Турист Артём Черепанов (Mnemon)
Артём Черепанов — был сегодня 6:29
🇺🇦

Лефкара — Кипр Май 2013

Итак, сегодня мы продолжим наши путешествия по серпантинам. Сегодня желательно встать пораньше, потому что день будет насыщенным, впрочем все достопримечательности находятся недалеко друг от друга и у нас есть шанс за 1 день успеть всё, тем более, что можно воспользоваться опцией сокращения маршрута, убрав из него пару не сильно значимых для большинства остановок.

Туристические маршруты по Кипру. Маршрут №2

Ставровуни, Хирокития, Лефкара, Махаирас, Лазанья́, Фикарду.

Ставровуни (0,5–1 час) GPS: 34.887321,33.436736

Первая точка сегодняшнего маршрута — мужской монастырь Ставровуни вряд ли будет интересен обычному туристу, тем более, что вовнутрь женщин не пускают, а удачные ракурсы для фотографии доступны только с дельтаплана (с воздуха монастырь видится внушительным сооружением, с некоторых ракурсов похожим на крепость).

фото взято из интернета, автор не указан

Тем же, кому вопросы служения Богу близки, должен поставить этот монастырь с список обязательных для посещения. Главной реликвией монастыря является частица креста, на котором распяли Христа. Основанный в 327 году императрицей Еленой, этот монастырь несколько раз был разрушен и горел, но возведён вновь в 19 веке. Любопытствующему туристу на осмотр монастыря хватит менее получаса, тем более, что внутри фотографировать запрещено и вы должны будете оставить фототехнику и мобильные телефоны в машине. Простому туристу специально посещать его наверное нет смысла, но по пути к другим достопримечательностям, заезд к монастырю не отнимет много времени, и вдруг именно вам удастся найти ту точку, откуда он смотрится наиболее впечатляюще.

фото взято из интернета, автор не указан

Продолжая наш путь далее, за полчаса мы можем доехать до неолитического поселения Хирокития (Choirokoitia), GPS: 34.796325,33.336454 между прочим, являющегося объектом всемирного наследия, охраняемого Юнеско. Обитаемое с 7 по 4 века до Н. Э. — одно из самых значимых доисторических поселений в Средиземноморье, так как проливает свет на образ жизни людей, проживавших в этом регионе в то время, когда Кипр играл ключевую роль в распространении цивилизации и культуры из Азии в Европу.

Туристические маршруты по Кипру. Маршрут №2
Раскопки поселения времён неолита "Хирокития". Автор фотографии Олег Иванов (iffoneoff.tourister.ru)

Хирокития — более чем хорошо сохранившийся для своего возраста археологический объект, по мере продолжения раскопок, продолжающий давать бесценный научный материал. Полчаса — практический максимум, который можно провести в поселении, где основное время отнимает подъём вверх по ступенькам: сами каменные сооружения, скорее больше интересны учёным и археологам, чем туристам, так как не выглядят как что-то особенное с архитектурной точки зрения, а познавательную информацию можно почерпнуть из буклетов и энциклопедий. Впрочем, билет, стоимостью 1,7 евро — небольшие деньги, чтобы составить представление о том, как жили люди в эпоху когда не было интернета неолита.

Туристические маршруты по Кипру. Маршрут №2
Реконструкция домов в поселении времён неолита "Хирокития". Автор фотографии Олег Иванов (iffoneoff.tourister.ru)

По-быстрому покончив с культовыми и древними объектами, мы продолжаем путь к самым интересным точкам нашего маршрута. Отъехав от Хирокитии, всего через 20 минут мы окажемся в деревне Лефкара.

Лефкара (2–3 часа) GPS: 34.863327,33.314746

Туристические маршруты по Кипру. Маршрут №2

Лефкара — самая известная и «раскрученная» деревня на Кипре, а лефкарийские кружева, упоминаемые уже в XII веке, практически стали визитной карточкой и «брэндом» острова. Будь то настоящие или поддельные — они есть в любой уважающей себя сувенирной лавке Кипра. Совершенством работы кружевниц восхищался сам Леонардо да Винчи, приобретший образцы их творчества для миланского собора.

Лефкара — не одна деревня, а две — верхняя и нижняя (Pano Lefkara и Kato Lefkara). Обе очень интересны и, несмотря на то, что носят одно имя, сильно отличаются друг от друга — нижняя более пасторальная, а верхняя, находящаяся всего в пятистах метрах — уже похожа на небольшой городок: и дома побольше и церковь — впечатляющих размеров.

Туристические маршруты по Кипру. Маршрут №2

Неизменной же для обеих деревень является одна картина: пожилые женщины, сидящие на улочках и вышивающие узоры на ткани.

Кроме кружев, по мне так — мало кому нужных, кроме как в качестве сувенира, трудно вписывающегося в современные интерьеры, и пригодного в качестве скатерти на стол в доме вашей бабушки, в любом магазине можно приобрести ювелирные изделия из кружевного серебра действительно филигранной работы и поражающего разнообразием художественного замысла — вот уж без чего из магазина трудно будет уйти любой женщине. Мужчины тоже не останутся в стороне и заинтересуются моделями парусников или автомобилей, искусно сделанных из серебра в той же технике кружевной филиграни.

В путеводителях Лефкара упоминается лишь в связи с этими самыми кружевами, и многих, изначально не интересующихся этой темой просто не влечёт, но пропустить это место, путешествуя по острову — непростительно: деревни не просто красивы — они удивительны.

Туристические маршруты по Кипру. Маршрут №2

Лефкара — значит «белая», в чём можно убедиться воочию — все дома сложены из белого камня, в отличие от камня в других деревнях, где он тёмного цвета. Магия старины в Лефкаре сильна, как нигде на острове.

Vibas шагает по деревне :)

А магия красоты заставит любого фотографа углубиться во все улицы и переулки. По извилистым мощёным улицам можно бродить часами, заглядывая в незапертые двери, открытые окна, и поражаясь уюту, с каким устроены квартиры местных жителей.

Туристические маршруты по Кипру. Маршрут №2

Балконы, оформленные цветущей геранью, окошки, завешанные кружевными занавесками, переулки с пышной зеленью в цветочных горшках вдоль стен домов, всё это создаёт настроение, которое возникало, когда ты в детстве приезжал в деревню к бабушке, и навевает умиротворение.

В Лефкаре почти два десятка церквей и самая большая из них — Тимиу Ставру, построенная в 1341 году, хранит великую святыню — кипарисовый крест с частицей животворящего креста, а его серебряный оклад — вершина творчества серебряных дел мастеров Лефкары.

В 1734 году русский паломник Григорович-Барский восторженно описал увиденную им реликвию: «Сокровище бесценное − это часть от подножия, к которому пригвождены были ноги Господа нашего Иисуса Христа − отсечённая тонкая доска, мерою в длину и ширину в восьмую часть листа бумажного, на ней же две маленьких дырочки, от прободения гвоздного во время распятия Христова». Сейчас святыню можно увидеть по большим церковным праздникам, когда её выносят из небольшой комнатки за иконостасом, в которой она хранится большую часть времени. Самым большим торжеством, когда вы можете увидеть этот крест является праздник Воздвижения святого креста, отмечаемый в конце сентября.

Туристические маршруты по Кипру. Маршрут №2

Помимо церкви Тимиу Ставру, особого внимания заслуживает небольшая церквушка (архангела Михаила), одиноко стоящая на пустыре, и первой попадающаяся на глаза тем, кто въезжает в Kato Lefkara — церковь и некоторые сохранившиеся фрески относятся к 12 веку, а часть росписей — к веку пятнадцатому.

Добраться до Лефкары просто: со стороны Никосии по скоростной трассе А1 едем по направлению к Лимассолу, и, после того, как дорога раздваивается и уходит налево на Ларнаку(А2), а направо на Лимассол (А1), внимательно читаем указатели — километров через 10 от развилки будет съезд. Если вы едете из Ларнаки — выбирайте дорогу B5 или А5, а из Пафоса или Лимассола нужна та же скоростная А1, но только уже по указателям в сторону Никосии.

Монастырь Махаирас (0,5–1 час) GPS: 34.940759,33.190874

Туристические маршруты по Кипру. Маршрут №2

автор фотографии Олег Иванов (iffoneoff)

По пути из Лефкары в Фикарду вы точно не проедете мимо большого монастыря «Махаирас» (Machairas), который стоит остановки хотя бы для фотографии снаружи, так как внутри фотографировать запрещено. В монастыре находится одна из икон, написанных святым апостолом Лукой.

Лазанья́ (0,5–1 час) GPS: 34.947839,33.173002

Лазанья́ (Лазаниас) — старая кипрская деревня, неизвестная многим туристам, и даже людям хорошо знакомым с островом. Деревня, которую можно вписать в условный квадрат всего 200 на 200 метров и мимо которой вы скорее всего проедете мимо (по пути из Лефкары к Фикарду), на самом деле стоит хотя бы получасовой остановки.

Туристические маршруты по Кипру. Маршрут №2

Основана Лазанья́ была ещё во времена, когда Кипром правили Лузинья́ны (13–15 века) и своим именем обязана именно этой фамилии, греческим вариантом написания которой она и является (Лазания́с-Лузинья́нс).

Через века деревушка пронесла аутентичность традиционной архитектуры: узкие улочки, дома, сложенные из камня, террасы и балкончики, смотрящие на горы, фруктовые сады, традиционные таверны и, как говорят, безмерно гостеприимное население.

Туристические маршруты по Кипру. Маршрут №2

Деревня стоит в окружении холмов, покрытых миндальными деревьями — в этом районе Кипра самые большие его плантации. Говорят, что в январе, когда миндаль цветёт — горы выглядят по-особенному красиво. Не даром через деревню проходит всё та же знаменитая Е4 — пешеходная тропа, которая, пересекая всю Европу, от атлантического побережья Испании, заканчивается на Кипре.

Фикарду — деревня-музей (1 час) GPS: 34.95869,33.17048

Туристические маршруты по Кипру. Маршрут №2

Не удивляйтесь, но пешеходный трейл Е4 проходит и через Фикарду — деревню, лежащую в нескольких километрах от Лазаньи. В настоящее время Фикарду представляет из себя музей под открытым небом и демонстрирует то, как выглядела типичная кипрская деревня 15–19 веков. Деревня практически не заселена — большинство людей переселилось в города или поближе к ним в середине XX века. В путеводителях утверждается, что сейчас в Фикарду проживает лишь три человека, но это не совсем так — с развитием туризма и ростом туристического потока некоторые дома снова начали заселяться — кто-то работает в ресторане, кто-то реставрирует дома, кто-то занимается сельским хозяйством и обеспечивает ресторан продуктами.

Больше всего жителей деревня насчитывала в 20-40-х годах прошлого века — до 130 человек. В деревне работает музей, называемый «домом Катсиниору» — по фамилии его последнего хозяина. Внутри дома сохраняются типичные для той эпохи интерьеры, а сам дом и подворье отражают быт людей того времени: первый этаж занят прессом для винограда и являлся хранилищем сельхозпродукции и инструмента, а второй — жилой. Побродив полчаса по тесным улочкам можно вернуться к дороге к единственной в том месте таверне. Сравнительно невысокие цены, вкусная кухня с кипрскими блюдами, вид с балкона на горы и деревню — всё это говорит само за себя, чтобы остановиться на обед или ужин именно в этом месте. Не скажу, что деревня является особенным местом — на острове хватает старинных деревень, сохранивших не только архитектуру, но и жителей, а в месте с ними и живой дух того времени, но побывать там в цепочке других достопримечательностей на этом пути всё же стоит — деревня расположена в очень живописной местности, ну и всё же сама по себе тоже интересна.

Туристические маршруты по Кипру. Маршрут №2

О деревне заботится департамент по охране древностей Кипра, который регулярно проводит реставрационные работы и восстанавливает или обновляет старые постройки, вследствие этого выглядит всё очень аккуратно и прибрано. В некоторых источниках упомянуто, что Фикарду является объектом всемирного наследия под охраной Юнеско, но это не так, хотя и близко: деревня вот уже более 10 лет находится в предварительном списке Юнеско, и ждёт своего часа.

Второй день может получиться слишком длинным и насыщенным, поэтому чтобы не вставать с рассветом и не вернуться затемно, первые два пункта (Ставровуни и Хирокитию), а также монастырь Махаирас, можно из программы исключить, как представляющие интерес только для небольшого числа особо интересующихся, но остальные — обязательны для посещения туристом, который желает узнать настоящий Кипр, каким он был раньше и каков он есть сегодня.

Туристические маршруты по Кипру. Маршрут №2

А такой пейзаж встретился нам по пути из Лефкары в Лазанью. Если приглядеться к картинке, загруженной в полном масштабе, то внизу можно увидеть раскинувшуюся в долине Месаория столицу Кипра — г. Никосия.

P.S. Путешествующим по Кипру с детьми, поможет сервис аренды детских товаров http://kiprent.ru