Турист Liubov Tukalo (LiubovTukalo)
Liubov Tukalo
была 5 марта 2022 14:40

Телави — Грузия Июнь 2013

Заканчиваю цикл рассказов о Грузии. Испытываю тоже чувство, что и во время поездки в Телави — смутное ощущение того, что сказка заканчивается. Хочется притормозить время, растянуть один час хотя бы в несколько раз, но оно, как назло, сжимается и бежит еще быстрей. К окончанию отпуска так происходит всегда, но здесь, в Грузии, это ощущается намного острее…

Маршрутки в Телави ходят с автовокзала Ортачала. Чтобы попасть туда, нужно приехать на станцию метро Исани. Стоя спиной к выходу, смотрим чуть правее, и через дорогу видим автобусную остановку, оттуда можно доехать до автостанции. Пешком идти далековато — около 2 км. Мы поехали на такси, стоит недорого- 2 лари. Маршрутки ходят часто, по наполнению, мы уехали в течение пятнадцать минут. Ехать два с половиной часа- не больше, ни меньше, стоимость проезда — 7 лари.

По приезду в Телави попали на площадь, полностью заполненную такси. Выбрали первого попавшегося немолодого таксиста, чтобы иметь возможность общаться на русском и за 40 лари договорились объехать достопримечательности окрестностей города- усадьбу князей Чавчавадзе в Цинандали, монастырь Греми, монастырь Некреси, академию Икалто и собор Алаверди. Список того, что можно увидеть здесь далеко неполный. Чтобы полностью охватить все интересное, нужен полный световой день, а лучше два. Грузия не располагает к спешке, но у нас нет другого выхода, мы как всегда торопимся — вечером нужно еще успеть на важную встречу.

Усадьба в Цинандали произвела неизгладимое впечатление! Прогуливаясь по прекрасному парку, по небольшому, но чрезвычайно уютному и красивому дому, я сама невольно ощутила себя княжной.

Перед расставанием

Жизнь здесь представилась мне легкой, счастливой и беззаботной, хотя далеко не всем обитателям этого дома судьба подарила счастье и спокойствие.

Перед расставанием

Рожденный в Петербурге, Александр Чавчавадзе разделил свое сердце между великой Россией и родной Грузией. Получив блестящее образование, Александр Гарсенович достиг значительных высот во многих сферах деятельности- он сделал прекрасную военную карьеру, стал в Грузии крупным землевладельцем, внедряющим прогрессивные методы в сельскохозяйственное производство, его романтическая поэзия получила любовь и признание грузинского общества. Стены этого дома помнили и прекрасную, но в тоже время трагическую, историю любви дочери Александра Нины Чавчавадзе и Александра Сергеевича Грибоедова.

Там, где вьется Алазань,

Веет нега и прохлада,

Где в садах сбирают дань

Пурпурного винограда,

Светло светит луч дневной,

Рано ищут, любят друга…

Ты знаком ли с той страной,

Где земля не знает плуга,

Вечно-юная блестит

Пышно яркими цветами

И садителя дарит

Золотистыми плодами?…

Странник, знаешь ли любовь,

Не подругу снам покойным,

Страшную под небом знойным?

Как пылает ею кровь?

Ей живут и ею дышат,

Страждут и падут в боях

С ней в душе и на устах.

Так самумы с юга пышат,

Раскаляют степь…

Что судьба, разлука, смерть!…

(А. С. Грибоедов)

Сама усадьба объединила в себе национальные архитектурные особенности и европейские новшества. Дом стал не просто великолепным образцом дворянской усадьбы 19 века, здесь берет начало интеграция русской и грузинской культур. Сегодня в музее-усадьбе можно увидеть предметы быта, мебель посуду, картины, оружие, бережно сохраненные семьей Чавчавадзе. Среди экспонатов первое фортепиано, привезенное в Грузию Александром Гарсеновичем. Попасть в музей возможно только с экскурсоводом, билет стоит 5 лари, экскурсия проходит быстро и во время нашего посещения ее провели только для нас двоих. Для посещения парка достаточно билета за 2 лари, есть возможность дегустации вин, там билет стоит дороже.

Перед расставанием

А мы покидаем Цинандали и отправляемся дальше, к архитектурному памятнику Греми и монастырю Некреси.

Греми- молчаливое напоминание того, что на этом месте в 16–18 веках был процветающий город, столица Кахетинского царства- один из городов Великого шелкового пути и царская резиденция. После разрушения в 1615 году турками, столицу перенесли в Телави, а Греми так никогда более не обрел былой славы и значения. Сегодня здесь сохранились лишь церковь Архангелов Михаила и Гавриила и остатки крепости.

Перед расставанием

Сейчас Греми считается монастырем, но хозяйственных построек мы не видели, они находятся где-то в стороне. Погуляли немного вокруг, нашли вход в подземный ход.

Мы, конечно же, захотели посмотреть куда он ведет, и хотя у нас с собой был фонарик (там очень темно), далеко мы не прошли, так как группа грузинских мальчишек, опередивших нас, устроила в проходе бурлящую пробку) Уже на обратном пути из Некреси заметили неподалеку музей, но останавливаться уже не стали.

Перед расставанием

Проехав совсем немного, попадаем к монастырю Некреси.

Расположен он в потрясающем месте! Ведет к нему крутой и довольно продолжительный подъем. Времени преодолевать его пешком, не было, поэтому решили доехать наверх на специальном автобусе, со стоимостью проезда в 1 лари, а назад уже спуститься пешком, любуясь Алазанской долиной.

Перед расставанием

Тут снова случилось небольшое приключение. Подойдя к автобусу, мы увидели, что являемся единственными пассажирами. Для того, чтобы он отправился наверх необходимо десять человек. Сегодня понедельник, традиционно нетуристический день в Грузии, так как большинство музеев в этот день не работают. Пять минут ожидания показались вечностью- времени как всегда в обрез. Заметив, что мы торопимся, водитель предложил выкупить оставшиеся восемь билетов, пообещав, что тотчас поедет. В принципе 10 лари не такая уж большая сумма (примерно 6 долларов), поэтому я согласилась. Не успели мы усесться в автобус, как к кассе подъехал большущий автобус со школьниками и еще одна машина))) К моему слабому, но утешению, школьники с нами не поехали, в автобусе добавилась лишь тройка иностранцев. В итоге за 10 лари мы выиграли немного времени в почти пустынном монастыре и имели возможность свободно погулять и пофотографировать)

Перед расставанием

На обратном пути из Некреси к Телави я ужасно переживала, что не успеваю всего, что запланировала и пыталась сделать непростой выбор между академией Икалто и храмом Алаверди. Победил Шота Руставели) Вернее место где некогда учился этот великий грузинский поэт.

Перед расставанием

Собор Алаверди находится совсем рядом с Икалто, но туда мы решили не ехать. Наш водитель оказался на диво медленным и нерасторопным, а вечером предстояла важная встреча и мы отправились на автостанцию. Через три часа, успев чуть только привести себя в порядок после дороги, явились перед очи Юры, Кати и Кати Чуленковых и, конечно же, Теоны и ее мужа Важи. Но это уже совсем другая история