Турист Наталья Потёмкина (NataliPiter)
Наталья Потёмкина
была 15 декабря 2023 23:16

Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой

Реймс, Эперне — Франция Сентябрь 2009
12 16

Часть 1 — предыстория, променад по шведским дорогам, Копенгаген, Клоппенбург

Часть 2 — Во-ле-Виконт, Версаль, Диснейленд

Часть 3 — прогулки по Парижу

Часть 4 — Пьерфон, Санлис, Шантийи

Эперне, Реймс (25.09., день девятый)

Последний день перед отъездом был посвящён экскурсу в историю и шампанскому, для чего мы, проехав около 100 км, переместились в провинцию Шампань — именно от этого слова произошло название всеми любимого напитка и только те игристые вина, которые произведены в этом регионе, могут называться шампанским. Делают их уже более 2000 лет — с тех времён, как французский монах Периньон получил шампанское по классической технологии и изобрёл специальную бутылку, пробку и проволочку — мюзле.

«Для защиты своих интересов производители шампанского создали комитет CIVC, у него есть лаборатория, оснащенная роботизированным оборудованием, где проводят испытания игристых вин на соответствие шампанскому более чем по 100 показателям. После выполненного физико-химического анализа дегустационная комиссия вслепую дает органолептическую оценку образцам. Таким образом, сертифицируется партия шампанского. Если вино не выдержит проверки, оно не имеет права именоваться „Champagne“».

Скажу сразу, прочитав ещё до поездки о технологии производства шампанского и получив информацию на экскурсии в этот день, прониклась уважением и к напитку и к его создателям. Нужно очень любить своё дело, уважать традиции родной земли и гордиться ими, чтобы столь усердно трудится над созданием вина. Сочла возможным уделить внимание этому процессу в своём рассказе, для чего скомпилировала то, что я прочитала и услышала.

Разрешается возделывать только три сорта винограда — Шардоне, Пино-нуар и Пино-менье. Шампанское производят только классическим способом — вторичное брожение происходит в бутылках. На одном гектаре высаживается 8 тысяч кустов. С одного гектара разрешается снять лишь 13 тонн. Дата сбора урожая определяется для каждого «крю» и каждого сорта. Уборка проходит под девизом — «Работать быстро, но нежно». Виноград собирают вручную. Грозди аккуратно укладывают в пластмассовые ящики или в ивовые (без коры) корзины — важно их не раздавить, чтобы в контакте с кожурой сок не окрасился. Тележки для перевозки винограда хорошо подрессорены, а дорога содержится в образцовом порядке. Помню, подумала: «С нашими дорогами можно даже не мечтать о производстве шампанского»:))

Виноград перерабатывается в прессовальных центрах, расположенных в непосредственной близости от участка. Из 4 тонн винограда необходимо выдавить ровно 2050литров. Остальной сок не имеет права называться «аппеласьон», его направляют на другие цели. Далее следует многоступенчатый процесс первичной выдержки и «тихого» брожения, который заканчивается при содержании сахара в вине не более 1 г/л. Вино «снимают с дрожжей», фильтруют и заливают произведённые из различных сортов винограда и в разные годы вина в единую емкость. Эта процедура называется «ассамбляж». Его рецепт — производственная тайна.

После ассамбляжа в купаж добавляют сахар в виде ликёра, чистую культуру дрожжей, и разливают по бутылкам. Процесс вторичного брожения в бутылках проходит в подвалах на специальных пюпитрах. Бутылку каждый день поворачивают на 10° и чуть-чуть изменяют угол её наклона к горизонту.

Одна из самых ответственных операций — удаление дрожжевого осадка, образовавшегося при вторичном брожении. Он при повороте бутылок постепенно скапливается на пробке. Для его удаления горлышко бутылки замораживают. Осадок на пробке превращается в маленькую льдинку. Затем пробку аккуратно вынимают. Льдинка вылетает. Бутылку вновь укупоривают.

Исторически сложившаяся практика производителей шампанского такова, что имя фирмы является для покупателей гарантией качества. Конкуренция между наиболее известными производителями в этом бизнесе отсутствует, их вина — сугубо индивидуальны, не похожи одно на другое, рассчитаны на своих приверженцев и покупателей.

Самые известные Дома шампанских вин находятся в городах Реймс и Эперне — именно эти города мы выбрали для посещения.

Эперне. Небольшой город, основной достопримечательностью которого являются катакомбы в известняковых скалах — в них располагаются винные погреба. Первый Дом шампанского, который мы посетили — Моэт и Шандон (Moët & Chandon), созданный в XVIII веке. Ему принадлежит 110 км «подземного царства». Шампанское, производимое этим Домом, возглавляет десятку самых популярных в мире (по объёму продаж).

1
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой

«В 1832 году Жан-Реми Моэт уступил место своему сыну Виктору и зятю Пьеру-Габриэлю Шандону, который взялся за реконструкцию старинного имения бенедектинского аббатства Овилье, хранителем винных погребов которого и был знаменитый монах Дон Пьер Периньон. С тех пор фирма стала называться „Моэт и Шандон“.

Светские ужины Людовика XV не обходились без шампанского Моэт, а маркиза де Помпадур однажды заказала 200 бутылок драгоценного вина для пышных торжеств по случаю летнего пребывания двора в Компьени. Наполеон поддерживал особые отношения с фирмой Моэт, и, начиная с 1799 года, фирма неизменно посылала ему свою продукцию, а тот в свою очередь навещал Жана-Реми Моэта каждый раз, когда бывал в Шампани. И сегодня „Моэт и Шандон“ остается официальным поставщиком королевских дворов Европы».

1
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой
1
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой

Чтобы попасть на экскурсию и дегустацию в этом Доме, нужно записываться заблаговременно, поэтому мы ограничились покупкой знаменитого шампанского и направились в другой Дом, в котором всё продумано для массового посещения. Дом «Мерсье» (MERCIER) не входит в десятку самых знаменитых шампанских вин, но является одним из наиболее популярных.

2
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой
1
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой

«Дом „Мерсье“ был создан г-ном Эженом Мерсье в 1847 году. С самого начала он придавал огромное значение визитам и рекламе. Именно он первым открыл погреба для посещений, и именно для него братья Люмьер создали первый рекламный фильм. Целью Мерсье было сделать шампанское доступным как можно большему количеству человек, сохранив при этом хорошее качество вина».

Мы спустились в погреба на панорамном лифте, после чего совершили поездку на маленьком открытом поезде, сопровождаемую интересным рассказом на английском языке. Экскурсия закончилась в дегустационном зале, где каждому была предоставлена возможность испробовать три вида шампанского и, конечно, приобрести наиболее понравившееся, что мы и сделали.

1
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой
1
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой
1
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой

Билет на экскурсию с дегустацией — 16€.

Из Эперне мы направились в Реймс, чтобы посетить Дом «Вдова Клико» (Veuve Clicquot Ponsardin). Я не считаю себя знатоком шампанского, но по моему вкусу — Клико превосходит остальные марки. Шампанское именно этого дома покорило Россию первым. Мадам Клико была настолько уверена в непревзойдённом качестве своего вина, что, когда русские войска вошли в Шампань и начали грабить погреба её Дома, она со спокойствием дремала в кресле, а на ужасные крики управляющего: «Мадам, они сбивают запоры! Они пьют наши вина!» ответила: «Пусть пьют, они потом за все заплатят». Как гласит история: «Несколько месяцев спустя в Петербург вошел торговый корабль, который привез 20 тысяч бутылок шампанского Veuve Clicquot. За несколько дней вся партия разошлась по феноменальной цене в 12 рублей за бутылку, так что русские расплатились сполна. Потом корабли приходили регулярно».

1
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой
1
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой

Так уж получилось, что лейтмотивом этого дня у нас стала тема «Роль женщины в истории». Сначала мы долго обсуждали непростую судьбу 28-летней вдовы мадам Клико, которая вместо того, чтобы жить привычной жизнью для дамы того времени — развлекаться, путешествовать и тратить деньги на наряды и украшения, занялась мужским делом, взяв на себя управление делами Дома Клико. Она достигла на этом поприще недосягаемых высот и внесла существенный вклад в технологию производства шампанских вин — «изобрела способ существенно ускорить производство шампанского. Заказы из России лились рекой — она скупала новые виноградники, увеличивала количество прессов, но все равно не успевала удовлетворять запросы покупателей, потому что процесс созревания шампанского по тем временам длился два года. Она догадалась, что, если ставить бутылки горлышком вниз, а не класть на бок, осадок будет концентрироваться намного быстрее, скапливаясь у самой пробки, откуда его легко удалить. Секрет Вдовы Клико стал известен конкурентам только к началу 1830-х годов. К тому времени она уже успела выстроить огромную империю, оставив их далеко позади».

Чуть позже, подъехав к главной достопримечательности города — Реймскому собору, размышляли о значимости Анны Ярославны (Анны Киевской) в европейской истории. Исторические факты, связанные с Анной, стали предметом нашей долгой беседы, которая началась в Реймсе, продолжилась в машине по дороге обратно, а закончилась уже на курорте за семейным ужином.

«Овдовевший французский король Генрих I прослышал о киевской красавице и послал первое свадебное посольство в далекую Русь. Он получил отказ. Однако Генрих I был настойчив, и послы короля Франции во второй раз отправились в Киев среди весны. Французское посольство прибыло в Киев за русской невестой, княжной Анной Ярославной. Перед Золотыми воротами столицы Древней Руси оно остановилось с чувством удивления и восторга. Послы преподнесли Ярославу Мудрому богатые подарки от Генриха I: парчу фламандскую, сукно реймское, орлеанские кружева, знаменитый толедский меч. Конечно же, обсудили и приданое, которое Ярослав давал за своей дочерью: меха, водка, икра, многочисленные украшения, среди которых и знаменитый драгоценный камень — гиацинт святого Дениса. К этому Анна сама добавила книги и несколько икон, в том числе и самую любимую, с изображением святых Глеба и Бориса, основоположников их рода. Не забыла она и про древнее Евангелие, написанное кириллицей и глаголицей.

Венчание состоялось в мае 1051 года в Реймсском соборе. Почему не в Париже? Потому что в начале XI века Париж оставался еще никому не известным местечком, сконцентрировавшимся на небольшом островке Сены. Именно в Реймсе с давних времен короновали французских королей. Анна Ярославна настойчиво отказалась присягать на латинской Библии и принесла клятву на древнем Евангелии, взятом из Киева. Сразу после коронации королева Анна, пренебрегая Парижем, обосновывается со своим двором в Санлисе.

В письмах к отцу Анна Ярославна писала, что Париж хмурый и некрасивый; она сетовала, что попала в деревню, где нет дворцов и соборов, какими богат Киев: «В какую варварскую страну ты меня отослал. Дома здесь мрачные, церкви — некрасивые, а обычаи ужасны…»

В мае 1059 года она с радостью присутствовала на коронации девятилетнего сына — Филиппа I. Вступая на трон, он принёс клятву, как и мать, на древнем Евангелии, привезенном из Киева. Филипп I был едва ли не первым французским королем, который умел читать. И только он один из всех французских королей знал, что именно написано в этой книге. Его наследники в течение сотен лет присягали на этой книге на верность Франции. Это Библия, догадывались короли, но на каком языке она написана, монархи не имели понятия…

Генрих I настолько доверял своей жене, что сделал ее практически своей соправительницей. Об этом говорят документы, скрепленные двумя подписями — короля и королевы. На государственных актах, на грамотах можно прочитать: «С согласия супруги моей Анны», «В присутствии королевы Анны». Кстати, король не знал грамоты и вместо подписи ставил свой крест, тогда как молодая королева подписывала документы древнеславянскими буквами, хорошо разбираемыми даже сегодня: Anne reine — Королева Анна.

Римский папа Николай II, удивленный замечательными политическими способностями Анны, написал ей в письме: «Слух о ваших добродетелях, восхитительная девушка, дошел до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом».

Согласитесь, задумавшись над этими историческими фактами, невольно придёшь к размышлизмам — была ли «немытая Россия» такой уж дремучей и где было больше дикости…

Мы посвятили немало времени осмотру Реймсского собора — внутри он кажется намного больше и величественнее, чем снаружи. Он знаменит тем, что в нём короновалось 34 правителя, а в XV веке состоялась коронация Карла VII в. присутствии Жанны д’Арк.

2
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой
1
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой
1
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой
2
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой

«Во время оккупации Реймса немецкими войсками в 1914 г. и боев, продолжавшихся около 4 лет, и город, в котором к концу войны осталось только 60 неповрежденных зданий, и собор лежали в руинах. Реконструкция собора, проведенная высококвалифицированными мастерами на деньги Фонда Рокфеллера, завершилась в 1938 г., как раз к началу Второй мировой войны, которая вновь прокатилась через Реймс. Сейчас здание полностью воссоздано таким, каким задумывали его архитекторы XIII века».

Париж, Травемюнде, паром (26.09., день десятый)

Вот и закончилось наше «нежданно-негаданное» путешествие в Париж. На обратной дороге было решено добраться до Травемюнде, чтобы на ночном пароме перебраться в Мальмо.

10.50 — выехали из отеля

1 час 40 мин — 4 остановки

17.15 — Германия

35 мин — 3 остановки

23.20 — прибыли в порт Травемюнде

Общее время в пути — 12,5 часов (995 км)

Регистрация началась за 2 часа, погрузка — за 40 минут. Легковых машин было не больше десяти.

Мальмо, Капельшер, паром (27.09., день одиннадцатый)

Утром наблюдали Эрессунский мост во все его красе — захватывающее зрелище. Захотелось в следующий раз непременно по нему проехать.

2
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой
3
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой
2
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой
1
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой

11.00 — прибыл паром

11.10 — выехали с парома

1час 05 мин — 3 остановки

18.10 — порт Капельшер (Стокгольм)

Общее время в пути — 7 часов (610 км)

Регистрация началась за 1 час. Погрузка началась сразу.

1
Автопутешествие «Французские мотивы». Часть 5 – Эперне, Реймс, дорога домой

На следующий день, проехав 550 км и отстояв на границе всего один час, мы в 15.30 были дома.

Всего в этом путешествии проехали — 5670 км

Подводя итог, могу сказать, что этот экспромт получился ничуть не хуже тщательно (по 6–8 месяцев) планируемых поездок.

Спасибо за внимание!

Фотоальбомы к рассказу

Теги: Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии