Турист Olga Korobkova (aga_olya)
Olga Korobkova
была 1 ноября 2022 10:32

Тула, Рязань, Коломна, Сергиев Посад + 7 городов — Россия Август 2011

Летом 2011 года я наконец осуществила свою мечту — проехаться по Золотому Кольцу России, прикоснуться-таки к истории и культуре. Туры, предлагаемые турфирмами все достаточно дорогие, да и график слишком жесткий. Так что выбор пал на автопутешествие.

Итак, старт был из Питера на поезде до Тулы, а оттуда уже на машине. За пять дней побывали в 11 городах, т. е. в среднем по полдня на город. это ничуть не меньше, чем предлагают турфирмы, достаточно для ознакомления, да и график гораздо более гибкий — удобно.

Итак, поехали.

1. Тула. Поезд прибыл в 5 утра, но уже рассвело. Пока доехали до центра, привели себя в порядок — уже 6. Кремль, как выяснилось, работает с 10, так что пошли гулять по городу. Город создает двоякое впечатление: с одной стороны он достаточно чистенький и опрятный, а с другой — местами как будто застрял в начале девяностых, особенно внятно это читается в районе рынка. Там рядом есть какая-то улочка, сплошь застроенная красивыми резными домиками, но половина из них в плачевном состоянии, перекошены, а то и полуразрушены… Вообще в городе очень много красивых барельефов, кованных украшений на зданиях, а на деревянных — резьба, но за всем этим как будто никто не присматривает — сколько продержится, столько продержится… Достаточно много церквей. Буквально рядом с центральной улицей какое-то заброшенное пространство — может бывший завод или промзона. Прямо напротив дома правительства и Ленина в красивой церкви с утра идет служба. А у кинотеатра афиши и анонсы нарисованы краской от руки, как во времена моего раннего детства. Город противоречий. Мне он понравился, хотя и показалось, что такой большой потенциал его и в культурном и в туристическом плане так мало реализован. В 9 добрый охранник пропустил нас в кремль. Достаточно большой по площади, но по большей части просто засеян травой. Церкви сохранены, но никак не используются, видимо хватает только на поддержание зданий. В одной из церквей — оружейный музей.

Золотое Кольцо

Рядом с кремлем — маленький музей самоваров. Там мне очень понравилось, интересно и довольно познавательно, никогда не думала, что самовары бывают такими разными. Там же можно купить мини-самоварчики сувениры (дорогие достаточно, но симпатичные). Примерно в 11–11.30 мы уже выехали из Тулы и направились к следующему пункту нашего маршрута — Рязани.

2. Рязань. Въехали в Рязань уже после полудня. Жара… Пока нашли кремль, проехали весь город насквозь — вполне себе нормальный полумиллионный город, много магазинов, людей много на улицах, молодежь прогуливается. Кремль красивый, чистый, на отдельном пригорке, вокруг него парк, на стелле в парке ясно и понятно написана вся история города. Кремль небольшой, но церквей много. Крепостной стены не сохранилось, но можно влезть на крепостной вал, и полюбоваться с него.

Покатались на кораблике — видов города с него конечно не видно, но хотя бы освежились. Вокруг кремля активные попрошайки, совсем не бомжевого вида, о чем даже специально написано на табличках повсюду. Нас, правда, один все-таки развел на подаяние, уж очень замысловато и издалека он начал — про историю, кремль и рассказал какие церкви открыты и что там есть, но закончил как обычно — подайте скока можете. Как тут не подашь, раз уж мы так внимательно все выслушали и сразу не сбежали)) Потом вкусно покушали в каком-то супермаркете (Шанс, или какое-то другое короткое название), прикупили местного пива на пробу и поехали дальше. Следующей по плану шла Коломна.

3. Коломна. Приехали мы в Коломну — уже темнело, причем с намеком на дождь и плохую погоду,

поэтому никаких осмотров — стали искать где переночевать. Вдоль дороги как водится стоят стенды с рекламой гостиниц и отелей, но цены в них просто зашкаливающие, от 3,500 и до бесконечности. Стали заезжать во все подряд по навигатору. Наконец нашли одну — уже стемнело. Попросили эконом. Номер — 2,400. Потом поломавшись, на нам предложили еще один — за 1,800. Предложили посмотреть оба. Разницы — никакой, но второй метра на 2 поменьше. Объяснение, почему не хотели предлагать этот сразу, веселит меня до сих пор: «Мы побоялись, что вы обидитесь, что мы вам такой дешевый предлагаем. Туристы бывает обижаются». Но мы на них не в обиде, нормальная гостиница — можно рекомендовать, называется «Советская». Утром — завтрак в Маке и прогулка по кремлю. Вот что мне действительно понравилось! Кремль у них — огромный! Кое-где сохранились крепостные стены и почти все крепостные башни и ворота. А внутри кремля помимо монастырей и церквей — живут люди! Там даже несколько улочек — красота, чистота, аккуратность, нигде ни бумажки, ни фантика, на окнах цветочки и занавесочки. И на каждом написано, кто здесь раньше жил и чем был знаменит. Между домами растут фруктовые деревья и кусты. Видно, что за домами, башнями и всем вокруг ухаживают, поддерживают в том самом старинном виде.

Коломна. Кремль.
Золотое Кольцо

С другой стороны кремля построены огромные деревянные качели и горки, тоже стилизованные под старинные места ярмарок и праздников. Там, конечно погрязнее, видно, что ночью там тусит молодежь, но все равно здорово. А зимой, когда горки залиты, наверно еще лучше. Мы даже покачались на качелях немного, но они такие огромные, что вдвоем это сделать достаточно тяжело, вот если бы человек 10–15 на одну качель!

Коломна. Огромные горки и качели!

Так как встали мы рано, побродили по безлюдному кремлю, то уже в 9-м часу мы выехали дальше, в Сергиев Посад.

4. Сергиев Посад. Добрались довольно быстро, как раз успели к обеду. а так как главное, на что туда ездят смотреть — это Лавра, то и мы решили прикоснуться к духовному с всех сторон и пошли в бесплатную столовую для поломников. Постояли в очереди среди о-о-очень разношерстного люда, записались на трапезу (вообще-то еще был включен и ужин, и вообще кормить там могут три дня подряд бесплатно при наличии паспорта — но нам столько не надо было). Покушали вполне себе сытный монастырский обед: первое, второе и компот, и отправились в Лавру. За фотоаппарат на входе надо заплатить 100 рублей, но взамен в качестве подарка дают набор открыток с видами Лавры. Мы не паломники, так что просто обошли все вокруг и посмотрели, но к мощам Сергия Радонежского все-таки подошли, отстояв минут 20 в очереди в прохладном (ура! после жары) храме, а еще попили святой водички.

Паломников много, и много иностранных туристов. Начали собираться дальше — в Переславль-Залесский.

5. Переславль-Залесский. Приехали туда полчетвертого. Заселились в гостиницу при спортивном центре и сразу поехали гулять. Городок очень маленький, вытянутый вдоль дороги на Москву. Но вот чем-то он меня с первого взгляда покорил — может своей уездностью, неторопливостью: время там как будто замерло. Очень много старых церквей, монастырей. Большинство не работают, в одном из них (Горицком Успенском) — Историко-архитектурный музей. Все как будто в запустении, а жаркий вечер и высохшая трава еще усиливают это впечатление. город находится на равнине около большого круглого Плещеева озера, но если залезть на один из холмов и смотреть на окрестности, то создается впечатление, что смотришь сквозь время. Перед тобой и церкви, и языческие холмы и рощи, и вроде едут машины, но гармония пейзажа вокруг кажется не меняется от наличия или отсутствия всех этих объектов. Круто! Я бы пожила там месяц-другой, прикоснулась к гармонии.

Золотое Кольцо

Еще там много маленьких частных музеев — музей чайников, музей утюгов.

Золотое Кольцо

Озеро огромное, другого берега не видно, и местные жители рекомендовали сходить туда искупаться («Даже москвичи приезжают к нас на озеро," вот как!). И мы конечно же пошли. Разделись, сложили вещи под камушек, полезли в воду. Шли, шли, шли, пока вещи не превратились в точку вдалеке, но так и не смогли добраться глубже чем по колено. Вода чистая, теплая. Обратно я «шла» на руках, хоть какая-то имитация плавания)) На обратном пути в отель заехали на святой источник у монастыря, набрали воды.

На следующее утро собирались выехать пораньше, и так бы и сделали, если бы смогли выбраться быстро из комнаты — замок заклинило еще с вечера, мы отложили решение этого вопроса на утро, авось само пройдет, но не прошло, и утром еще полтора часа мучений, и проработка вариантов (вызвать спасателей, покричать в окно). В итоге — чудом дверь открылась и мы на свободе, ура! Едем дальше — в Ростов.

6. Ростов Великий. Добрались примерно часам к 10.30. На въезде в город есть Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь, мужской. Тихий, спокойный, неторопливый. Людей мало, вокруг частный сектор, озеро. Мне очень понравилось. В самом городе — знаменитый кремль, где снимали «Иван Васильевич меняет профессию».

Центр шумный, суетливый, много нищих, попрошаек. Вход в кремль 150 или 200 рублей, но это еще не всё. На каждый объект (церкви, колокольня, крепостная стена, их там много штук 15 разных) отдельная плата, и каждый раз надо бежать платить на вход в кремль. Список этих объектов на входе конечно висит, но без пояснений, так что, не знаю досконально кремля, распознать, что там интересное и стоит посмотреть, а что нет — невозможно. Вот и приходится бегать. По стенам мы прошлись, мне понравилось, вид с высоты открывается красивый, внутри некоторых церквей и в стене — очень красивые росписи, фрески, красочные, необычные, с потолка до пола. Но организация всего этого как-то портит настроение. В общем средненько. После кремля закупились продуктами в гипермаркете и поехали дальше, в Ярославль.

7. Ярославль. В 15 дня были там. Первое что увидели — мужика с тыщи. Зашли в Историко-архитектурный музей-заповедник, погуляли до закрытия (в 18). Потом пошли купаться в реке Которосле. Хех, мы были чуть ли не единственными купающимися, то ли потому что вода не слишком чистая, то ли потому что Которосль оказалась о-о-очень холодной по сравнению с другими опробованными нами водоемами. Затем отправились гулять по набережной. Видно, что с 1000-летию города там все вылизали, отремонтировали, возродили и перестроили. Все гуляют наряженные, девушки на каблуках, кто с пивом — прячет его в бумажные пакеты, там и сям прогуливается милиция, пытаясь отобрать спрятанное пиво. Очень красивая стрелка Которосли и Волги.

Ярославль. Мужик с купюры.
Ярославль. Вид на стрелку Волги и Которосли.

Все здорово, но как-то уж слишком рафинированно, видно, что все там не просто так. Попытались найти магазин продуктовый в центре — не нашли, говорят что их все попереносили от центра подальше чтоб чище было (или хорошо спрятали). Перекрестки очень сложные, запутанные. В целом город достаточно активный, занятой, видно, что там миллион народу живет. В центре чисто, за его пределами — как везде. Нашли гостиницу «Цирк», заночевали. Действительно цирк, условия просто жуть, туалет как в аварийных домах, в рамах щели в палец толщиной, кровать начинает скрипеть еще до того как к ней прикоснешься, ночью страшно пошевелиться. На рецепции предложили чайник, давайте, говорим. «А спички-то у вас есть?» — «???». Оказалось чайник обычный, кипятить на газовой плите в кухне))) воды горячей нет, так что чайник пригодился. хех, ну ладно, за 500 рублей/ночь сойдет. Наконец-то утро. Едем в к Снегурочке в Кострому.

8. Кострома. Очень классный город. Большой, и в то же время какой-то такой простой, домашний, особенно старый центр. Домики такие милые. Сырно-творожный рынок рядом. Приятно ходить по улицам.

Там мы случайно забрели в музей Снегурочки. Маленький такой музейчик, подходит для детей, и видимо не слишком посещаемый, но вот смотрительница музея там такая увлеченная тетушка! Прошло почти три часа до тех пор, пока мы смогли вырваться из ее цепких лапок: она нам и то, и сё рассказала, и про снегурочку, и про древние поверья, и про научные конференции, и про сарафаны, и про житье в стародавние времена… ох, спасла нас только выдумка о том, что мы не успеем на поезд, а на выходе нам еще одна такая же увлеченная пыталась продать какие-то яйца с вышитыми иконами (а вот это для семьи, ах у вас уже семья? тогда для детей — ах, еще нету? тогда для родов! О-о-о!). пришлось купить какой-то магнит и сбежать. я могла бы потратить на них полчаса, и послушать — было интересно, но три часа — это явный перебор. но несмотря на такое недоразумение, город мне все равно понравился. а на другой стороне реки есть Ипатьевский Монастырь, как-то связанный с первыми царями из Романовых. Интересно зайти, но мы заглянули только мельком. И купили черную соль рядом, как нам сообщили — полезнейшую вещь))

Золотое Кольцо

и вот мы снова в пути: едем в Иваново. По дороге решили заехать в Плес, это незапланированная часть маршрута, экспромт.

9. Плес. Красивый, тихий маленький городок, даже не городок — поселок. Красота, холмы, виды на Волгу. Не зря Левитан проводил там свои каникулы, красота и безмятежность вокруг. На пристани продают платочки шелковые по 4 тыщи, все явно рассчитано на иностранцев и богатых туристов с теплоходов. Но город все равно красивый)

Золотое Кольцо

10. Иваново. В Иваново как оказалось смотреть особо нечего. Прошлись по улицам, посмотрели на цитаты Ленина на стенах. Сфоткались с цветочной гитарой и железной таксой и поехали дальше.

Заночевали в мотеле «Синяя Осока» за 30 см от Суздаля. Очень мило, все в дереве, большая кровать, только что купленное белье, вид на лес. А утром — козы и коровы вокруг нашей машины, прям у мотеля)) И мы снова в пути.

11. Суздаль. Приехали рано, погуляли по городу, зашли в несколько монастырей, в кремль. Красиво, дорого. Сразу видно — раскрученное место, кругом мини отели с о-го-го ценами, сувениры, медовуха местного разлива. Молодцы. Город чистый, хоть и маленький. Впечатление оставляет приятное.

Гуляли полдня. Поняли, что больше впечатлений нам не осилить. Так что Суздаль оказался конечной точкой нашего насыщенного тура. Путь домой предстоял не короткий, так что решили оставить Владимир на следующий раз. Когда снова заскучаем и потянет в путь.

Итак, поездка состоялась. Можно поставить 5- из 5. Отлично. Никакого давления извне, все по желанию души. Хорошо, что не бронировали отели заранее, когда несколько пунктов — никогда не знаешь, где захочется задержаться подольше, а откуда побыстрее уехать. Первый опыт самостоятельного путешествия был успешным, а значит дальше будет еще лучше. А Золотое Кольцо действительно стоит посмотреть.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия