Турист Татьяна Хивренко (Tat_jana_Khivrenko)
Татьяна Хивренко
была 26 июля 2018 12:56

Деревянное кольцо

Ленинградская область — Россия Июль 2013

Сбор в 8.45 затянулся, пропал автобус. Вернее, микроавтобус. Около киоска шушукались агенты- зазывалы:«Да их, кажется, больше 20 собралось. Не поместятся." Мы напряглись. Микроавтобус, как оказалось, стоял совсем в другом месте, мотивируя, что Невский ремонтируют и проехать к Гостинке никак нельзя. После небольшой перебранки, нас с гидом отправили прямо и налево.

Помня шушукание агентов, народ рванул к свежеположенному парящему и блестящему асфальту, но был остановлен заполошным окриком «Куда?!?! Через подземный переход идите, всю машину испачкаете асфальтом!» Гид полторы секунды оценивал полученную информацию и представлял свои замшевые ботиночки на белой подошве после пробежки по еще парящему асфальту Невского в это чудное утро. Мотнув головой, сбрасывая отвратительное видение и решительно отвергая всякие эксперименты, гид повернул к переходу.

Мы на полусогнутых мчались за ним, периодически обгоняя. Однако при выходе на свет из перехода мы увидели, что не все-таки послушно плелись за гидом. Несколько решительных и самостоятельных граждан опробовали асфальт на качество и оно их удовлетворило. Фраза «Надо было через переход идти» взбодрила законопослушную часть и значительно повысила им самооценку.

Как оказалось, нам выделили микроавтобус. Первая десятка участвующих в забеге торжествовала- им мест точно хватит.

Дверь открылась и душа возрадовалась. Мне еще, право, не довелось ездить в таких микроавтобусах. Отделка салона, телеэкран, красивые зеркальные панели над окнами, минихолодильник, просторные кресла, цветовая гамма- все располагало к приятному автопутешествию.

Однако мы все сидели и сидели, а гид с контролером и водителем опять о чем-то шушукались. Свободные места еше оставались и мы единодушно решили, что ждем или отставших, или заплутавших, или опоздавших, или застрявших в свежеположенном асфальте.

Через 20 минут гид сообщил мне, что просит пересесть в конец салона буквально на 30 минут, т. к. в данном транспортном средстве не работает микрофон и мы скоро пересядем в другую машину с микрофоном. Путешествие началось. За 8 часов мы осмотрим 7 церквей и будет одна стоянка на природе.

В группе были одни дамы, исключая гида, водителя и одного очень тихого и незаметного мужа своей жены. Через пять минут работы гида нас вообще перестали интересовать другие мужчины, по крайней мере на этот день. Он был великолепен. Поставленная речь, приятный голос, эрудиция на все сто соответствовали микроавтобусу. Однако он не учел, что мы в микроавтобусе и его призывы посмотреть налево- направо нас нервировали, т. к. мы ничего толком не видели из-за обворожительных панелей, закрывавших верхнюю треть окон.

За полчаса движения по городу в нас уже влили массу сведений и вскоре началась пересадка. То, что приехало, было полным отстоем, тянущим на звезду. Городская маршрутка по этому же рейтингу тянула на 4 звезды. Одну звезду присваиваю за то, что микрофон был!

Гид блистал. Все 8 часов экскурсии он практически непрерывно наполнял нас различной информацией и о предстоящей церкви, и о событиях, обуславливающих ее настоящее местонахождение, о ее основателях и об истории постройки и существования и др. Его отступления были всегда уместны, слушать было интересно. К тому же, только это и выручило всех нас, включая турфирму- организатора, т. к. ехать было очень неудобно. Ведь все 8 стоянок по 20 минут каждая заняли 3 часа, а остальное — дорога. К тому же на обратном пути были пробки- в воскресный день народ возвращался с дач домой, да еще в нескольких местах проезд загораживали ремонтные работы-и наше возвращение задержалось на 2 часа. Однако последний час езды гид умолк. Чувствовалось, что он устал, хотя знал он много и это был далеко не единственный его турмаршрут. Мы все были ему очень благодарны. Как его зовут, я спросила у представителя турфирмы- организатора, ехавшей с нами (мы этого не знали, пока она сама в конце не сообщила в момент, когда мы высказывали свою благодарность гиду). По ее мнению, его звали Миша, хотя вопль киоскерши при попытке перейти Невский начинался с обращения к Сереже.

Все посещенные церкви действительно были деревянными и новыми. Они не были большими, некоторые просто крошечные, но все действовали. В нескольких мы застали богослужения, в двух насладились колокольным звоном. Народу на службах было много. Те из нас, кто фотографировал, старательно искал ракурсы и бегал по закоулкам территории. В одной из церквей фотографировать территорию было строго запрещено (без благословения батюшки), о чем было с возмущением сообщено одной из туристок какой-то тетушкой. В тоже время я наблюдала, как мужчина поговорил со служителем и дал ему свой фотоаппарат и служитель ходил и снимал, в т. ч. владельца фотика.

Конечно, экскурсии в храмах, тем более во время службы, абсолютно неуместны. Но чем могут повредить 15 экскурсантов, раз в две недели заглядывающих сюда из интереса и к православию, и к родине, желающие сделать несколько фото территории? Даже в Иерусалиме ни в Храме Гроба Господня, ни Рождества Христова таких запретов нет. А вот торговля (пусть даже свечками, крестиками и книгами о житиях святых) ведется часто в 10 метрах от иконостасов. Ну да я не большой знаток церковных правил, знаю две молитвы — Господи, помилуй и Отче наш, но вопросы возникают.

Первой была стоянка в Агалатово, в храме во им страстотерпцев Бориса и Глеба. Храм рядом с кладбищем и домами.

Самой большой и красивой мне показалась церковь на третьей стоянке в Сосново. Двенадцатиглавая (в честь 12 апостолов), внутри в византийском стиле.

Но мне самым душевным показался храм в Саперном. Там уже закончилась служба, было немноголюдно и мне захотелось помолиться о своих близких. Там находится список с чудотворной иконы Коневской божьей матери, а сама икона с 1939 года пребывает в Финляндии. Список замироточил всего через год после написания. Верхний храм назван во имя иконы Коневской Божьей Матери, но есть еще нижний (зимний) во имя Серафима Саровского.

Закончив молитву, я продолжала говорить с богородицей и ее сыном и все не могла остановиться, хотя понимала, что задерживаюсь. Побежала к микроавтобусу.

Последняя стоянка перед возвращением была у Храма на водах Андрея Первозванного на небольшом островке посреди Вуоксы. В этот солнечный день Храм, срубленный посреди реки на «бараньем лбу» (отполированная ледником скала) производил неизгладимое впечатление, вносил в душу умиротворение. Казалось, там, внутри, кто-то молится за тебя, кто-то хочет тебе помочь и утешить.

Мостик, ведущий к храму, был сломан, никакой переправы не было. Да и не надо. Невладеке виднелась чья-то дача, на склоне под соснами, рядом со спуском к берегу, стояла большая зеленая палатка. За 20 минут к озеру подошло 3 компании- пятеро веселых молодых людей купались и ржали на какими-то 21 см, мальчик с папой пришли учиться плавать и семья на авто, проезжавшая мимо и остановившаяся возле нашего микроавтобуса полюбопытствовать- что здесь такое. Храма с дороги не видно. Построен этот храм был на пожертвования Андрея Лямкина в 1995 году.

Остановка для отдыха была в Лосево. Кто хотел, перекусил в местной кафешке. Свежайшие пирожки с мясом и семгой были замечательны. В оставшееся время я пришвырнулась по торговым рядам и прошла к мосту через Вуоксу. На реке упражнялись в рафтинге экстремалы. Люблю рафтинг, хотя у меня и мало опыта.

В общем, все было хорошо. Мы посетили Агалатово, Сосново, Лосево, Саперное, Васильево, Мельниково.

Долгая обратная дорога способствовала осмыслению увиденного. Вроде бы и ничего особенного в этих храмах. Но один- во дворах, другой- в чисто дачном поселке, третий- на крошечном островке посреди реки, четвертый- с мироточащей иконой, пятый- в память о погибших товарищах и т. п. Мне понравилось, что в некоторых во дворе стояла аппаратура, передававшая для тех, кто не помещался внутрь, речь священников и ход службы. Хорошо, когда на территории стоят скамеечки, чтобы можно было задержаться и просто посидеть- подумать.

Теперь я знаю, куда еще вернусь.