Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Байкал, Иркутская область — Россия Август 2009

Нашу традиционную ежегодную поездку на озеро Байкал, которое здесь с уважением называют морем, мы обычно планируем заранее, в самый тёплый «бархатный» сезон с 25 Июля по 10 Августа (на Байкале лето очень короткое). По счастливому совпадению, в этом году наша поездка стала свадебным путешествием.

Маршрут нашего путешествия тоже стал традиционным и начался с излюбленного нами и всеми Байкальскими сёрферами места отдыха, на которое мы выезжаем каждые выходные в течение всего лета.

Надеемся, эта информация пригодится многим искателям ветра, любителям автомобильных туров и дикого палаточного отдыха на природе. Но даже если у Вас нет машины, или она не проходимая, не отчаивайтесь. Во время нашего путешествия мы встречали много пеших туристов, даже с Европы, которые добирались туда на поезде, электричках и маршрутках. Главное - огромное желание, решительность и смелость! Весёлый рассказ об одних таких смелых туристах из Чехии приведён в конце нашего повествования.

Коса Посольского сора.

Байкал. Автомобильный тур

Песчаная Коса в Посольском соре, в р-не р. Култушная, расположенная на 300-м километре трассы Иркутск - Улан-Удэ. Дорога сюда сложная, с серпантинами на перевалах и в основном с низкокачественным асфальтовым покрытием, что с лихвой компенсируется открывающимися с перевалов видами Байкала. По дороге Вам представится возможность отведать Байкальской клубники, в р-не города Байкальск (145 км. от Иркутска) и конечно–же знаменитого Байкальского омуля, которого лучше покупать в п. Клюевка (260 км. от Иркутска).

Время в пути от Иркутска до места назначения 4-5 часов. Коса представляет собой узкую песчаную полосу (шириной от 50 до 100 м.), протянувшуюся на 10 километров и отделяющую воды Байкала от залива Посольский сор. Это место давно стало пристанищем местных виндсерферов и кайтеров, благодаря своим уникальным природным и климатическим условиям. Наш лагерь разбит у самых «ворот» косы, в 5 километрах от берега и продувается всеми Байкальскими ветрами (Баргузин, Култук и Сарма).

Дорога сюда пролегает прямо по берегу Байкала и в шторм, когда 2-метровые волны бьются об отвесный берег, становится непроходимой. В этом случае единственная возможность попасть туда (или обратно) – через лес на берегу, где даже после недельной засухи не каждый джип прорвётся через грязевые лужи на ухабистой просёлочной дороге со штурмом брода через реку Холодянку, где однажды застряли и мы на своём джипе.

Зато в безветренный день Вы получите незабываемое впечатление от езды по живописному берегу Байкала, когда волны бьют о колёса вашего внедорожника и рассыпаются в пыль, превращаясь в радугу. Но даже в штиль надо быть очень внимательным, т. к. на узкой береговой линии часто встречается топляк и даже замытые в песок якоря, на одном из которых мы оставили 2 колеса.

Байкал. Автомобильный тур

На косе мы и наши друзья обустраиваем палаточный лагерь с середины июня вплоть до конца августа, а то и больше, если это позволяет погода. Даже в солнечный июльский день, когда жители близлежащих городов – Иркутска и Улан-Удэ, изнывают от жары, здесь в ветреный день можно замерзнуть и вместо того, что бы загорать и купаться, мы укутываемся в теплую одежду и прячемся от ветра в палатке. Вечерами неизбежно приходиться одевать пуховик, горнолыжные штаны и шерстяные шапки.

Но то, что плохо для простых отдыхающих, хорошо для тех людей, в чьих головах и душах поселился ветер, для тех кто занимается виндсерфингом и кайтингом. После празднования нашей свадьбы в Иркутске, мы решили отметить это событие со своими друзьями на Косе. Погода нам благоприятствовала и после долгой дороги, мы приступили к подготовке праздника. Илья взялся за приготовление своих коронных блюд – таджикского плова и монгольского бухлёра (суп из баранины), чтобы угостить всех друзей, а их собралось не меньше 30 человек!

Походные столы и стулья были выстроены в ряд, музыка из динамиков автомобиля разносилась Байкальским ветром, звучали поздравления. Гостей не испугал даже небольшой дождик, пролившийся вечером. Одним из подарков стала щука, пойманная здесь же и приготовленная по ставшему уже традиционным рецепту: с луком, майонезом, в фольге на мангале.

В этот же вечер Илья придумал очередной коктейль под названием «Однажды утром», который запомнился всем, кто его пробовал (рецепт: виски и вино смешиваются в случайной пропорции, секрет названия коктейля становится ясен после употребления). На следующий день, при подведении итогов прошедшего праздника, все единогласно сошлись во мнении, что праздник удался.

Мы пробыли на косе пять дней. Чем можно заняться в это время? Во-первых, мы ждали ветра, и Бурхан (местный бурятский дух) был к нам милостив, подарив несколько ветреных дней, когда народ «укатался» по полной программе, вплоть до мозолей на руках. Вечерами, или в безветренные дни, любители рыбалки ловили щук. На сегодняшний день рекорд нашего лагеря – рыбина на 14 кг., которую наши друзья вытащили с перепуга в нетрезвом состоянии. В солнечные дни, при несильном ветре мы загорали и купались.

К концу июля вода в Байкале прогревается и можно не выбегать из воды от холода. Вечерами мы зажигали традиционный костер, у которого собиралась вся наша компания, народ травил байки, мы придумывали все новые и новые коктейли с оригинальными рецептами и названиями.

Байкал. Автомобильный тур

Вот рецепты некоторых из них: «Илюшка» - на 1 литр гранатового сока, 0.5 литра водка «клюква», 0.5 розового Мартини «Россато», сок 3-х выжитых лимонов, и 0.33 красного Бёрна; «Зона Бикини» - на 700-грамовую банку персикового компота 0.7литра водки настаивается 2-3 часа, при подаче разбавляется с 0.7 литра ситро Лимонад в конце употребления обязательно съесть персики (самый смак в зоне бикини); «Квакушка» - водка с квасом 50/50; «Клюка» - настойка клюква на коньяке с колой 50/50, «Мерзавка» - 0.7 л. вишнёвого компота 0.7л. водки и 0.7л. колы; «Лимонка» - 0.7 литра водки, настоянная в течении дня на 2 лимонах разбавляется с 1 литром лимонада «Буратино»; «Бывший Интеллигент» - розовое шампанское с Армянским коньяком в пропорции 2 к 1. Все эти коктейли имеют кроме изысканного вкуса соответствующий названию эффект (прошло тщательный отбор и проверено электроникой).

В ясные ночи можно было любоваться небом, таким неповторимым с большими и яркими звездами, которые увидишь только здесь (или в открытом Байкале). В этом году на Косе был даже телескоп, и в полнолуние можно было детально разглядеть ландшафт луны и других планет. Большая часть женского населения ежедневно упражнялось в кулинарном искусстве. Только здесь можно попробовать, и вдоволь наесться такими деликатесами, как: сугудай (свеже-посолённая рыба с луком, перцем и маслом), тефтельки из щуки, уха из мальков окуня или суп из курицы, предварительно запеченной в фольге на углях, и много-много чего другого).

В общем, в кругу тёплой компании единомышленников дни летели незаметно, атмосфера Косы и Байкала благотворно сказывались на нас, заставляя забыть всю предсвадебную суету и рабочие проблемы. Но, к сожалению, Байкал не всегда бывает милостив к людям. Здесь, на Косе, местными жителями установлен крест, в память об утонувших рыбаках во время печально известного шторма в 2003 г., который унёс жизни более 90 человек по всему побережью. В тот год мы были здесь сразу после этих событий и наблюдали десятки моторных лодок, выброшенных на берег. Местные рыбаки набивают передний отсек лодки пустыми пластиковыми бутылками, чтобы она не утонула, и их вдовы могли забрать принадлежащее им по праву имущество…

Усть-Баргузинский Залив

Следующее место нашего путешествия - Усть-Баргузинский залив, по-нашему мнению, одно из самых живописных мест на Байкале. Добраться туда от Посольского сора можно 2 способами: коротким (через новый мост в р-не села Татаурово) и длинным (через Улан-Удэ). Мы всегда выбираем второй способ, который имеет другие преимущества. После 5 дней на Байкале мы останавливаемся с ночёвкой в г. Улан-Удэ (150 км. от Посольского сора) приводим себя в порядок, что можно сделать в любой гостинке, и пополняем припасы.

Переночевав с комфортом в столице солнечной Бурятии, утром мы выдвигаемся в сторону п. Усть-Баргузин по Баргузинскому тракту. Качество дороги ещё хуже, чем до Посольского сора, особенно последние 80 из 300 км., которые уже несколько лет находятся в состоянии перманентного ремонта. Дорога от Улан-Удэ до п. Усть-Баргузин, где Вас ждёт паромная переправа через р. Баргузин, займёт 4-5 часов, по пути Вы будете снова любоваться видами Байкала и бескрайних долин Бурятии, в которых пасутся красивые лошади, шумят нетронутые хвойные леса.

Байкал. Автомобильный тур

На переправе обычно даже самая большая очередь из машин с номерами почти всех регионов России, рассосётся за 30-40 минут, которые мы советуем провести в расположенной тут-же забегаловке, где Вам предложат настоящие бурятские позы (большие пельмени с бульоном внутри) с рубленой говядиной или бараниной. Также это место славится хорошей рыбалкой спиннингом на щуку, которая стоит вдоль травянистого берега. За час мы обычно вылавливаем 3-4 щучки-травянки от 1 до 3 кг.

Проезд на пароме вот уже второй год 30руб с машины, с пассажиров за проезд не берут. Проехав несколько километров от парома, Вы попадаете в Национальный Усть-Баргузинский заповедник, за проезд в который с машины возьмут разовый сбор – 100 руб. и с каждого взрослого – 50 руб. за каждый день пребывания на территории заповедника. Ещё через несколько километров после шлагбаума, Вы минуете озеро Бармашово, воды и ил которого издавна считаются целебными и помогают при кожных заболеваниях, за счет высокого содержания минералов, от чего вода в нем мутная и склизкая, а волны с пеной.

На берегу именно этого озера, Илья снял сессию ню «Кира на Байкале», с которой он накануне случайно познакомился на пароме во время рыбалки. После скудной природы песчаной Косы, глаз радуется здешним пейзажам, похожим на иллюстрации к сказке. Белые песчаные пляжи, протянувшиеся на несколько километров, сосновый лес, окружающий их, величественные горы, покрытые неприступной тайгой на горизонте, пенящиеся волны.

Вода здесь значительно теплее, так как глубина в заливе сравнительно небольшая (1-4м.) даже при большом удалении от берега. Отдыхающих здесь не мало в этот период, но Вы всё равно легко найдёте место для своего лагеря. Поскольку для нас это уже изведанный маршрут, мы без труда нашли место нашей прошлогодней стоянки с уютной полянкой для лагеря. Это место не трудно найти по тригонометрической вышке, возвышающейся над лесом, с которой здорово любоваться закатом, фотографировать природу и …. (свадебное путешествие, сами понимаете).

Байкал. Автомобильный тур

За четыре дня пребывания, два дня дул ветер, подходящий для винд-серфинга. Илья с сыном Мишей ездили для этого на паром, что бы походить на виндсерфинге прямо в устье реки. А один раз и вовсе не доехали до парома и катались прямо в озере Бармашово. В безветренные дни они ездили на паром порыбачить. В конце июля, начале августа, после дождей, в лесу появляется множество грибов: рыжики, лисички, маслята, грузди и много других. Нет ничего вкуснее, чем свеже-жаренные грибы с картошкой.

Особо терпеливые собирают бруснику и голубику. Здесь уже есть все условия для «пляжного» отдыха, даже в ветреный день можно загорать на горячем песке, укрывшись от ветра за песчаными дюнами. Наши друзья взяли с собой гидроцикл и мы вдоволь нагонялись на нём, водных лыжах и вейк-борде.

Песок у берега очень жидкий и при спуске гидрика на воду, мы засадили Линкольн Навигатор наших друзей так, что вытаскивать пришлось двумя машинами. Местность в начале парка холмистая, благодаря этому, вам не помешают соседи, потому как холмы служат естественной преградой между лагерями отдыхающих. Проезжая дальше в парк, в сторону полуострова Святой нос, природа несколько меняется.

Песчаных холмов уже нет, а песок на берегу постепенно становится мелкой галькой, превращаясь в камень у самого перевала. Эти места пользуются особенной популярностью среди альпинистов всего мира, которые собираются как раз в это время на ежегодные соревнования скалолазов по свободному восхождению (без снаряжения) на пик Макарова (1877 м.), рекорд в 1 час 40 минут занесён в книгу рекордов Гиннесса и до сих пор не побит.

Чивыркуйский залив

Вдоволь отдохнув в Усть-баргузинском заливе, мы собрали лагерь, что бы отправиться в крайнюю точку нашего путешествия – Чивыркуйский залив. Залив этот известен далеко за пределами Байкала и ежегодно привлекает к себе туристов со всего мира. Часть бухт в заливе признана заповедными и доступ туристам в них закрыт, как и ко многим островам этого залива. Одной из известнейших мест является бухта Змеиная, где расположены горячие серные источники и до недавнего времени водилось множество ужей. Мы посещали её неоднократно.

После непродолжительного ожидания своей очереди, можно, стиснув зубы, принять горячую серную ванну температурой 55 градусов, полезную для здоровья, правда потом весь день ходишь как «вареный» и хочется спать. В этот раз мы выбрали путешествие на машине, поэтому наш выбор пал на бухту Окуневую, крайняя точка, куда можно добраться на автомобиле.

Информация для кайтеров и сёрферов: по ветровым условиям отличаются только две бухты залива: Монахово - первая при въезде, где от палаток некуда спрятаться, по причине узкой береговой зоны и Анкагонская - последняя при выходе из залива (уже несколько лет закрыта для туристов). Дорога в Чивыркуйский залив просёлочная и лежит через лес, перевал и посёлки Монахово и Курбулик. Небольшая бухточка с песчаным пляжем и густым лесом, богатым ягодами и грибами, вполне нас устроила.

Байкал. Автомобильный тур

Правда сюда заходило стадо коров из ближайшей деревни и бык неоднократно пытался прогнать нас с любимого места водопоя. Вода в заливе в это время лета прогревается и позволяет подолгу купаться даже ночью, а погода соответствует статусу бархатного сезона. Благодаря гидроциклу наших друзей, мы объездили много мест в заливе, любуясь нетронутой природой заповедных уголков, где свободно гнездятся чайки и нерпы. На одном из таких островов с оригинальным названием Покойницкий Камень, мы сфотографировали птенца чайки, за что его сородичи долго атаковали нас, пытаясь выгнать с острова.

Надо сказать, что любой водный транспорт, взятый собой в это путешествие сделает его более интересным и незабываемым, а рыбалку – более удачной. Но если у Вас нет такой возможности – не беда.

Местные жители - приветливые и дружелюбные люди, за сравнительно небольшую плату устроят Вам экскурсию по заповедным уголкам залива. Чивыркуйский залив славится рыбалкой, на наших глазах любители подводной охоты вылавливали очень больших щук, окуней и другую рыбу, размерам которых можно было только позавидовать. Пять дней на Чивыре (как называют его местные) пролетят незаметно. Так же незаметно прошли и 2 недели нашего отдыха, полного приключений и незабываемых эмоций.

Но любой отдых когда-нибудь заканчивается, как бы не хотелось его максимально продлить. Дорога домой всегда короче и незаметна, под впечатлением позитивных воспоминаний о проведённом времени на самом глубоком и чистом озере в мире. Мы посещаем все эти места ежегодно и обязательно вернемся сюда в следующем году, потому как Байкал всегда неповторим и дарит своим гостям покой и умиротворение, заряжает энергией на весь будущий год.

Рассказ о смельчаках из Чехии. (повествование от Ильи)

В один из безветренных дней нашего отдыха мы с сыном Мишей, как обычно, коротали время на паромной переправе небезуспешно забрасывая свои спиннинги в травянистый берег. Работники парома за несколько лет уже познакомились с нами, и пока машины заезжали и съезжали с парома, вставали рядом и занимались тем же занятием, время от времени вытаскивая из реки травянок различного размера, на удивление проезжих туристов.

Я обратил внимание на трёх молодых людей явно иностранного вида, которые крутились у нашей машины, стоявшей рядом и показывали пальцами на серфовые доски и паруса, привязанные к багажнику. Мне пришлось отвлечься от рыбалки и подойти к ним. При знакомстве на ломаном английском и ещё более ломаном русском выяснилось, что они студенты из Чехии, увлекающиеся пешим туризмом. Два молодых человека, Майкл и Дэн, рассказали, что занимались виндсёрфингом в Европе, а их спутница Марго с пониманием кивала головой.

Я рассказал им, как мог, на английском языке, про ветра на Байкале и о своих планах посетить одну из самых ветренных бухт на Чивыркуйском заливе - Анкагонская и о том, что именно там мы встречаемся с друзьями - сёрферами, которые должны прийти туда через пять дней с массой серфового снаряжения, на корабле из Иркутска. Они достали из рюкзака карту с подробной аэрофотосъёмкой Чивыркуйского залива и я показал им на карте место нашей встречи, отметив про себя, что ребята серьёзно подготовлены.

Они, в свою очередь, поделились планами совершить восхождение на одну из вершин полуострова Святой нос. Я предостерёг их от маршрута через непроходимую тайгу и порекомендовал как можно дольше придерживаться автомобильных дорог. После непродолжительной беседы, они попросили подбросить их по дороге, хотя-бы несколько километров. Так как клёв щуки был позади, солнце клонилось к закату и наш лагерь располагался как раз по пути, я согласился.

Прокатились ребята с ветерком, потому, что машина наша была битком набита туристическим бутором, и им пришлось встать на подножку джипа и, держась за багажник, несколько километров наслаждаться видами окрестных пейзажей. Добравшись до лагеря, мы предложили им переночевать на соседней полянке, благо свободной и провести вечер с нами. Компания получилось весёлой. Мы весь вечер дегустировали наши коктейли, угощали гостей жаренной в фольге щукой и пекли картошку, чем сильно удивили чехов, не привыкших к такому гостеприимству.

Особенно им понравился коктейль «Зона Бикини» (Bikini Zone). Они долго смаковали пропитанные водкой персики, громко смеясь и обсуждая что-то между собой на чешском… На утро мы проводили их, пожелав счастливого пути, с удивлениям смотря на их лыжные телескопические палочки, которыми они вооружились в дорогу, а я в очередной раз восхитился серьёзному уровню подготовки европейцев к путешествию по Байкалу. Эта история не была бы такой интересной и весёлой, если бы не её продолжение…

Через пять дней, мы, находясь в сердце Чивыркуйского залива – бухте Окунёвая, воспользовались услугами местных извозчиков-лодочников и в соответствии с нашими планами присоединились к компании наших друзей на корабле в бухте Анкагонская. Когда мы высадились в этой бухте, ни корабля ни друзей мы не обнаружили. Если бы не палатки на берегу и паруса с досками, лежавшие тут же, мы бы растерялись. Через пару часов друзья на корабле подошли в бухту и с хохотом вывалились на берег, передавая мне привет от Майкла, Дэна и Марго, чем здорово нас удивили.

Оказывается, эти чехи, поняли мои объяснения на английском следующим образом: в самом конце Чивыркуйского залива есть цивилизованная сёрф-станция, где можно взять на прокат снаряжение и насладиться любимым спортом. После пяти дней пути через непроходимую тайгу, без дорог и даже тропинок, через скалистые перевалы и буреломы, после встречи с настоящим медведем, в режиме жёсткой экономии провизии (магазинов там и подавно нет), когда они вышли в Бухту Анкагонская исхудавшие и обессилевшие, оставив свою спутницу в последнем месте, где бывают люди, на тёплых источниках в бухте Змеиная, им, мягко говоря, было не до сёрфинга.

Мои друзья накормили их и переправили на корабле к их спутнице, где посадили на другой корабль, договорившись с его капитаном, доставить их в Монахово, где ездят машины. Каково же было удивление моих друзей, когда они обнаружили, что эти экипированные туристы из Европы несли в своих рюкзаках вместе с палатками, спальниками и ограниченным запасом еды, ВНИМАНИЕ!!! Каждый по 3 литровых бутылки чешской питьевой воды (в то время их путь пролегал исключительно по берегу самого чистого озера в мире)… Как раз после этих событий появился я:)

© Илья и Александра. Материал размещен с разрешения автора. Блог автора здесь.