Турист Ольга (Sibiriada)
Ольга
была 16 октября 2022 13:36

Крит — Греция Сентябрь 2011

Встреча, о которой здесь пойдет речь, была из разряда случайных, никакими шпаргалками не подготовленная. Она же одновременно и стала наиболее интересным впечатлением от всей этой задумки узнать хоть немножко о том, как делают вино на Крите.

Правила критского винодела

Встреча случилась в один из самых, наверное, сумбурных дней наших супер-спланированных вылазок по острову. Сумбур с утра начала вносить погода. К тому же, это был второй день поездок на арендованной машине, мы еще не совсем прочувствовали соотношение время-скорость-расстояние. Первой точкой маршрута в тот день был Кносс — куда ж на Крите без него? А после начались метания. По плану, находясь в центральной части Крита, мы хотели посетить разбросанные там повсюду винодельческие деревеньки. Как я уже упоминала, были у нас и адреса конкретных виноделен — крупных по местным масштабам кооперативов, на которые возят организованные экскурсии. Двинули от Кносса немного на юг до деревни Арханес. Точных адресов, паролей, явок конкретно по Арханесу у нас не было, только скудная информация из путеводителя, что деревня, якобы, имеет отношение к виноделию. Проезжая по утренней деревеньке, мы ничего похожего на винодельни не нашли. Зато впечатлил римский мост перед въездом, а в центре самой деревни запомнился памятник дядьке с ружьем и добрым лицом.

Покружили по улицам, указателей никаких не нашли и решили двигаться дальше — утро хорошо энтузиазмом, а информации и планов для дальнейших передвижений в этом направлении у нас было предостаточно.

Накатившие неожиданно тучи нас напугали, и в силу вступил запасной вариант на случай отступления — отпрыску был обещан океанариум. Подходящее время туда наведаться. В итоге во время разразившейся грозы мы спокойно рассматривали рыбок и прочих осьминогов в аквариуме за Ираклионом.

На обратном пути мы, начиная по-тихоньку понимать критские расстояния, решили, что как минимум в одну из виноделен, от которых мы утром вынужденно отклонились, по времени еще успеваем, и в районе Кносса снова свернули на юг, к винодельческому центру Пеза. Там легко нашли заводик (тот самый кооператив из шпаргалок) и выставочный зал.

Правила критского винодела

Организованные экскурсии замечены не были. Не было там, собственно, никого, кроме нас и одной скучающей работницы в выставочном зале. Снаружи и внутри винодельни — гаджеты для производства вина разной степени древности, начиная от древнегреческого пресса, подразумевающего участие в процессе нижних конечностей, и заканчивая более-менее цивильными помпами.

Времени на осмотр ушло совсем немного. Попробовали по чуть-чуть разных вин марки Minos, прикупили парочку — и в обратный путь. Не сказать, что сильно были впечатлены этой винодельней, но и о потраченном времени не жалели — для разнообразия посмотреть можно.

На обратном пути мы пару раз проскочили мимо скромных, но заметных указателей к «Winery Stilianou». В домашних заготовках информации про эту винодельню, судя по всему частную, у нас ноль. Ну, а что нам мешает повернуть туда и посмотреть? Ничего. Поэтому повернули и поехали. Едем по узенькой уже дорожке, петляющей прямо среди виноградников. Заблудиться сложно — заботливые хозяева не поленились и оставили приличное количество указателей. Вот и сама винодельня, она же офис, скромная и невычурная.

Итак, знакомьтесь….

Яннис Стилиану. Национальность — грек. Род занятий — винодел. Характер южный, доброжелательный.

Яннис — винодел потомственный. В каком поколении точно сказать не могу, но по его словам, семья занимается изготовлением вина уже второе столетие, где-то с середины 19 века.

Вина делает немного, не больше 30 000 бутылок в год. Поставляет вино большей частью в Афины, по ресторанам и отелям. Все это Яннис рассказал нам, пригласив на «degustation first, then excursion». Дегустировать начали, кстати, с оливкового масла его же производства. Пока макали хрустящие хлебные палочки в масло и смаковали местные оливы в форме первого холодного отжима, указатели привели к винодельне Янниса других посетителей — пожилую супружескую пару из Франции, которым тут же нашлось место за гостеприимным столом хозяина. Француз, как истинный представитель своей нации, очень активно и оживленно поддерживал рассказ Янниса о винах, постоянно комментировал и жестикулировал, родное его французской душе бургундское было упомянуто в беседе не реже критского.

Правила критского винодела

А под конец нашей degustation приехала еще одна пара французов, и уже нас шестерых довольный и улыбающийся Яннис повел на excurcion по своему бахусному хозяйству. Маленькая винодельня производит всего 3 вида вина. Не смотря на это нужно признать, что гордиться есть чем — от современных итальянских ёмкостей-«танков» для выдерживания, до белой кружевной скатерти, сотканной еще бабушкой Янниса в начале прошлого века.

Скатерть заботливо накрыта на стол в небольшом погребке, где вызревает уже в дубовых бочках еще один вид красного вина семьи Стилиану. Я никогда не была особой поклонницей розового вина, но то, что попробовала у Янниса было очуменно вкусным, именно его мы и привезли домой. Поднявшись из погребка по окончании excurcion нас ждала еще одна приятная встреча — на старенькой ржавой «Ниве» (!) советского производства в гости к Яннису заехал его папа, винодел в отставке.

Вот таким приятным, благодаря заботливым стрелочкам Янниса, оказалось завершение этого сумбурного дня. А правила этого греческого винодела просты — делать вкусное вино, получать от процесса массу удовольствия и делиться этим удовольствием с заезжими гостями со всего мира, устраивая им незамысловатые и радушные «degustation first, then excursion».