Redcat
Анатолий Наточин Пользователь — был вчера 22:37

Мой белый город...

15 ноября 2013 г. 14:40 Кишинёв — Молдавия Май 2011
45 24

«Мой белый город…"

Странное ощущение не покидает меня: как можно рассказать о самом любимом городе в моей жизни при том, что нет в этом городе почти ничего выдающегося, исторического, архитектурного, а ближе и роднее нет ничего? Ну, то есть «высосать из пальца» многовековую историю, ссылку Пушкина в эти края, еще какие-нибудь забавности можно, но разве только поэтому город становится интересен, разве только этим можно привлечь туриста? А может надо просто рассказать о моем восприятии, о моей истории этого города, о моих архитектурных и прочих красотах, без которых не представляю себе этого города, Кишинева….?

Сразу должен сказать, что Кишинев моего детства, мои «родимые пятна» этого города и сегодняшние «отметины» — суть разные вещи, всё уже не так, всё здорово изменилось. Да и воспринимаются мной совершенно иначе. Я совершенно не намерен по-стариковски брюзжать, дежурно говорить «а вот в наше время», осуждать. Во-первых, потому что былого не вернуть, да и не нужно никому. Во-вторых, были всем этим изменениям исторические и культурологические предпосылки, а против этого никак не попрешь. Ну, и в главных, третьих, я сам изменился, иначе мир воспринимаю, окружающую действительность, способен уже что-то сопоставить, исчезла категоричность в суждениях (что, кстати, далеко не со всеми с возрастом бывает, скорее наоборот), пытаюсь анализировать и находить объяснения происходящему. Не всегда, конечно, получается, но, по крайней мере, стараюсь.

Мы уехали из Кишинева в 1992-м, но я часто туда ездил, находя для этих поездок массу причин, зачастую надуманных, только чтобы прислониться к родным камням. Ужасно болезненно воспринимал изменения, атмосферу, дух города, до физической боли. И только в последнюю поездку пару лет назад вдруг осознал, что … ничего не болит, что воспринимаю город абсолютно спокойно, как турист, даже как абсолютно нейтральный зритель, стал подмечать какие-то новые детали, что мне понравились, переболело, в общем. Несколько раз пытался эти свои ощущения на бумагу переложить, но никак не получалось. То ли духу не хватало, то ли ранка еще свежая была, а может просто был не готов спокойно разложить все по полочкам. Не знаю что сейчас получится, но попробую…

Мой Кишинев начался с конца пятидесятых прошлого века (ого, самого эти цифирки пугают!), когда вроде бы как начал себя осознавать. Нет, разумеется, я не понимал еще окружающую действительность, картинки вокруг хоть и казались мне огромными, но, на самом деле, были только малюсенькими фрагментами, частью мозаики, которую еще предстояло сложить. Наш двор, наша улица с булыжной мостовой и изредка грохочущими по ней грузовиками, огромные деревья шелковицы, плодами которой, весь перемазавшись, можно было полакомиться, но в основном их топтали прохожие на тротуаре, оставляя грязные темно-фиолетовые пятна. Запахи, которые для меня главное в ощущении Кишинева. Да, вот так, как ни странно…. Про них я попробую рассказать чуть позже, а сейчас…

1

В мае 2008 года приехали мы с Наташей в Кишинев по очень важному поводу: мой очень близкий друг решил в 45 лет первый раз жениться! Этот аттракцион пропустить было нельзя и, несмотря на то, что сразу по возвращении в Москву я ложился в больницу на операцию, мы помчались в «родные пенаты» пропивать друга. Часиков в 9 утра я вышел из гостиницы на улицу просто перекурить. Вдохнул утреннего свежего майского воздуха и… потекли слезы, самопроизвольно, от нахлынувших чувств. Это был тот самый детский запах кишиневского весеннего утра, когда в городе буйно цветет все и букет запахов просто умопомрачительный! Аж руки затряслись…

Еще раз такие почти чувства испытал в Германии у своего друга, что живет в небольшой деревушке рядом с лесом. Тоже утром вышел и … показалось, что я сейчас в Кишиневе, и показалось, что вот здесь смог бы жить… Но ненадолго, уж очень немецкий «орднунг» отрезвляет и так не похож на наше разгильдяйство, что считаю в данном случае абсолютным комплиментом нам.

Город очень многие годы был фантастически озеленён, прежде всего старый центр. В мои детские годы транспорта на улицах было еще не так много, потому проезжая часть была не широка и вдоль дорог везде была масса деревьев. Для довольно жаркого летом Кишинева это было очевидным спасением, микроклимат был удивительный. Такие же были и дворы в старом городе, везде масса акации, фруктовые деревья, вьющийся виноград над террасами или в виде искусственных навесов над дворовыми столами. Кроме чудесного воздуха это все создавало бесконечно уютную атмосферу, домашность, расслабленность и благодушие. Все-таки человеческая атмосфера среди соседей по «двору на земле» и двору в многоэтажках — две большие разницы, как говаривали в Одессе. А старый Кишинев и был прежде всего большой двор на земле. Это только в начале шестидесятых началось массовое строительство жилых микрорайонов, а до этого весь Кишинев был очень зеленый и одноэтажный. Только центральная улица Ленина напоминала столичность своими для Кишинева очень монументальными многоэтажными (а всего-то 4–5 этажей) домами, построенными, кстати, немецкими военнопленными после войны. Но и этот проспект, как он правильно назывался, всегда был очень зелен, в самом центре было два самых популярных и любимым парка для гуляний и все вместе это было удивительно органично и целостно.

А еще в начале пятидесятых под руководством «незабвенного» Леонида Ильича, что был в те годы руководителем республики, было построено абсолютно культовое для кишиневцев место — Комсомольское озеро с чудесным парком вокруг, увеселительными и развлекательными сооружениями, кафешечками и забегаловками, катанием по озеру на лодках, летним открытым театром, который позже назвали Зеленым. Не было наверняка в Кишиневе семьи, что по выходным всем составом не выходили на променад на Комсомольское озеро, не спускались по Каскадной лестнице, не прогуливались по аллеям парка, не заходили куда-нибудь поесть мороженое, не сидели в летнем театре на каком-нибудь импровизированном концерте. А еще этот парк был излюбленным местом всех прогульщиков из близлежащих школ и ВУЗов. Сколько ж дней и часов мы пропадали там!!! Наши «университеты» были именно в этом парке…

1

(Печальна судьба этого культового места. В середине нулевых местное руководство решило почистить дно озера и спустило воду. Не буду вдаваться в подробности происшедшего, правда у всех своя и очень разная, но озеро не почистили, воду не залили, все, что было вокруг разрушилось естественно и «заботливыми» руками вандалов, парк погиб. Злые языки утверждают, что сделано это было сознательно, чтобы расчистить место в центре города под коттеджное строительство. Мне это, честно говоря, «по барабану», «за державу обидно»…)

2

Как выглядела Каскадная лестница.

1

Вот так это выглядит сегодня, между деревьями дно того озера…

Впрочем, как подсказал мне мой тоже бывший кишиневец, воду, наконец, залили, даже немного набережные привели в порядок, но далеко не все и лестницы пока не трогали. Выглядит сегодня это так (фото заимствованы).

1
1
1
3
1

А та самая улица Ленина, что, на самом деле, проспект, а при царском режиме Александровская, а ныне Штефана чел Маре, была главным кишиневским «Бродвеем», как улица Горького в Москве в приснопамятные. Здесь в теплое время года по вечерам народ также семьями выходил на прогулку. То тут, то там встречали знакомых, «кучковались», узнавали новости, обсуждали дела, рассказывали последние анекдоты… И обязательно заходили в легендарный парк Пушкина, побродить по аллее писателей, дойти до фонтана, «покатать» маленьких детей на легендарных мраморных львах, спины которых до блеска отшлифованы попами практически каждого урожденного в Кишиневе ребенка.

2

И здесь в те времена была летняя открытая эстрада, на которой по выходным обязательно проходили бесплатные концерты, в основном симфонические. А еще там был небольшой мемориал воинам, павшим в годы Отечественной войны с реальными захоронениями… На излете 80-х в угоду местным националистам захоронения перенесли на городской мемориал…. А еще в те времена в этом парке была аллея, посаженная знаменитыми гостями города от всевозможных первых секретарей компартий республик и дружественных стран до первых космонавтов, во главе с Юрием Гагариным. Под каждым деревом была табличка, на которой было написано кто посадил это дерево. Как вы может быть догадываетесь, этих табличек уже тоже нет….

А с Юрием Гагариным была забавная встреча у моего тестя. Буквально рядом с парком Пушкина была гостевая государственная резиденция, где проживали заезжие знаменитости в Кишиневе. Путь моего тестя со службы, а был он военным, домой всегда проходил через парк, дальше он шел мимо резиденции и через квартал был дома. И вот в один прекрасный летний вечер, проходя мимо «гостевого дома», прямо на него выскочил сам «первый космонавт мира»! Был он, надо сказать, «подшофе» и душа его, видимо, требовала продолжения. «О, капитан, пойдем выпьем!»,- закричал Юрий Алексеевич. И вряд ли ему или моему тестю помешала бы выскочившая охрана… Но тут «бедный капитан» стушевался и, отказавшись, быстро ретировался… Мы долго его потом «пытали», чего же он отказался то, такой случай в жизни. Растерялся, говорил.

2

Вот там, с правой стороны когда-то была эта самая резиденция…

И чтобы уж совсем про наш любимый парк закончить — история из личной жизни. Был и есть до сих пор в том парке огромный многоствольный разлапистый дуб. А под ним скамейка… Легендарная для нас с Наташей скамейка. Именно на ней под этим дубом при случайной встрече в начале 70-х мы оба потеряли стипендию за весь первый семестр нашей учебы в институтах, причем каждый в своем. Мы так заговорились, что не пошли на общегородское мероприятие на стадионе «Динамо» — «День первокурсника», за что нас стипендии и лишили…

Как вы, наверное, догадываетесь, мы были дети старого центра. Состоял этот центр из двух абсолютно разных частей: верхней, выше улицы Ленина, относительно цивильной, чистой, с некоторым количеством очень достойных особняков, которые сохранились еще с дореволюционных времен и нижней, Магалы, как ее назвали в просторечье, с корявыми улочками, полуразрушенными домами, достаточно запущенными дворами, куда вечером ходить было небезопасно. Но это «небезопасно» касалось только нас, пацанов, потому что просто можно было нарваться на компанию «нижних» и получить «в тыковку» только потому, что ты из верхних. А вообще то, город был для жизни абсолютно безопасный. Недаром двери в квартиры почти никогда не закрывались, ни днем, ни ночью, разве что прикрывались, «шоб не дуло».

Вот эта атмосфера старых дворов, принадлежащих нам, детворе, крыши и сарайчики — места постоянных игр, постоянное перемещение из одного двора в другой — как «заноза» в сердце, щемящая и ужасно ностальгическая. Наверняка у каждого нормального человека есть подобные детские воспоминания, но далеко не у всех были ТАКИЕ «вкусные» и удобные во всех отношениях условия. Ну, как, скажите мне, можно получать кайф во дворах колодцах многоэтажных этажерок? Зато какие прятки или казаки-разбойники получались у нас в наших закоулках! Я уж не говорю о том как росла «мелкота» в этих зеленых двориках на земле! Наша дочка практически выросла на улице, с рождения в коляске спала только на воздухе. Никакая дача не нужна.

2

Уличный тощильщик, а слева маленькая Наташка… и внук того самого врача, о котором дальше.

Справедливости ради надо сказать, что в «старом» Кишиневе сохранились еще такие дворы, одно плохо — состояние их удручающее в основной своей массе. Годы перемен не только сказались на материальном положении, но и на «кадровом» составе местных жителей. Огромная, если не большая часть коренных жителей этих дворов исчезла, большинство уехало, старики уходят естественным путем. Их место занимает новый «контингент», в основном это бывшее сельское население со своим очень не городским укладом жизни. Казалось бы, люди с земли, должны уметь и хотеть сохранить этот оазис, живую и естественную среду обитания. Ан, нет, все совсем не так.

Самый удивительный и характерный пример — Наташин двор, где их семья жила с 1944 года. До войны весь это дворик в самом центре города принадлежал очень известному хирургу. Сам дом состоял из квартиры семьи врача, которая занимала не очень много места, а все остальные помещения были его кабинетом, операционной и палатами для выхаживания больных. Почти как в «Собачьем сердце» у профессора Преображенского, только на земле.

Сам двор был по-своему уникален. Кроме обычных и привычных для этих мест фруктовых деревьев, сирени, всяко-разных кустов в этом садике росла пара уникальных австралийских туй, которые неведомым путем завезли еще в начале двадцатого века и которые удивительным образом прижились в этом дворе. Из года в год сотрудники кишиневского Ботанического сада собирали семена этих туй и пытались высадить их у себя, но так ничего и не получилось, вот только в этом дворике они росли и всё тут. А еще в этом дворике был свой хоть и маленький, но настоящий фонтан.

После освобождения Кишинева от немцев в 44-м в этот дом начали заселяться случайные люди, разделяя на отдельные комнатки, квартирки. Так в этот двор попала Наташина мама с бабушкой, они пришли в город вместе с войсками. А выбрала она этот дом не потому, что не было других вариантов, она могла занять любое помещение, у нее разнарядка служебная была, а потому что в этом доме оказались не выбитые стекла в окнах и целая печка…

Потом из эвакуации вернулась семья хозяина-врача, им удалось отсудить небольшую свою квартирку. В восьмидесятые в этом доме было восемь квартир и семей, соответственно. Но все дружно сохраняли дом, двор, следили за всеми насаждениями. В этом дворе, возможно благодаря туям, да большой сосне всегда был удивительный воздух. Даже в самую летнюю жару было относительно прохладно, всегда все в тени. Дорожки во дворе были сделаны из битой черепицы, никакого асфальта, все естественно, на земле. Был столик со скамейками для посиделок, летом ставили теннисный стол, а вокруг клумбы с цветами….

В начале 90-х народ стал разъезжаться, кто куда мог. Мы забрали Наташиных родителей к себе в Москву, дети и внук с правнуками того самого старого врача уехали в Штаты. А дом со двором купил относительно молодой врач-молдаванин, который решил сделать там свою клинику. Вот так круг замкнулся…

Когда в 2000 году мы с Наташей, которая с самого отъезда из Кишинева в 92-м не была на родине, зашли в то, что осталось от этого двора, случилась форменная истерика. Не от ностальгических воспоминаний, от обиды, боли… Двор был заасфальтирован, половина насаждений вырублена, а вместо них чьи-то гаражи. На огромной веранде, где в колясках выросли все дети этого двора, где в шестидесятые собирались все соседи со стульями и смотрели первый появившийся в доме телевизор, возвышалась какая-то уродливая пристройка, уничтожившая весь ансамбль дома…. Туи не тронули, но только потому, что стоит табличка, что они охраняются государством….

Таких историй про современный Кишинев масса. Город действительно стал другой, даже не перестройками, изменившими облик, а … людьми вокруг. Точнее основной массой этих людей. Я буду совсем несправедлив, если скажу, что никого не осталось. Есть, есть еще старые кишиневцы. Еще слышна специфическая кишиневская речь с очень даже уловимым южным, а скорее еврейским акцентом. Еще собираются старики в парке Пушкина или в сквере у гостиницы «Молдова» «побазарить за жизнь». Но в основном вокруг уже другие лица, другой язык, другая жизнь.

А город меняется, строится, что-то новое вполне себе даже достойно. И пускай мне эти изменения не совсем по душе, я понимаю, что город жив, значит мои «родимые пятна» так или иначе сохраняться и я всегда, когда уж больно грустно на душе станет, смогу поехать к ним и прислониться…

Российское посольство, новое здание.

ПыСы. Очень давно в 1971 году я учился в 10 классе и писали мы так называемое полугодовое «роновское» сочинение. Темы по программе были очень противные, а свободная была: «Мой Кишинев, город родной…», какой-то юбилей города намечался. С воображением у меня всегда было не очень, а вот с сообразительностью… Написал я про «родной» город. в стихах. Не рискну сейчас приводить здесь этот бред и ужасающее графоманство, но лет двадцать назад редактор одного уважаемого литературного журнала долго не верил мне, что это написал 16-летний мальчишка, да еще в первый и последний раз в жизни. Получил я за эту наглость заслуженную тройку. Вот второй раз в жизни про любимый Кишинев написал…. Круг замкнулся и здесь.

ПыПыСы. Почему песня Евгения Доги «Мой белый город — ты цветок из камня» так называлась и стала гимном Кишинева? Я рассказывал о центральной улице города, отстроенной немцами после войны. Все эти дома были сделаны из местного материала, который называется «котелец». Это вырезанные в известняковых карьерах камни довольно большого размера, из которых, как и кирпичной кладкой, собирались стены домов. В свежем состоянии они яркого белого цвета. Но известняк, как известно, штука довольно пористая и со временем цвет меняется в грязно-серый. Время от времени в Кишиневе чистят дома на проспекте теперь уже Штефана чел Маре (Штефан Великий, господарь Молдовы, одна из значимых исторических фигур) и город опять становится белым…

А карьеры известняковые находятся рядом с Кишиневом в местечке Крикова, известному всем любителям молдавского вина именно Криковскими подвалами и криковским шампанским, где хранятся и выдерживаются огромные запасы виноматериалов, где организовано производство «классического» шампанского, одного из трех в бывшем Советском Союзе. Эти самые «подвалы», а точнее штольни, и есть выработки известняковых карьеров, их в Крикова больше 140 километров. Есть широкие, как проспекты, где два грузовика свободно разъезжаются, есть совсем узкие, где пара человек с трудом протиснется, есть улицы «Шардоне» или «Рислинга». Главное достоинство этих подвалов — постоянная температура в районе 13–14 градусов…

1

Вот так три года выдерживают классическое шампанское.

1

Дегустация.

После дегустации.

1

Хранилище раритетов.

ПыПыПыСы. А чего ж вы меня не спрашиваете: стоит ли ехать в Кишинев? Стоит и обязательно! Лучшее время — конец апреля — начало мая, когда все цветет, все свежее, сказочное время. А еще очень неплохо в сентябре: масса фруктов, настоящих, местных, новый виноград и, скорее всего, без нитратов, на них просто денег нет. А еще появляется молодое вино и в бочках из-под кваса продают свежий виноградный сок, который называется муст. Вкуснятина!

1

И подразнить: Любимые мититеи и мамалыга с брынзой Обязательно езжайте в Кишинев!!!

Частные гиды
в Кишинёве

Бронирование отелей
в Кишинёве

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
x

Комментарии

Galina_Bogatyreva
+3
15 ноября 2013 г. 16:22
Становлюсь Вашей фанаткой
Redcat
+1
15 ноября 2013 г. 16:50

Вот здорово то как!!!!
Ulysses
+1
15 ноября 2013 г. 16:25
Хорошо очень, Анатолий. Как же трудно, наверное, писать про родной город, про себя, по сути. Вам удалось. Я был в Кишиневе однажды только - году в 1981-82, кажется. Мало что помню, по правде говоря, но сохранившееся ощущение похоже на то, что описываете Вы. Может, тут и мои совсем детские впечатления наслоились от почти забытого родного Ташкента - в чем-то очень похожего. Спасибо.
Redcat
+1
15 ноября 2013 г. 16:54
Спасибо, Григорий! Кстати, про Ташкент. Знакомый нам с Вами Uzman, тоже урожденный в Ташкенте, на этот рассказ написал огромный коммент и именно про родной ему Ташкент, сравнивая с моим Кишиневом. Видимо действительно они в чем были похожи....
milochka
16 ноября 2013 г. 9:00
Redcat писал 15 ноября 2013 г. 16:54
Видимо действительно они в чем были похожи....

Действительно,есть что то общее!Вернее,было.
Сейчас города меняются,и сильно.
Redcat писал 15 ноября 2013 г. 16:54
Uzman, тоже урожденный в Ташкенте, на этот рассказ написал огромный коммент

А где можно это почитать?Очень интересно,ведь Ташкент и мой город.
Redcat
+1
16 ноября 2013 г. 12:29
На самом деле, это был скорее даже ответ на мое предложение "зафрендиться" на сайте, потому переплелись его воспоминания о своем в параллелях с моими. Правда было еще мое интервью для того сайта, довольно большое и подробное. Выглядело это так:

"В «моем белом городе», Вы пишите - Вот так круг замкнулся… Я, когда прочитал Ваше интервью, просто «бросился», Вам писать, познакомиться, вернее, что бы Вы со мною познакомились, поскольку после интервью, я с Вами, как бы, уже знаком, заочно. Но как говорится, «с этим надо переспать!» Мало ли кому, чего хочется про себя написать! А тебя просили?! Ну, вот теперь, просили. Круг замкнулся. Сколько себя помню, зовут меня....... Понятно, что не об этом я рвался написать, Я родился и вырос в городе…………( Ну, ниже можете и не читать, это все ваше, я только Кишинев убрал, зато больше убрать нечего, ну может только названия двух парков поменять! На парк Горького и парк Тельмана, а так все один в один, и Комсомольское озеро у нас в тридцатых годах построили, комсомольцы. Город очень многие годы был фантастически озеленён, прежде всего старый центр. В мои детские годы транспорта на улицах было еще не так много, потому проезжая часть была не широка и вдоль дорог везде была масса деревьев. Для довольно жаркого летом ………………….. это было очевидным спасением, микроклимат был удивительный. Такие же были и дворы в старом городе, везде масса акации, фруктовые деревья, вьющийся виноград над террасами или в виде искусственных навесов над дворовыми столами. Кроме чудесного воздуха это все создавало бесконечно уютную атмосферу, домашность, расслабленность и благодушие. Комсомольское озеро с чудесным парком вокруг, увеселительными и развлекательными сооружениями, кафешечками и забегаловками, катанием по озеру на лодках, летним открытым театром, который позже назвали Зеленым. А старый………………. и был прежде всего большой двор на земле. Это только в начале шестидесятых началось массовое строительство жилых микрорайонов, а до этого весь Кишинев был очень зеленый и одноэтажный. Только центральная улица Ленина напоминала столичность своими для ……………….. очень монументальными многоэтажными (а всего-то 4-5 этажей) домами, построенными, кстати, немецкими военнопленными после войны. Но и этот проспект, как он правильно назывался, всегда был очень зелен, в самом центре было два самых популярных и любимым парка для гуляний и все вместе это было удивительно органично и целостно. Едем дальше, В детстве, лет в пять, у меня был такой же трехколесный велосипед, темно зеленого цвета, который легко переделывался в двухколесный. Только ось заднюю заменить! И в наш двор приходил точильщик ножей, дядя Яша, и нам, пацанам, затачивал ножички бесплатно, игра тогда популярная была – в ножички. Да, еще, и я ел абрикосовое варенье из тазика, и еще пенки с вишневого! Ну и гулять, так гулять! Родители мои познакомились в Ташкенте, куда попали в эвакуацию из Питера и Москвы. И где позже родился я. Ах да, позже Вас, ровно на девять дней! Ну и так, до кучи, старший сын у меня, тоже Шеф – повар. Только в Москве. Вот, Вы, теперь сами, как думаете, не просто так, ведь захотелось написать, Процент совпадений для случайности немного высок, Вы не считаете? Но и «собачья кличка» - ник, Усман, мне тоже дорог, я ее в «Зареченске» (Кабуле) почти тридцать лет назад получил. А 56, в прошлом году очень удобно было и возраст и год рождения. Теперь, правда, только год рождения! Поскольку мы с Вами и ровесники, и козероги, к нашей компании, так, если что, еще Иисус Иосифович примкнул. Впечатления то жизни примерно схожи и насчет тепла, которого тут не хватает во вселенском масштабе! И насчет лени, я вот иногда, даже лениться ленюсь! Но при этом, как вы сказали «колеса изобретаю» нет, нет. Ну а если и есть «вибрации» то небольшие! Я уже двенадцать лет на пенсии, понятно, наверное, почему. А вот «выездным стал только пять лет как, форма закончилась, вот тут то мы с женой и дорвались! По первости, по два раза в год и в Испанию и в Марокко, потом старались за одну поездку две страны «охватить», но, как не охватывай а все равно еще много остается! Как однажды сформулировал Роберт Вуд «банан велик, но кожура все равно больше!» Я в центре в киоске книгу увидел, «Сто мест, которые Вам надо ОБЯЗАТЕЛЬНО посетить» уже не успеваю, даже трети то ста! Обидно ДАаааа?! Так, что Анатолий, будем знакомы, Михаил.
milochka
16 ноября 2013 г. 12:41
Сильно!
Спасибо,что дали возможность ознакомиться!

Весной,готовясь к рассказу о Ташкенту я много гуляла по городу и не узнавала его.Город изменился,а я видела его прежним(многое,описанное в послании я ещё застала) и было слегка грустно..
YOphoto
16 ноября 2013 г. 15:13
Сильно! 8о)
Elena_Samuseva
15 ноября 2013 г. 22:14
Ностальгия
Redcat
+1
16 ноября 2013 г. 12:30
Ну, конечно же, а что еще может быть....
YOphoto
+1
16 ноября 2013 г. 7:59
хорошо написано 8о)
Redcat
16 ноября 2013 г. 12:30
это у меня явно лучше получается, чем фотографировать....
YOphoto
+2
16 ноября 2013 г. 12:48
на самом деле фоторгафировать нормально легко научится, ну просто не делать элементарных ошибок и уже будет хорошо. А вот писать - так нельзя. Либо пишется, либо нет.
Gensha
+1
16 ноября 2013 г. 9:28
Интересные воспоминания, изложенные от души!:)
Redcat
16 ноября 2013 г. 12:31
Да, спасибо...
vasilets
16 ноября 2013 г. 13:22
Анатолий, повторно подтверждаю - отличный рассказ-воспоминание о одном городе.
У каждого из нас есть такое место, где мы родились, и куда тянет постоянно. У вас это Кишинев, у меня - Керчь...
Redcat
16 ноября 2013 г. 13:26
Да, Сергей, я помню Ваши керченские записки.....
vasilets
16 ноября 2013 г. 13:38
Redcat писал 16 ноября 2013 г. 13:26
Да, Сергей, я помню Ваши керченские записки.....


Спасибо, Анатолий, что не забыли....)))
ulalana
16 ноября 2013 г. 17:46
Очень сильно, душевно, трогательно... и выразительно... даже без фотографий...
Redcat
+2
17 ноября 2013 г. 12:16
То есть фотки убрать? Шучу...
Спасибо...

ПыСы. Фотографирование не есть моя сильная сторона, они скорее фон, чем иллюстрации.
teona
16 ноября 2013 г. 20:26
Прочитала с огромным интересом и очень душевно написали. А ностальгия.....это я понимаю и очень рада тому, что наша семья так и не уехала из родного города даже тогда, когда у нас были ооочень тяжелые времена. Если будет интересно можете посмотреть небольшой фото-рассказ о моем родном Тбилиси вот здесь https://www.tourister.ru/responses/id_3192
Redcat
+2
17 ноября 2013 г. 12:18
Спасибо, Теона.. Обязательно посмотрю.
У меня есть небольшая серия рассказов о Грузии, в основном Батуми, по объективным причинам туда ездили в свое время, родственники там были. А вот до Тбилиси так ни разу и не доехали, о чем очень сожалению. Вот сейчас дочка туда тянет, но не решусь пока.
teona
+2
17 ноября 2013 г. 15:01
Redcat писал 17 ноября 2013 г. 12:18
Вот сейчас дочка туда тянет, но не решусь пока.
- раз дочка тянет, надо решаться! :)) Уверена, Тбилиси вас очарует! :)
marysar
20 ноября 2013 г. 13:36
Здорово! Вот еще один "душевный стриптиз" Это не ругательство, это ХОРОШО! ДУШЕВНО! Как бы в продолжение моей дискуссии с Артуром (albygan).
Redcat
+1
20 ноября 2013 г. 13:46
Да, стриптиз... А иначе никак не получается. Во-первых, о родном пишу. Во-вторых, холодный путеводитель можно найти везде, а вот эмоции от путешествия или от события - гораздо более ценный толчок к путешествию у читателя.
А как дискуссию поглядеть, где?
Olga185
23 ноября 2013 г. 9:28
Очень здорово: душевно, интересно, образно
Galina_Bogatyreva
Становлюсь Вашей фанаткой - лучше не скажешь
Redcat
+1
26 ноября 2013 г. 15:18
Извините, что сразу не ответил, были проблемы с информированием...
Спасибо!! Даешь фанатов: больше и ... симпатичнее!!!!
Olga185
28 ноября 2013 г. 20:07
Анатолий, Молдавия для россиян без виз?
Redcat
28 ноября 2013 г. 20:48
Да, пока без виз, но с загранпаспортом.
Olga185
1 декабря 2013 г. 18:30
Отлично! Поеду! Весной, как Вы советуете
Doriana
29 ноября 2013 г. 14:22
Так любить Кишинев может лишь тот, кто родился и вырос в нем! Первый раз попала в Кишинев три года назад, это была моя первая поездка заграницу. Первое впечатление - город, утопающий в зелени и пьянящем аромате сирени, вскружил мне голову. В то же время возникло чувство, как будто жизнь здесь остановилась - заброшенный ВДНХ, опустошенное комсомольское озеро. Обязательная программа - центральный рынок. Хоть здесь такие же вкусные фрукты и овощи, как и на одесском «Привозе», но возвращаться сюда мне больше не хотелось. Хаос, узкие проходы между рядами, неприятная спешка продавцов... Но все же признаюсь, что таких вкусных персиков, как в Кишиневе я больше нигде не пробовала. Сегодня Кишинев не туристический город и честно признаюсь, что здесь не так много мест для любознательного путешественника. Очень обидно, что последний очаг русской культуры - Государственный русский драматический театр им. А. П. Чехова хотят закрыть. Но мы будем сюда приезжать, ведь нас здесь всегда ждут родные. И где же мы еще сможем полакомиться вкусными плациндами с тыквой?
Redcat
29 ноября 2013 г. 14:42
Вы меня понимаете, Анна.... Как же обидно на все это смотреть....
Вот в чем категорически не соглашусь, так это про вкусности местных овощей и фруктов. Правда, я давно уже не попадал в разгар сезона, меня поразило, что на базаре (а именно так в Кишиневе называется рынок) завозные фрукты!!!! Турецкие!!! И никогда, даже в минувшие годы, нельзя было сравнить Привоз и кишиневский базар. День и ночь!! Привоз очевидно круче был и вкуснее, мы туда
специально ездили, когда хотелось именно чего-то вкусного.
А про Чеховский театр не слышал, обидно если так....

ПыСы. Не люблю тыкву, а плацинды очень.... Худо, что из родных только папа на местном кладбище, а из друзей почти никого... Но всегда ждут и в гости к нам, а мы к ним ездим...
Doriana
+2
29 ноября 2013 г. 18:24
Простите, но я Алла Все-таки есть одна приятная новость. Благодаря силам кишиневцев ротонда обрела новую жизнь. Молодцы!!!
Redcat
30 ноября 2013 г. 13:18
Извините тысячу раз, недотепу... Конечно, Алла!!!!!
И спасибо за приятную новость про ротонду. Вот как здорово, что меня правят и подсказывают про изменения, да еще в лучшую сторону!
Но я так Вас понял, что ротонду восстановили энтузиасты? Вот эти, на снимке??? Если так, то это даже лучше, если бы занималось этим государство.
Mabuta
+1
4 декабря 2013 г. 18:35
Анатолий, 1000 раз спасибо за это ностальгическое воспоминание! Я помню, когда первый раз прочитала его, эмоции так и зашкаливали))) Вспомнила свое детство в Умани на Украине. Не могу, пойду перечитывать свой коммент, хочу обратно к измазанным раздавленной шелковицей плитке тротуаров узких улочек, утопающих в цветущих липах. Вспоминаю залитый солнцем дворик с выбеленной хатой и лавочку под сочной алычой с непременными старушками в платочках))))
Redcat
4 декабря 2013 г. 20:11
Dmitry_S
8 сентября 2014 г. 15:33
Спасибо за рассказ, очень душевно. Когда люди вот так описывают свои воспоминания о родных местах, это в сто раз интересней любого туристического отзыва :)
Redcat
8 сентября 2014 г. 23:48
У меня как то иначе не получается... спасибо за ответное чувство....
Anna_08
8 января 2015 г. 1:13
Прочитала с удовольствием В Кишиневе первый раз была в 75, последний пожалуй в 91. В Калараше жила тетя, а потом Тирасполь переехал брат. От города остались очень теплые и светлые воспоминания. Бывала там практически каждый год и всегда летом (северяне всегда в отпуск ходить старались летом). Сейчас ехать не хочется, не хочется разочароваться и от этого расстроиться
Redcat
8 января 2015 г. 1:31
Узнать Кишинев сегодня будет сложновато. Другой город стал совсем, причем не только архитектурно. В Калараше не был года с 90-го, как и в Тирасполе. Думаю, что Калараш остался таким же, малюсенький еврейский городок, памятный мне с детства, мама специально ездила летом работать в местный санаторий, чтобы вывезти болезненного ребенка на воздух. Только теперь уже вряд-ли еврейский. А Тирасполь скорее всего тоже изменился, а вот в какую сторону - не представляю себе, хотя вряд-ли в лучшую.
А вообще, ужасно жалко эту страну, этот город, этих людей...
Anna_08
8 января 2015 г. 1:41
В Тирасполе была в 99. Брат там так и живет, скорее выживает. Виделись с ним последние годы у родителей в России. С образованием, неглупой головой, как говорят, без вредных привычек, уже давно не имеет работы, перебивается случайными заработками. Когда была возможность, уехать не захотел, не думал, что все это там надолго. В городе остались одни пенсионеры, остальные на заработках в России и Европе.
Vikus
10 апреля 2015 г. 18:09
Во мне, Анатолий, Вы тоже разбудили ностальгию. Мы тоже жили "на земле", и тротуары были синими от раздавленного тута - белого и черного (у нас так называли шелковицу). "...И в любую погоду пропадали пропадом мы во дворах...". Но я даже туристом не смогу попасть в город своего детства. А он, судя по всему, изменился до неузнаваемости и в погоне за мировой известностью потерял свой неповторимый колорит и дух. А наших домов и наших дворов, судя по снимкам из космоса, уже нет...
Redcat
+1
10 апреля 2015 г. 18:31
У меня как-то симпатично получаются ностальгические воспоминания. Даже (шепотом) книжку написал про семью, свою жизнь, города. Но книжка семейная совсем для близких и друзей. Ностальгииииическая.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.