Турист Юлия Гончаренко (julykum)
Юлия Гончаренко — была 23 апреля 21:32
Purity

Белая Калитва — Россия Июнь 2013

Изначально я не планировала писать отзыв о своем родном городе: кто же поедет в Белую Калитву, когда есть Рим, Тибет или Нью-Йорк? А потом подумала: ведь может случится так, что кто-нибудь окажется там проездом, в командировке или в гостях у каких-нибудь дальних родственников, так пусть люди знают, что и в тихом провинциальном городке тоже можно не скучно провести время.

Затерянная в донских степях

Белая Калитва лежит в самом сердце донских степей, а потому, с какой бы стороны света Вы не приближались к городу, вдоль дороги на многие километры будет тянуться ковер из разнотравья, лениво раскинувшийся под бескрайним голубым небом.

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва

Исторически так сложилось, что Калитва — городок шахтеров, металлургов и людей, работающих в сельском хозяйстве, поэтому, на подъезде к городу Вас будут встречать разноцветные терриконы:

Террикон - искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных из-под земли при добыче угля

и бескрайние поля, засеянные пшеницей,

кукурузой и подсолнухами:

а в самом городе — Вам рано или поздно попадется на глаза вот такой памятник металлургам:

Казачество.

Однако, чтобы я не писала о шахтерах и металлургах, Белая Калитва — это, в первую очередь, казачий город и появилась она благодаря воинам донских степей. Так, в 1703 г., указом Петра I, казакам С. Ермолаеву, М. Никитину и Е. Дорогальному со товарищи по их челобитью было позволено заселить новую станицу на реке Белая Калитва, получившую название Усть-Белокалитвенской.

И вот, уже 310 лет живут в этих краях потомки основателей станицы, и дух казачества, и гордость за своих предков все также сильны:

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва

например, фраза о том, что человек «чистокровный казак/чистокровная казачка» вызывает здесь неменьшее молчаливое уважение, чем слова «коренной москвич» или «коренной петербуржец» в тех же Москве и Петербурге.

И потому (уже больше десяти лет) в городе существует кадетский корпус имени Матвея Платова и его женское отделение — Мариинская гимназия, куда приезжают учиться ребята и девчонки не только из Ростовской области, но из Краснодарского края, Москвы и даже Сибири.

И каждый год, на 9 мая и на День города (13 сентября), выступают казачьи ансамбли, а на местном ипподроме проводятся конные скачки и соревнования в джигитовке, во время которой всадники показывают свое умение управлять лошадью, сочетая его с различными опасными трюками. Не упустите возможность увидеть все это собственными глазами, если окажетесь в городе в эти даты!

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва

В Белой Калитве многое отмечено «печатью казачества»: так, на въезде в город, Вас будет встречать вот такая скульптурная композиция:

Это поклонный крест с конем, потерявшим своего всадника. Вообще, такие кресты можно увидеть возле многих казачьих городов Ростовской области и Краснодарского края: у казаков существовала примета — отправляясь в военный поход, обязательно нужно было перекреститься и поклониться кресту, чтобы вернуться потом домой живым и невредимым. Возвращались, естественно, не все, и конь без седока — памятник всем тем, невернувшимся…

Едва въехав в город, Вы опять столкнетесь с конем, но теперь уже со всадником, несущими круглосуточный дозор на высоком холме:

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва

Отсюда открывается вид на старую часть города и реку Северский Донец, притоком которого является Калитва. Донец берет свое начало в Брянской области, протекает через территорию Украины, а потом, пробежав по нашим краям, впадает прямо в Дон. Лет 20 назад, во времена моего детства, река в этих местах была судоходной: по середине Донца постоянно проплывали медлительные баржи, груженные зерном и углем, а также быстрые пассажирские «ракеты». А по берегам — золотились многочисленные песчаные пляжи. Увы, сейчас река обмелела, заилела, берега ее заросли камышом, и, на некогда многолюдных, пляжах уже не слышно радостного детского писка.

Майдан — исторический центр города.

Переехав по мосту через Донец, и свернув в Старый город, где до сих пор можно увидеть дореволюционные дома,

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва

Вы окажетесь на Майдане — так в казачьих станицах раньше назывались главные торговые площади. Признаться, я с удивлением обнаружила, что слово «майдан», оказывается, — арабского происхождения, а на Дон пришло из тюрского языка. Хотя, чему уж тут удивляться: в казаках каких только кровей не намешанно и какие только слова в их обиходе не приживались!

На площади возвышается Свято-Введенский храм, построенный в начале XX в. на месте стоявшей здесь ранее деревянной церкви:

Вид на Свято-Введенский храм и старообрядческую церковь со стороны реки Калитвы.

Судьба его мало чем отличается от истории большинства российских церквей: после революции, в 30-е годы XX в., он был разграблен и закрыт, в 60-е годы в нем организовали Дом пионеров, а в 1988 г., в год тысячелетия Крещения Руси, Свято-Введенский храм был вновь возвращен верующим.

Интересно, что раньше в церкви был подземный ход, который вел из города, за реку, к Авиловым горам, но в 60-е годы он был обрушен с целью обезопасить юных пионеров, которые вполне могли бы залезть в тайный лаз в поисках приключений.

А еще, очевидцы рассказывают, что на крыше Дома пионеров росло тоненькое деревце, которое, сколько его не выдергивали, вырастало снова и снова. Люди верующие воспринимали его как вызов режиму и знак надежды на то, что рано или поздно храм будет возвращен своим прихожанам. Что ж, так и получилось.

Возле церкви стоит капличка — памятник всем казакам, погибшим в войнах за Отечество:

Музей.

Также, рядом с Введенским храмом расположился Белокалитвинский историко-краеведческий музей:

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва

Стоит ли посещать его? Да, стоит. Сам по себе он — небольшой, так что соскучиться не успеете. На все-про-все уйдет часа полтора, наверное. Среди экспозиций: местная флора и фауна, история этих мест с древнейших времен до современности, а также небольшая картинная галерея. Все удовольствие стоит 30 руб. с человека, да еще 10 руб. нужно будет доплатить за возможность фотографировать экспонаты.

Окультуриваться можно уже в небольшом дворике музея:

Казачья бричка.

Музейные ценности — под надежной охраной:

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва

Мне в этом маленьком храме истории больше всего почему-то приглянулся зал, посвященный 60-м и 70-м годам XX в.

О, эти фарфоровые фигурки, гордо красующиеся за стеклами сервантов!

зал детского творчества

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва

и некотрые картины из музейной галереи. Вот эта была написана Двойниным Г.М.- участником ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской АЭС:

а вот эта — 14-летней школьницей Юдиной Альбиной:

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва

Коллекция экспонатов постоянно пополняется. Смотритель музея рассказывала мне, что буквально за пару дней до моего визита, музею подарили старинную портновскую швейную машинку, доставшуюся в наследство жителю одного из дальних хуторов после смерти его старенькой бабушки:

Кстати, если пожелаете, экскурсоводы музея могут устроить Вам подробную экскурсию по городу и любопытным местам в его окрестностях. О цене этой услуги я, к сожалению, не догадалась поинтересоваться, но учитывая, что стоимость музейного билета мне обошлась в 30 рублей, не думаю, что городская экскурсия будет стоить бешенных денег. Единственное условие — наличие собственного автомобиля: Калитва, конечно, городок небольшой, но все достопримечательности находятся довольно далеко друг от друга.

Город скульптур.

Покинув музей, Вы сразу наткнетесь взглядом на памятник жертвам политических репрессий, который располагается напротив церкви. В годы Гражданской войны и Коллективизации на Дону творились страшные вещи и этот памятник — своеобразное напоминание-предупреждение о тех «черных временах». Впрочем, если Вы в школе читали «Тихий Дон» и «Поднятую целину» Михаила Шолохова, то и без меня прерасно знаете, что довелось пережить тогда местным жителям.

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва

Вообще, в Белой Калитве очень любят так называемые «малые скульптурные формы»: в городе больше 340 памятников, скульптур и скульптурных композиций. Среди них — несколько памятников животным, больше всего, конечно, лошадям:

Есть также памятник (он же — единственный в городе фонтан) орлу

символу города — оленю

и, самый забавный из них — «Три медведя» на улице Энгельса (вероятно, навеянный скульптору Шишкинским «Утром в сосновом лесу»):

В городском парке Маяковского расположились памятники любимейшим шолоховским героям: Григорию и Аксинье из «Тихого Дона»

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва

и деду Щукарю из «Поднятой целины» (для тех, кто не в теме, дед Щукарь — это герой по типу Скуби-Ду: такой же плутоватый, заполошный и немного бестолковый):

И это еще не все: во дворе Центральной районной больницы установлен памятник хирургу:

возле школы № 2 — первой учительнице:

а в микрорайоне Солнечный — скульптурная композиция «Дорогие мои старики» или, как называют его сами белокалитвинцы, «Памятник бабушке и дедушке»:

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва

Театральная площадь — современный центр города.

Если Майдан — это историческое сердце города, то современным его центром считается Театральная площадь. Облик ее мало чем отличается от площадей других маленьких городков всего постсоветкого пространства: в центре — в окружении клумб, голубых елей и лавочек — все тот же бронзовый дедушка Ленин, а на заднем плане — обязательный Дворец культуры с колоннами:

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва

Однако, прийти сюда все же стоит. Для чего? Чтобы покормить голубей. Вооружайтесь большим пакетом семечек — и вперед! Конечно, это не площадь Сан-Марко в Венеции, но не думаю, что это обстоятельство сильно испортит Вам удовольствие от кормления пернатых.

Городские парки.

В Белой Калитве два городских парка, старейший из них — парк им. Маяковского — можно посетить для того, чтобы полюбоваться стрелкой рек Северской Донец и Калитва:

Вид на памятник Григорию и Аксинье из Тихого Дона и  на стрелку рек Калитвы и Северского Донца.
Вид на памятник Григорию и Аксинье из "Тихого Дона" и на стрелку рек Калитвы и Северского Донца.

и сфотографироваться у забавной скульптурной композиции «Казачье подворье» (увы, в мой последний приезд она была на реконструкции, поэтому могу выложить только вот это, старенькое, фото):

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва

Второй парк — парк «Молодежный» — располагается напротив местного ЗАГСА. У его входа — памятник покровителям семьи и брака муромским чудотворцам Петру и Февронии:

В самом парке находятся зона с аттракционами для малышей

и городской пляж

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва

Караул-гора и легенда о бессмертнике.

Караул-гора — еще одно место, куда белокалитвинцы обязательно приводят гостей. Это одна из самых высоких точек города, с которой очень хорошо просматриваются все окрестности, а потому, в стародавние времена, казаки несли здесь караул и жгли сигнальные костры.

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва

На вершине горы установлена вот такая стела из черного гранита:

Появилась она тут не просто так: группа историков, во главе с В. А. Афанасьевым, в результате исторических исследований, пришла к выводу, что знаменитая битва русичей с половцами, воспетая Бояном в «Слове о полку Игореве» состоялась именно в наших краях, в междуречье рек Калитвы и Быстрой. И, хотя с этим согласились не все ученые, в 1970 г. на Караул-горе был установлен памятник-стела из карельского гранита с надписью: «Воинам Игоревой рати — храбрым русичам 1185 г.».

Однако, Караул-гора — не только место памяти, это еще и памятник природы — здесь растут разнообразные цветы и травы, некоторые из которых занесены в Красную книгу.

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва

Степных цветов много, но я хочу рассказать Вам о бессмертнике — сухоцвете, букет из которого может радовать глаз не один год. На Дону о нем есть одна красивая легенда:

Давно это было. Напали на Дон кочевники, прошлись огнем и мечом по городам и станицам: жгли дома, разрушали храмы, убивали людей, а тех, кто оставался в живых, угоняли в свои степи. У одной казачки попали в плен не только муж, но и брат, и малолетний сынишка. Погоревала женщина и пошла по следам завоевателей, искать своих близких. Долго скиталась она по степям, пока, наконец, не нашла кочевой стан, где томились в плену ее родные.

Всеми правдами и неправдами добилась она разговора с ханом и на коленях просила владыку кочевников выкупить у него жизнь своего брата. «Брата?- удивился хан. — Почему брата, а не отца, сына или мужа?». И ответила женщина: «Выйду замуж — муж будет, муж будет — будет и сын, а брата мне уже нигде не взять — погубил ты моих родителей." Призадумался хан, потом сорвал первый попавшийся, похожий на сиреневую ромашку цветок, подал его казачке и сказал: «Что ж, ты мудрая и храбрая женщина. Вот тебе цветок: иди по моей Орде и, пока он не увянет, тех из своей родни, кого успеешь отыскать, бери без выкупа».

И от великой любви и печали этой простой женщины заветный цветок наполнился такой чудесной силой, что не увядал, а с каждым днем становился все прекраснее. Долго бродила казачка с ним по степям кочевников и многих людей спасла от смерти и тяжкой неволи, и потому зовется с тех пор волшебный сиреневый цветок «бессмертником».

Прогулка по городу.

Пожалуй, на этом список городских must see мест заканчивается, и, в завершение своего рассказа о Белой Калитве, добавлю несколько фотографий с городских улиц:

Старички Маркс и Энгельс.
Памятник ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС возле церкви Державной иконы Божьей Матери.

В донских степях. Часть 1: Белая Калитва
Памятник пограничникам. Эх, сюда бы еще какую-нибудь бронзовую немецкую овчарку добавить. Было б совсем хорошо.
Каштановая аллея и памятник воинам-интернационалистам на Вокзальной площади.