Турист Наталья Мелешкина (N_meleshkina)
Наталья Мелешкина
была 12 октября 2023 21:56

Мой путеводитель по Восточному Финнмарку (Норвегия). Гренсе-Якобсэльв-Киркенес-Нейден

Киркенес — Норвегия Август 2011

Норвегия не подходит для тех, кто привык нежиться на пляже. Эта прекрасная земля открывает путешественнику совершенство природы, погружает в глубину тайн севера и изумляет великолепием фьордов. Это неповторимое зрелище, тем более что норвежские фьорды считаются самыми красивыми в мире, путешествие по ним — это встреча с девственными пейзажами, способными очаровать любого туриста. А природа как будто ждет вас, каждый раз приготовив вам свой яркий сюрприз. В Норвегию можно влюбиться раз и навсегда, и любовь эта будет безграничной. Здесь нет суеты, небрежности, потребительского отношения к природе. Именно здесь я чувствую себя свободной. Именно сюда хочу вернуться снова и снова.

Приглашаю всех окунуться в удивительный мир неповторимой скандинавской красоты, где жемчужины вселенной ждут вас, чтобы поделиться секретом вечного мира и доброты.

Сегодняшний мой рассказ о самой северной части Норвегии — регионе Финнмарк, о его северо-восточной части.

Постараюсь быть краткой, дабы не усыпить моего читателя и не заставить его отказаться от мысли узнать сей прекрасный край. В этот раз решила составить свой небольшой рассказ в форме путеводителя. К сожалению, не все интересные места будут проиллюстрированы фотографиями, так как полгода назад сгорел мой диск с архивом фотографий, и осталось только то, что было на другом компьютере. Иногда в текст будут вставлены фотографии из Интернета (о чем будет соответственная надпись).

Итак, приготовились. Мы — стартуем.

Начало всех начал идет от определенной точки, в нашем случае этой точкой будет российско-норвежская граница, которая расположена в Мурманской области, недалеко от поселка Никель.

Выехав с КПП, мы попадаем на трассу Е105 и видим справа трассу 886, уходящую в сторону поселка Гренсе Якобсэльв — самой северо-восточной точке Норвегии. Достопримечательностью этого места является часовня короля Оскара 2 (построена в 1869 году) — одна из немногих церквей, уцелевших во время Второй мировой войны, доисторические сооружения в виде лабиринтов, а также занимательно посмотреть на пограничные столбы на русской и норвежской стороне.

Часовня Оскара II, которая была освящена в1869 г., была прямым результатом необходимости защиты границы. После размежевание границ в1826 г. демаркационная линия не вызывала должного уважения, в том числе и у русских рыбаков. Зная о большой религиозности русского населения, выбор пал на возведение хорошо видимой издалека лютеранской церкви. В1873 г. король Оскара II совершал поездку в Финнмарк, и церковь получила его имя.

Возвращаемся назад, к Е105.

Едем 5 км и снова попадаем на развилку. Нам направо, в поселок Якобснес. Но сначала отдохнем на берегу фьорда.

Выпьем чашечку кофе, сделаем фотосессию. Какая красота кругом! Здесь река Паз впадает в Elvenesfjord. Мы пытались найти пещеру проповедника Трифона, которая находится недалеко от устья реки Паз. Восточные саамы перед отправлением на рыбный промысел оставляли в пещере несколько монет. В пещеру легче попасть во время отлива. Трифон — апостол восточных саамов, он обратил в христианство и крестил саамов на Кольском полуострове. Легенда рассказывает, что Трифон очистил все земли вокруг Хольменгро от троллей и морских змеев, мешавших кораблям плавать в опасных водах, окружающих остров. На обратном пути Трифон совершил молебен в пещере, которая после этого стала святым местом. Вдруг вам улыбнется удача и вы отыщете эту пещеру!

Потом проедем километров 7–8 и полюбуемся впечатляющими ландшафтами.

Отметимся на берегу фьорда и двинемся назад. Двигаясь по трассе Е105, через 5 км мы въезжаем в поселок Хессинг, на первом перекрестке уходим вправо, на дорогу Е6, чтобы через 5 км уткнуться в замечательный норвежский городок Киркенес

Так уж получилось, что Норвегия — одна из немногих стран Европы, которая не «точит зуб» на Россию. Исторически сложилось, что со времен викингов между нашими народами не было стычек, споров и конфликтов. Более того, мы рука об руку строили и воевали, плавали по морям и управляли территориями. Именно такой совместной территорией и были окрестности города Киркенес. Норвегия получила их в свое владение лишь в 1826-м году, а до этого земли находились в пользовании двух государств. Но официальная граница не стала преградой для людей, и сотрудничество продолжалось. Неудивительно, ведь до российских территорий здесь всего 8 километров (по прямой). Норвежцы очень любят русских еще и потому, что наши солдаты спасли Киркенес от фашистской оккупации. Немецкие солдаты загнали жителей в одну из штолен и неизвестно, чем бы кончилось дело, если бы не подоспевшая советская армия. В знак памяти и благодарности, в центре города был установлен Памятник Советскому Солдату, за которым тщательно ухаживают.

Город Киркенес примечателен тем, что на указателях названия улиц и площадей и значимых мест пишутся на двух языках — норвежском и русском. Да и вообще, каждый десятый житель имеет российские корни. Так что, родная русская речь на улицах этого северного города слышится довольно часто. Множество наших сограждан уезжает сюда работать — визовый режим с Мурманской областью упрощен донельзя, а жителям поселка Никель, что находится в льготной 30-километровой зоне, так и вовсе не нужны стандартные норвежские визы. Поездка в Киркенес для них, да и для мурманчан вообще, с целью шопинга или отдыха — обычное дело.

Сюда заходят и рыбацкие шхуны, и российские сухогрузы, и транспортные паромы, и круизные лайнеры, для которых это конечная точка маршрута по фьордам. Погода в Киркенесе позволяет использовать порт круглый год — он не замерзает, поэтому здесь всегда много моряков и туристов.

В городе расположено Генеральное консульство Российской Федерации, не отделение, а именно Консульство.

Из достопримечательностей вы можете осмотреть местную церковь, весьма внушительных размеров. Кстати, Киркенес переводится как «Церковный мыс».

В Киркенесе родился трёхкратный олимпийский чемпион по лыжным гонкам Вегард Ульванг. В Киркенесе проживает одна из звёзд мировой трансовой музыки Орьян Нильсен.

Достопримечательности

Музей Сёр-Варангера/ Sor-Varanger museum Forstevannslia, Музей приграничья / Grenselandmuseet. Административный центр музея Ser-Varanger museum с постоянной экспозицией о второй мировой войне на приграничных территориях, о рудниках Sydvaranger и о искусстве Коре Эсполин Йонсона. Ряд меняющихся экспозиций, документирующих культуру и историю приграничья. Музей находится в живописной среде в близи центра Киркенеса. В музейном магазине можно приобрести предметы художественного ремесла, книги, сувениры, плакаты и открытки.

Музей Савио/Savio-museet. Музей изобразительного искусства, в основе которого лежит творчество саамского художника Иона Андраса Савио. Он родился в Киркенесе в 1902 году. Он известен за свои изображения жизни саамов, а также другие мотивы. Он выполнял гравюры на дереве, писал акварелью и маслом. В музее есть постоянная экспозиция творчества Савио. А также временные выставки других художников.

Памятник русскому солдату Russemonumentet Памятник Красной Армии, освободившей Сёр-Варангер осенью 1944. Находится у Andersgrotta.

Памятник военным матерям. Памятник на площади в Киркенесе, посвященный женщинам, занимавшимся детьми и бытом в годы Второй Мировой войны

Вернемся в поселок Хессинг, проедем мимо левого поворота на Мурманск и только у АЗС повернем налево, на трассу 885.

Эта дорога не очень хорошего качества, узкая и извилистая, но именно по этой дороге через 33 км можно попасть в местечко Сванвик.

Здесь находится информационный центр Национального парка Овре Пасвик/ Ovre Pasvik Nasjonalpark. Парк расположен вдоль реки Паз и находится на территориях трех государств: России, Норвегии и Финляндии. Помеченная тропа ведет от места парковки у Cортбрюстйерн/ Sortbrysttjem к самому сердцу национального парка — озеру Элленванн. Информационный центр в Bioforsk Svanhovd — центр с современными экспозициями и фильмами, рассказывающими о природе, культуре и истории долины Пасвикдален. Здесь же расположен ботанический сад «Биофорск Сванховд»/ Bioforsk Svanhovd.

Сады с более чем 400 видами цветов, кустарников, роз и деревьев северного полушария. Имеются и некоторые виды из южного полушария.

Ежегодно здесь высаживается большое количество летних цветов. Мы бродили по саду и восхищались умелым и заботливым рукам сотрудников сада.

Еще здесь можно увидеть бревенчатую часовню Svanvikkapell от 1934 года, возведенную как культурное пограничное ограждение от Финляндии. И двор норвежских поселенцев 19 века Бьёрклунд/ Bjorklund gard . Местоположение: Пасвикдален у местечка Сванвик/Svanvik.

А рядом, в 3–4 км, в местечке Лангфьорддален в здании бывшей школы-интерната Странд, находится преинтереснейший музей.

Здание было построено в 1905 году. Это было сочетание школы-интерната и церкви.

Из-за отсутствия в близлежащих районах церкви, одна из классных комнат была отведена для церковных целей. Около интерната было также заложено кладбище. Кладбище мы не увидели, зато в музей попали, хотя было ранее воскресное утро. Просто когда мы въехали в поселок, незамеченными мы не оказались. Из окошек на нас поглядывали любопытные, и даже удивленные глаза жителей. Через 5 минут музей приветливо распахнул нам свои двери.

Но когда через 10 минут прибыл еще и экскурсовод, удивлению нашему не было предела. Экскурсия была очень интересная.

Наша Маша весело щебетала с гидом по-английски, а потом переводила нам все услышанное.

А я побывала в мире своего детства. Одна из экспозиций рассказывала о жизни в 60-х годах.

Что меня приятно порадовало, так это то, что все можно трогать руками, на всем можно сидеть.

Самое интересное и значительное около местечка Сванвик мы увидели, поэтому смело можем вернуться назад, в поселок Хессинг, чтобы у АЗС повернуть налево, на дорогу Е6, в сторону Вадсе-Тана-брю

Через пару-тройку километров дорогу нам преградит щит с грозной надписью «Запретная зона — 8 км». Рядом находится база НАТО, которая наблюдает за…, конечно же, нашей любимой Родиной. Приходится принимать правила игры и не фотографировать военные объекты. В этой зоне находится и аэропорт Киркенеса, которым пользуются не только норвежцы, но и россияне. Билет в Осло (туда-обратно) можно купить за 5 тысяч рублей. Для примера: самый дешевый перелет Мурманск-Санкт-Петербург-Мурманск обойдется дороже — 9000 руб.

Сразу по окончании запретной зоны — любимая наша парковка на берегу Варангер-фьорда со столиками под открытым небом и под крышей.

Еще немного и мы въезжаем в деревню Нейден — место, принадлежащее всем восточным саамам. Поселок славится своей семужной рекой и многокультурной историей. Восточные саамы принадлежат к православной церкви, тогда как большинство северных саамов входят в лютеранскую церковь или являются приверженцами лестадианства.

Согласно легенде, русский монах Трифон крестил восточных саамов и построил в 1565 церковь св. Георгия в Нейдене.

Это — самая маленькая церковь в Норвегии. Пазские саамы были религиозным народом. Они соблюдали ритуалы русской православной церкви настолько, насколько это было возможным. В церкви св. Георгия до сих пор проходят церковные службы — ежегодная служба под открытым небом — в последнее воскресенье августа.

Лютеранская Нейденская часовня, построенная в 1902 году, своим стилем, похожим на старинные норвежские деревянные церкви, демонстрировала норвежскую государственную власть над территорией, которая раньше принадлежала саамам, и которая вошла в состав Норвегии только в 1826 году.

Церковь была построена, как по требованиям селян для улучшения условий для исполнения церковных обрядов, так и как звено в проводимой властями политики норвегизации.

Проезжаем мост через реку, удивимся красоте водопада, сделаем пару снимков на фоне бушующей стихии.

Кстати, перед мостом, налево уходит дорога 893, ведущая в Финляндию.

Но мы сегодня туда не поедем, если только не хотим купить продуктов в дорогу в финском поселке Наатоми, до которого12 км. И если наш железный конь не проголодался. Топливо в Финляндии все же дешевле, чем в Норвегии. Кстати, в Наатоми есть очень неплохой кемпинг.

Итак, продолжаем движение в сторону Тана-брю.

Еще 100 км и мы в Варангерболне, в котором можно совершить увлекательное путешествие в Саамский музей Варан Гера/Varjjatsamimusea/. Музей рассказывает о прошлом и настоящем саамов. Главное внимание уделяется культуре прибрежных саамов. Около здания музея расположена игровая площадка в саамском стиле, овцы в традиционном ограждении, гаммы, костровище и «птичьи обсерватории». Открыто:17.0б-19.08, все дни 10:00—18:00, в остальное время: пон-пятн 10:00—15:00. За музеем вас встретит культурно-историческая территория Мортенснес/ Ceavccageaoge, с культурно-историческим комплексом, являющимся одним из самых богатых и своеобразных подобных мест Скандинавии. Подготовленные тропы проведут вас к культурным памятникам, отражающим поселение, уходящее корнями на 10 тысяч лет назад. Здесь можно увидеть следы поселений времен каменного века, саамских жертвенников и мест погребений.

В поселке Варангерболн, после саамского музея, на кольце, повернем налево, на дорогу Е75. Поедем. в сторону Тана-Брю.

Через 13 км нас встретит местечко Skiippagurra. Въедем в местечко, справа, перед крутым поворотом направо, расположен кемпинг, в котором мы всегда останавливаемся, бывая в этих краях.

Берем кабину с двумя двухярусными кроватями, столом, холодильником, кухонными шкафами. На четверых выходит где-то около трех тысяч рублей. Удобства, душ и кухня — в отдельном домике. Весь наш путь от границы — 314 км. Если не посещать музеи в Киркенесе, то вполне можно успеть за один день. Утром — снова в путь.