Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была вчера 19:39
Как интересно изучать собственное Отечество!

Нарва — Эстония Июль 2013

Когда стоишь на стене Ивангородской крепости и слышишь звон колоколов Нарвского Воскресенского собора, так хочется птицей перелететь Нарову и оказаться там.

Нарвский Воскресенский собор

Конечно же это не случайно, ведь Воскресенский собор не только интересен своей историей, но мне он особенно дорог тем, что именно в этом храме мы с мужем когда-то венчались.

Нарвский Воскресенский собор

Не самое гармоничное соседство — великолепный храм в византийском стиле и завод Балтиец (когда-то уникальное оборонное предприятие).

Но, что поделать! Как я уже писала в своих аннотациях последнего альбома о Нарве, старый город был практически уничтожен в марте 1944 года, а новая застройка во многом была хаотичной и безвкусной.

Как это было принято, собор строился на пожертвования прихожан — рабочих Кренгольмской мануфактуры, да и сама мануфактура выделила тогда на святое дело пятьсот тысяч рублей. Землю, на которой начали строить храм, пожертвовал почетный гражданин Нарвы И. К. Прове, который выкупил ее на свои собственные средства.

Большую роль в осуществлении этого проекта сыграл эстляндский губернатор князь С. В. Шаховской, могила которого ныне находится в знаменитом Пюхтинском Успенском монастыре, на территории Эстонии.

Первый камень в фундамент заложил император Александр III.

Нарвский Воскресенский собор

Освящение храма состоялось 17 ноября 1896 года. Архитектором собора был П. В. Алиш, который в те годы строил все здания Кренгольма. Его замысел заключался в возведении собора в византийском стиле, имеющего вид креста.

Как и у Софийского собора в Константинополе, у воскресенского собора есть центральный огромный купол, который виден издалека и создает неповторимый архитектурный профиль города (хотя и испорченный современным зданием завода, построенным совсем рядом).

Нарвский Воскресенский собор

Сегодня — это единственное в Нарве купольное строение.

Большую ценность представляет резной иконостас работы В.Астафьева.

Нарвский Воскресенский собор

Иконы для иконостаса были написаны в мастерской московского иконописца М.Дикарева, в так называемой «поздней старообрядческой» манере.

Среди икон собора особенно почитаются чудотворные образы «Знамения Божьей Матери» и «Николая Чудотворца», а также список иконы Нарвской Божьей Матери.

В верхнем храме три престола: Воскресения Христова, «Всех скорбящих Радости» и «Чудотворца Николая».

Нарвский Воскресенский собор

Есть нижний храм, с престолом, освященным в честь Серафима Саровского. Я помню то время, когда этот придел восстановили и освятили вновь, после долгого перерыва. Во время Второй Мировой войны собор очень сильно пострадал и восстановление продолжалось почти что до 1996 года.

Помню, когда входила в храм, и видела лик Христа, на котором остался след от пули, мне всегда становилось больно.

А вот вход в нижний придел Серафима Саровского

К сожалению, фотографировать внутри мне не разрешили, поэтому с фотоаппаратом, я просто обошла храм со всех сторон.

К столетию собора, на его территории была построена часовня в честь преподобного Сергия Радонежского

Нарвский Воскресенский собор

Я села на лавочку и стала вспоминать.

Служба уже кончилась и в храме оставалась только свечница, да собака, очень похожая на волка охраняла территорию.

Кажется здесь охранником работает волк или "Белый клык", в котором смешались две породы.

О чем я вспоминала? О многом…

Однажды ранним зимним морозным утром я бежала в храм, боясь опоздать на службу. Обогнала слепенькую бабушку, что медленно семенила в том же направлении (я часто видела ее в Воскресенском храме) и уже почти добежала до ворот церкви, да поскользнулась на льду и… упала.

Встала, потерла ушибленное место и оглянувшись на бабушку, идущую вдалеке, все же решила вернуться: как бы не упала слепая старушка!

Вернулась к ней, взяла под руку, сказала приблизительно следующее:

— Бабушка! Там скользко! Пойдемте вместе!

Ответ был впечатляющим!

— Конечно! Держись за меня! И ничего не бойся!

Видимо, она, как и многие наши женщины, в своей нелегкой жизни не привыкла получать помощь, но привыкла сама помогать и все содержать. А еще… она чаще ходила в этот храм и ДОРОГУ К ХРАМУ знала лучше меня…

Мы не опоздали к службе, а я запомнила этот вразумительный, хотя и простенький, случай почему-то надолго-надолго.

Нарвский Воскресенский собор

Нарвский Воскресенский собор! Если бы я могла рассказать все, что знаю, и все, что чувствую, но разве нужно все говорить и все рассказывать!

Думаю, что мой маленький рассказ все же заинтересует читателей и тот, кто, прибыв в Нарву, тоже захочет, услышав колокола, прийти в собор, придет к нему только своей, только своей ДОРОГОЙ К ХРАМУ.