Турист Елена Шацкова (Vantala)
Елена Шацкова — была 27 сентября 2023 7:28
Zindagi na milegi dobara)))

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Вагатор, Мапуса, Панаджи, Маргао, Бенаулим + 2 города — Индия Март 2013
10 14
Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Может, этот маршрут не очень и уникальный. Может, не самый быстрый и рациональный с точки зрения времени. Но — он очень колоритный, очень живой, очень дешевый и, что больше всего мне нравится, он больше всего похож на приключение.

Немного предыстории: сидели мы как-то с мужем на Вагаторе, потягивали арбузный сок и думали, в какую сторону двинуться с завтрашнего утра, поскольку ничегонеделание на третий день отдыха приелось. За прошлые разы Гоа был исследован вдоль и поперек, поэтому на сей раз решили выбраться куда-нибудь подальше. Карнатака подходила идеально, т. к. не очень далеко, не очень близко и очень интересно. По поводу способа передвижения думали недолго — такси отпадало сразу из-за дороговизны и неспортивности, скутеры — из-за дальности поездки и нежелания иметь задушевные разговоры с полицией на каждом углу. А почему бы не обратить внимание на автобусы? — подумали мы. Люди мы непритязательные… Короче, трудности нас не испугали и мы поехали.

Рано утром, часов в 7, мы стояли на автобусной остановке на Вагаторе. День был будний, поэтому вместе с нами автобуса дожидались школьницы в бело-коричневой форме, парни в белых рубашках (в банк они, собрались, что ли?) и, конечно же, бабушки с корзинками. Ждали недолго, порядка пяти минут. Подошел весь такой старый, ржавый, но разукрашенный автобус. Мы втиснулись, я на правах барышни заняла последнее свободное место, парни и муж остались висеть на подножке. Школьницы, что интересно, даже не пытались сесть. Они столпились в проходе стайкой, что-то оживленно обсуждая. По проходу продирался кондуктор, молодой парень со свистком. Когда кто-то выходил, кондуктор дудел в свой свисток, давая понять водителю, что можно двигаться дальше.

Как таковых остановок нет. Можно выйти прямо на трассу, стать на обочине и быть уверенным, что рядом с вами остановится проходящий автобус. Хотя, естественно, местные кучкуются в стратегических местах, которые принято считать остановками. Билет от Вагатора до Мапусы (торговый центр северного Гоа) стоил 10 рупий (около 5,5 рублей). Автобус, несмотря на свой непритязательный вид, передвигался довольно ходко. 8 километров минут за 20, включая остановки.

В Мапусе автобус останавливается на бас стейшн возле городского рынка.

Улица, отходящая от площади возле автостанции и рынка

1
Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Очень удобно — можно перед дальней дорогой прикупить чего-нибудь съестного и воды. Вообще, этот рынок заслуживает самого пристального внимания. Здесь можно найти все — от одежды и готовой еды до электрических лампочек и гвоздей. Цены гораздо ниже найт маркета в Арпоре и фли-маркета в Анджуне.

Рынок в Мапусе

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

На автобусной станции сориентироваться очень просто — ходишь между автобусами и слушаешь выкрики зазывал. Конечные точки маршрута они не просто выкрикивают, а даже поют на разные лады. У некоторых очень мощные и красивые голоса, хоть в опере пой. Если нужного названия не слышно, можно спросить у любого из крикунов — они укажут, к какому автобусу надо двигаться. Нам нужна была столица — Панаджи. Следуя указаниям, мы сели в автобус.

Водительское место. Очень лаконичное))

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Минут через 10 он заполнился и мы отчалили. Проезд — 10 рупий, ходит все тот же кондуктор и собирает деньги. Чуть больше 15 километров ехали час — остановки почти на каждом углу.

В Панаджи уже все немного по-другому. Автовокзал большой, народу много (столица все-таки). До Маргао, нашего следующего пункта, ходит несколько автобусов — медленные и шаттл, идущий без остановок. Тащиться 35 км. на медленном мы, естественно, не хотели и выбрали шаттл. Билеты на этот раз надо было покупать в кассе и потом предъявлять водителю. Очередь была огромной, но двигалась очень быстро.

Очередь в кассу на автовокзале в Панаджи

1
Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Минут 5 — и мы стали счастливыми обладателями двух билетов по 30 рупий. Нашли свой шаттл (чуть менее старый и ржавый, чем обычные автобусы) и через 10 минут уже отъезжали.

Вообще, ожидание на индийских автовокзалах — это из серии нереального. Можно почти в любое время прийти и через 5 минут уже ехать в нужную вам сторону, без всякого предварительного планирования и покупки билетов.

Шаттл, действительно, остановился всего раза 2 по дороге и через 1,5 часа мы были в Маргао. Едут автобусы довольно быстро, на трассе развивают скорость до 80 км/ч. Если бы не пробки при выезде и въезде в город, было бы еще быстрее.

Маргао — это второй по величине город в Гоа, считается центром торговли и уже южной половиной штата. Мне показалось, что даже солнце тут припекает сильнее… или это просто почти полдень?

Местные автобусы также отходят с автовокзала. Послав подальше наглого таксиста, пробормотавшего что-то типа «ты с собой столько денег привез тратить, а не соглашаешься на какие-то 600 рупий до Бенаулима!», мы, поспрашивая очередных зазывал, сели на автобус. 10 рупий, и через 10 минут мы вылезли на повороте к пляжу. Идти пришлось довольно долго (наверное, есть автобусы, идущие и по этой дороге, просто мы их не дождались).

Дорога к пляжу, Бенаулим

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Гестхаус мы выбрали заранее. 500 рупий за дабл, балкон, горячая вода и радушный хозяин с португальской фамилией Родригес. Кинув рюкзаки, мы побежали на пляж, смывать с себя усталость. Бенаулим — красивое, но довольно скучное место. Для тех, кто любит лежать овощем весь день в шезлонге и потягивать что-нибудь через соломинку — идеальное место. Почти никого, слышны только ветер и прибой. Песок белый, мелкий, под ногами скрипит, как снег. Волна сильная — сидя попой на песке в полосе прибоя, я вдруг ощутила, как меня очень чувствительно тащит в сторону. Далеко заплывать мы так и не решились.

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией


Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией


3
Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

По дороге обратно к гестхаусу мы наблюдали, как местные сушат рыбу. Прямо на асфальте раскинуты мешковины, на них — мелкая рыбешка в диком количестве. Скутеры объезжают это безобразие по обочине. Жаль, не сфотографировала — пребывала в сонном тупняке после купания и бутылочки пива.

Утром, выпив кофе на территории какого-то помпезного отеля (столики с белыми скатертями, расставленные прямо в рощице джек-фруктов), решили немного сжульничать и поехать до ж/д станции на такси. Вот как расслабляет овощной отдых! Хозяин нашего геста, мистер Родригес, сосватал нам машину за 200 рупий.

Поезд до Гокарны (Мангалорский пассажирский) отходил в 14.30. Билеты можно купить прямо в день отъезда, в кассе, 25 рупий с человека. Но — есть, конечно же, нюансы. Поезда опаздывают. И не просто минут на 20, а на час, на два, на три. Наш в итоге опоздал на два. Мы сидели на каменной скамье возле путей, смотрели, как поезда, не снижая скорости, проносятся мимо. Не знаю, как и куда успевают деваться коровы, флегматично жующие что-то на путях.

Маргао, ЖД вокзал

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Внутри поезда — сиденья, как в электричке, забранные решетками окна и вентиляторы над каждым сиденьем (работали через один, а то и через три). Дверь в тамбуре не закрывается, местные сидят прямо на полу, жуют бетель, плюют наружу. Ехали 2 часа, 6 остановок минут по 5 каждая. Дорога довольно однообразна — поля, деревеньки, соляные озера. Время от времени поезд нырял в туннели, пробитые прямо в горе — и тогда казалось, что мы в метро. Мальчишки-разносчики непрестанно ходили с корзинками из конца в конец и кричали: «Чай, чай!» или «Самса, самса!» — так что с голоду в поезде умереть проблематично. Со скуки — тоже, нищие и «выступальщики» с шарманкой расслабиться не дадут.

В Гокарне станция совсем небольшая, гулкий маленький зал с колоннами на выходе. Вместе с нами вышло довольно много народу — все европейской внешности. 10 км. до самой Гокарны можно преодолеть на тук-туке или автобусе. Автобус нам ждать было лень и мы поехали на тук-туке за 150 рупий. Высадил он нас в центре города, на шумной главной улочке. Народу было очень много, не разъехались еще после праздника Маха-Шиваратри, «танца» Шивы. По легенде, Шива родился из коровьего уха здесь (Гокарна в переводе с санскрита и значит «коровье ухо»), поэтому это место считается одним из пяти священных в Индии. На религиозные праздники здесь собирается очень много паломников и туристов.

Прямо посреди улицы стоит огромная колесница, вся в гирляндах. Во время Маха-Шиваратри на ней устанавливают статуи божеств и местные жители тянут ее за веревку по всем улицам Гокарны. Представляю это зрелище. Жаль, мы немного припозднились и не увидели этого.

Колесница

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Заселившись в гестхаус (заранее не выбирали, они там на каждом шагу) — 500 рупий дабл, комната с двумя окнами, огромная по площади ванная, полочка с книгами — мы пошли бродить по округе. В храмы иноверцев не пускают, можно только ходить вокруг и фотографировать.

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

На уровне второго этажа на улицах натянуты красные полотнища — создается немного сюрное впечатление — вроде ты снаружи, а вроде внутри.

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией
1
Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

От главной улицы ответвляются узенькие проходы — к городскому пляжу, к священному водоему Котитиртха, к баньяну с хитрой табличкой «Мне 200 лет, пожертвуйте на воду» и просто к местным жилым домам.

2
Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией
2
Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией
1
Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Котитиртха

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

1
Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Лавочка возле входа в храм с медной утварью

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

После гоанского хаоса было приятно попасть в такое тихое место (если, конечно, не учитывать центральную улицу — там столпотворение не хуже гоанского). Правда, ночью мы стали свидетелями литературного спора двух британок о Достоевском. Стекол в наших окнах не было, только сетка в несколько слоев. А, поскольку британки вынесли с собой на террасу бутылку чего-то горячительного, спор был очень эмоциональным и на повышенных тонах. Цитирование перемежалось звоном роняемой бутылки довольно часто.

На следующий день пораньше с утра мы выдвинулись в Мурдешвар — место на побережье с самой большой статуей Шивы в мире — 37 метров. От Гокарны за 27 рупий доехали на автобусе до Кумты (32 км.), от Кумты — за 46 рупий (52 км.) до Мурдешвара. По времени довольно долго — около 2,5 часов. Автобус не заезжает в сам Мурдешвар, останавливается прямо на трассе, на повороте, и едет дальше. От поворота мы шли пешком долго, по жаре, разглядывая по пути маленькие копии гокарнской колесницы почти на каждом углу. Статуя Шивы — новодел, но все равно очень впечатляет. Также перед статуей находится гопурам (южноиндийский храм), в виде резной пирамиды, тоже недавно отреставрированный.

Шива

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Гопурам

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Внутрь гопурама мы заходить не стали, обошли вокруг, посмотрели на гигантских слонов на входе. Потом полезли на холм, ближе к статуе. Ступеньки в жару — тот еще экстрим. Но оно того стоит. Под Шивой — храм с лингамом и выставкой сцен из его жизни.

Охранник скучает на входе

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Кроме самого Шивы на холме еще статуи — колесницы, коровы, Шива в разных ракурсах. Очень красиво, богато, все в золоте. Зажиточное, ленивое, сонное место.

1
Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией
Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией
Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Кто-то пожертвовал Шиве амулет

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Местные кумушки сплетничают, стоя в воде

Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Пары часов хватит за глаза, чтобы все обойти и все посмотреть. На обратной дороге мы с трудом нашли место, где можно выпить кофе. Во всех микроскопических забегаловках только чай. Спрашивая у всех встречных, где же тут можно заправиться кофеином, вышли к помпезному отелю для местных паломников. Такой обветшалый шик — каменные (мраморные?!) лестницы, изгибающиеся наверх, вытертые красные ковры, почти священная тишина.

На ресепшене на вопрос «можно ли здесь выпить кофе?» нас торжественно провели в обеденный зал (каменные же столы, кожаные диваны) и принесли два граненых (!) стакана, наполненных кофе ровно наполовину. Мы сталкивались с этим неоднократно — поскольку кофе в Индии пьют с молоком (наследие британского колониального владычества), наливают его в чашку или стакан в соотношении 1:1 — половина кофе, половина молока. Т. к. кофе с молоком мы не пьем, мы вынуждены довольствоваться всегда половинчатым стаканом)). Обычно мы доливаем в стакан воды из бутылки.

Кофе был очень вкусный, вареный. За 20 рупий это был лучший кофе, который я пробовала.

Пора было выдвигаться обратно в Гокарну — дело близилось к сумеркам. Простояли мы на трассе довольно долго. Положение усугублялось еще и тем, что было немного неуютно — остановки тут не было, предстояло «голосовать» проезжающему автобусу — поди пойми, до Кумты он идет или еще куда. Минут через 20, наконец, остановился нужный. Часа через два мы были в Гокарне.

Следующий день решили посвятить известному пляжу Ом (очертания берега напоминают букву «Ом»), поскольку на городском пляже никто не купается.

Пляж Ом

Местные приходят туда «встречать закат». У нас новый день начинается с рассвета, у них — с заката. За 150 рупий на тук-туке доехали до пляжа (ехали минут 15). Тишина и пустота. Недалеко от берега — яркие лодки, красные, зеленые, желтые. В шеке (прибрежной кафешке) почти никого. Столики стоят прямо на песке, рядом висит гамак. Идиллия. Официант, дядька среднего возраста, в цветном дхоти (повязка на манер юбки у мужчин), разнося еду, пел во все горло — «Ай, чапа-а-ати! Коконат энд чокола-а-ад!».

1
Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией
1
Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Собравшись уходить, мы довольно долго искали его, чтобы расплатиться. Он обнаружился за стойкой и лениво спросил: «А что вы заказывали?». Мы, в легком ступоре, продиктовали ему наш заказ. Я так поняла, что можно было продиктовать что угодно, ему было все равно. Но — в Индии, как известно, быстрая карма, поэтому мы честно заплатили за свой обед.

Сидя на вокзале на следующий день и начиная немножко свирепеть от ожидания поезда (пошел третий час его опоздания), мы наблюдали за народом. Двое парней, расстелив «пенку» прямо на перроне, делали упражнения из йоги. Молодая пара поила местных собачек, наливая им воду в чашку из-под кофе. Девушка европейской внешности, в индийской одежде, вдруг расчехлила гитару и пошла в здание вокзала. Через минуту мы услышали потрясающий голос, выводящий мантры под гитарный аккомпанемент. Только представьте себе звучание двенадцатиструнной (!) гитары в акустике пустого зала. Мне показалось, что на мгновение исчезло ощущение реальности происходящего.

Опоздавший на 3,5 часа поезд доставил нас в Маргао. Снова шаттл Маргао-Панаджи и два автобуса Паданжи-Мапуса и Мапуса-Вагатор. К закату мы успели на пляж, встречать новый день.

2
Индийские автобусы и одна электричка — неспешно и с гарантией

Выводы: автобусное сообщение в Индии развито очень неплохо и совершенно реально объехать всю немаленькую страну на автобусах, если у вас, конечно, есть для этого время. Идеально подходит для полного погружения в местную действительность. И очень увлекательно.

Итого: 4 дня, почти 600 км. в обе стороны, 12 автобусов, одно такси (каюсь, да), два поезда и четыре тук-тука, потрачено 1372 рупии (710 рублей) плюс 1000 рупий (517 рублей) на проживание. Если не расслабляться и исключить такси (200 рупий) и тук-туки (600 рупий), на передвижения было бы израсходовано гораздо меньше. По-моему, демократично.

Всем удачных путешествий!

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Индия: полезная информация
Комментарии