Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Каир. Заметки о самостоятельном отдыхе

Каир — Египет Январь 2008

Давно мечтал поглазеть на пирамиду Хеопса и наконец удалось. Поехали с сыном на зимние каникулы. Перед поездкой достаточно тщательно просмотрел аналогичные рассказы, тем не менее хочу рассказать тоже о некоторых тонкостях, которые было бы полезно другим знать, чтобы не наступать на те же грабли, либо чтобы подтвердить полезность некоторых услуг и рассказов.

Каир. Заметки о самостоятельном отдыхе

1. Заказ отеля и самолёта.

Мы заранее хотели лететь в Египет без помощи турфирм. В этом есть плюсы и минусы. Главная причина-то, что сына в автобусах всегда сильно укачивает и экскурсии с турфимами для нас настоящая мука. А здесь полностью предоставлены сами себе — такси можно остановить в любом месте, да и не укачивает в нем почти. Оборотная сторона — такси конечно накладнее, но в Каире оно недорогое (об этом ниже).

В прошлом году мы «пролетели» пытаясь купить билеты на самолёт в ноябре — в середине ноября до 10 января билетов уже не было. Поэтому в этом году я подсуетился уже в начале октября — купил билеты Egypt Air, в отличие от Аэрофлота её самолёты летают и туда и обратно днём, поэтому на следующий день готов к экскурсиям выспавшимся.

Отель заказывал через «Отель-дискаунт» через интернет, честно говоря, я до конца был уверен, что-нибудь будет с бронью не так. Ваучер был распечатан из интернета, никаких печатей — в-общем, как-то несерьёзно всё это выглядело. Но к моему удивлению, всё прошло нормально — по приезде в отель бронь быстро нашли среди пачки листочков и заселили. Какой это был отель и как я «пролетел» с ним в смысле сервиса — это другой вопрос. Об этом я подробно написал в своём отчёте по отелю «Пикник на обочине». Визу по настоятельным рекомендациям турфирм я оформил в Москве в египетском консульстве, (хотя всё же они клеют визу в аэропорту, а говорили, что не клеют) в основном, чтобы не задерживаясь сесть на такси и в отель.

2. «Только прилетели — сразу сели…»

Долетели нормально, без задержек, в самолёте кормили-поили, крутили кино про Мистера Бина, так что не устали.

Быстро прошли паспортный контроль, багаж тоже выгрузили минут через 15. На выходе из аэропорта сразу начали хватать за рукава таксисты (как в Москве). Но сначала поменял денег в банке (обменный пункт налево от выдачи багажа, и ещё раз налево). Таксисты предлагали от 90 фунтов за проезд от аэропорта до пирамид. Вообще в отчётах народ писал, что это стоит не больше 50, но я торговался минут 10 с разными, и удалось снизить только до 80 (около 360 рублей).

До моста через Нил доехали по шоссе довольно шустро, но дальше въехали в Гизу, и тут я впервые столкнулся с движением на дорогах Гизы. Обгоняют они как хотят, хоть справа, хоть слева, машина постоянно дёргалась то вперёд, то назад. Короче уже на полпути сына укачало, тогда впервые понадобились выученные фразы на арабском (таксист не говорил по-английски): «Кыф хунна, мин фадляк, ибни — кай» (остановите пожалуйста здесь, сына тошнит). Таксист сразу остановил, дал, салфетки. С такой вот дерготнёй и доехали кое-как до отеля. В отеле сразу подскочил портье, занёс сумки, бронь нашли быстро и через 5 минут мы уже были в номере. Что это была за гостинница — это отдельная песня. Лучше подробно почитать в отчёте «Пикник на обочине».

3. Партия бакшистов

На утро позавтракали и сразу потопали к пирамидам. От отеля идти минут 15. На подъёме на плато навстречу вылетел араб с криком — там только для автобусов, а вам вход здесь. Пошли туда, где показал — тут я понял, что развод начался — там была стоянка карет, лошадей и верблюдов. «Пошёл на фиг» — а дальше я уже не слушал, что он там кричал. Вернулись на подъём дотопали до входа, купили билеты (на кассе ничего не написано, так что надо самому сказать, если нужны билеты для детей. Прошли сквозь катушку и вот они — Великие пирамиды!

Только начали прикасаться к истории, подлетает старичок-араб, суёт сыну в руки скарабейчиков, мне арафатку с криком «Welcome! It is present!», я понял, что он хочет денег и достал кошелёк, тогда он сунул мне ещё открытки с криком «No money!», ну ладно, нет так нет, тогда он видит, что я хочу убрать кошелёк, скорчил рожу — «Only Little bakshish…». А это сколько? 20 фунтов. Я попытался всё ему вернуть, но было поздно. Короче 10 фунтов он всё же из меня вытянул. Так я познакомился со знаменитым понятием «бакшиш». В дальнейшем оказалось, что бакшиш просят все подряд — дёргают буквально каждые 2 минуты. Иногда он оправдан, иногда — это откровенное мошенничество и рэкет.

Оправданным, он может быть, когда что-то нельзя, но если дать бакшиш, то можно. Например на пирамиды карабкаться нельзя, но если дать полицейскому (а их там по нескольку человек на каждом углу) бакшиш, то можно.

Далее считаю себя обязанным рассказать о разных видах таких вымогательств:

• Про верблюдов на которых садишься бесплатно, а слезаешь за 10 долларов наслышаны все, поэтому останавливаться не буду.
  • No money! It is present! Я рассказал выше. Как только увидите направляющегося в вашу сторону бакшиста сразу кричите No или Лее (по арабски нет)
  • Hey mister! Your ticket please! Один из самых непрятных видов. Дело в том, что в Гизе для осмотра есть 2 территории пирамиды и сфинкс, а билеты одни, но проверять их могут только полицейские (или контролёры на входах). Бакшисты используют тот момент, что туристы на всякий случай могут показать билет, а бакшист хватает билеты из рук и объявляет, что сейчас он проведёт вас на экскурсию по территории. Действительно он что-то там рассказывает и стремительно несётся, а вы вынуждены трюхать за ним.

В конце экскурсии (информацию о которой вполне можно подчерпнуть из путеводителя) он естественно требует довольно приличный бакшиш, фунтов 50. На эту уловку я попался в Саккаре. Вся штука в том, что там одна территория, но проход к пирамиде Джосера через Храм Иеремии, а там на входе стоит такой приличный с виду чистенький араб и требует показать билеты. Я то думал, что это контролёр. В дальнейшем я таких встречал и возле пирамид в Гизе. Способ борьбы простой — в упор их не замечать. Просто идите себе куда шли. Билеты проверяет всегда либо туристический полицейский, либо этот полицейский всегда рядом с контролёром.

• You are as a King.

При въезде на территорию комплекса в Дахшуре у меня сразу поинтересовались откуда я. Когда я сказал, что из России, то в машину сразу влез парень в цивильной одежде. На мой вопрос, а это собственно кто? мне объяснили что всех американских и русских туристов обязательно сопровождают Sequrity. Хрен с вами, думаю, может хоть госслужащие содержатся государством. Далее этот парень в течение всего нашего следования по пирамидам в Дахшуре неотступно следовал по пятам, предлагал сфотографировать нас вдвоём, расспрашивал о жизни и постоянно повторял, что нам оказывается честь как королям быть под его защитой. На обратной дороге перед КПП таксист остановился и позвал меня на пару слов — оказалось я должен дать этому охраннику 10 фунтов. Ну что ж, спасибо и на том, что не очень много.

4. Проблемы самостоятельных туристов в Каире.

Ну во-первых, конечно, это необходимость постянно самому договариваться с таксистами о сумме. С турфирмой проще — сел в автобус и поехал, а там скажут чего и сколько. А здесь и языковый барьер, и жаба душит. Я читал в каком-то отчёте, что поездка на день в Дахшур и Саккару обошлась в 150 фунтов. Мне такие цены не попадались, и обошлась мне поездка в 250 фунтов. В принципе, тоже не очень много -что-то около 1200 рублей. Катались с 9 до 14. Таксист послушно везде ждал, везде, куда просили, возил. Предлагал ещё заехать в Мемфис, но мы уже и так сильно устали. Вообще, что касается таксистов, то разброс цен достаточно высок, от пирамид до ближайшего метро могут довезти и за 10 фунтов и за 25 (по пробкам минут 20). По центру Каира 5–15 фунтов.

Вторая проблема языковая. В Каире с английским языком легко, все официанты говорят и все таксисты, что дежурят неподалеку от отелей. В Гизе сложнее — таксисты говорят в основном только по-арабски, поэтому очень рекомендую выучить по разговорнику типовые фразы, связанные, с ориентацией по городу и общением с таксистами (остановите здесь, сколько стоит, прямо по этой улице и т. д.), что касается денег, то проще показать бумажки, которые вы ему собираетесь заплатить

5. Где поесть

Оптимально, наверное, всё же иметь полупансион. В Каире и в Гизе полно местных кофеен, но мы не решились там кушать, как-то там всё неряшливо, на полу опилки, что-то непонятное жарят в котле. Да и женщинам, как говорят, туда ходить не принято. К счастью, в окрестностях Тахрирского Майдана (Тахрир Мидан) полно европейских ресторанов быстрого питания: Макдональдс, Сбарро, Пицца-Хат, KFC. Нас больше других устроила Пицца-Хат — большой выбор, хорошее качество (кстати там и наливают ещё…), низкие цены (средняя «Маргарита» с мясом и всеми наценками+бутылка воды всего 30 фунтов — вполне сытный обед). По городу разбросано много KFC, но почему-то они там в курицу перца столько сыпят, что в рот не возьмёшь. Кушать в ресторане отеля получается значительно (раза в 2–3) дороже.

6. Транспорт

Если останавливаться в Гизе, то альтернативы такси просто нет. Автобусы ездят очень интересно — они практически не останавливаются, а слегка притормаживают, а люди практически на ходу из них выпрыгивают или наоборот, запрыгивают на них. Экстремалы, в-общем. Есть ещё маршрутки — ездят с открытыми дверями практически в том же режиме, что и автобусы. Но в обоих случаях без языка не обойтись. Либо надо иметь местного проводника, который помог бы разобраться что и куда идёт.

В Каире во многих случаях удобнее воспользоваться метро — и очень дешево, и пробок нет. Билет стоит 1 фунт (5 рублей). Все надписи продублированы по-английски. Правда в вагоне остановки не объявляют, так что надо следить по схеме. В каждом поезде 2 вагона предназначены только для женщин. Эти вагоны обозначены значком (как на женском туалете) и мужчинам туда вход запрещён, но женщины могут ездить и в общих вагонах. Кроме того, на платформе места остановки этих вагонов покрашены в красный цвет. На метро удобно добираться от Тахрир Мидан в Коптский район, в район вокзала Рамсеса и в Гизу (тогда уже от станций Гиза или Фейсал можно недорого и быстро добраться до пирамид)

7. «Приколы нашего городка»

Самая странная вещь, которая меня поразила, это то что жители Каира не знают, что такое очередь! Я эту особенность обнаружил когда попытался купить билет в метро. Они не становятся за билетом друг за дружкой, а сразу лезут с деньгами все вместе одновременно в окошко. А кассир уже просто произвольно берёт деньги и кидает билеты. Далее проявление этой странности в разных формах я наблюдал в разных местах: в метро двери открываются, и те, кто собирается зайти не пропускают выходящих, а мгновенно начинают заходить — однажды даже я уже вышел, а сына внесли обратно в вагон, я едва успел его вытащить наружу за одежду.

Та же картина на дорогах — если машине надо свернуть, скажем, направо, то она свернёт даже если находится в крайнем левом ряду, да и всякие там «помехи справа» не существуют. Собственно, именно поэтому там и пробки, потому что никто никого не пропускает, а «кто первый встал, того и тапки», при этом все непрерывно и бешенно сигналят друг-другу. Вообще, что касается дорог, то мне показалось, что ПДД там не существует. Светофоры либо не работают, либо на них просто никто не обращает внимание. Регулировщики есть только в центре Каира. Улицу переходят в любом месте, проскальзывая между машин, т. к. пешеходные переходы есть опять же только в центральной части Каира.

8. Апофеоз

Пожалуй, больше всего я испугался, когда пришло время улетать. Для начала таксист привёз нас не в тот терминал. Прилетали то мы когда уже стемнело, а улетали утром, вот я и не узнал. Ну да ладно, до вылета оставалось ещё 3 часа, и я не сильно обеспокоился. Сели в бесплатный автобус и доехали до нашего терминала. Надо иметь в виду, что в Москву самолёты летят из Терминала 1, и об этом надо обязательно сказать таксисту. Расстояние между терминалами как между двумя Шереметьевами, а автобусы между ними курсируют, мягко говоря, не спеша — мы минут 30 добирались.

Когда прибыли в нужный Терминал, то взору предстала громадная толпа желающих улететь. Оказалось, чтобы пройти в зону регистрации, надо пролезть через единственную катушку, а как я уже упоминал в Каире проблемы с понятием очереди. Короче, через катушку мы проходили минут 30. А дальше как в сказке стало ещё страшнее. Все вылеты в Европу регистрируют единые 4 окошка. Мы встали в конец очереди за 2 часа до вылета.

Проходит пол часа — мы не продвинулись ни на сантиметр. Ещё сзади 2 тётки с нашего рейса начали паниковать: «Вот увидите-мы не успеем». Регистрация ведётся весьма неспешно, а у многих пассажиров какие-то гигантские баулы, они то и тормозили всех. Я уж как-то пытался развеселить соотечественников своими байками о прошедшей поездке. В конце концов, вот так с шутками мы доползли, и за 35 минут до вылета нас наконец зарегистрировали и дали посадочные талоны.

Так что поимейте в виду, что на регистрацию не стоит опаздывать — приезжайте минимум за 3 часа.

9. Почему оценка такая высокая

Итого путешествие я оценил на 5. Такая высокая оценка, несмотря на крайне низкую оценку отеля, поставлена за тот незабываемый комплекс эмоций обоего знака — и положительных и отрицательных-которые мы получили в ходе всех приключений. Я в своей жизни путешествую достаточно много и заметил, что лучше всего запоминаются именно такие путешествия, когда наличествует сила эмоций, а то, что они отрицательные, потом вспоминаешь со смехом.

© Ravil. Материал размещен с разрешения автора.