Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Варанаси — Индия Декабрь 2007

Я дикий фанат Юкио Мисимы. И впервые узнал о Бенаресе из его легендарной, бесконечно теряемой и стократно перечитываемой тетралогии.

Но есть автор, которому я действительно обязан своему восприятию древнего города. Итальянец Ричард Аппиньянези в своем безумном опусе «Доклад Юкио Мисимы императору» настолько детально и ярко, реалистично, грязно, кристально и дымно описал город, что на пути из Дели в Непал остановка в современном Варанаси была предопределена.

Это фотозарисовка. Минимум текста, максимум восприятия. Я вряд ли еще раз вернусь в Бенарес — слишком чистым получился первый опыт, терять впечатления от которого не хочется совсем.

Фотодоклад Юкио Мисимы императору

Путешествие по Индии с экспедиционными рюкзаками — проверка на наглость и находчивость. Попасть в Варанаси на поезде, выгнав всех попутчиков из купе, нанять почти бесплатного таксиста и сторговать отель в центре города.

Окунуться в эпоху Мисимы.

Фотодоклад Юкио Мисимы императору

Не выходя с балкона отеля.

Вареные яйца — всегда в цене!

Фотодоклад Юкио Мисимы императору

В моем восприятии этот город всегда был слиянием Бангкока и Торжка. Кто бывал туманным утром и там, и там — тот поймет.

В этом городе я окончательно разочаровался в индийской кухне. Зато поверил в способности индийских кулинаров делать идеальную пиццу и спагетти.

Фотодоклад Юкио Мисимы императору

Да, мы ехали в Бенарес ради рассвета на Ганге и костров на гатах.

Нам «повезло» дважды. Во-первых, в ночь нашего приезда в соседнем Пакистане убили Бернадир Бхутто.

Фотодоклад Юкио Мисимы императору

Во-вторых, самая известная женщина Индии этим утром приехала развеять прах своей матери над Гангой. Знакомьтесь, в полосатом черно-оранжевом сари по центру снимка — Айшвария Рай.

Час проходов задворками Бенареса до Ганги, ползком до лодки — и вот, наша посудина стоит напротив церемониии Рай, а я, едва сдерживая равновесие, пытаюсь достать ее телевиком.

Но мы ждем рассвета.

И он наступает — сперва сумерками, размывающими фокус…

…и, наконец…

Фотодоклад Юкио Мисимы императору

…красный диск всплывает с противоположного берега.

Между тем, перекрывая фарватер, процессия госпожи Рай выходит на середину священной Ганги.

Фотодоклад Юкио Мисимы императору

Айшвария развеивает урну с прахом матери, а нам уже интересны гаты, где от огня, горение которого не прерывается три тысячи лет, занимаются первые погребальные костры этого дня.

Фотодоклад Юкио Мисимы императору

Некогда дворец, а ныне — бюджетный отель. Будет шанс — обязательно в нем остановитесь.

Костры уже собраны, но тела еще не поднесли.

Фотодоклад Юкио Мисимы императору

Этот храм древнее египетских пирамид, а его стены прокоптились дымом миллионов погребальных костров.

Мы выходим на берег. Снимать здесь можно, но дорого. Как обычно, убегаем от лодочника, проходим по улицам, поднимаемся в храм. Под ногами — умирающие, пытающиеся попросить рупию на дополнительное полено, и тела, тела, тела.

Воздух стеклянеет. Нет ни запахов, ни звуков. Под куполом храма положена пожилая женщина. Ее задача — выпросить максимум у туристов. Через пару дней она умрет, и ее труп просто выбросят в Гангу, несмотря на прибыль, принесенную властителям костров.

Мы встаем над кострами. Рядом с нами — родственники сжигаемых. От факелов сухие деревья, обильно пропитанные килограммами маслянистых благовоний, моментально вспыхивают. Дым, пепел…и только запах цветов, и немного тепла.

Пропитанные дымом погребальных костров, отлавливаем своего лодочника и, несмотря на крики с берега, снимаем процессии.

Фотодоклад Юкио Мисимы императору

Француз с кэноновским 400-м в левом углу снимка отдал почти 200 баксов за снимки c платформы над кострами.

Конвейер погребения. Красиво, спокойно. Очень спокойно.

Фотодоклад Юкио Мисимы императору

Работа организована идеально. Есть и те, кто присматривает за туристами.

Накатавшись по гатам, посмотрели город не без помощи нанятого с вечера таксиста и поехали сторговывать машину до непальской границы — ехать в индийском сидячем вагоне с экспедиционными рюкзаками было совсем не в кайф.