Турист Аленка_ _ (AlenaK3)
Аленка_ _
была 14 января 2019 13:16

Санкт-Петербург, Валаам, Кижи, Петрозаводск — Россия Июль 2013

На следующее утро наших юных путешественников пригласили на детский час. С порога им объявили, что будет подготовка к заключительному вечеру, чем сразу отбили охоту приходить на подобные часы. Дело в том, что мои юные попутчики — учащиеся одной школы, где я работаю. У нас и так очень много мероприятий проводится в течение года, ребята, выкладываясь по полной программе, прилично от них устают. А тут опять выступления! Я их напрягать не стала, чем вызвала обратную реакцию и, забегая вперед, скажу, что дети все же выступили в двух несложных музыкальных номерах.

А мы тем временем подошли к нашей первой стоянке — Мандроги.

По Северной жемчужине. Часть 2

История деревни Верхние Мандроги начинается еще с древних времен. Жили здесь вепсы — трудолюбивый, гордый, талантливый и гостеприимный народ: рыбаки, охотники, судостроители, которые активно занимались еще и торговлей. Река Свирь, на которой стоит деревня, непроста для передвижения: то встречаются глубокие места, то мелководье и опасные пороги. Отсюда и название деревни — Мандроги, то есть пороги.

Из-за утреннего тумана, мы потеряли несколько часов, поэтому стоянку в Мандрогах сократили, из-за чего пришлось осматривать окрестности бегом. Деревня славится своими пирогами и ягодами, приготовленными по бабушкиным рецептам. А еще плотниками и резчиками по дереву, в чем мы убеждаемся на каждом шагу. Торопимся в Лукоморье — сказочная часть этого удивительного места.

(фото М.Бирюкова)

Перебравшись на другой берег реки, ….

… идем Сказочной Тропой, вспоминая известные пушкинские строки:

«…Там чудеса: там леший бродит… «

По Северной жемчужине. Часть 2

«…Русалка на ветвях сидит…»

«Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…»

По Северной жемчужине. Часть 2

«Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных…»

«Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…»

«В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит…»

«Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой…»

«Там царь Кащей над златом чахнет…»

По Северной жемчужине. Часть 2

Тропа закончилась, и мы встретили настоящих зверюшек: индюка, хрюшек, лису, сову, кроликов и многих других.

По возвращению, под большим навесом за длинными столами нас ожидал пикник с шашлыком, пловом, разносолами и фирменными ягодными пирогами, которыми так славится деревня Мандроги.

«И там я был, и мёд я пил…»

Через пару часов наш теплоход уже бежал дальше по Свири в сторону Онежского озера.

На следующий день был ранний подъем и город Петрозаводск.

По Северной жемчужине. Часть 2

Петрозаводск — столица Карелии. История города берет начало в 1703 году. На берегу Онежского озера неподалеку от устья реки Лососинки по указу Петра I было начато строительство железоперерабатывающего и пушечно-литейного завода, который в дальнейшем назывался Шуйским.

Позже были построены медеплавательный и металлообрабатывающий заводы. Понадобилась рабочая сила в большом количестве, стали съезжаться люди, в результате чего появилась слобода, численность жителей которой постоянно росла. А для Петра I, неоднократно бывавшего в этих местах, были отстроены двухэтажный деревянный дворец и походная церковь. После Северной войны потребность в оружии ослабла, и заводы перешли на производство деталей для морского флота. Вскоре Шуйский завод был закрыт. Но во времена Русско-Турецкой войны потребность в оружии снова возросла, поэтому по приказу Екатерины II выше по течению Лососинки был сооружен Александровский пушечно-литейный завод. Помимо выпуска военной продукции, здесь были налажены художественное литье и художественная обработка металлов. По уровню технической оснащенности Александровский завод стал одним из лучших в России.

Во время Отечественной войны 1941—1945 гг. город был оккупирован финнами, а за городом находилось семь концентрационных лагерей.

После войны полуразрушенный Петрозаводск активно застраивался и стал не только промышленным городом, но и центром науки и образования.

Мы планировали самостоятельно посетить местный краеведческий музей с интересными экспозициями, но по року судьбы именно в этот день он открывался в то самое время, когда наш теплоход должен был отчалить от причала. Поэтому наша компания очень неплохо провела время, прогулявшись по набережной. Набережная города была построена силами городов-друзей, которые периодически присылали и дарили свои необычные и непонятные на первый взгляд конструкции, но, надо сказать, они неплохо вписались в интерьер города. Одно из самых привлекательных — черное дерево, исполняющее желания. К нему мы поспешили в первую очередь.

(фото М.Бирюкова)

Купающаяся на волнах девушка, рыбаки с сетями, большие валуны, которых в Карелии множество, группа девушек, чем-то напоминающих ансамбль «Березка» — никого мы не обделили своим вниманием.

По Северной жемчужине. Часть 2

Закончилась прогулка приятным занятием на фитнесплощадке под открытым небом, откуда оторвать детей было непросто.

Не прошло и нескольких часов, а наши ножки уже шагали по знаменитому острову Кижи.

По Северной жемчужине. Часть 2

Название острова Кижи имеет прибалтийско-финское происхождение. Существуют два варианта его объяснения. Первый производит название Кижи от карельского слова «кижат» — «игрища». Возможно, в древности на острове находилось языческое святилище, где устраивались ритуальные жертвоприношения, сопровождаемые обрядовыми песнями и плясками. Второе, более простое объяснение, связано с карельским «кииджи» -«водный мох». Такой мох в округе растет только на болоте в центральной части острова Кижи и, в прошлом, широко использовался местными крестьянами для утепления построек.

История острова уходит в глубокую древность. В X–XI веках предки начали осваивать северные края.

Самое знаменитое и сооружение острова — Церковь Преображения Господня. Высота церкви — 37 метров.

По Северной жемчужине. Часть 2

По одной из легенд, церковь построена одним топором (изначально без гвоздей), который потом мастер выбросил в озеро.

Разом мы окунулись в прошлое. Древность окутала нас своей тишиной, местные народные мастера высыпали на улицу похвастаться перед туристами своими умениями: ткачиха, плотник, художник…

(фото М.Бирюкова)

Деревянные дома, церковь, часовня так и просили бросить городскую суету и остаться здесь жить.

По Северной жемчужине. Часть 2

Но эту мысль приходится отбросить и через некоторое время мы уже отчаливаем от причала Кижи.

Теплоход «Чичерин» машет нам вслед своим вымпелом. «До свидания, милый тихий остров Кижи!»