Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была вчера 9:41

Прага, Карлштейн — Чехия Апрель 2012

По статистике люди чаще всего влюбляются весной, а точнее — в апреле—мае, что вполне обоснованно и понятно: пробуждение природы — пробуждение чувств, или, другими, менее поэтическими словами, активизация химических процессов в организме. А что есть любовь как не химическая реакция? В Праге, городе алхимиков и магов, эта истина хорошо известна.

В моем отношении к Праге я прошла пока только первую, самую романтическую стадию — стадию влюбленности. Думаю, что в ближайшие годы надо снова посетить этот город, только уже не весной, а в конце лета. По статистике, именно в конце лета люди решаются на длительные и крепкие союзы со своими избранниками. Надеюсь, что мне не придется назначать рандеву Праге в январе — в это время люди чаще всего расстаются.

Итак, годовые шенгенские визы, полученные перед поездкой во Францию, жгли паспорта. По ним мы съездили в ноябре в Вену, в феврале — в Ригу и Таллин.

Впереди маячили майские праздники, которые совсем не хотелось проводить по старинной русской традиции на даче с пивом и шашлыками. В итоге пиво все-таки осталось:)

На этот период относительно доступными по цене были билеты в Амстердам и Прагу — города, в которых ни я, ни муж не бывали.

Выбор сделал муж на правах будущего майского именинника.

Прага.

Злата Прага. Стобашенная Прага. Париж Восточной Европы. Северный Рим.

У Праги множество прозвищ, и пока ни одно из них ни о чем нам не говорило.

Мы только знали, что в Праге, судя по отзывам наших друзей и многочисленным фотографиям в Интернете, должно быть очень красиво. Даже сказочно красиво. Недаром многие наши соотечественники выбирают Прагу для проведения брачной церемонии.

Вид на Тынский храм (церковь) Девы Марии перед Тыном с высоты Староместской ратуши

Мы планировали очень короткую поездку, в формат которой не вписывались посещения других чешских городов.

Только Прага.

И только три дня на излете апреля. Коротких, как вспышка. Как весенняя гроза. И праздник первомая в Брюсселе, потому что летели мы в Прагу Брюссельскими авиалиниями. Обратная пересадка была подобрана так, что можно было провести целый день, гуляя по столице Бельгии.

Ни тот, ни другой город мы раньше не видели, поэтому их совмещение оказалось весьма кстати.

28 апреля. В 11 утра, совершив короткую пересадку в Брюсселе, мы приземлились в аэропорту Праги Рузине (в октябре он был переименован в честь первого президента Чехии Вацлава Гавела).

В Москве, несмотря на то, что весна уже перевалила свой экватор, было еще довольно прохладно. Зимняя стужа задержалась в наших краях дольше положенного.

В Праге же вовсю чувствовалась приближение лета.

Было тепло, даже жарко. На второй и третий день температура зашкаливала чуть ли не за тридцать градусов. И наше настроение тоже повышалось вслед за показаниями столбика термометра.

Все вокруг нас цвело и благоухало, зеленело и алело. Нам повезло, что мы попали на этот маленький праздник весны.

В Петршинских садах

Остановились мы в хостеле Travellers Hostel Praha Dlouha.

Вполне сносное место для недолгого пребывания в столице Чехии. Главное преимущество хостела — это пятиминутная шаговая близость к Староместской площади. Идеально для первого знакомства с городом.

Первые шаги по Праге: мы наслаждаемся тем, что можно гулять в легких кроссовках, а весенние ботинки и куртки остались дожидаться своего часа в номере.

Наши первые впечатления были связаны с булыжной мостовой, как на Красной площади, аккуратными домами почти в питерском стиле, обилием надписей на языке, так напоминающем русский, что можно понять смысл написанного.

Казалось, будто мы попали в улучшенную параллельную реальность России, какой она могла бы быть, если бы не… или если бы да…

Моя прекрасная Прага. Весной

Мы еще не дошли до Староместской, а уже соблазнились видом распахнутых дверей многочисленных трактиров. Был самый разгар дня, а во рту — ни маковой росинки. В таком мистическом городе, как Прага, мы, большие любители «теорий заговоров» и тайных братств, не могли пропустить трактир с интригующим названием «У свободных масонов» и соответствующими знаками масонства в оформлении.

В «Свободных масонах» мы впервые попробовали чешское пиво (было бы преступлением придерживаться трезвости в Чехии!) и традиционные чешские блюда — гуляш и говяжью вырезку с кнедликами, взбитыми сливками и клюквенным соусом. Насытившись, поняли, что Прага нам определенно нравится:)

Моя прекрасная Прага. Весной

На улице, перед поворотом на Староместскую площадь, увидели рекламные плакаты музеев КГБ и коммунизма. Мы можем думать о себе и своей истории, как угодно, но в других странах, в том числе и тех, что мы считаем братскими или дружественными, Россию с ее пустыми имперскими амбициями представляют иначе.

Мы вышли на Староместскую площадь и не могли сдержать восторженных возгласов.

Площадь, безусловно, весьма хороша собой: все эти готические башенки и нарядные дома, больше похожие на иллюстрации к детским сказкам.

Мне кажется, хотя я могу и ошибаться, что в весеннюю пору красота Староместской площади многократно возрастает, оттененная ярко-синим васильковым небом, украшенная цветочным парадом у острова у памятника Яна Гусу, возле которого мы провели полчаса, бесцельно наблюдая за прохожими и принимая солнечные ванны.

Тынский храм
Памятник национальному герою Чехии Яну Гусу и церковь Святого Николая

Интересно, что могут обсуждать два голубя?

Моя прекрасная Прага. Весной

Прага — вторая столица всех влюбленных после Парижа. Если в Париже находят свою любовь и делают предложение, то в Праге — скрепляют любовные признания узами брака.

Путешествие во времени было бы неполным без мини-путешествия в карете, запряженной лошадьми. Мы, правда, решили, что с нас хватило аналогичной поездки в Вене. Зачем повторять те же эмоции?

Моя прекрасная Прага. Весной

Что меня поразило на Староместской, так это то, как люди расслабленно, вот так запросто сидят или даже лежат вповалку, не обращая внимания на толпы прохожих. Не припомню, чтобы я видела подобное на площадях в других странах.

Если вы впервые в городе и в вашем запасе мало времени (от нескольких часов до нескольких дней), то лучший способ увидеть все и сразу — забраться на высоту. Обычно необходимые метры над землей может предоставить либо колокольня церкви, либо обзорная башня, либо какой-нибудь холм, особенно если сам город лежит в долине.

Вот и мы решили совершить подъем на городскую ратушу на Староместской площади и охватить Прагу в масштабе.

Староместская ратуша со знаменитыми астрономическими часами

На верх поднимает вот такой красивый лифт футуристичного вида.

Моя прекрасная Прага. Весной

Поднявшись, можно увидеть, что Прага — это город красных крыш, а кое-где действительно виднеются башни — не зря же существует это прозвище «стобашенная»…

И еще можно увидеть, что Прага — очень зеленый город.

Церковь святого Николая (Микулаша) - главный храм Чехословацкой гуситской церкви, построенный в стиле барокко

А вот и Пороховая башня, своей чернотой выделяющаяся на общем фоне.

Моя прекрасная Прага. Весной

Староместская площадь запружена народом. Такое же количество людей можно увидеть разве что на Карловом мосту.

Мы спустились вниз и, слившись с людским потоком, отправились на Карлов мост — достопримечательность номер два после Староместской площади.

В Праге удивляет внимание к деталям: нас поразили своей красотой и продуманностью канализационные люки. К сожалению, в России очень не хватает вот таких вот, на первый взгляд незначительных, элементов городского дизайна.

Моя прекрасная Прага. Весной

С самого начала пребывания в Праге нас не покидало ощущение чего-то родного, но полузабытого: такое впечатление создавали надписи вокруг на языке, похожем на русский.

Вот, например, эта надпись. Дед держит рыбу, а внизу можно прочитать «У капра». У капра или все же у карпа? Ведь имеется в виду, что в этом месте подают рыбу?

Моя прекрасная Прага. Весной

А пражские дома и улицы мне чем-то напомнили Вену, ведь Чехия когда-то входила в состав Австро-Венгрии. Только все менее величественное, пышное и этажное — все же не Прага была столицей империи.

О приближении к Карлову мосту сигнализирует Староместская мостовая башня. Народу под сводами ее ворот толпилось как на ярмарке.

Моя прекрасная Прага. Весной

Карлов мост можно сравнить по красоте, культурному и историческому значению с такими известнейшими мостами мира, как Понте Веккьо во Флоренции, Риальто в Венеции, Золотые ворота в Сан-Франциско, Тауэрский мост в Лондоне.

Мост перекинут через реку Влтаву, на которой стоит Прага, и соединяет Старе место и пражский малый град — Малу страну. Он составлял часть Королевской дороги и был задуман Карлом IV, чешским королем и императором Священной Римской империи.

Моя прекрасная Прага. Весной

На мосту мы провели не меньше получаса. Он украшен статуями, каждую из которых хочется разглядывать. С его высоты открывается потрясающий вид на Влтаву, по которой вверх и вниз по течению движутся, как трудолюбивые мураши, туристические кораблики. Смотреть на течение воды в погожий весенний денек, когда солнце приятно греет, а не печет, и дует легкий ветерок, можно было бы бесконечно.

Но уйти все равно пришлось, потому что на мосту было довольно многолюдно. Люди толкались, смеялись, громко разговаривали и бесконечно фотографировались.

Моя прекрасная Прага. Весной

Еще на Староместской мы почувствовали, что в Праге, совсем недавно освободившейся от условностей социалистического режима и давления «старшего брата», царит особая атмосфера свободы.

Я не бывала в Амстердаме, где, возможно, проявления этой свободы еще более масштабные и шокирующие.

В Праге же, по-моему, количество фриков на квадратный метр просто зашкаливало.

Моя прекрасная Прага. Весной

Многие приезжают в Чехию (так же, как и в Латвию и Эстонию) в погоне за дешевыми развлечениями.

Молодые раскрепощенные люди чувствуют себя на улицах Праги абсолютно органично.

Я заметила, что большинство туристов в Чехии — молодежь. Видимо, это связано с относительной доступностью местных цен.

Моя прекрасная Прага. Весной

Парни в розовых майках на Карловом мосту собирали средства на, если я все правильно поняла, организацию свадьбы для пары нетрадиционной сексуальной ориентации. Я им, кстати, подала:)

В Малой стране повстречалась даже вот такая мадам в костюме Евы. Мадам совершенно никого не стеснялась и с удовольствием фотографировалась с туристами.

Моя прекрасная Прага. Весной

Тут же, в Малой стране, буквально за поворотом, куда-то шли католические священники.

Перейдя Карлов мост, мы оказались в Малой стране, где гуляли до самого окончания дня. Хорошо, что в Праге все так компактно расположено, что не нужно ездить на общественном транспорте.

Моя прекрасная Прага. Весной

Учитывая, что быть в Праге и не ходить пешком практически невозможно, туристам предлагается очень нужная услуга — релаксирующий массаж ног рыбками гарра руфа.

Мала страна, как и Старе место, чем-то напоминала Вену с примесью Таллина.

Моя прекрасная Прага. Весной

В Вене очень любят украшать дома скульптурными группами. Вот и в Праге прослеживается большая любовь к скульптурам.

В воздухе разливался аромат свежей выпечки. Эх, жаль, что мы не попробовали этакую знатную булку!

Моя прекрасная Прага. Весной

Здесь же, в Малой стране, мы наткнулись на абсент-шоп, но решили, что «вот сегодня пробовать не будем, давай завтра, а лучше в последний вечер отметим отъезд». Так до него и не добрались.

Мала страна весьма холмиста — поднимались и под горку, и на горку. В конце дня смогли еще раз посмотреть на Прагу с высоты, только теперь уже с другой точки обзора.

У меня для Праги появилось новое прозвище - краснокрышенная

Вид на Петршинские сады и Петршинскую телевизионную башню

Вдалеке виднеются современные здания. Хорошо, что их не понастроили ближе к городу или, упаси господи, вместо старых зданий

Спускаясь вниз по направлению к Влтаве, вышли к Пражскому граду, или замку — самой большой по площади президентской резиденции в мире.

Ворота были открыты, и мы вошли.

Моя прекрасная Прага. Весной

Бросили монетку в фонтан Иеронима Коля. Не знаю, насколько это гарантирует возвращение в Прагу. Если бы я была в Риме, я бы знала, что нужно бросить монетку в фонтан Треви, а от количества монеток зависит характер исполняемого желания. К сожалению, какие на этот счет существуют ритуалы в Праге, я не знаю.

Конечно, главное впечатление на нас в Пражском граде произвел величественный и грандиозный католический собор святого Вита, отстроенный в готическом стиле. В соборе погребены чешские короли и архиепископы.

Собор просто огромен по размерам и его трудно охватить целиком, так как пространство вокруг сильно ограничено близлежащими зданиями, то есть нет площади, как, например, перед Тынским храмом.

Моя прекрасная Прага. Весной

Собор святого Вита ничуть не уступает лучшим образчикам готического стиля в других городах Европы. Я сейчас имею в виду тот же собор Парижской богоматери.

Жаль, что часть фасада скрыта строительными лесами.

Наш первый день в Праге подходил к концу, и мы решили вернуться обратно в хостел, в Старе место.

По пути во дворе музея игрушек, который находится недалеко от Златы улички, мы увидели интересную статую — худощавого мальчика, смотрящего в небо. Статуя под названием «Юность» была установлена в то время, когда в музее игрушек функционировал дом пионеров.

Почему-то у статуи до блеска натерта одна… гхм… выдающаяся часть.

Кто-нибудь знает, зачем нужно тереть эту часть? Какие бонусы это дает тому, кто потрет?

Моя прекрасная Прага. Весной

Весна не весна без цветущей сирени.

Вниз мы спускались по склону холма святого Венцеслава, усаженного виноградниками. Тут же можно перевести дух, насладиться вином и видом на Прагу в одном из расположенных на холме ресторанов.

Чешское вино мы не пробовали, но, говорят, оно весьма неплохое — в основном белое. Для тех, кто пиво на дух не переносит, это отличная альтернатива.

Моя прекрасная Прага. Весной

Спустились мы к какому-то очень милому скверу с сиреневыми кустарниками и статуей девушки, держащей голубя в руках. Теперь и навсегда Прага по аромату ассоциируется у меня с запахом сирени.

Последний взгляд перед сном на Карлов мост со стороны Манесова моста. Не помню, какие сны мне снились в ту первую ночь, но уверена, что под впечатлением от сказок старой Праги они должны были быть сказочными.

Моя прекрасная Прага. Весной

Следующий день мы начали с осмотра второй по значимости площади Праги — площади Республики, на которой смогли вблизи рассмотреть знаменитую Пороховую бащню, которую за день до этого видели с высоты городской ратуши. Также на площади находится очень красивый Общественный дом — здание, построенное в начале XX века и служившее местом для проведения выставок и балов.

Здесь же на площади есть множество магазинов масс—маркета, в одном из которых я удовлетворила маленькие женские потребности и купила себе новое маленькое летнее платье под стать почти летней пражской погоде:)

Затем мы направились на Главный железнодорожный вокзал Праги, чье здание само по себе в архитектурном смысле весьма примечательно.

Моя прекрасная Прага. Весной

Нашей целью на второй день был Карлштейн. Долго выбирая между различными замками в окрестностях Праги, мы остановились на нем. Карлштейн совмещает в себе историческую ценность в качестве летней резиденции императора Карла IV с доступностью для туриста, не требующей дополнительных усилий на дорогу.

Мы ехали около 40 минут на двухэтажной электричке.

Моя прекрасная Прага. Весной

После плотной городской застройки нашему взору предстали широкие просторы сельской местности.

Хотя нельзя назвать это место сельской глушью, потому что количество туристов, идущих сплошным потоком от вокзала в сторону замка, превышает допустимые для глуши «децибелы».

Моя прекрасная Прага. Весной

Замок находится на горе, поэтому некоторые предпочитают сберечь ноги и подняться наверх, сидя на повозке.

Мы же честно отшагали положенное расстояние пешком. Кстати, многие приезжают в окрестности Карлштейна для езды на велосипедах или хайкинга (длительных прогулок пешком на открытом воздухе).

Моя прекрасная Прага. Весной

Вид Карлштейна, одиноко возвышающегося на своей скале, в плотном окружении деревьев, его графитовых крыш и стройных башен, завораживает.

Ощущение, что замки из детских сказок Шарля Перро и братьев Гримм визуализировались в реальности.

Чтобы увидеть замок изнутри, нужно купить билеты на экскурсию, которые проходят на английском, чешском, русском и других языках.

Самостоятельно посещать замок нельзя, только в составе организованной группы.

Трапезная

Очень трогательными показались кустики ромашек, пробивавшиеся сквозь грубый камень.

Моя прекрасная Прага. Весной

Напоследок я сфотографировалась с совой, почувствовав себя на мгновение маглом-волшебницей Гермионой:)

Вернувшись из Карлштейна в Прагу, мы пошли гулять по еще неведомому для нас району Праги — Нове-место.

Пусть словосочетание Нове-место не сбивает вас с толку, потому что Новый в данном случае не значит, что все, что построено в этом районе относится к недавнему времени. Строительство Нового города началось в 14 веке по указу Карла IV на месте еще более древних поселений.

Начали мы свой путь с Национального музея, самого крупного музея Праги, и Вацлавской площади, где в тот момент проходила демонстрация. Как я поняла из надписей на чешском, люди у памятника святому Вацлаву (он же Карл IV) протестовали против бесправия. Конкретно против какого бесправия и в отношении кого оказалось выше моего понимания.

Моя прекрасная Прага. Весной

Вацлавская площадь — одна из центральных площадей исторического района Праги Нове-место. Площадь имеет вытянутую форму и больше похожа на проспект с зелеными насаждениями по центру.

По обеим сторонам площади сплошной стеной стоят здания, относящиеся преимущественно к началу XX века и выстроенные в стилях модерна, ар-деко и конструктивизма. Среди этих зданий преобладают отели, магазины, рестораны, есть даже казино.

От Вацлавской площади мы дошли до Карловой площади — самой крупной площади Нове-места, Праги, Чешской республики и одной из крупнейших в мире.

Предполагалось, что Карлова площадь станет центром Нового города. С этой целью на ней была отстроена Новоместская ратуша.

Моя прекрасная Прага. Весной

Карлова площадь отличается от других не только гигантскими размерами, но и зелеными насаждениями. Она больше напоминает сквер или парк, чем площадь в традиционном понимании этого слова.

Моя прекрасная Прага. Весной

Так, гуляя по Нове-месту, мы дошли до набережной Влтавы и знаменитого Танцующего дома (он же Пьяный дом, он же Джинджер и Фред) — действующего офисного здания в стиле деконструктивизма, построенные в 90-ее гг. XX века.

Танцующим его прозвали за то, что он напоминает своими формами пару — мужчину и женщину, слившихся в танце. Архитекторы же задумывали этот дом как символ разрыва чешского общества с тоталитарным советским прошлым и готовности к позитивным изменениям.

Мне интересно, что чувствует люди, работая в таком необычном офисном здании? Особенно в «женской», изогнутой его части?

Для того, чтобы это узнать, необязательно быть сотрудником одной из компаний, снимающих площадь в «Танцующем доме». На крыше «мужского» здания есть французский ресторан «Медуза».

Моя прекрасная Прага. Весной

Под вечер, когда уже стемнело, мы вернулись в Старе-место, где располагался наш хостел. Яркое впечатление в конце насыщенного второго дня — Староместская площадь на фоне черного бархатного неба. Подсвеченная огнями фонарей, она выглядела еще более таинственно и притягательно, чем при солнечном свете.

Шоу мыльных пузырей на Староместской площади

Третий день мы начали с прогулки на теплоходе по реке Влтаве. При плохой погоде, с ветром и дождем, мы бы предпочли по-другому провести время. Но в погожий весенний день сам бог велел посмотреть на Прагу с воды.

Это отличная возможность не только взглянуть на Прагу под новым углом, но и увидеть пражские мосты, а их в городе действительно много, и те достопримечательности, до которых нам бы не хватило ни времени, ни сил дойти пешком.

Моя прекрасная Прага. Весной

Я уже писала выше, что Прага — очень зеленый город. И мы решили, что третий день проведем, принимая солнечные ванны в многочисленных пражских садах.

Их в Праге действительно очень много, расположены они большей частью на холмах, поэтому рекомендую в хорошую погоду обязательно уделить им внимание. С холмов открываются потрясающие панорамные виды на город, Влтаву и мосты.

Вид на пражские мосты из Летенских садов

Весь остаток дня мы гуляли по садам, которые перетекают друг в друга так плавно, что не замечаешь, как заканчивается один и начинается другой. Представьте наши ощущения: благоухание сирени, роскошные виды на лежащий внизу город, старинные церкви и часовенки, спокойные радостные люди вокруг, мороженое, так приятно охлаждающее в жаркую погоду.

Мы с мужем были очень счастливы в эти моменты — вдвоем среди такой потрясающей красоты, любим друг друга и радуемся жизни.

Моя прекрасная Прага. Весной

Так мы дошли до Петршинских садов и Петршинской башни. На башню можно забраться как пешком, так и на лифте. В принципе мы уже видели Прагу с высоты и с разных ракурсов, но не пожалели, что потратили время и поднялись пешком (полезно для здоровья!).

На Петршинской башне мы еще раз убедились в том, что Прага просто утопает в зелени. А еще это возможность увидеть собор святого Вита в полный рост.

Моя прекрасная Прага. Весной

Праздничный вечерний ужин на излете последнего дня мы провели в одном из пражских ресторанов, рекомендованных на одном из популярных туристических сайтов. И еда, и пиво, и интерьер заведения — все было выше всяких похвал. В гастрономическом отношении Прага нас определенно радовала.

Последний взгляд на ночную Прагу. Мысленно говорим «Насхледаноу!», или «До свидания» по-чешски:)

Завтра утром мы будем уже в Брюсселе.

Моя прекрасная Прага. Весной

Нам повезло, что мы увидели Прагу весной. Возможно, будь это другое время года, она бы не показалась нам столь гармоничной и почти совершенной до мелочей.
Если бы знаменитую фразу Чехова можно было применить к городам, то о Праге мы сказали бы так: в ней все было прекрасно — и душа, и история, и архитектура, и общая атмосфера.

Вот такой была моя прекрасная Прага. Весной.

Суммируя опыт по Праге, что, как мне кажется, важно сделать:

1) Подняться на высоту и сделать это несколько раз, чтобы увидеть красавицу Прагу с разных точек обзора;

2) Посетить несколько основных исторических районов Праги - Старе-Место, Нове-Место, Малу страну, по возможности Вышеград, побывать на основных площадях - Староместской, Вацлавской, Карловой, Республики;

3) Попробовать пиво и какое-нибудь чешское блюдо из мяса (совет не адресован трезвенникам и вегетарианцам). Если вы этого не сделали, считайте, что не были в Праге;

4) Увидеть Староместскую площадь сначала днем, а потом вечером, когда магия ее очарования многократно возрастает;

5) Бросить монетку, чтобы вернуться. В нашем случае это был фонтан в Пражском граде;

6) Пересечь Влтаву по мосту. Обязателен Карлов мост, все остальные факультативно;

7) Проехаться на метро или любом другом виде общественного транспорта, чтобы лучше узнать город и его жителей. В этом отзыве я не упоминала об этом, но один раз за три дня мы все же спустились в пражскую подземку;

8) Увидеть один или несколько замков в окрестностях Праги;

9) В хорошую погоду прокатиться по Влтаве на кораблике и прогуляться в многочисленных пражских садах. Именно такое времяпрепровождение оставило у нас самые яркие и положительные впечатления о Праге