Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была сегодня 0:26
На Кипре

Будва — Черногория Июль 2013

Вернувшись из Черногории 1 августа я все никак не могла заставить себя взяться за отчет. Наверное потому, что впечатления от этой поездки никак не складывались в целостную картинку, рассыпаясь на ходу и теряя четкие очертания. И даже сейчас, спустя почти месяц, я не могу точно сформулировать свои ощущения от этой поездки и от самой страны. Но все же попытаюсь. Не буду кривить душой — ожидала гораздо большего — и от природы, и от моря с пляжами, и от достопримечательностей. За две недели, проведенные в Будве я не сделала для себя каких-то ярких открытий, ничего меня сильно не зацепило, каких-то сильных потрясений, так чтобы ахнуть, тоже не произошло. Скорее, Черногория произвела на меня умеренно приятное впечатление, не более того. Просто милая, маленькая страна с домашней и уютной атмосферой. Стараясь всегда и во всем находить в первую положительные моменты, начну с позитива.

Прежде всего, понравилось, что страна очень спокойная и абсолютно безопасная. Везде беспрепятственно можно ходить и ездить, повсюду — расслабленная, домашняя атмосфера. Конечно, я смотрю на многие вещи уже совершенно другими глазами и в данном контексте сравнивала спокойную Черногорию с реалиями жизни в Южной Америке и вспоминала опасности, подстерегающие туристов в таких странах как Мексика, Колумбия, Бразилия, Аргентина. Здесь же такие моменты были совершенно исключены, что я незамедлительно и оценила. Уютно по-домашнему и абсолютно безопасно! Большой плюс!

Очень приятные, дружелюбные люди, но не приставучие, с достоинством, все у них в меру. Старшее поколение почти все говорят по-русски, молодежь — по-английски. Таким образом, проблем с коммуникацией нет. Мы жили на вилле Сентар, хозяева которой Марина и Мишо оказались очень милыми, приятными людьми. Постоянно приглашали нас к столу, старались во всем помочь, создавали домашнюю обстановку.

А какие черногорцы красивые люди, просто загляденье! Особенно, молодежь. Все как на подбор — высокие, стройные, яркие, породистые! Не раз любовалась местными девушкам и ребятами, получая при этом большое эстетическое удовольствие.

Черногорские цены тоже порадовали. И на жилье, и на питание, и на транспорт, и на экскурсии. Очень и очень приемлемые. Мы снимали небольшую студию с кухонным уголком и санузлом за 42 евро на двоих. Это в высокий сезон, в сентябре же цены падают в два раза. Пообедать на двоих можно скромно за 10 евро, более разнообразно — за 15. Есть и относительно дорогие рестораны на набережной — Ядран, Дон Кода Николе, Тропико. Самые дорогие блюда — из морепродуктов, мясо по приемлемы ценам. Популярные блюда из мяса — чевапчичи, плескавица, мясо из-под сача. На мой вкус черногорская кухня злоупотребляет солью, многие блюда откровенно пересаливают. Даже больше понравился местный фаст-фуд в виде хамбургеров, шаурмы, блинчиков и вафель Все это продается повсюду в изобилии. За 2–3 евро можно вкусно перекусить. Из местных деликатесов понравился пршут, как же без него, и негушский, остренький сыр.

Теперь про экскурсионную программу. Цены на экскурсии тоже очень приемлемые. В среднем, от 17 до 35 евро на человека. Детям дают скидку, чуть больше 50%. Мы покупали все экскурсии на променаде у Владимира, турфирма Гардашевич. Изначально планов было больше, но на месте я решила не мучить ребенка и не отрывать много времени от моря. Поэтому безжалостно были отброшены Босния и Герцеговина, Цетинье и гора Ловчен, Бар и еще по мелочи. В итоге съездили мы всего на четыре экскурсии — по Боко-Которскому заливу, на каньоны, в монастырь Острог и в Дубровник. Самостоятельно ездили к Св. Стефану (лучше ехать утром и смотреть как сверху дороги, так и с воды, совершенно разные виды)

остров Святой Стефан, вид сверху
остров Святой Стефан, вид с воды

и в Котор, где совершили трудное восхождение на самый верх крепости.

Крепость в Которе

Виды оттуда на Боко-Которский залив просто супер.

Плюсы и минусы отдыха в Черногории
Вид на Боко-Которский залив с крепости

Очень стоит съездить туда отдельно от экскурсии и рано утром, пока там еще тень.

Возвращаясь к теме групповых экскурсий, надо отдать должное, все было организовано на приличном, достойном уровне, гиды — компетентны, автобусы — средней комфортности. Соотношение цена-качество порадовало и удовлетворило. Из всех организованных экскурсий больше всего понравилась поездка в Дубровник. Стоимость — 30 евро на взрослого, 20 — на ребенка. С этого года для поездки в Дубровник нужна шенгенская или хорватская виза. Мы заранее озаботились визовым вопросом, поэтому смогли съездить в этот чудесный город.

Плюсы и минусы отдыха в Черногории

Про Дубровник постараюсь написать отдельно. Второе местоотдаю морской экскурсии по Боко-Которскому заливу.

Боко-Которский залив

Приятная морская прогулка по красивому заливу с остановками в разных живописных местах. Побывали в Херцег-Нови, Которе, острове Богородицы на рифе напротив Пераста и на пляже Жанница.

остров Богородицы на рифе
Пераст

Стоимось такой экскурсии — 23 и 15 евро. В целом, понравилось, единственное, но — не порадовала массовость, народу на кораблике было ну очень много, это немного подпортило впечатления.

А вот поездка вглубь страны, к каньонам и озерам не произвела на меня особого впечатления.

каньон реки Морача

Цена вопроса — 35 и 20 евро. Псевдоальпийские черногорские пейзажи не шли ни в какое сравнение ни со швейцарскими, ни с итальянскими горными видами, не говоря уже о сногсшибательных картинках чилийской Патагонии. Кто-то из группы сказал, что эти пейзажи больше напоминают Закарпатье, не знаю, я там не была, судить не могу. Но в любом случае, это не альпийские пейзажи, громко заявленные гидами. Каньоны рек Тара и Морача, парк Дурмитор с Черным озером, мост Джурджевича — все это оставило весьма среднее впечатление. Местами красиво, но не более того.

каньон реки Тара

Одним словом, не зацепило. К тому же, экскурсия эта довольно утомительная, с 6 утра и до позднего вечера.

Висящий в скалах монастырь Острог, где хранятся мощи святого Василия Острожского — безусловно, живописное и очень особенное для верующих место.

Плюсы и минусы отдыха в Черногории

Не порадовала только огромная очередь, где в общей сложности простояли почти два часа.

Общественный транспорт в целом развит довольно неплохо, особенно направление от Будвы до Петроваца. По этому маршруту каждые 15 минут курсируют маленькие автобусы Медитеран Экспресс. Стоимость проезда — 1,5 евро, с детей денег не берут. В противоположную сторону до пляжей Яз, Трстено и Плоче автобусы ходят значительно реже, раз в полтора часа, в 8, 9.30, 11.00 и т. д. Билет стоит — 2 евро. В этом главное неудобство. Иногда просто лень было ждать автобуса, брали такси. До Яза такси стоит пять-шесть евро, до дальнего Плоче — восемь. С таксистами надо торговаться, часто они завышают цены.

Про пляжи. Старались объездить побольше пляжей, чтобы разнообразить пляжный отдых и не сидеть все время на одном пляже. Из всего опробованного больше всего понравился пляж Яз — и от Будвы недалеко, и бухта очень красивая и большая, в результате чего народ равномерно распределяется по пляжу и не возникает ощущения скученности.

пляж Яз

Этот фактор весьма важен, ведь народу на пляжах Будванской ривьеры в июле—августе не просто много, а очень много! Понравился на Язе и заход в море — мелкая галька, переходящая в песок, и речка, впадающая в море, и живописные холмы вокруг пляжа. Да и цены на Язе вполне демократичные — комплект из двух лежаков с зонтиком стоит 7 евро, на других пляжах — дороже.

Второе место отдаю пляжу Плоче, самому дальнему от Будвы в сторону Котора.

Пляж Плоче

Очень живописный пляж в скалистых бухточках с кристально чистой водой. Фишка Плоче в том, что там есть несколько бассейнов с морской водой, а вот вход в море неудобный, крупные камни, можно только в тапочках. Комплект лежаков и зонтик — 10 евро, категорически нельзя приносить и потреблять свою еду, наблюдают, как церберы.

Песчаный пляж Трстено, расположенный между Язом и Плоче, не понравился совершенно.

Песчаный пляж Трстено

Очень маленькая бухта, мало места, ощущение, что все лежат друг у друга на головах. Есть лежаки на понтонах в море, которые стоят 15 евро, на берегу — 10. Очень долгий заход в море, идешь-идешь, и все время мелко.

Знаменитый Могрен не произвел особого впечатления.

пляж Могрен

Приемлемо на нем только рано утром, потом набегает народ, так что к полудню яблоку негде упасть. Вода по сравнению с Язом и Плоче — откровенно грязная. Из плюсов Могрена — красивый, открыточный вид на Старый город и скульптура гимнастки по дороге к нему.

Вид на Гимнастку и Старый город Будвы со стороны Могрена

Понравился городской пляж слева от Святого Стефана. Там запутанная градация ценников на лежаки — от 15 до 30 евро, в зависимости от комфортности и величины зонтика, но это не критично, там всегда можно найти место в теньке между зонтиками и валяться на своем полотенце совершенно бесплатно. Мелкая галька, удобный заход в море, множество рыбок, плюс ко всему великолепный вид на сам Св. Стефан. К тому же, можно подплыть практически к его стенам и поплавать вокруг самого острова, любуясь на его домики, заглядывая в окошки. Этот момент был очень приятным.

Плюсы и минусы отдыха в Черногории

На пляж острова Святого Николы можно доплыть на катере с городского пляжа Будвы, они часто курсируют, а можно взять обзорную поездку вдоль побережья за пять евро и на обратном пути высадиться на острове. Мы так делали. Но сам пляж, хоть и живописный, со скалами прямо из воды, не очень понравился.

пляж на острове Св. Николы

Заход неудобный, везде огромные булыжники, только в тапочках. Запрет на свою еду тоже не порадовал. В общем, этот пляж нам не понравился. К моему удивлению вода в море во второй половине июля была очень холодная, градусов двадцать или чуть выше. Говорят, какая-то аномалия в виде холодного течения. Это, конечно, испортило впечатления от моря, по-настоящему понаслаждаться купанием мне не удалось. Под конец я даже простудилась. Да и вообще, каменистые будванские пляжи не особо меня впечатлили, ожидала большего.

Теперь непосредственно про саму Будву. Не буду долго писать про этот курорт, не хочется в сто пятьдесят первый раз описывать его достопримечательности. Скажу лишь о своих впечатлениях. В целом Будва оставила впечатление достаточно развитого курорта со всей необходимой для этого атрибутикой. Из минусов — столпотворение народа в высокий сезон, повсюду слышна русская речь, создается ощущение, что находишься где-нибудь в Алуште или Геленджике. Хотя меня лично засилье соотечественников не слишком напрягало, а подчас было даже в радость, после почти года на чужбине. Будву часто критикуют за многолюдность, шум, тусовку, но нас это не напрягало, скорее нравилось, что находимся не в отрыве от цивилизации. Да и для детей там много развлечений — аттракционы, батуты и т. д. были посещены нами неоднократно.

Понравился и Старый город, особенно приятно погулять там на закате.

Будва - Старый город

Сверху открываются красивые виды на остров Св. Николы

Вид на остров Св. Николы

и пляжи Могрен. Да и в нижнем старом городе есть, что посмотреть, где побродить, чем полюбоваться. Много уютных, аутентичных уголков и двориков.

Уютные уголки Старой Будвы

Так что, Будву критиковать не буду. Тусовочное место, и это следует иметь в виду при выборе места отдыха. Для любителей тихого, спокойного отдыха она не подойдет совершенно.

Вот такие мои впечатления от Черногории, довольно умеренные, без восторгов, но и без недовольства. Маленькая, уютная страна, но, конечно же, не первой туристической категории. Есть, безусловно, что посмотреть, куда съездить, но каких-то открытий и потрясений у меня лично не произошло.

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм