Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была сегодня 10:19

Ватикан, Рим — Италия Июль 2013

Большие итальянские каникулы: Верона

Большие итальянские каникулы: Венеция

Большие итальянские каникулы: вишенки на торте Венеции — Мурано, Бурано, Лидо

Большие итальянские каникулы: под солнцем Тосканы — Флоренция и Пиза

Рим. Или Рома.

Четыре буквы в итальянском R-O-M-A — «Рома» в русском превращаются в три — «Рим», что по-разному звучит и по-разному характеризует город.

Рома — это «Мама Рома». Где-то на окраине Рима, возле крепостных стен, возле нас тормознул фиат, и из него высунулся мужчина. Почему-то он принял нас за местных и спросил по-английски, как проехать в нужное ему место.

Мужчина водил пальцем по огромной бумажной карте, пожимал плечами и, печально и протяжно вздыхая, все повторял и повторял, как заклинание «Мама Рома, Мама Рома!».

Мама Рома оказалась для него сродни женщине, загадочность которой пленяет мужские средца и сбивает с толку мужские умы, привыкшие к логике и ясности, но пасующие перед женскими чарами, упругими шелками и «духами и туманами».

Пожалуй, время (одного раза для Мамы Ромы — ничтожно мало!), настойчивость и любовь — вот волшебная формула. Тот, кто возьмет ее на вооружение, сможет приоткрыть завесу тайны и по-настоящему влюбить в себя этот город и влюбиться в него сам.

Еще Рома — это земля. Священное место, когда-то выбранное для возведения нового обиталища людей, а в старину города не строили где попало. Место с мощнейшей энергетикой, где прямо в воздухе ощущается вибрация жизни.

Недаром Элизабет, героиня романа «Ешь. Молись. Люби», начинает путешествие по миру именно с Италии и Ромы.

Она селится недалеко от многолюдной в любое время дня и ночи Испанской лестницы, гуляет по набережной Тибра, заворачивает в улочки, ест вкуснейшее мороженое в мире, посещает музей пасты. Вместе с наслаждением от еды и окружающих видов к Элизабет возвращается вкус к жизни и ее удовольствиям.

Джулия Робертс в фильме Ешь. Молись. Люби
Джулия Робертс в фильме "Ешь. Молись. Люби"

Название города на русском языке звучит по-другому. Рррим. Короткое, как пулеметная очередь, слово, состоящее из рычащей Р, мягкой «И» и звонкой «М». Произнесите его и услышите отголоски почти 2800-летней истории. Истории не только Рима как города, но и всей человеческой цивилизации, воплощенной в его архитектуре, изобретениях, которыми мы пользуемся до сих пор, литературных трудах его полководцев и философов, разобранных на афоризмы…

Римское право, римские дороги, римские акведуки, римские ораторы. Царская власть, республика, диктатура, папская власть, снова республика, фашистская диктатура и опять республика. Земля Рима обагрялась кровью первых христианских мучеников. И на земле Рима, в его сердце, находится Ватикан — центр католического мира.

Скажите мне, что не видел Рим, каких событий он не знал, и я скажу, что этого не происходило вовсе.

Ради него, ради Рима, затевалась наша поездка в Европу. Рим был главной целью трехнедельного путешествия. Четыре дня под палящим июльским солнцем оказалось и много и мало одновременно. Потому что объять необъятное — а сокровища Рима действительно колоссальны, и никаких человеческих ресурсов не хватит осмотреть их все — просто невозможно.

С другой стороны, и пресыщение наступает быстро. Мозг отказывается воспринимать весь тот объем информации, который тщетно пытаешься в него запихнуть и утромбовать, чтобы высвободить хотя бы еще немного места для новой порции. Поэтому мое искреннее убеждение, что четыре для на Рим для первого раза — это идеально.

Колизей со стороны Арки Константина

Июль.

Месяц, венчающий середину года. Самый жаркий в Северном полушарии и самый холодный в Южном.

Назван в честь одного из наиболее выдающихся полководцев и государственных деятелей Древнего Рима Гая Юлия Цезаря, который в этот месяц родился.

В июле император Нерон в пароксизме безумия спалил Рим. Сгорел даже императорский дворец, а Нерон любовался пожаром через изумруд и читал стихи.

В июле же Рим был провозглашен столицей объединенного итальянского государства. После сотен лет папской власти и французского владычества Италия, вернувшись к своим истокам, снова стала Республикой.

Алтарь Родины и памятник Виктору Эммануилу II - первому правителю объединенной Италии

В июле Рим с его субтропическим влажным климатом похож на гигантскую парилку, которую приходится делить с тысячами туристов-бедолаг, решившихся на ту же авантиру, что и вы.

31 день жары, духоты, зноя и всюду проникающего слепящего солнца, от которого не спасают очки и шляпы. 40 градусов в полдень и ни капли дождя, пока небо не раскалится до предела и не разорвется молниями на части.

Обгоревшие носы и плечи. Глаза, устало скользящие по великолепным творениям чук человеческих и вспыхивающие при одном только виде питьевого фонтанчика или вывески «Джелати».

Мы были в Риме в июле. Мы пережили эти четыре дня. Днем пекло немилосердно и только вечер иногда приносил облегчение.

Если когда-нибудь я вернусь, то точно не в июле. Какой там самый холодный месяц? Январь? О, январь отлично подойдет!

Девушка.

А девушка… Ну, а девушка — это богиня Венера, воплощенная в каждой представительнице женского пола на Земле. И во мне в том числе:)

Обгоревшая, но счастливая

Что нужно знать о Риме

Рим — не из тех городов, где можно бесцельно гулять, не особо вникая в предназначение и историю того или иного здания. Потому что без минимального набора знаний многие достопримечательности покажутся лишь живописными руинами.

Я решила, что наилучшим вариантом для первого знакомства с городом станет пешеходная экскурсия с гидом. Хотелось, чтобы гид не только предоставил краткую историческую справку о знаковых достопримечательностях, но и передал нам частичку своей любви к городу.

Надеюсь, что я не слишком много просила за 130 евро — такова стоимость двухчасовой экскурсии для трех человек. У нас с мамой имелся положительный экскурсионный опыт в рамках автобусного тура по Европе: большая часть экскурсий прошла на «отлично», но одна запомнилась особенно. Молодой человек со светлыми кудрявыми волосами, сын русских эмигрантов, был одним из наших гидов в Париже. Экскурсия длилась всего час, но мы до сих пор помним его горящие глаза и то, как вдохновенно, в какиях ярких поэтических выражениях он рассказывал о рынке «Чрево Парижа» и королевском дворце Пале-Рояль.

Выбранный мною гид по Риму — женщина 40 лет — на своем сайте так описала свою любовь к «вечному городу», что я в наивности своей завысила ожидании от экскурсии, надеясь повторить парижский опыт.

Да, мы узнали понемногу об основных достопримечательностях, начиная от Арки Константина и Колизея, где мы с ней встретились, и заканчивая Испанской лестницей и фонтаном Лодочка, где расстались.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Но она даже на миллиметр не приблизилась к светловолосому потомку русских эмигрантов, в каждом слове, взгляде, движении которого сквозила любовь к Парижу.

Мы были разочарованы. Но, думаю, наш опыт не стоит проецировать на всех гидов по Риму. И первое знакомство с городом лучше начать с пешеходной или автомобильной экскурсии, когда вам все обстоятельно расскажут и покажут, после чего можно уже самостоятельно отправиться обследовать наиболее примечательные места.

Если все же вы хотите гулять по Риму без сопровождающего, то небольшая шпаргалка поможет вам сориентироваться.

Достопримечательности Рима расположены достаточно компактно и относятся к одному из трех основных отрезков его истории: античный Рим, папство, столица объединенной Италии.

Что мы успели увидеть в Риме за 4 дня самостоятельных прогулок и двухчасовой пешеходной экскурсии с гидом

1. Колизей. Cимвол Рима, призванный возвеличивать мощь империи, самое грандиозное сооружение античности, новое «чудо света».

Наши апартаменты располагались так, что каждый день, чтобы достигнуть исторической части, мы шли сначала к Колизею. Его громада вырастала перед нами четыре дня подряд — днем и вечером. Колизей мы видели чаще других достопримечательностей, но если к ним интерес угасал довольно быстро, то он не прекращал поражать наше воображение.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Колизей, или амфитеатр Флавиев, предназначенный по традиции того времени для проведения гладиаторских боев, инсценировки морских сражений и других кровавых забав на потеху римской публики, был рассчитан на 40–45 000 посадочных мест, что даже в наши дни весьма масштабно.

Само название — Колизей — происходит от слова «колоссальный» и, возможно, это связано не только с его размерами, но и с гигантской статуей императора Нерона, воздвигнутой им самим в честь самого себя (при его мании величия весьма скромненькую).

Понятно, что снаружи любоваться на Колизей можно сколько угодно. Возле него ручейки и целые потоки людские не иссякают ни днем, ни в вечернее время, когда он выглядит таинственно и немного одиноко.

Мама настояла, чтобы мы потратились на входной билет и посмотрели Колизей не только снаружи, но и изнутри. Если бы я знала, что мы захотим посетить Колизей, то купила бы билеты заранее по Интернету, а так нам пришлось отстоять огромную очередь в тесноте и духоте.

Очередь в кассы Колизея змеится до выхода на улицу

Хорошо, что мама все же уговорила нас посетить Колизей, несмотря на потерянный в очереди час: мы получили общее представление о том, как были устроены античные амфитеатры — прообразы современных стадионов, и что чувствовали люди того времени, оказавшись внутри этой громадины.

Места распределялись согласно существовавшей в то время сословной иерархии: места внизу с налучшим обзором занимали император, его семья и весталки, затем сенаторы, всадники и граждане Рим — чем ниже социальное положение, тем выше место. На самом верху были рабы и женщины, которые в те времена за людей не считались.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Состояние Колизея далеко не идеально. В течение веков, уже после падения империи, долгое время он находился в запустении. Мощное землетрясение, случившееся в 14 веке, послужило причиной частичного обрушения и предоставило жителям карт-бланш на использование строительного материала из бесполезного в сущности сооружения. Никто этому не препятствовал, так как Колизей принадлежал варварской эпохе язычества и сохранять его в папском городе не стремились.

Однако от окончательного разрушения Колизей спасли именно папы, которые очень вовремя вспомнили, что в этом месте частенько проливалась кровь первых христиан, и установили кресты, алтари и прочую религиозную атрибутику.

В наши дни в Колизее начинается крестный ход.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Примечателен также вид, который открывается с Колизея на окрестности.

Я много читала в других отзывах об аниматорах, снующих возле Колизея в костюмах гладиаторов и навязчиво предлагающих с ними сфотографироваться. Да, парочка нам попадалась, но, видимо, образы их приелись, и спрос на услуги пропал.

Часто встречались уличные йоги и египетские статуэтки, уже виденные нами в других итальянских городах, потому особого интереса не вызывавших.

Зато папа римский, присевший на стульчик недалеко от Колизея, не мог не привлечь внимания:)

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

2. Триумфальная арка Константина. Расположена между Колизеем и Палатинским холмом.

Триумфальные арки, предназначенные для церемонии торжественной встречи победителя, тоже изобретение Древнего Рима, поэтому увидеть арки, которые стали прототипом для множества других по всему миру, просто необходимо. Тем более что одна из самых известных — Арка Константина — так удобно расположена рядом с Колизеем, потому является популярным местом для встречи туристических групп и старта экскурсий по Риму.

Арка Константина примечательна тем, что это одна из позднейших арок античного Рима, сохранившаяся до наших времен, и единственная, что была построена в честь победы в гражданской войне, а не над внешним врагом.

3. Via dei Fori Imperiali (Виа дей Фори Империали).

Дороги — это тоже изобретение Древнего Рима, поэтому можно поближе познакомиться с некоторыми знаковыми транспортными артериями.

Виа дей Фори Империали, пожалуй, самый известный проспект Рима, на котором порой не протолкнуться из-за огромного потока туристов, особенно со стороны Колизея и Римского форума.

Проспект построен по приказу Бенито Муссолини. По его задумке, проспект должен был соединять Колизей, символ мощи древнеримской империи, и площадь Венеции, центр современной Муссолини фашистской империи, и символически подчеркивать их преемственность.

По обеим сторонам проспекта находятся расположенные друг напротив друга Римский форум и форум Траяна. В наши дни на проспекте проходит военный парад в честь основания Итальянской Республики.

Само существование проспекта вызывает возмущение ученых. В процессе его строительства было разрушено или погребено под асфальтом множество ценных памятников истории. Он разделил сердце Рима как бы на две половины. Выхлопные газы и вибрация от проезжающих мимо автомобилей плохо влияют на состояние тех памятников, что удалось сохранить.

При нас в непосредственной близости от Колизея велось строительство новой станции метро. Гид, у которой мы спросили, как это может повлиять на находящиеся рядом памятники, ничего вразумительного не сказала. Будем надеяться, что сейчас итальянская власть с большим трепетом относится к историческим памятникам, нежели фашисты.

3. Форумы. Расположены по обеим сторонам Виа дей Фори Империали.

Форум — это центр общественной жизни Древнего Рима. Их главное предназначение — обеспечить условия для организации собрания горожан, решения различных общественных и политических вопросов, ведения торговли и переговоров, проведения выборов. На форумах были расположены такие постройки, как рынок, храмы и святилища богов, монументы в честь военных побед и т. д.

Самый известный форум — это Форум Романум, или Римский форум, который находится на той же стороне Виа дей Фори Империали, что и Колизей. Форум находится как бы в огромном котловане, а с пешеходной зоны проспекта сделаны удобные смотровые площадки-балконы.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка
Колонны храма Сатурна - одного из древнейших храмов Рима. Воздвигнут в 5 веке до нашей эры в честь победы над этруссками

С противоположной стороны находится форум императора Траяна — хронологически последний из императорских форумов Рима. Туристический интерес к нему в три раза меньше, чем к Римскому форуму, потому и народу на той стороне Виа дей Фори Империали в три раза меньше.

4. Римские холмы.

Как известно, Рим возник на 7 холмах.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Самые известные — Палатинский и Капитолийский.

По билету, купленному в Колизее, мы бесплатно прошли на Палатинский холм. Мне кажется, его обязательно нужно посетить, потому что это тот самый холм, с которого начинался Рим. Именно здесь, по легенде, волчица вскормила Рома и Ремула.

Смотреть на самом Палатинском холме особо нечего, так как до наших дней постройки на нем дошли в основном в виде руин. И только по остаткам стен мы можем судить о масштабе строительства того времени. В основном на холме селилась римская знать, включая дворцы императорских семей.

Если руины не вызывают у вас никакого энтузиазма, то вид, открывающийся с Палатинского холма, обязательно впечатлит. По одну сторону виден Колизей…

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

По другую — Рим с виднеющимися вдали силуэтами собора Святого Петра и синагоги.

Капитолийский холм также стоит посетить, потому как он — сакральное сердце Рима, где размещались храмы и святилища богов. Здесь проводились народные собрания и завершались триумфальные шествия римских полководцев. Именно на Капитолийском холме произошла мифологическая история, связанная с тем, что священные гуси богини Весты, заслышав приближение галлов, разбудили защитников Рима и те смогли дать отпор врагам.

От слова «Капитолий» пошло английское слово «capital», обозначающее столицу государства, а также «Капитолий» — здание, в котором размещаются органы государственной власти.

В наши дни на холме расположены музеи истории Рима и мэрия. Примечательна конная статуя по центру Капитолийской площади. Эта статуя, посвященная императору Марку Аврелию, единственная, что уцелела с античных времен. И только благодаря тому, что мужчину на коне приняли за другого императора, Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией на всей территории Римской империи.

Еще один холм, который, хотя и не относится к семи классическим холмам Рима, но все же стоит посетить, — это Пинчо, или Пинчио. На него можно подняться по знаменитой Испанской лестнице, а спуститься по Наполеоновской лестнице к пьяцца дель Пополо.

Пинчо примечателен прежде всего тем, что с него открывается вид на Марсово поле — часть Рима на левом берегу реки Тибр, предназначавшаяся ранее для военных и гимнастических упражнений. В наши дни мы можем видеть на горизонте силуэт собора Святого Петра.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Холм был излюбленным местом римской знати, которая строила здесь свои загородные резиденции, утопавшие в зелени пышных садов. Наиболее известны у туристов вилла Боргезе и вилла Медичи, сегодня доступные для посещения, правда, с ограничениями по времени открытия.

5. Алтарь Отечества, он же «Витториано», он же «Печатная машинка», он же «Свадебный торт», он же «Вставная челюсть»

На склоне Капитолийского холма находится самая ненавидимая римлянами достопримечательность — монумент Алтарь Отечества, более известный под насмешливым прозвищем «Печатная машинка».

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Хотя цели его строительства были благородными — увековечить память о таком важном событии, как объединение Италии, и отдать дань первому королю вновь объединенной страны Виктору Эммануилу II.

Архитектор, разработавший проект, итальянец по происхождению (что было обязательным условием конкурса на проектирование), хотел, чтобы монумент как бы обнимал каждого, кто его видит, и был открытым для народа. В итоге же все равно получилась пресловутая «печатная машинка» :)

Почему-то Алтарь Отечества не смог повторить судьбу Эйфелевой башни, постройку которой так же восприняли с большой прохладцей.

Лично я ничего криминального в этом памятнике не обнаружила, хотя он, конечно, будучи возведенным в 19–20 вв., смотрится слишком современно на фоне античных руин. Главная претензия к нему — его белый цвет, который визуально диссонирует с преобладающей охристой окраской римских построек.

Вечером кованые ворота закрыты, а днем можно подняться по лестнице вверх, к колоннаде, и с высоты сфотографировать площадь Венеции.

Большое удивление лично у меня вызывал почетный караул у могилы неизвестного солдата. Да, далеко в прошлом остались времена Дневнего Рима, когда женщины, приравниваемые к животным и рабам, занимали самые удаленные места в Колизее. Теперь вот женщина наравне с мужчиной охраняет вечный огонь.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

За дополнительную плату можно подняться в стеклянном лифте на площадку, с которой, как пишут путеводители, открывается один из лучших видов на Рим, но мы решили, что нам вполне хватило увиденного.

6. Площади Рима.

Первой площадью, которую вы увидите, если начнете знакомство с Римом с Колизея, будет площадь Колизея, но она не ярко выражена и затмевается самим Колизеем. А вот следующая площадь, где заканчивается Виа дей Фори Империали, останется в памяти надолго. Я имею в виду площадь Венеции.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Площадь Венеции названа так в честь дворца, в котором располагалось посольство Венецианской республики. Бенито Муссолини выбрал балкон этого палаццо в качестве трибуны для своих речей, а сама площадь Венеции превратилась в важный политический центр города, символически соединенный Виа дей Фори Империали с центром античного Рима — Колизеем и Римским форумом.

В наши дни площадь Венеции днем и вечером запружена туристами. Поразило также огромное количество следящих за порядком карабинеров.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Следующая знаковая площадь, до которой можно дойти от площади Венеции по известной своими магазинами и бутиками улице Корсо, — Народная площадь, или пьяцца дель Пополо.

Есть и другой путь, которым пришли мы: можно сначала подняться по Испанской лестнице на холм Пинчио, дойти до виллы Боргезе и спуститься вниз по Наполеоновой лестнице.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка
Пьяцца-дель-Пополо - народная площадь, бывшее место для проведения общественных казней

Народная площадь, в отличие от площади Венеции, имеет округлую форму. Из нее, как лучи, расходятся крупные транспортные артерии Рима. По центру установлен гигантский египетский обелиск, сбоку — две старинные церкви.

Народная площадь недаром носит такое название, потому что народу здесь действительно много, хотя ощущения толпы нет, так как площадь достаточно масштабна по размерам.

Примостившись на ступеньках подле египетского обелиска, мы наблюдали за выступлениями уличных музыкантов и танцоров. Больше всего понравился Майкл Джексон итальянского розлива.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

От Народной площади рукой подать до самой, наверное, любимой площади туристов (вряд ли самим римлянам по нраву ее суета) — пьяццы-ди-Спанья, или Испанской площади, получившая свое название по находившемуся здесь посольству Испании. Ее небольшие размеры создают какой-то невероятный людской ажиотаж.

На Испанской площади два центра притяжения внимания — фонтан в виде лодочки и Испанская лестница, по которой можно подняться на упомянутый выше холм Пинчо.

Пусть вас не удивляет, что Испанская лестница ведет к церкви Тринита-деи-Монти — главной церкви французского католичества в Риме. Лестница была построена, чтобы символизировать неразрывную, в том числе и родственную связь между двумя монархиями — французской и испанской.

В наши дни лестница — одна из самых популярных достопримечательностей, на которой, как на виноградной лозе, рассыпаны виноградинки-люди. Ее любят не только за пышную баррочну красоту, но и за возможность отдохнуть после долгой пешей прогулки по Риму.

Испанская лестница напомнила мне чем-то лестницу на Монмартре, ведущую к белоснежному собору Сакре-Кёр.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Еще одна площадь, которая находится на некотором удалении от остальных, — это пьяцца Навона. На ее месте когда-то располагался рынок, а начиная с 18 века, площадь застраивали зданиями в стиле барокко, что и объясняет ее исключительную красоту. В наши дни площадь чем-то напоминает мини-Арбат с его творческой, чуть расслабленной атмосферой.

И, наконец, самая грандиозная площадь — площадь Святого Петра, которая примыкает к одноименному собору и в дни католических празднеств принимает тысячи верующих. Площадь находится в Ватикане, но можно сказать, что и в Риме, постольку, поскольку сам Ватикан со всех сторон окружен территорией Рима.

Площадь Святого Петра имеет схожую форму с пьяцца дель Пополо — округлую. В ее центре так же установлен египетский обелиск. По бокам она ограничена колоннадой. По-настоящему оценить размер площади можно только с высоты, поэтому мы, несмотря на дикую жару, все же решились на пеший подъем на купол Святого Петра.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

На площадь можно попасть двумя способами. Первый — зайти на нее со стороны Виа делла Кончилиационе, широкого проспекта, спроектированного по приказу Бенито Муссолини и соединяющего площадь Святого Петра с западным берегом реки Тибр.

Вид на собор Святого Петра со стороны Виа делла Кончилиационе

Второй способ, которым воспользовались мы, — это сначала посетить музеи Ватикана и выйти на нее из собора Святого Петра.

По всему периметру площади установлены железные ограждения, на площадь пускают только после прохождения металлоискателя и полицейского досмотра, поэтому, думаю, что наилучший вариант — начать с посещения Ватикана и уже из него выйти на площадь.

В общем, площадь Святого Петра понравилась мне меньше остальных, хотя нельзя не признать, что от ее гигантских размеров захватывает дух и мурашки бегут по коже.

7. Римские церкви.

Церквей в Риме превеликое множество, и нужно длительное время жить в городе, чтобы обойти хотя бы часть из них.

Наше время и ресурсы были ограничены, поэтому и мы ограничились несколькими наиболее знаковыми церквями.

Прежде всего, конечно, хотелось побывать в соборе Святого Петра — главном храме католической религии. Я, конечно, предполагала, что он огромный, но что настолько… Оказавшись внутри, чувствуешь себя песчинкой в вакууме Вселенной. Это и не удивительно, ведь его вместимость — 60 000 человек, тьма тьмущая, как сказали бы на Руси.

Фотографии даже близко не способны передать его колоссальные размеры.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Собор посвящен Святому Петру, который в католичестве считается первым Папой Римским. Традиционно святой изображается с большим ключом, отворяющим врата рая.

Считается, что если потереть Петру правую ногу и в этот момент что-нибудь попросить у святого, то это обязательно сбудется. Суеверие, я считаю, перешедшее в христианство прямиком из язычества, но за ножку я все же подержалась:)

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Как можно заметить на фотографии, на плечах моего отца накинут платок. Собор Святого Петра — первая церковь, куда не хотели пускать мужчину, то есть моего отца, с непокрытыми плечами. Мы же с мамой были одеты максимально закрыто для жаркого летнего дня, поэтому никаких платков и покрывал покупать не пришлось.

Выйдя из музеев Ватикана прямо к собору Святого Петра, мы решили, что должны обязательно подняться наверх.

Как оказалось, лифт поднимает только до определенного уровня, после которого на сам купол нужно подниматься пешком по довольной узкой лестнице. Оценивайте свои силы трезво, потому что моя мама, например, хоть и добралась до самого верха, но почувствовала себя плохо. По жаре такой подъем — настоящее испытание для любого, даже тренированного организма.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Все усилия по подъему сторицей возвращаются: сначала возможностью взглянуть из-под купола на сам собор, затем теми видами, что открываются на Ватикан и Рим.

Следующая церковь, о которой я хотела бы упомянуть, с виду совершенно непримечательная. Ее фасад скрыт от обзора пресловутой «печатной машинкой». Речь идет о церкви на самой вершине Капитолийского холма — Санта-Мария-Ин-Арачели. На ее месте когда-то располагался храм Весты и расхаживали знаменитые гуси, спасшие Рим от галлов.

К церкви ведет длинная лестница, состоящая из 124 ступеней. Перед подъемом нужно загадать желание и постоянно думать о нем до самой вершины — тогда оно обязательно сбудется.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Внутри Санта-Мария-Ин-Арачели богато украшена фресками, мозаикой и позолотой. В церкви находятся мощи Святой Елены, матери императора Константина Великого, установившего христианство в качестве господствующей религии.

Привлекают внимание расположенные через дорогу от Алтаря Отечества две стоящие друг за другом церкви — Санта-Мария-ди-Лорето и Пресвятой Девы Марии. Церкви очень красивые, я бы даже сказала нарядные. К сожалению, внутрь мы не заходили, но уверена, что там всем не менее прекрасно.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Еще одна очень известная в Риме церковь — Тринита-деи-Монти, к которой ведет роскошная барочная Испанская лестница. Перед церковью установлена римская копия египетского обелиска.

Из-за своего белого цвета церковь производит ощущение воздушности, почти невесомости.

Тринита-деи-Монти была воздвигнута по приказу французского короля Людовика XII и стала главной церковью французской общины в Риме. Когда мы зашли внутрь (было около шести часов вечера), в церкви шла служба, и мы, не желая мешать верующим, только мельком увидели, какова она внутри.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Пожалуй, самая интересная из всех церквей, виденных нами в Риме, — это Церковь Святой Марии и великомучеников, более известная, как Пантеон.

Пантеон, или храм всех богов, был воздвигнут во времена Римской империи и сохранился в очень хорошем состоянии до наших дней.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Храмов, подобных Пантеону, мы еще не видели, потому он поразил нас до глубины души. И даже не столько своими масштабами или роскошью интерьера, сколько огромным куполом с отверстием в самом верху, из которого льется солнечный свет (и, видимо, вода, когда идет дождь).Купол Пантеона настолько грандиозен, что не только не имел аналогов в современном ему мире, но и до 19 века ни одна церковь мира не имела аналогичного ему по размерам купола.

Когда видишь столп света, вырывающийся из самого сердца храма, чувствуешь себя неотъемлемой частицей мироздания. В этом есть что-то очень мудрое, очень древнее, идущее прямо из глубины веков, когда человек еще жил в гармонии с природой и верил в чудеса.

8. Фонтаны Рима.

Фонтанов в Риме так же много, как и церквей. Кстати, фонтаны — тоже изобретение римлян, и это не удивительно, потому что римский климат с его удушающим летним зноем просто требовал нечто подобного.

Самый известный, самый большой и самый красивый фонтан Рима — фонтан Треви, который также входит в пятерку самых красивых фонтанов мира. Почти все, что можно считать роскошным, построено в стиле барокко, вот и Треви не исключение. Однако в его архитектуре прослеживается строгая выверенность линий неоклассицизма, что уравновешивает барочную вычурность.

Примечательность фонтана в том, что он примыкает к палаццо и по сути является его фасадом. В этом палаццо жила русская княгиня Волконская.

По традиции, каждый, кто желает вернуться в Рим, должен бросить в него монетку, что сделали и мы, хотя это было не так уж просто. Небольшая площадь перед фонтаном переполнена людьми и днем, и вечером. Гид нас предупредила, что необходимо следить за вещами, так как такая плотная толпа создает идеальные условия для работы карманников.

А сделать удачный кадр на фоне фонтана без того, чтобы в него не влезли другие люди, практически нереально.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

В не меньшей степени облеплен туристами фонтан Баркачча на Испанской площади, прямо напротив Испанской лестницы. Фонтан имеет необычную форму лодки, из которой льется вода — память о том, что когда-то это место оказалось затопленным водами реки Тибр.

Очень красивы фонтаны на пьяцца Навона. Здесь их целых три. По центру находится фонтан четырех рек с египетским обелиском посередине. Каждая скульптура изображает одну из четырех великих рек — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату.
Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка
Еще один известный фонтан с обелиском — центральный фонтан на Народной площади. По четырем сторонам обелиска восседают мраморные львы, из пасти которых льется вода.

9. Египетские обелиски.

Как вы, наверное, уже успели заметить, в Риме не только большое количество замечательных церквей и фонтанов, но и египетских обелисков, украшающих собой площади и фонтаны.

Египетские обелиски — напоминание об имперском прошлом Рима, когда границы Рима простирались далеко за пределы Аппенинского полуострова. Принято считать, что идея устанавливать обелиски пришла в голову одному из Пап, который тем самым хотел подчеркнуть преемственность языческого и христианского Рима.

Сфинкс смотрит на установленный в центре Пьяцца дель Пополо египетский обелиск

10. Река Тибр.

Реки — матери многих великих городов, и Рим не стал исключением. Поэтому мы решили обязательно дойти до набережной и взглянуть на воды, которые питали вечный город множество столетий и в которые были сброшены в корзине Ром и Ремул.

Честно признаться, река совсем не впечатлила — узкая, сер-зеленого цвета, спокойного, не бурливого характера, как Адидже в Вероне. Как таковой, набережной в Риме нет, а берега реки закованы в бетон.

Хотя если у вас есть время, можно на закате прогуляться по липовой аллее вдоль реки.

Или дойти до пешеходного моста Святого Ангела (Сан-Анжело), ведущего ко входу в одноименную крепость и украшенную скульптурами ангелов. На этом мосту, мы, к сожалению, не были, но перешли Тибр, когда возвращались из Ватикана, по параллельному мосту имени Святого Пия X, также украшенного скульптурами.

11. Ватикан.

Побывать в Риме и не посетить самое маленькое государство в мире? Нет, мы категорически не могли упустить такую возможность. Прочитав множество отзывов о Ватикане, я решила, что лучшим способом его посещения станет предварительнто забронированная и оплаченная на официальном сайте Ватикана экскурсия с русскоязычным гидом.

Стоимость экскурсии на троих составила 96 евро. В эту стоимость входят билеты в Ватикан, услуги гида и наушники, позволяющие хорошо слышать все, что говорит гид во время экскурсии.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Когда мы пришли к стенам Ватикана к 10 утра, как было указано в билете, то я поняла, что поступила правильно. Потому что бесконечная, как само ожидание, очередь уже пугала своими размерами. Представьте, сколько бы времени нам пришлось отстоять на жаре за заветными билетами. После того испытания сил бы на сам Ватикан вряд ли хватило.

Вместе с нами набралась небольшая русскоязычная группа из 12 человек. Параллельно шли экскурсии на других языках и где-то поблизости в огромных количествах бродили самостоятельные туристы.

На открытом пространстве давление толпы ощущалось не сильно. Но в помещениях передвигаться порой было очень сложно из-за плотного людского потока.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Двухчасовой экскурсии нам вполне хватило, чтобы в общих чертах ознакомиться с экспозицией ватиканских музеев и увидеть наиболее известные экспонаты.

Например, весьма драматичная по накалу эмоций скульптурная группа «Лаокоон», символизирующая бессмысленность борьбы людей с волей богов.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Почему-то гид сделала акцент на бюсте одного из императоров (имя я сейчас не вспомню), подозрительно напоминающего нашего современника:)

Экскурсия в целом очень понравилась. Мы получили информацию в идеальном объеме — ровно столько, чтобы получить представление о сокровищах Ватикана и при этом не взорвать свой мозг обилием фактов и цифр.

Но самое большое впечатление произвела знаменитая Сикстинская капелла с ее изумительными фресками работы мастеров Возрождения. Здесь гид нас оставила, предоставив самостоятельно любоваться на все это великолепие. Большую часть времени мы простояли с задранными к верху головами, любуясь на потолок и самую знаменитую, многократно цитируемую в масс-культуре фреску Микеланджело «Сотворение Адама».

К сожалнию, фотографировать в капелле нельзя, так же, как и громко говорить, поэтому вот утешение в виде сувенирной тарелки.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

После завершения экскурсии можно свободно гулять по ватиканским музеям и в более спокойной обстановке изучать экспонаты. А можно сразу пройти к собору Святого Петра, только обратно уже вернуться будет нельзя. Мы выбрали второе, так как для культурно-познавательной программы двух часов в сопровождении профессионального гида более чем достаточно.

Хотела бы я когда-нибудь еще раз посетить Ватикан? Вряд ли. Да, большое впечатление производят творения гениев, хранящиеся в ватиканских музеях. Да, все это очень интересно и познавательно. Но не более того.

Возможно, если бы я была католичкой, то испытала бы больше пиетета. Но чуда не произошло, и я не прониклась. Например, мне непонятна вся эта эйфория вокруг личности нового Папы (так же, как и непонятно чуть ли не обожествление фигуры Патриарха в русской православной церкви). Почему-то я не могу поверить во всю эту чушь про наместника бога на земле, которая была уместна на заре христианства, но не в наши дни.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Вот такими насыщенными были наши четыре дня в Риме. А теперь я немного расскажу о том, как мы, собственно, жили в Риме.

Проживание

Оказалось, что одним из самых дешевых вариантов проживания в Риме являются частные апартаменты. С помощью Booking.com я нашла семейный мини-отель, расположенный в обычном многоквартирном доме. Кстати, хозяйка отеля — девушка Олеся, приехавшая из Украины в Италию и вышедшая замуж за итальянца. Очень-очень приветливая и милая, всегда старалась помочь и ответить на вопросы.

Апартаменты называются Arco Romano Rooms и находятся они в пределах исторических стен Рима, в 15 минутах ходьбы от железнодорожного вокзала Термини и двадцати минутах — от Колизея. Четыре ночи в апартаментах обошлись нам в 13 600 рублей за троих.

Стены Древнего Рима возле наших апартаментов

Понятно, что это далеко не центр и пешком довольно далеко до ближайшей достопримечательности — каждый день мы ходили столько, что ноги нещадно горели и ныли от бедер и до ступней (не подумайте, что нам хотелось сэкономить на общественном транспорте, просто нравилось гулять по Риму, хотелось увидеть как можно больше).

Но в целом сами апартаменты ничем не отличались от обычных отелей. Было интересно посмотреть на то, как живут обычные римляне в обычных многоквартирных домах, в которых живем и мы в России.

Территория между двумя многоквартирными домами огорожена забором, так что никто посторонний не зайдет. Первый раз, чтобы попасть внутрь, нужно звонить по домофону. Потом по факту заселения хозяева дают ключи от всех возможных дверей на вашем пути, и в дом уже можно попасть самостоятельно.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Комната, как в обычных отелях, с собственным санузлом и душем. В распоряжении гостей — небольшая общая кухня с холодильником и плитой. В стоимость номера входит простой, но сытный завтрак — круассаны, хлебцы, джем, масло, сок, кофе.

Конечно, Arco Romano Rooms — это не те дворцы, в которых мы останавливались в Венеции, Флоренции и Пизе, но весьма уютный семейный отельчик, который позволяет чуть-чуть больше узнать о жизни обычных римлян, которые живут, как и мы, в обычных многоквартирных домах.

Общественный транспорт

Общественным транспортом мы практически не пользовались, предпочитая пешие прогулки. Но два раза все же спустились под землю, в римское метро, — чтобы доехать до Ватикана и на следующий день на железнодороный вокзал Термини, который напрямую сообщается с метро.

Метро пользоваться просто, так как он состоит всего из двух действующих веток, пересекающихся на стации Термини. В ближайшее время власти Рима планирует ввести в действие еще одну ветку. При нас шло строительство станции практически рядом со стенами Колизея.

Гастрономические удовольствия

Раз уж я начала свой рассказ с упоминания произведения «Ешь. Молись. Люби», где много внимания уделяется еде как неотъемлемой части жизни человека, то и закончить хочу на той же ноте.

Еда — это не что-то низменное. Она насыщает нас, дает энергию для новых дел и свершений. Это удовольствие, которое можно разделить с близкими людьми. Это возможность познакомиться ближе с культурой и обычаями страны, тем более Италии, жители которой во все времена вкусно поесть.

За 4 дня в Риме мы старались принимать трапезу в разных местах. В первый вечер завернули в какой-то ресторанчик на улице Корсо, под табличкой «К фонтану Треви» и столиками прямо на пешеходной улочке.

Трапеза в случайном ресторанчике всем нам пришлась по вкусу. Мама просто влюбилась в пиццу «кватро фромажи» — четыре сыра.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

На фото тальятелли с белыми грибами выглядят, возможно, не очень аппетитно, но на вкус были просто божественны. Лучшие макароны за всю мою поездку в Италию.

Так как стояла чрезвычайно жаркая погода, мы постоянно баловали себя мороженым. Как-то зашли в Bar Brasile на площади Венеции — кафетерий прямо напротив Алтаря Отечества. Если заказывать мороженое не на вынос, то его подают в вафельном стаканчике, украшают взбитыми сливками и трубочками. Заказывал десерт мой отец, большой любитель обычного ванильного мороженого без добавок, поэтому ему не очень понравилось.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Но самым любимым нашим местом за все пребывание в Риме стал семейный ресторан Al Piссio неподалеку от фонтана Треви. Ресторар работает с 1930 года и специализируется на блюдах традиционной итальянской кухни.

Семейная трапеза в семейном ресторане

Папа заказал в этом ресторане ассорти из четырех видов мяса. Обязательно попробуйте это блюдо, потому что, во-первых, римляне обожают мясо и любят его готовить, а во-вторых, потому что в Аль Пичио оно оказалось просто превосходным — нежнейшим, прямо тающим во рту.

Большие итальянские каникулы: Рим. Июль. Девушка

Итак, завершая мой рассказ, что, как мне кажется, важно сделать в Риме:

1) Увидеть Колизей снаружи и внутри. Посидеть на скамеечке рядом и, никуда не спеша, насладиться его величественными очертаниями на восходе или закате. Это лучшее, что есть в Риме и что ни в коем случае нельзя пропустить.

2) Взять гида. Хорошего гида. Тщательно поискать на форумах или на нашем любимом Туристере по отзывам. Предварительно списаться с ним по электронной почти и попытаться оценить, может ли он выйти за рамки обычного исторического экскурса, который, безусловно, важен, но должен дополняться и какими-то эмоицями. Это ваши деньги, и вы имеете право получить больше от платного гида, чем в бесплатном Интернете.

3) Почувствовать боль от того, что ноги гудят и горят из-за длительных пеших прогулок. Это приятная боль, потому что ваши ноги в буквальном смысле прикасались к истории.

4) От души поесть. И не только пасты и пиццы, но и хорошего мяса. Римляне, как и итальянцы в целом, большие любители поесть. Так что не стоит начинать диету перед поездкой в Италию.

5) Пожить в обычном многоквартирном доме и почувствовать себя современным римлянином.

6) Обязательно подняться на какую-нибудь возвышенность — холм или купол церкви, чтобы увидеть Рим с высоты и застыть с восхищенным «ах!» на губах.

7) Бросить монетку в фонтан Треви, потереть ножку Святого Петра и подняться по лестнице церкви Санта-Мария-ин-Арачели, максимально усилив возможность исполнения заветных желаний:)

P. S. В Рим я, правда, так и не влюбилась, по-прежнему отдавая предпочтение Парижу. Но, как я писала в самом начале, для Рима нужно чуть больше времени, чтобы лучше его прочувствовать. Моим родителям Рим очень понравился, а в особенности Колизей, о котором они еще очень долго вспоминали и вспоминают до сих пор.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм