Турист Picus
был 22 ноября 2020 22:09

Крым, Мангуп, Севастополь, Бахчисарай, Балаклава + 1 город — Россия Август 2005
Перекрёсток забытых цивилизаций

Первых пару-тройку дней провелись именно в таком состоянии…

Но потом в одном санатории (если не ошибаюсь, им. Семашко) нам добрые йоги подсказали вот этакое вот (закрытое) заведение…

Перекрёсток забытых цивилизаций

Открыли его хиппи, которым именно надоело то, что… Короче: неожиданно стильное заведение, с флюорисцентными лампами, светящимися бабочками, проектором, на котором крутится концептуальное чёрно белое кино без звука. Общий настрой — вечером после пляжа зайти, а утром вернуться на пляжжж… Как уже многие знают, я большой любитель подымить… задумчиво и неторопливо… и не только сигары…

И вовсе не в процессе курения самого обычного арабского (но китайского производства… не о том речь) проявилась за разговором мысль: «и что тут будем делать 2 недели?», вслед за которой автоматом (ну нельзя же от меня другого ожидать… шило в заднице даёт себя знать) последовал план найма водилы для объезда исторических достопримечательностей горного Крыма…

Но на следующий день… естественно, проспав завтрак… (а спится на крыше ой как хорошо) увидели что? А вот что:

На следующиее утро получшело:

Перекрёсток забытых цивилизаций

И к тому же за нами заехал злобный русский водитель, который занимается именно тем, что доставляет размякшие тела отдыхающих к достопримечательностям… И сразу мы задали ему головоломку… Место назначения — Эски-Кермен… «Никогда туда никого не возил…». Разбирались по карте, и доехали-таки… выслушав тираду водилы о том, что всё плохо, татары-гады, Тимошенко — дура с косой и так далее и тому подобное… Итак…

Эски́-Керме́н

Гарнизон крепости состоял из местных жителей: готов (да-да, готов, пришедших сюда с дальнего (вроде как) востока с кучей заходов сначала в Швецию, потом в Крым… а в дальнейшем через Испанию и Северное побережье Африки они вторглись в Италию… вот так вот всё запутанно) и аланов-федератов (союзников) Византии, пришедших сюда с ближнего востока… И привёл их не кто-нибудь, а вроде как сам Андрей (хотя историки и спорят до сих пор…)

Перекрёсток забытых цивилизаций

Крепостные сооружения (как часто было и в других «пещерных» городах Крыма были вырублены непосредственно в горе…

Перекрёсток забытых цивилизаций

Такой высоты крепостные стены, что их никто не мог штурмовать тогда… да и немцы партизан замучились выгонять…

Главнвя улица города… (В фильме «9 рота» солдатик за спичками именно сюда ходил). Обратите внимание на КОЛЕЮ в камне… Таки главная улица…

Перекрёсток забытых цивилизаций

Сначала был в непонятках, что это такое… Потом выяснилось, что это — виноградодавильня (или как оно там называется…). Насыпался виноград, давилось ногами, а сок стекал в дырочку сбоку, там — выдолбленный в камне сосуд…

Перекрёсток забытых цивилизаций

Опять таки… если вспоминать «9 роту» — в эти «дырки» прыгали моджахеды… Суть в том, что… это отдельные сосуды для хранения зерна, запаса воды и прочих стратегических запасов… И прыгать туда, скрываясь от… — абсолютно бессмысленно…

Судилище…

Стандартная хата…

Здесь видно, насколько всё изрыто…

Перекрёсток забытых цивилизаций

Отдельно стоящий… лежащий валун, а в нем — дверка…

А внутри — двухтысячелетняя фреска с апостолом Андреем. По преданию, именно он и основал город… Фрески намного лучше бы сохранились бы, есл бы не татары и турки — они отбили лица…

Перекрёсток забытых цивилизаций

Крепость была неприступна… Кочевники так и не смогли разрушить её. Город дожил вплоть до нашествия турок — которые очень долго осаждали, потеряли уйму элитных янычар при штурмах… Практически, для турок осада Эски-Кармен стало чем-то вроде Сталинграда для Гитлера… Но они таки взяли город — причём из-за насморка… Напомню, это столовая гора, колодцев и ручьёв не имеющая… Поступление воды — только от дождя… Естественно, при росте города воды стало не хватать — и был прорублен спуск в основание горы, где был сделан колодец… И как-то ночью турецкий стражник, стоя у скалы услышал, что у него над ухом кто-то… чихнул. Быстро выяснилось, что в скале — ход… ну, а дальнейшее — дело техники… Город пал и был до основания разрушен, все жители вырезаны.

Чуфут-Кале

Город-государство караимов, от названия народности которых (по одной из версий) и пошло название Крым.

Перекрёсток забытых цивилизаций

Главная улица, колея, вид на главные городские ворота.

Закат этого города был совсем не типичен для городов-государств Крыма… Татары не разрушили город, не вырезали население, так как они нуждались в… строителях для резиденции Хана, а сами строить не умели абсолютно — только убивать и грабить… Рядом, в степи начали строить Бахчисарай, а все наземные строения были просто-напросто разобраны для ускорения сей «великой» стройки… И постепенно город угас, торговые пути быстро переменили свой маршрут, и стали проходить через Бахчисарай — город одной улицы…

Перекрёсток забытых цивилизаций

Но осталась память про Великий Город… А караимы… Их судьба вообще забросила в прибалтику… их отдали как ценный выкуп литовскому князю (когда и он наехал на крымские земли) и угнали, как скот… Но и сейчас они приезжают, чтобы посетить свои святыни в этом городе…

Где-то в начале этого тысячелетия было сделано неожиданное открытие (как всегда, случайно… человек свалился в то, что называли колодцем — а оказалось вентиляцией циклопического сооружения — тоннель, сравнимый с метрополитеновским, идущий куда-то в сторону Ялты… Раскопки продолжаются, новые сюрпризы ожидаются…

Мангуп-кале

Город был основан по Воле Византии, как форпост христианства, ну и, само-собой, с коммерческими целями — город-крепость-склад иметь посреди крымских городов-государств было весьма выгодно…

Перекрёсток забытых цивилизаций

Основа населения: караимы — торговля, ремесло… Кстати, они-то собственно говоря вообще не были христианами, а восе — иудеями… вероисповедание, письменность, обычаи и судьба — так же оказались рассеяны по миру и так же хранят свои обычаи…

Аланы (кстати, предки осетин — не зря ведь РСО-Алания) и готы — военная часть. От города мало что осталось после татар — как и почти во всех остальных городах (кроме Эски-кармен и Чуфут-кале) история печальна — пришли, всех вырезали, город разрушили и сожгли. А зачем им город? они в городах не привыкли жить!

Перекрёсток забытых цивилизаций

Кое-где ещё даже остались узоры…

Ещё пара видов этих живописных руин…

Перекрёсток забытых цивилизаций

Но вот что действительно восхитило… так это виды на окружающее! Сначало не поверилось, но видно море — а до него 30+ километров!

Перекрёсток забытых цивилизаций

Вообще-то я человек, обделённый эмоциями… но даже меня проняло ЭТО…

Перекрёсток забытых цивилизаций

А сбоку горы… пещерная обитель… Действующая…

Другие города, руины и прочее…

Перекрёсток забытых цивилизаций

А ещё были и лошади… по горам и пригоркам, по тропкам… Честно говоря, страшноватенько…

В горах подглядел такое вот чудо:

А наглые, почти небоящиеся людей белки нагло изучали нас… Был бы у неё фотоаппарат — она бы нас наверно тоже щёлкала… А так-только орешки, которые она сама же откуда-то и притащила…

Перекрёсток забытых цивилизаций

Размеры паутины на фотографии передать не удалось, но поверьте — я был в шоке… представив того монстра, что ЭТО сплёл… Такие паутины, иногда по метру-полтора в диаметре крайне неприятны…

А погодка-то нас не очень баловала… Оденешься потеплее-солнце…

Перекрёсток забытых цивилизаций

А стоит не взять куртку — хлабысь!

Так ведь там можно было остаться лежать… рядом с другими костями…

Перекрёсток забытых цивилизаций

Но этого не случилось, потому продолжаю!

Бахчисарай

И что же было построено из камней Чуфут-кале? По мне — так то, что воспевается как «жемчужина» говорит об этих завоеваниях не очень-то и лестно…

Перекрёсток забытых цивилизаций

Золотой фонтан (не путать с плачущим — он в нескольких метрах левее, и так же пересох)

А вот и свет в окошке гарема…

Балаклава

И генуэзцы тоже отметились на крымской земле своими крепостями и сторожевыми башнями…

Перекрёсток забытых цивилизаций

Советская база по ремонту подводных лодок, вырубленная в скале по-ходу продолжает традиции строительства «пещерных городов»… На другом берегу виден «вход в город»

Внутренний купол башни…

Инкерман

Уже привычно… крепость — наверху (генуэзская), Монастырь пещерный — сбоку…

Перекрёсток забытых цивилизаций

В церковь… НЕ ПУСТИЛИ… Типа «закрыто, выходной»… А если бы я хотел с богом пообщаться? Пошли вокруг горы… с мыслью забраться наверх как-нибудь… И вдруг…

В горе оказалось пропилено… обратите внимание — тёмная клякса внизу, в тоннеле — это жигули… Оценить размер можно… Зашли внутрь — как потом узнали, всю гору «распилили по кусочкам» и пустили на строительство Севастополя…

Перекрёсток забытых цивилизаций

Воистину циклопические масштабы… Со временем святой источник, который бил на внешней стороны горы нашёл лазейку в выработку… и всё. Всё затоплено.

Ну и очередная башня, оставшаяся от недолго тусовавшихся тут генуэзцев…

Перекрёсток забытых цивилизаций

Местный алкоголик спит… Вроде бы ничего необычного, да? Но это ведь бордюрчик у аццкого по своей глубине провала… Как говорится… «Сила привычки»

Херсонес

Построен в 422 году до н. э.

Перекрёсток забытых цивилизаций

Совершенно обезображен поделками в стиле «восстановленных» стен… Теперь напоминает какой-то детский городок…

И новостройка в смысле «Храма Христа Спасителя» с такой же ролью — только усугубляет впечатление… Хотя, надо признать, внутреннее убранство и общее ощущение святого места искупило всё… Кстати, именно с этой церкви и пошло христианство по земле русской… Как всегда, вся история — из-за женщины и упрямства. Но расскажу её когда-нибудь потом…

Перекрёсток забытых цивилизаций

Итого… Рекомендую всё-таки полазить по пещерным городам, пока можно… пока не разрушили их либо вандалы, либо горе-рестовраторы… Теоретически, большинство пещерных городов объявлено заповедниками, в которых ничего нельзя: ни установка палаток, ни костры, ни заезд на машине… Но. Если подумать, то можно… Свидетельством тому — два стенда, на расстоянии метров пяти друг от друга:

После всех этих несколькодневных путешествий, на горе около Симеиза устроили пикник ночной…

Перекрёсток забытых цивилизаций

И я там медитировал слегка…