Турист Аленка_ _ (AlenaK3)
Аленка_ _
была 14 января 2019 13:16

Кюсюр — Россия Август 2008

Предыдущая 4 часть.

Но не все так радужно и красиво у нас в России…

На следующий день нас ожидал Кюсюр.

(фото В.Федякова)

Село Кюсюр выросло в годы, когда якуты и эвенки переходили от кочевья к оседлому образу жизни. Заселение в теплые дома с электричесвом и радио, приобщение северян к избе-читальне (ее называли «Красным чумом»), к школе со светлыми классами, бане с горячей водой и паром происходило не сразу. В начале 60-х на базе мелких колхозов в Кюсюре был создан оленеводческо-промысловый совхоз «Булунский». Женские бригады мастериц швейного дела поставляют торговле красиво отделанные бисером торбаза (мягкие сапоги из оленьих шкур мехом наружу), теплые можные дохи (теплая одежда, надеваемая поверх обычной зимней одежды, шилась из собачьего меха), одежду для разведывателей земли и ее недр, изыскателей.

Основным же занятием местного населения в настоящее время является рыболовство и охота. Жителей около 1000 человек. В Кюсюре есть Дом культуры с большой библиотекой, средняя школа-интернат, музыкальная школа, народный театр, больница с поликлиникой и аптекой, почта, магазины, дошкольные учреждения.

В 1985 году жители получили возможность связываться по телефону с районным центром Тикси. Одним из последних новостроек Кюсюра является рефрижератор для хранения пойманной рыбы. Обеспечение села электричеством происходит с помощью дизельной станции…

Теплоход «Михаил Светлов» причаливает к берегу.

Швартуемся… не удивляйтесь, к трактору, стоящем на берегу.

Круиз по Лене. Часть 5. Кюсюр. Ленская труба

Мы выходим на берег. К туристам бросаются местные дети, которые пытаются продать им все, что угодно, лишь бы получить хоть несколько монет от богатых путешественников: меховые и тканевые брелочки, сделанные своими руками маленькие якутские куколки, даже подобранные на берегу камешки идут в ход. По своему виду дети напоминали уличных цыганят. Настроение наше сразу испортилось. К сожалению, это тоже наша страна…

Мы идем дальше, пытаемся отвлечься от увиденного…

Желтый полярный мак.

Круиз по Лене. Часть 5. Кюсюр. Ленская труба

Помните, я раасказывала вам, дорогие читатели, про сэргэ и где его устанавливают. Вот еще один вариант: памятник погибшим местным жителям. Где они погибли, я уже не помню, но о погибших говорит сломанное сэргэ.

(фото В.Федякова)

Местные жители специально одели самые красивые национальные костюмы, чтобы сфотографироваться с туристами. Еще один вид заработка.

Новое здание в Кюсюре.

(фото В.Федякова)

Везде около нас крутились детишки, причем на каждом шагу их становилось все больше и больше. Раздав по возможности маленьким продавцам деньги и конфеты, мы поспешили к теплоходу.

(фото В.Федякова)

Через час мы уже отчаливали от берега подавленные увиденным в Кюсюре.

Круиз по Лене. Часть 5. Кюсюр. Ленская труба

Но как бы извиняясь, природа решила поднять нам настроение и устроило настоящее шоу. Берега выросли, Лена резко сузилась и потекла совершенно по прямой, мы вошли в Ленскую трубу.

Горы все выше и выше, так, что вершины прячутся под облаками.

Круиз по Лене. Часть 5. Кюсюр. Ленская труба

Так, пора заняться погодой. ;)

Круиз по Лене. Часть 5. Кюсюр. Ленская труба

Сочетание различных пород и солнечных лучей делают картины сказочными. Ну что ж, природа оказалась на высоте!

Круиз по Лене. Часть 5. Кюсюр. Ленская труба

Нужно сказать, что нас активно развлекали на теплоходе конкурсами, викторинами, песнями и танцами…

В круизе часть туристов, в том числе и я, освоили якутский этнический музыкальный инструмент — хомус. Это очень древний инструмент, согласно исследованиям ученых, он появился более 5 тысяч лет назад. Интересная штука, я вам скажу. Хомус негигиенично передавать из уст в уста, поэтому мы приобрели каждый свой.

Это мой хомус, изготовленный мастером Республики Саха (Якутия) Мандаровым Егором Афанасьевичем.

Круиз по Лене. Часть 5. Кюсюр. Ленская труба

Глубокой ночью мы проходили остров Столб — это уже дельта Лены. Отсюда Лена многочисленными протоками растекается в разные стороны.

Круиз по Лене. Часть 5. Кюсюр. Ленская труба

Фантастичен остров Столб. Глядя на него с разного расстояния в разные дни и в разных погодных условиях, можно видеть изменение его высоты и очертаний. Он то возвышается над водой в форме несколько округленной пирамиды, упираясь в водную поверхность реки всем своим основанием, то словно всплывает над поверхностью Лены, соединяясь с ней только центральной своей частью.

Если в такую пору мимо острова проходит судно с низкими, темными бортами, они не просматриваются, и видна только белая его надстройка. На темном фоне острова она образует квадратное окно, словно прорубленное насквозь в скалистом массиве. Это окно медленно движется на фоне острова, пока эффект не исчезнет.

Круиз по Лене. Часть 5. Кюсюр. Ленская труба

Оcтрoв пo фoрме напoминает хoлм, егo выcoта oкoлo 100 м, на вершине егo издавна нахoдили различные культoвые предметы.

А вот как о нем написано в произведении В. Бурлака «Хождение к морям студеным»:

Остров Столб не обозначен на карте мира: слишком мал. Но его знает каждый, кто побывал в устье Лены. До появившихся здесь много веков назад якутов существовало другое, быть может, самое древнее название этого клочка суши — Уктэл сырдык, Уктэл им балай — Ступенька света, Ступенька тьмы.

Странное название для острова.

— Их было у него много, — пояснил Николай. — За века, а может, даже за тысячелетия до появления здесь нынешних народов к острову причалили высокие белые люди. Они бежали от беды. Огненный удар с небес, а затем великий потоп уничтожил их северную землю. Те немногие, кто успел спастись на корабле, сделали здесь остановку. Тогда эта гора была еще полуостровом. Высокие белые люди собрали брызги «падающей воды». И отвечала им вещая вода: от того, как люди будут строить свою новую жизнь, эта гора станет для них либо первой ступенькой света, либо — первой ступенькой тьмы.

И еще поведала она, что в какие бы земли и моря они не ушли, всюду их отыщет корабль с ледяными парусами. Это будет грозное предостережение. Он является неслышно, паруса его едва видимы, но кара за ним идет неминуемая для всех, кто преступит древнее предначертание — жить в согласии с миром живых и мертвых, с небом, водой, землей. И будет у этой кары два крыла — огненная погибель и ледяная.
(Кто заинтересовался произведением, то полностью его можно скачать или прочитать он лайн здесь)

На вершине гранитного острова Столб, от которого принято считать начало дельты, лежат каменные плиты. Легенда гласит, что в древности здесь жил шаман, который и воздвиг этот памятник над могилой своей любимой дочки, убитой его недругом.

Считается, что проплывая мимо острова, надо разглядеть лик шамана, после чего загадать желание и бросить в воду монеты. Обещают, что желание обязательно должно сбыться. Мы с ним обязательно еще встретимся на обратном пути…