Турист MiaKo
был 23 мая 2021 13:38

Черногория Август 2013

Предсвадебный медовый месяц

Обычно, медовый месяц бывает после свадьбы, но мы решили нарушить традиции. Рассматривали разные направления для путешествия, но в последний момент попались дешевые билеты в Дубровник (8 тыс. из Москвы) — и выбор был сделан. В Хорватию мы влюбились в прошлом году, когда объехали почти всю страну. И тут возникла идея, а не посмотреть ли нам самый южный фьорд? Так в наш маршрут попала Черногория. А если точнее Бока-Которская бухта. Именно об этой части путешествия я хочу рассказать. Немного о нас:

1. Это наше второе самостоятельное путешествие.

2. Бюджет путешествия 50 тыс на двоих, на две страны, на все про все, ибо впереди свадьба.

3. Перемещение на общественном транспорте, автостопом.

4. Бюджетное жилье в апартаментах, кемпингах. Ночевать под открытым небом в Черногории на нашем маршруте было проблематично.

5. Маршрут не сложный — объехать Боко-Которскую бухту: Херцег-Нови-Зеленика-Каменари-Липси-Рисан-Пераст-Котор-Лепетани-Херцег-Нови, затем вернутся в Хорватию, и отправится на острова.

Пешком по Черногории

День 1. Херцег-Нови.

Из Дубровника до Херцег-Нови можно добраться на автобусе, который ходит 5 раз в день. Мы поехали на самом первом рейсе в 10:00. Стоимость поездки 115 кун, но из Черногории билет почему-то дешевле. Прохождение границы достаточно быстрое и забавное. На Хорватской нас попросили выйти из автобуса и подойти к кабинке паспортного контроля (как на финской). Зато в Черногории — сервис! Пограничник все сделал сам, зашел в автобус, не глядя собрал паспорта, затем вернул их, сунув в руки девушке сидевшей на первом сиденье и мы поехали. Паспорта гуляли по салону в поисках своих хозяев, иногда кто-нибудь махал паспортом: «Джапан!» — в надежде привлечь хозяина. Кстати, штампы ставят строго как попало. Поэтому, при подаче паспорта на обратном пути из Черногории, я с улыбкой показывала, куда ставить штамп. Мою просьбу выполнили и не испортили другие страницы.

Пешком по Черногории

В Херцег-Нови мы прибыли в полдень. Останавливаться в городе не планировали, оставив вещи в камере хранения (стоимость 2 евро), мы спустились в центр. В интернете Херцег-Нови часто называют городом лестниц — это правда. Если вы хотите отдохнуть и вернуться домой с отличной фигурой-то вам в Херцег-Нови. Самое пекло застало нас на главной площади, поэтому мы решили переждать и пообедать. Вокруг было обилие итальянской кухни, хотелось как-то уже попробовать что-то национальное, но все кафешки настойчиво предлагали пиццу и пасту. Итальянский обед обошелся нам в 11 евро. Сэкономить в жару на воде можно благодаря фонтану у церкви, которая находится сразу за часовой башней.

Как и большинство средневековых городов Херцег-Нови был основан как крепость в 14в. Поэтому главные достопримечательности Херцег-Нови, конечно же крепости.

Пешком по Черногории

Только не ожидайте от них чего-то сверх масштабного, крепости очень маленькие, мы были Форте Маре и Канли Кула (вход 2 евро). Они облагорожены, благоустроенны и активно используются под проведение фестивалей и показ фильмов.

Чтобы прикоснуться к средневековому колориту, лучше подняться вверх к забытой цивилизацией крепости Шпаньола. Но мы посетить ее не успели, оставили на обратный путь, а зря. Старый город, хоть и не такой большой как Котор, притягателен своими многочисленными лесенками всевозможных уровней, размеров, направлений, старинными домами в венецианском стиле и, конечно же интересными видами на залив. Пляжный отдых в Херцег-Нови — занятие на любителя)).

Если вам по душе маленькие пляжи забитые лежаками и туристами до упора или бетонные плиты врезающиеся в глубину, облюбованные молодежью и любителями понырять — тогда вам сюда)). Вообще, Черногория, на мой взгляд, это страна не для пляжного отдыха, а скорей для души, для созерцания гор, для тишины и спокойствия.

Вечером, отправились в кемпинг. Он находится в нескольких километрах от города на въезде в поселок Зеленика и, несмотря на усталость, мы решили дойти до него пешком. А заодно проверить, будем ли мы способны вернуться в Херцег-Нови, посмотреть ночную жизнь и побывать на фестивале мидий. К Зеленике, мы подходили уже в сумерках, от похода за мидиями пришлось отказаться, ибо расстояние, после целого дня прогулок по лестницам, умноженное на вес рюкзаков, стало равняться обязательному отдыху перед очередным марш-броском. Вздыхая о не съеденных нами мидиях, (мы еще не знали, что впереди нас ждет мидийная ферма) мы пошли в поселок на поиски еды. Оказалась, что магазины уже не работают, одинокие кафе предлагают в основном ассортимент баров, поэтому увидев пиццерию — раздумывать не стали. Бонусом за отсутствие мидий нам стало бесплатное посещение матча по водному поло, на который мы набрели совершенно случайно, прогуливаясь по набережной.

Пешком по Черногории

Несколько слов о кемпинге. Кемпинг держит очень милая пожилая пара, хозяйку зовут Магдалена. Она очень хорошо относиться к путешественникам, особенно к молодежи, особенно к русским, вместо 15 евро за ночь, с нас взяли 10 и предложили выбрать любое понравившееся место. Кемпинг не большой, но очень милый, ухоженный, тихий, буквально утопает в зелени. Рекомендую.

День 2. Каменари-Липси

Утром, сев в пришедший почти по расписанию рейсовый автобус мы двинулись к переправе Каменари. О транспортом сообщении между городами и поселками в Черногории следует сказать отдельно. Почему-то приходит на память анекдот про сусликов в степи: «Ты их видишь? — Нет! — а они там есть!» — так же и рейсовые автобусы, особенно между маленькими поселками. Их собратьев, следующих по маршруту «Херцег-Нови — Котор» с парой-тройкой остановок в крупных городах — мы конечно же видели, а вот обычных, рейсовых и по расписанию… нет! Допускаю, что нам просто не повезло. Все пять дней. Но, думаю, вам стоит быть готовым к такому же невезению)).

Итак, Каменари.

Пешком по Черногории

Собственно, сама переправа (5 паромов курсируют непрерывно и круглосуточно!) нам была не нужна — это была конечная остановка того самого автобуса. А дальше, если верить местным аборигенам, должен был идти другой автобус, но ни во сколько он идет, ни где он останавливается, трое опрошенных сказать не могли. И мы решили пройтись пешком до следующей остановки. С рюкзаками, с уверенностью похожести Российской и Черногорской политики пассажирских перевозок, мы двинулись в путь…

«Они прошли еще немного, потом еще немного», — а автобуса все не было. Как и остановок. Возможно, остановки в маленьких поселках обозначаются «от этого дерева и до того», никаких построек на своем пути, напоминающих остановку мы не встретили. Поселки остались далеко позади и дорога, т. е. трасса, гостеприимно петляла вокруг горы по берегу моря.

Пешком по Черногории

Началась Жара. Осознав, что автобус видимо на сиесте мы стали экономить воду, потому как ближайших поселков не было видно. В итоге созрел план автостопа. Прежде чем ловить машину, мы все же дошли до самой узкой части Которского залива. Какой бы тяжелой не была дорога, вид на эту красоту того стоил! Будете путешествовать на машине/мотоцикле/велосипеде/пешком — обязательно остановитесь в этом месте. Картина просто потрясающая!

Первой попутной машиной, которую мы остановили, оказался большой дом на колесах, в котором путешествовала пожилая французская пара. С хозяевами чудо-машины поговорить не удалось — они практически не знают английский, а мы французский. Единственное, что выяснили — они из Франции путешествуют по Балканам (язык жестов и бумажная карта выручают в таких случаях замечательно). Так доехали до Липси, где у нас была забронирована комната (50 евро за 2 дня).

Липси — маленький поселок в левой части бухты. Дом, в котором мы жили, был трех этажным особнячком, с зеленым двориком и небольшим пляжем, на бетонных плитах.

Пешком по Черногории

С балкона открывался просто потрясающий вид!

Мы были самой молодой парой, все остальные отдыхающие в основном черногорцы, были пенсионного возраста. Отнеслись к нам как-то настороженно. Думаю, причина во мне — пожилые дамы явно не одобряли мой купальник со стрингами. Вообще, черногорцы в отличии от демократичных хорватов в этом плане достаточно консервативны)). Радушием и приятностью в общении отличался только хозяин. Хозяйская семья (в одном доме живут 4 поколения!) держит небольшую морскую ферму — занимается… разведением мидий и устриц! Килограмм отборных свежевыловленных мидий стоил 2 евро!

Пешком по Черногории

До чего же они были вкусные! Покупали 3–4 кг и устраивали себе ежедневный фестиваль мидий на завтрак, обед и ужин! Думаю, все любители мидий меня поймут — это был рай! Из минусов проживания в этом месте могу отметить отсутствие магазина и автобусной остановки — мы пользовались «стопом». Кстати, подвозили нас путешественники, а не черногорцы.

День 3–4. Рисан-Пераст

Из Липси мы выезжали в Рисан и Пераст. Каждый из этих городов достоин внимания. Пусть не смущает вас их скромные размеры, мне кажется, что они прекрасно подходят для спокойного размеренного отдыха в одном из самых живописных мест Боки Которской.

Рисан очаровывает своим увяданием, которое соседствует с обычной жизнь курортного городка.

Пешком по Черногории

На наш вопрос, почему в Рисане столько заброшенных домов хозяин сказал, что это умирающий город, после землетрясения многие дома были разрушены, жильцы погибли, кто-то перебрался в другое место, не имея денег восстановить дом. Прогуляйтесь вглубь города-все увидите сами: рядом с ухоженной набережной, ресторанчиками и кафе у самой кромки моря, то здесь то там, на старинных улочках возвышаются еще добротные стены или целые особняки с пустыми окнами, внутри которых уже идет другая жизнь, тянутся в небо деревья и травы.

Одна из главных достопримечательностей Рисана — развалины, а точнее полы Римской виллы, с уникальной мозаикой изображающей спящего бога Гипноса.

Стоимость посещения 4 евро, за эти деньги вы получите набор открыток, буклетик о Рисане и рускоговорящего экскурсовода, который расскажет вам об историческом прошлом этого место. Все очень мило и просто. Полученные открытки вы можете отправить родным или самому себе (на набережной Рисана есть почта). Мы так и сделали, написали пожелания в будущее ко дню свадьбы и отправили на родину. Было приятно получить в дождливый осенний день такой привет из солнечной Черногории)).

Пераст — это город-музей под открытым небом.

Пешком по Черногории

Исторических и культурных памятников в Перасте не просто много, а очень много. Если в Рисане складывается ощущение милой провинции, неторопливости, размеренности жизни, то в Перасте уже по-настоящему кипит курортная жизнь. Конечно это не переполненный юг, но после тишины и спокойствия поселков, наличие туристов становится ощутимым. Главная достопримечательность — два маленьких острова.

Госпа од Шкрпела (Мадонна на скале) — уникальный, единственный во всей Адриатике рукотворный остров. И он продолжает расти благодаря усилиям местных жителей, которые каждый год 22 июля на праздник в честь иконы Богородицы привозят на остров новые камни.

Пешком по Черногории

Второй остров — Св. Георгия возник естественным путем и с 12 века принадлежал бенедектинскому абатству.

Монастырь сохранился там и по сей день и туристов на этот остров не пускают. Зато совершить прогулку на остров Госпа од Шкрпела вам будут предлагать повсеместно. Выберите понравившуюся лодку и отправляйтесь! Ценник практически везде одинаков, условия тоже: полчаса пребывания за 10 евро на двоих. С острова открывается отличный вид на Которский залив, Пераст и Рисан. Вход в церковь платный — 1 евро. На острове есть небольшой музей мореплавания.

На мой взгляд, в городе много интересных мест, история самого Пераста очень неоднозначная. Пиратское прошлое постепенно сменилось признанием капитанов Пераста как лучших мореплавателей, многие из которых стали выдающимися адмиралами, преподавателями, путешественниками. В Перасте находилась знаменитая морская школа, в которую ПетрI отправлял учиться будущих гардемаринов. Вся жизнь этого города связана с мореплаванием и судостроением. Побродите по улочкам, поднимитесь на колокольню или в верхнюю часть города, насладитесь тишиной и потрясающим, необыкновенно красивым пейзажем. Вся бухта будет у вас как на ладони.

Вообще, изюминка этих городов — особенность ландшафта который не позволяет им расти.

Пешком по Черногории

У подножия горы приютились три-четыре улицы из домов, построенных в прошлых столетиях. Современных построек практически нет. Вы попадаете в атмосферу Венецианской республики, в эпоху которой сложился их архитектурный облик. Обязательно посидите в ресторанчике на набережной, выберите столик с краю, чтобы у ваших ног плескались волны.

В большинстве ресторанах принимают пластиковые карты, в некоторых есть wi-fi. Кухня в основном средиземноморская, много морепродуктов, но назвать цены дешевыми я не могу. Обед из двух блюд, стакан сока и пива нам обошелся в 1600р. В этом ресторане была очень забавная ситуация. Мне принесли глубокую тарелку, похожую на супницу, в которой красовались мидии, креветки и ракушки.

Пешком по Черногории

Только я собралась отведать все это, как у меня перед глазами стало опускаться белое полотно. Я сначала не поняла в чем дело. Оказывается официант надевал на меня белую салфетку — как слюнявчик для маленьких детей. Так я и обедала на глазах у всей набережной Пераста с нагрудником на шее)).

Еще немного о национальных особенностях транспорта. Автобусов из Пераста до Липси мы не обнаружили. Поймать машину было крайне сложно, широкая обочина у дороги была в противоположном нашему дому направлении. А с нужной стороны над дорогой нависали скалы.

Пешком по Черногории

Мы решили пройти немного вперед, дабы обнаружить какой-нибудь пригодный для стопа участок. В поисках этого участка незаметно дошли до Рисана, и еще час пытлись таки дождаться общественного транспорта. На наше счастье с заправки возвращался хозяин и довез нас до дому.

День 5. Котор

Добравшись на перекладных до Рисана, дождались идущего в Котор автобуса (проезд 4 евро). Дорога идет по берегу залива — виды потрясающие! Котор — самый большой из посещенных нами городов. Оставив вещи на автовокзале (2 евро), через Морские ворота вошли в город-крепость. Крепость огромна! Ее сены окружают весь старый город и холм. Если силы, здоровье и целеустремленность у вас присутствуют, то поднимайтесь сразу же на самый верх — до 10–11 утра тропа будет в тени скалы.

Подъем не простой, может занять от 1,5 до 2, 5 часов, в зависимости от вашей подготовки и желания фотографироваться. Обязательно запаситесь водой! Вход в крепость 3 евро. За эти деньги вас ждет крутая дорога-серпантин, примерно 1300 ступенек, и умопомрачительные виды с высоты птичьего полета.

Пешком по Черногории

Чтобы насладиться Котором, осмотреть все сооружения крепости, а так же достопримечательности старого города — одного дня мало, планируйте 2 дня. Мы всего лишь успели подняться и погулять в крепости, спуститься и погулять по старому городу, минуя музеи, церкви, дворцы.

Забрав вещи и отыскав подходящий автобус, направились в Лепетани к следующему кемпингу. В кемпинг пришли уже в сумерках, он был буквально переполнен фургонами всех мастей. Но ночлег обошелся нам 7, 5 евро вместо 12, видимо вид у нас был совсем замученный.

Утром мы покидали Черногорию, увозив с собой прекрасные воспоминания. Если Хорватия покорила душевностью, радушием людей и чистейшим морем с длинными, уединенными пляжами, то Черногория своими великолепными пейзажами и старыми городами.