Турист Ирина (dualia1)
Ирина
была 22 апреля 2023 21:59

Архангельская область — Россия Август 2013

В один из теплых августовских дней мы всей семьей отправляемся в Сию — небольшой поселок в152 км. от Архангельска. Конечный пункт нашего путешествия — Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь.

Двухчасовую поездку на автомобиле разбавляем остановками у встречающихся на нашем пути озер:

Сия

и на берегах Северной Двины, (которая на небольшом расстояние от федеральной трассы М8 сопровождает нас почти всю поездку):

Сия

И вот, наконец, Сия, к югу от которой раскинулась цепь Сийских озёр, образующих вокруг подобие ожерелья:

Сия

На одном из небольших островов Михайловского озера, у истоков реки Сии, в 1520 году преподобным Антонием был основан Антониево-Сийский монастырь. По своему первому и главному храму монастырь носит имя — Свято-Троицкий.

Это снимок из Интернета. (Мне такой ракурс, к сожалению, не доступен).

А перед нами монастырь предстал таким:

Сия

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр. В течение 37-летнего игуменства Антония было построено три деревянные церкви. К концу XII века сложился комплекс каменных построек: был возведен соборный храм во имя Троицы, Благовещенская шатровая церковь, шатровая колокольня с храмом, надвратная каменная церковь во имя Андрея Первозванного.

Сия

В монастыре отбывал ссылку (1599–1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси.

Сия

Монастырь был закрыт в 1923 году, а монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.
С 1970-х по 1992 год на территории монастыря находился летний пионерский лагерь «Автомобилист» для детей работников одного из автотранспортных предприятий города Архангельска. Три раза я посещала этот пионерский лагерь. У меня сохранилась вот такая черно-белая фотография (1986 г.), где на заднем фоне можно увидеть монастырь:

Сия

Справа видна разрушенная до первого яруса колокольня. Сейчас она полностью восстановлена:

О пионерлагере напоминает пара старых построек, готовящихся под снос. Я узнала столовую и один из жилых корпусов:

Сия

Конечно, 27 лет назад всё это выглядело совсем по-другому.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской православной церкви в 1992 году. В настоящее время в обители 13 человек братии, постоянно проживают около 60 трудников.

Сия

Последние двадцать лет территория монастыря напоминает строительную площадку. Случившийся при работах пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. Благовещенская церковь до сих пор в строительных лесах, но уже заново построен разрушенный храм-колокольня Трех Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы:

Сия

Завершаются восстановительные работы и в надвратной церкви:

Сия

Работы еще очень много, но сейчас уже над всеми храмами обители сияют православные кресты, и округу оглашает многоголосый звон колоколов.

В монастыре вновь созданы монастырская библиотека, иконописная мастерская, свечное производство. В хозяйстве имеется молочная ферма, конюшня, столярные мастерские, теплицы, огороды, пашни, луга, пекарня, в которой можно угоститься очень вкусным монастырским хлебом.

Сия

Ежегодно обитель посещают до 5 тыс. российских и зарубежных паломников. Для них открыта монастырская гостиница:

Сия

При посещении монастыря действуют строгие правила в плане одежды. Женщины в брюках, мужчины в шортах не допускаются, в этом случае необходимо надеть подобие длинной юбки (выдают при входе). В храме фотографировать нельзя. Но можно подняться на колокольню, откуда открывается красивый вид на окрестности.

Сия

Тихими сийскими вечерами над монастырской землей, над Большим Михайловым озером разносится колокольный звон, и ты понимаешь, какое это древнее и намоленное многими поколениями иноков святое место, от которого теплеет душа…