по извилистым узким улочкам Бухары — некогда столицы Бухарского ханства, включающего в себя и территорию современного Таджикистана. В городе до сих пор распространено два языка: узбекский и таджикский. Памятники архитектуры отличается от Хивы почти полным отсутствием во внешней отделке майолики и мозаики. Дома выполнены из жженого глиняного кирпича на верблюжьей колючке.

Знойное дыхание Узбекистана (часть1)

На углу одной из центральных улочек находится замечательный музей узбекской театральной перчаточной куклы. Перед посещением экспозиции Джиля читает нам замечательные стихи О.Хаяма:

Мы послушные куклы в руках у Творца,

И сказано это не ради словца,

Нас по сцене Всевышний по ниточке водит

И пихает в сундук доведя до конца…

Хозяин музея подробно и с большим удовольствием рассказывает все этапы изготовления традиционной куклы. Тут и герои узбекского эпоса, и персонажи восточных сказок. Говорит, что мы обязательно найдем куклу, похожую как две капли воды на кого-нибудь из нашей группы. И действительно, мы наши 100% сходство «петрушки» с нашим Сашей.

Знойное дыхание Узбекистана (часть1)

На улице мгновенно бросается в глаза трудолюбие и усердие узбеков. Поражает рвение и тщательность, с которым женщины под палящим солнцем в одной руке с зонтиком натирают «до блеска» мокрыми тряпками мостовые. Ощущение повсеместной генеральной уборки! Джиля поведала, что в былые времена существовало суровое наказание в 32 палки тому, кто не держал в чистоте свой двор!!!

Трудно кратко перечислить все исторические памятники Бухары, но отдельные из них заслуживают особого внимания. Обязательно следует посетить ансамбль Ляби-Хауз с тенистым прудом, сквером, утопающим в фиалках, и медресе Нодир Диван Беги (16 век), где по вечерам проводится шоу национального танца и показ мод народных дизайнеров, мечеть Магоки Аттори 12 века, уцелевшую после набега Чингисхана, минарет Калян (1127 г.) — символ Бухары, на протяжении веков служивший маяком для караванов в пустыне, мавзолей Саманидов (конец 9 века) — жемчужину архитектуры Средней Азии, и необычную черырёхкупольную мечеть Чор-Минор. Для ознакомления с историей династии бухарских эмиров, необходимо посетить крепость Арк, где проводились казни неверных, жестокость которых описал в своём произведении «Бухарские палачи» С.Айни, и наведаться в летний дворец последнего эмира Бухары Саид Алимхана, свергнутого Советской властью, где павлины сидят на деревьях, грациозно свесив свои шикарные хвосты, а сад утопает в розах…

Знойное дыхание Узбекистана (часть1)

В последний вечер, проведенный в Бухаре, у нас состоялся мастер — класс по приготовлению настоящего узбекского плова.

Вот так вкусно и интересно мы провели время в Бухаре. Сытые и довольные мы дружной компанией отправились к себе в гостиницу. Разноцветными огнями, словно новогодними гирляндами, были освещены улочки. Тишина вокруг настраивала на умиротворенный лад и перед тем как лечь спать в предвкушении завтрашнего переезда в долгожданный Самарканд, мы свернули на площадь к медресе Улугбека, посидели в тишине на ступеньках, подумали о вечном, и, напоследок, зашли попрощаться с «Каляном», застывшим темным силуэтом в лунном свете. До свидания, чудный город!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ,,,

(В отчете использованы собственные фотографии и фотографии путешествующих со мной друзей, которые любезно поделились со мной частичкой своего взгляда на эту сказочную страну)))