Турист NatalyA (NatalyA)

Стамбул — Турция Январь 2009

Первая часть рассказа здесь

Вкусные мелочи

• Жареные каштаны. Продают везде на красных тележках-жаровнях. Пахнут как печеная картошка. Крупные, сладковатые. Три размера порций — по 3,5,7TL. Их положат вам в бумажный пакетик и дадут ещё один такой же, но пустой — чтобы сплевывать кожурки. Вкусные. Я представляла себе почему то, что ем желуди.
  • Кунжутные бублики. Продают на красных тележках-тачанках, с прозрачной стеклянной витриной-кубиком. Всегда свежайшие и даже горячие (с утра). Самое популярное лакомство у турецкого населения. Стоят — 0,75TL. Сдачу с лиры давать не любят. Помимо кунжутных ещё предлагается вида три разных крендельков.
  • Гранатовый сок. Продают в основном в центре. Осенью-зимой. Гранаты у них, как яблоки, наверное. Турок не турок, если у него нет гранатового садика. Сок из 3–4 гранатов стоит — 4TL. Тут же давят из апельсин (3TL) и морковки (2,5TL). Если найдете Витамин-бар — попробуйте ананасовый сок (5TL) — он почему-то густоватый, сладкий и с пеной, совсем не острый.

При виде гранатового сока я тряслась. Пила везде и всюду. В зависимости от спелости гранатов он может быть сладкий или кисловатый. Обращайте только внимание (это бывает редко), чтобы выжимали сок при вас и не доливали в стакан из уже выжатого до этого. Витамины, понимаете, нужны нашему организму!

Восточное лакомство. Стамбул. Часть 2

• Жареная рыба. Основная концентрация жаровен, естественно, на пристани Эминёну. Встречаются и по городу, но реже. Свежайшая распластанная тушка шкворчит при вас на раскаленном противне, ловко подхватывается и закидывается в мягчайшую турецкую булку с салатным листом. При желании можно полить лимонным соусом (если рядом стоят столики). Стоит — 4TL. Единственное — рыба в зависимости от сорта может быть сухой и невкусной либо жирной и очень вкусной. Мы сначала налетели на первую, но успели не разочароваться — попробовав на следующий день второй вариант. Теперь закономерный вопрос — как отличить? Ответ: я — не знаю, а муж — матерый рыбак сказал, что первая была похожа на сельдь, вторая — на скумбрию. Определил по пятнистости какой-то. Я же ничего кроме одинаковой серой шкурки не увидела, как ни таращилась. J Кушать можно стоя или на ходу. Салфетка прилагается. Можно посидеть в импровизированном кафе на набережной, но об этом читай ниже (в главе «Вкусные места в Стамбуле»)
  • Фаршированные мидии. Это попугаи-неразлучники — каштаны, рыба и мидии. Где один, там и остальные. Мидии лежат в огромном тазу. Таз стоит на табуретке. Табуретка стоит посреди набережной Эминёну. Опять 3 размера порций (в зависимости от количества штук). Стоят ~ от 5TL. Мидии выдаются в пергаментном кульке, плюс лимон со срезанным кончиком. Проблема — как и чем открыть плотно стиснутые створки. Первую — поэтому вскрываем чуть ли не ключами, остальные уже раскрытыми раковинами. Первое удивление — мидии холодные. Почему-то я была уверена, что они должны быть тепленькими, только что сваренными. Второе удивление — внутри кроме самой крошечной мидии внушительная «котлетка» из пряного риса. Поливаешь лимоном и отправляешь в рот. Довольно вкусно.
  • Жареный кукурузный початок. Тоже продаётся везде и всюду на красных мобильных тележках. Обращайте только внимание — бывает вареный (достаётся из кипятка) и жареный (румянится на жаровне). Последний пикантнее. Стоит — 1-2TL.
  • Мороженое — «дондурма». На вид обычный разноцветный ice-cream, но более тягучий и плотный. Очень вкусный. Подробности — в главе «Прогулка по Босфору».
  • Салеп. Ооо, это горячий ванильный молочный кисель, посыпанный корицей. Стоит — от 3TL. Мы открыли его для себя и попробовали в специальном салепном магазинчике в районе Эйюп. И вкус этого салепа стал для нас эталоном для всех последующих салепов. Настоящий — густой, чуть желтоватый, с неповторимо приятным сладко-ванильным вкусом. Вариации — жидкий, белый, с неким молочным привкусом. Покупайте не в центре. Салеп должен наливаться в стаканчик из золотого пузатого самовара.
  • Слоеный пирог — суворе. Он огромный, круглый, золотистого цвета. Его продают кусками на развес (в кафе или в маленьких уличных открытых лавках). Не проходите мимо — он очень вкусный. Слоёный с сыром (типа брынзы). Очень нежное тесто.
  • Баклава. Это маленькие слоеные, пропитанные сиропом, посыпанные молотыми орехами пирожные. Я их фанатка. Люблю, люблю, люблю. Рядом с нашей гостиницей находилась баклавная лавочка — вымытые до зеркального блеска витрины, загорелые продавцы в белоснежной униформе, подносы со всевозможной баклавой, и обслуживание на высоком уровне. Всегда доброжелательность и всегда тарелка с пробниками. Каждый вечер мы возвращались в гостиницу и покупали штучек 6 разной баклавы. Всё упаковывалось в маленькую коробочку + 2 пластмассовые вилочки + 2 влажные салфетки для рук J. А также + улыбка и + «скидка от Саида». Перед отъездом мы зашли для глобальной закупки. Тут же нам предложили на выбор три разные по размеру коробки. Все выбранное упаковали и тщательно замотали в несколько слоёв полиэтилена, чтобы не протек сироп. Вот это сервис…

P.S. Однажды вечером на тележке у уличного торговца фруктами купили килограмм клубники — огромной, привлекательно-красной (5TL). Оказалось — она смачно хрустит как огурцы. Тепличный продукт…

Вкусные места в Стамбуле

• «Sultanahmet Köftecisi», ул. Divanyoly, 12а. Это рядом с Айя-Софией (если стоять лицом к ней — левая вторая улица). Это кафе — в самом-самом её начале. На его вывеске помимо названия написано: «Since 1821». Это важно. Запомните. Потому что рядом его одноименный предприимчивый двойник, который беззастенчиво срисовал вывеску почти один в один (этот ближе к Айя-Софии, первый от угла). Не ошибитесь. Наш — чуть левее.

Это кафе быстрого обслуживания. Выбор блюд невелик — 2 салата, кебаб (продолговатые маленькие котлетки) и кюфте (наструганное тонкими ломтиками мясо) из баранины, напитки. Но вкусно как! Сервис — молниеносный. У нас в руках были мокрые зонтики — их отобрали, и тут же специальной машинкой закатали в целлофан. Это ещё на улице. Только взяли их в руки — сама распахивается дверь — внутри стоит парнишка и тянет за привязанную к ней веревочку. Только вошли — около нас стоит официант. Это первый зал, он битком забит. Поэтому он тут же показывает два пальца официанту из второго зальчика, и уже тот принимает нас в объятия. Здесь свободный столик. Только сели — уже положили меню.

Восточное лакомство. Стамбул. Часть 2

Только заказали — через секунду все блюда поставили… Заказывайте кебабы. Это мой совет, хотя давать их крайне не люблю. Но для этого места сделаю исключение. Турки заказывают к ним ещё какую-то красную подливку (или густой соус). Салаты очень вкусные тоже, и кюфте. Но здесь — заказывайте кебабы. Не ошибетесь. Сочные. Поджаренные на гриле. Тают, тают во рту! И айран. Чек на двоих -~25TL.

• »Cennet». Идите вперед по ул. Divanyoly, по правой стороне. Смотрите на номера домов — ищите № 90. Это кафе без дверей — открытая ниша в стене дома, главной изюминкой, которого являются две колоритные пышнотелые турчанки, в платках и очень ярких цветастых платьях, живописно замешивающие тесто, раскатывающие его и выпекающие на круглой плите чебуреки-гюзлеме, и, музыканты, которые играют по вечерам. Отличие этого заведения от прочих подобных — быстрота обслуживания, легкая, демократичная и ненапрягающая атмосфера, и, конечно же, свежевыпеченные гюзлеме с 4 видами начинки: бараний фарш, картофель, шпинат, сыр (по 2-3TL), а также свеженалепленные квадратные крохотные манты с йогуртом (~4TL). Можно взять с собой, можно, усевшись за низенький стол, отдохнуть под славную музыку, наблюдая за процессом раскатки-выпечки заказанного тобой блюда. Подобных завлекающих турчанок в Стамбуле вы увидите много, и для сравнения, приведу пример нашего посещения ресторанчика «HomeMade» рядом с нашей гостиницей, где мы тоже завлеклись зрелищем и решили пообедать в первый вечер нашего приезда. В результате нас обслуживали часа 2, плюс потратили денег за примерно тот же самый набор раза в 3–4 больше. Разница была только в том, что «Cennet» — это уличное кафе, а «HomeMade» — более «высокого класса». Не забудьте кинуть лиру в барабан музыканта, и не берите салеп — здесь он неудачен, будете разочарованы.

У нас в этом уличном кафе произошёл форс-мажор — муж оставил здесь на столе портмоне. В нём все кредитные карты… деньги… И нам его отдали… Хозяин кафе бежал за нами, ушедшими вдаль… Это к слову о честности… Турецкой…

Восточное лакомство. Стамбул. Часть 2

• Рыбный уличный ресторанчик у Галатского моста. (Пробегите сейчас глазами пунктик 4 в главе «Вкусные мелочи» выше. И возвращайтесь сюда за деталями). Если вы не хотите перекусывать вкусным рыбным сэндвичем на бегу, а, к примеру, устали и мечтаете, вытянув усталые ноги, жевать рыбку и глядеть на Босфор, то, пожалуйста — можно приземлиться на миниатюрнейшие кукольные столики с такими же почти детскими табуретками в уличной кафешке слева от Галатского моста (к нему лицом, спиной к Базару Специй). Там пришвартована большая лодка с огромными жаровнями. Рядом — под большим полиэтиленовым навесом — это кафе. Шторм не шторм, дождь не дождь, здесь всегда человек 5 в засаленной национальной одежде жарят свежевыловленный улов. И человека 3 — зазывалы. Вы им деньги — они вам рыбный бутер. Приземляетесь на стульчики (не промахнитесь — о-очень маленькие). Поливаете лимонным соусом из бутылки. И разворачиваетесь либо к Босфору, либо в пеструю суету набережной Эминёну с видом на Стамбул.
  • Старики-разбойники. Когда вы подойдете к мечети Сулемайние (а вы здесь обязательно окажетесь) улица перед входом в неё — кафешечная. Называется — Suleymanie Cad. Prof. Siddik Sami Onar Cad.. Из каждого заведения вам улыбаются и в каждое пытаются затащить. Держитесь. Примерно до середины. Потому что там есть кафе »Meshür Kuru Fasulyeci», куда мы вам рекомендуем заглянуть. Внешне — оно ничем не выделяется. Его хозяева — три турка. Причем два — в возрасте лет за 70, а третий «молодой» — лет 50, он у них на подхвате. Очень колоритные типажи. Один с седой бородкой, задумчивый. Второй — вспомните Юрия Никулина в Кавказской пленнице — такое же выражение лица, такая же вязаная тюбетейка, но более полный по комплекции. Это — командиры. На улице они не стоят и не зазывают (почтенный возраст всё-таки). Но, тем не менее, владеют этим мастерством мастерски. Если вы идете мимо и вдруг с удивлением видите, что в соседнем стекле вам кто-то бешено отмахивает и улыбается так, как улыбаются только самым лучшим друзьям — знайте, вы у цели. Мы очутились в этом месте в проливной дождь и уже поздно вечером, когда усталые возвращались из районов Балат-Фатих-Фенер. Специально не искали, но, стоя перед Сулеймание, я вспомнила из путеводителя, что где-то здесь угощают «невероятно вкусными бобами и рисом, приготовленными на очень медленном огне». И мы стали вглядываться под мокрые козырьки. Конечно же — нам тут же отмахали. И вот мы уже сидим. Обстановка там — никакая. В прямом и самом хорошем смысле. Все по-простому. Столы со скатертями, на них рядами стоят пакетики с водой и айраном, скамейки. Помещение маленькое, если не тесное. Но нас обслуживают как VIP-посетителей. Тут же переворачивается скатерть другой стороной (J). Тут же появляется корзинка с мягчайшим хлебом. Раскладываются алюминиевые вилки. «Молодой» тащит салат, бобы и рис. Потом кебаб (lamb kebab) и шашлычок из курицы (chicken kebab). И вроде мы не в «Метрополе» сидим — но так уютно и приятно. А как вкусно… Не знаю, как они колдуют там с бараньим мясом, но, чтобы кебабы не надо даже жевать, поскольку они тают во рту и наполняют рот соком — это какими же мастерами надо быть…

Интересно. Старики сидят рядом, но совсем не мешают, разговаривают друг с другом, вообще не смотрят в нашу сторону. Но как только в тарелке закончился салат — незаметный щелчок пальцами и «молодой» уже тащит нам новый. Как только мне понадобился нож — через секунду это желание считали с моего лица и её положили рядом. «Вязаная тюбетейка» часто подремывала, т. е. закрывала глаза и прихрапывала. Но самым непонятным образом при этом старик улавливал шорох шагов приближающихся и еще невидимых покупателей и как только носки их обуви появлялись в витринной плоскости обзора — он тут же открывал глаза и начинал махать руками. Мол, сюда, сюда, не проходи, заходи к нам! В общем, показывал молодежи из кафе-конкурентов, как работают умудренные опытом профессионалы J. Но главное — это была его громогласная коронная фраза. Она звучала так: «Гуд кебаб». В зависимости от ситуации употреблялась с разными наклонениями. Для проходящих мимо он совершенно потрясающе, мощно, зычно, зазывно и брутально кричал с восклицательным знаком: «Гуд кебаб!!!» Когда мы ели, он тревожно спрашивал: «Кебаб гуд???» А когда мы восторженно помотали головами — удовлетворенно и радостно гудел: «Гуд, гуд кебаб». Мы представили себе сколько раз в день он произносит свой кебаб гуд — и подивились наиподлиннейшей искренности и радости. Надо признать, что и шашлычок из курицы был тоже очень гуд. Все это было снято с гриля, поэтому вкусно неимоверно.

Восточное лакомство. Стамбул. Часть 2

Этому заведению — 80 лет. И эта улица, на которой оно расположено — бывшая знаменитая «Аллея наркоманов». Здесь продавали гашиш и опиум для народа.

• Крохотное Буфё — левый сосед бань Чемберлиташ (ул. Vezir Hani, 12). Оно на вид маленькое, узкое и тесное — но очень чистое и вкусное. Мы часто брали там Dürüm Döner (из баранины) и Yarim Döner (из курицы), его кладут либо в мягкую булку, либо заворачивают в тонкую лепешку (3,50/4TL). И всегда пили здесь свежевыжатый сок.
  • Кафе с наргиле «Gulhane» — рядом с одноименным парком Гюльхане, на улице Alemdar Caddesi, по которой поднимались к Святой Софии. Наргиле — это кальян. Кафе большое, 2х этажное, в нём много народа, 50% туристов + 50% местных. Большие удобные диваны, низкие столики, огромные жк-телевизоры. Бесплатные шахматы, шашки, нарды. На выбор наргиле с разным ароматом (всё ~ по 9TL). Одноразовые мундштуки. Ходит парень в национальной турецкой одежде с закопченными руками и следит за вашими углями. Постоянно их подкладывает и раздувает. Наргиле — очень приятная вещь. Мы выбрали «Яблоко — персик — лимон». Дым легкий, ароматный. От него расслабляешься и успокаиваешься. У меня сразу же перестали гудеть усталые за день ноги — по ним поплыла освежающая мятная волна. Так, как курят местные — не удаётся ни одному туристу, как ни старайся. Даже хрупкие на вид турецкие девушки выпускают из носа кольца молочного густого дыма, тогда как бедные туристы — бледные полупрозрачные облачка… J. Мы совмещали два удовольствия — прикладывались к кальяну и играли в шашки. 5:1, между прочим, в мою пользу J.

Базар Специй. Что покупать и как покупать. Про мыло, хну и восточные сладости

Нам было легко до него добираться. Вышли из гостиницы, через 5–7 минут мы на набережной Эминёну. Ещё через пять-семь — у Базара Специй (или у него есть другое название — Египетский рынок). Он находится ровно напротив Галатского моста через дорогу. Конечно, Базар впечатляет. Красивые арочные коридоры, масса магазинчиков, сувениры, специи, сладости. Первый раз, когда мы сюда зашли — обалдели — шумно, пестро, ароматно. Потом уже бегали по нему в более приземленном состоянии. Здесь на этом Базаре следует не впадать в экстаз. Основные покупатели здесь — туристы, находящиеся именно в этом состоянии. Чем шоколадноглазые продавцы вовсю и пользуются. По большому счету — всё, что здесь продается можно купить в более спокойных местах и более дешево. Поэтому торгуйтесь не стесняясь. Вам взвешивают шербета на 15 лир, говорите — давай за 10. Они легко соглашаются практически везде.

Восточное лакомство. Стамбул. Часть 2

Специй продается много, но они довольно дорогие. Я купила 200 грамм кардамона (люблю его толочь и добавлять в кофе) — 14TL или 280 рублей.

Здесь продается свежая хна на развес и ручное мыло, самое популярное из которого оливковое. Кусочек стоит от 2,5TL. Оно грязновато-зеленого цвета, нарезано неровными кусками и неделикатно пахнет. Я купила несколько кусочков, ориентируясь именно на этот запах. Не терплю отдушки, пусть лучше пахнет так, как есть. Хотя мне предлагали и ароматизированные варианты.

Мыло бывает разное. Я, например, купила кроме зеленоватого оливкового, ещё беленькое и оранжевое (продавец объяснял из чего, но я не поняла). По-турецки на этикетках мыло пишется так — sabun, натуральное оливковое мыло — sizma zeytin sabunlari, лавандовое — lavanta sabunlari.

А теперь переходим к восточным сладостям. Сначала от них разбегаются глаза. Но — не обольщайтесь и соберите свои глаза в исходное положение. Здесь в мелких лавочках все — частного производства, и не очень вкусное — резиновое, сомнительного яркого цвета, много сахарной пудры и кокосовой стружки. В общем — на продажу туристам.

Мы обратили внимание — где покупают сладости сами стамбульцы.

Это большой длинный прилавок у одного из входов/выходов. Как его искать? Если вы зашли на Базар с главного входа со стороны Галатского моста, то идите прямо почти до упора, т. е. до первого перекрестка, поворачивайте налево и, пройдя немного — справа у одного из выходов будет сладкая лавка с большим угловым прилавком, уставленным, засыпанным засахаренными сладостями, орехами, нугой и чего там только нет. Продавцы одеты — в голубую форму. У них всегда очередь. Местные знают, что покупать — поэтому сладкие покупки совершают быстро. Туристы — стоят с расширенными глазами, испуганно жуют какой-нибудь орешек и просительно смотрят на загорелого продавца — посове-е-туйте! Надо отдать должное профессионализму — советуют отлично, не скрывают возможных недостатков товара, щедро дают пробовать. Рядом маленькая касса — на ваших глазах все взвешивают, выдают чек и пакет, который вы проходите оплачивать чуть далее кассиру. Продавец в руки деньги не берет!

Что покупать? — Пробуйте. Нам очень понравились: маленькие коричневые квадратики с зелеными фисташками, небольшие конфеты-кубики в белой шоколадной глазури (внутри фундук), коричневый тонкослойный рулет с орехами, инжир, начинённый грецкими орехами. Обратите внимание на сухофрукты. Очень вкусные курага, изюм, финики. Интересно — мы стоим, размышляем какую курагу купить: аппетитно ярко-желтую или расплющенную грязно-коричневую. Спрашиваем продавца, какая вкуснее? — Он показывает пальцем на коричневую и поясняет: «Это — натуральная, такой цвет у обычных абрикосов сушеных на солнце (sun dried), а эту (показывает на желтую) — мы делаем желтой (we make it yellow)».

Про изюм: «этот наш турецкий, он помельче, этот — из Узбекистана, покрупнее, но самый вкусный — сушеный на веточке (рядом в корзинке лежат сушеные целые грозди)».

Про финики: это крупные и мясистые, эти мелкие и более твердые. Вкусные и те, и те, это дело вкуса».

Здесь же мы купили баночку молотого кофе (для турки).

Мне ещё очень хотелось шербета с орехами, у этих продавцов его не было и мы решили зайти одну из маленьких лавочек. Шербет высился там в виде разноцветных огромных гор: белый (молочный), зеленый (фисташковый), красноватый (на гранатовом соке) и т. д. и всё с разными орехами. Мы не успели спросить, как продавец уже схватил ножницы и стал кромсать куски на пробу. Не успели проглотить пробники, как уже что то, выбранное им и жутко необходимое нам, по его мнению, было уже уложено в коробку. Я еле успела пискнуть: «А ну подождите» и сумела облегчить покупку наполовину, но и то, это было больше, чем мы хотели купить. Где-то в недрах нам его свешали на невидимых весах, озвучили некую цену. Я специально привожу пример — чтобы была видна разница между торговцами. Шербет, кстати, был средний — липковатый, несладкий. Советовать не буду.

Да — и все восточные сладости — довольно дорогие, ~ от 18TL (360р.) за кг и выше. Изюм — ~12/16/21TL. Сушеные персики — 20/25TL. Шербет — ~20TL (mix 400–500 грамм — 10/12TL).

© http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото. http://pamsik.livejournal.com — новые фотографии из путешествий. Авторские права на текст полностью принадлежат автору НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т. ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт и упоминании имени автора.