Турист Андрей Панин (arxitektor)
Андрей Панин
был вчера 22:47

Стамбул — Турция Май 2013

Царьград.

Мирный Стамбул

Так когда-то называли Константинополь. Бывший Визант и будущий Стамбул. Город, основанный еще сыном Посейдона и Керо-эссы (дочери Зевса и Ио), сестры первого царя египтян. Вот такая славная родословная.

Не менее славная и история у этого города. Несмотря на то, что его неоднократно завоевывали и разрушали, и славный князь Олег повесил на вратах Царьграда свой щит, город жив и даже весел, и в нем есть что посмотреть.

Мирный Стамбул

Давайте прогуляемся по Стамбулу теплым майским днем вместе.

Чтобы каждому было удобно выбрать прогулку по интересам, я разобью свой рассказ по темам.

1. 1. Доехать.

От аэропорта в центр можно добраться 2 способами:

— на такси. Цена вопроса 40 евро;

— на метро + трамвай. От конечной станции метро до трамвая идти минут 5.

Для поездок на метро и трамвае лучше воспользоваться проездной картой «Истамбулкарта». Она стоит 7 т. лир + деньги на проезд. Карточку можно вернуть и получить назад свои 7 лир. Мы купили одну карту на двоих. Непонятно почему турникет списывал с карточки 1.25 т.л. за жену и 1.95 т.л. за меня. С исследовательской целью пробовали проходить наоборот — сначала я, потом Алла, в этом случае с обоих списывалось одинаково по 1.95! Что за избирательность? Одноразовый жетон стоит 3 т.л. (В мае 1 турецкая лира = 17.8 рублей).

Для передвижения по центру очень удобен трамвай № 1, он связывает основные достопримечательности и торговые кварталы. Карточка также действует на фуникулеры,

Мирный Стамбул

автобусы и паромы между Европейской, Азиатской частями Стамбула и Принцевыми островами.

С паромами у нас вышел казус. Собрались мы искупаться в Мраморном море и набрать для своей коллекции мраморного песочку. На станции Каботаж сели на паром. Когда вышли в море, обратили внимание, что из-за плотного тумана не видно ни берегов, ни других судов. Допустим, в тумане плывет он по навигатору, но почему втихаря, без гудков? Странно. Тем не менее, через час мы причалили к первому острову. Кое-кто вышел, но большинству нужен последний, четвертый остров. Однако стоим. Чего-то ждем. Прошло минут 40. По радио дают неразборчивые объявления. Народ потихоньку сваливает с судна. Наше терпение лопнуло, и мы пошли выяснять, кого ждем? Оказалось, ждем погоды! В тумане стукнулись 2 парома и навигацию запретили. Может на час, может на сутки, а может, разрешат отплытие через 5 минут! Выходит, и погулять-то по этому острову не получится! Впрочем, война войной, а обед по расписанию. Пошли в местную таверну. Рыба так себе. Но о питании напишу отдельно. Потом немного прогулялись по набережной. Ничего интересного и не купательно, но уходить далеко страшно, вдруг паром уплывет. Внезапно раздался гудок, и все побежали к пристани. Небольшой катер отходит на соседний остров — не наш вариант. Но даже туда всем желающим не хватило места. Мы же остаемся ждать у моря погоды и мечтаем выбраться отсюда хоть на резиновой лодке. Снова гудок. Ура! Это наша посудина собирается плыть сразу до последнего острова. Нам, конечно туда и надо было, но на берегу сказали, что туман отменил расписание, и никто не знает, когда будет и будет ли вообще сегодня паром на материк. Вот так. Снова мы прикованы к пристани. Блин, начинаем чувствовать себя сосланными принцами! Тут уже не до приятных прогулок, уплыть бы отсюда поскорей! Очумевшая толпа в ожидании парома плотно окружила морвокзал. Утром несколько судов привезли сюда людей, а возвращаться все намерены на первом попавшемся. Вспомнили, как белоэмигранты удирая в Константинополь штурмовали корабли в Одессе. Нам бы тоже…теперь…в Константинополь…если хватит места на пароме… И зачем мы сошли на берег? Вдруг волшебным образом открываются ворота с другой стороны, а мы-то как раз рядом, и паром идет в Стамбул, правда, на ближайшую пристань в азиатскую часть. Но это уже пустяки! Там-то на материке мы уже как-нибудь доберемся до дома! Поменяв еще 3 парома, мы вернулись в исходную точку так и не окунувшись в Мраморное море. Через неделю решились на 2хчасовое водное путешествие по Босфору. Там было все отлично.

СП. Принцевы острова

Из Стамбула плывем на Принцевы острова. Неудачная попытка погулять по островам.

СП. Прогулка по Босфору.

Плывем по Босфору мимо дворцов Стамбула и знаменитой Румельской крепости.

1. 2. Посмотреть.

Голубая мечеть.

Мирный Стамбул

Эта мечеть действующая, поэтому вход бесплатный, но только между служб.

Попали туда с третьего раза.

Мирный Стамбул

В первый раз не хотелось стоять огромную очередь, во второй — закрыли до обеда из-за праздника.

Мы уже стали прикалываться, что голубая мечеть становится нашей голубой мечтой.

Мирный Стамбул

В третий раз решили прийти к открытию, благо — жили в 5ти минутах ходьбы, и никакой очереди на застали.

Перед входом надо снять обувь, для нее выдают пакетик. Внутри очень красиво.

Мирный Стамбул

В отличии от христианских церквей в мечетях много света и простора.

Святая София.

Мирный Стамбул

Бывший собор, потом мечеть, сейчас музей.

Вход платный, 25 т.л. На площади с утра вырастает большая очередь.

Мирный Стамбул

Но двигается быстро, так как работает несколько касс. Не так красива как Голубая мечеть, но богата историей.

Есть остатки древних фресок,

Мирный Стамбул

волшебная колонна, и много других древностей.

Мирный Стамбул

Желающие могут взять аудиогида за денежку.

СП. Византийское наследие Стамбула.

Цистерна Базилика, Святая София, акведук Валента, Фиодосиевы стены.

Цистерна Базилика.

Мирный Стамбул

Это посмотреть надо обязательно.

Где еще такое увидишь?

Мирный Стамбул

Огромная пещера с бассейном и лесом колонн, похожая на подземный храм.

Все красиво подсвечено и отражается в воде. Очередь есть, но небольшая и быстро двигается.

Дворец Топкапы.

Это главный дворец Османской империи до середины 19 века.

Мирный Стамбул

Был построен на развалинах дворца византийских императоров. Помещения почти пустые — диваны, ковры и роспись-мозаика.

Прогулка дает понимание, как жили на востоке в средневековье.

Мирный Стамбул

Особенно любопытно было взглянуть на гарем.

Интересны выставки одежды и украшений-подношений. К сожалению нельзя фотографировать. Одежда до 18 века просто потрясла своими огромными размерами. А богатство золотых тронов, всяких шапок и кинжалов поражает.

Мирный Стамбул

Кстати, с дальнего двора открывается чудесный вид на Босфор.

СП. Стамбул. Дворец Топкапы.

Древний дворец Топкапы - символ Великолепного века Османской империи. Тут проходила жизнь легендарной Роксоланы.

Дворец Долмабахче.

Мирный Стамбул

Второй и последний дворец султанов.

Построен на месте засыпанного залива,

Мирный Стамбул

когда султан захотел переплюнуть роскошью королевские дворцы Европы.

Денег и золота вбухано не меряно. И действительно, залы большие и роскошные.

Мирный Стамбул

Серебро, золото, хрусталь и меха.

И 40 картин Айвазовского! Когда к власти в Турции пришел Ататюрк, дворец использовался как правительственная резиденция. Часть комнат гарема переделали в гостевые комнаты.

СП. Стамбул. Дворец Долмабахче.

Последний дворец Османов, первая резиденция первого президента Турции Кемаля Ататюрка.

Галатская башня.

Мирный Стамбул

Для фотографов посещение обязательно.

С обзорного балкона открываются отличные виды на Золотой Рог,

Босфор,

Мраморное море

и сам Стамбул

Построенная в 1348 году, Галатская башня была частью генуэзской цитадели. При турках в нижней части разместили тюрьму, а наверху дежурили пожарные с большими барабанами. Сейчас подняться наверх можно на лифте. Очередь и фотографирование заняло у нас не более 1,5 часов.

СП. Вид Стамбула с Галатской башни.

Вид на Стамбул с высоты Галатской башни.

Остатки Крепостной стены

с кучей башен

и крепость на Босфоре похожи на все европейские крепости, поэтому особо не впечатлили.

Римский Акведук мощный и красивый.

1. 3. Покушать.

Конечно сладости. Красные, зеленые, желтые.

Мирный Стамбул

Пробуйте и кайфуйте. С кофе по-турецки и яблочным чаем.

Они не надоедают, потому что свежие и не такие сладко-приторные как у нас. А пахлаву иногда делают прямо в кафе и подают тепленькой. Не отказывайте себе и получайте удовольствие. Вы же на отдыхе.

Из горячего рекомендуем мясные блюда типа кебаба и шаурмы. Баранина у турков получается. А вот рыба — нет. Есть можно, но ничего особенного. Не то, что в Греции — во рту не тает.

Пиво нормальное. Есть гранатовое вино. Один раз попалось ну очень вкусное, второй раз — просто вкусное.

1. 4. Купить.

Гранд Базар.

Мирный Стамбул

Это один из крупнейших крытых рынков в Европе.

Снаружи своды не видел, но внутри красиво.

Мирный Стамбул

Обойти все 58 улиц базара невозможно, но посмотреть на местный колорит очень интересно.

Мирный Стамбул

Причем внутри чисто и никакой толкотни.

Есть кафе и туалеты, обменники и мечеть. За порядком следит полиция.

Мирный Стамбул

Торговаться обязательно, но без фанатизма, а для удовольствия и экономии.

Египетский Базар

Мирный Стамбул

или Рынок Пряностей — второй по величине рынок Стамбула.

Расположен в районе Эминеню, недалеко от Галатского моста. Если нужны сладости или пряности, то вам сюда.

1. 5. Помыться.

Хамам. Погружение в национальный ритуал омовения считаю обязательным. Заодно и смыть дорожную пыль. Но главное — это хороший релакс. За одну поездку все хамамы не посетишь, но хотя бы в одном побывать рекомендую. Мы выбрали Гедик-паша хамам. Во-первых близко, во вторых это одна из старейших бань Стамбула. Год постройки 1475! При входе оплачиваете желаемый набор процедур, и вас провожают в раздевалку. В отдельной кабинке уже ждут разовые тапочки, полотенце для мужчин или разовый купальник для женщин. В турецких банях мужские и женские отделения не встречаются. Переодевшись и закрыв свою гардеробную на ключ, проходим собственно в баню. Сначала надо распариться в сауне. Температуры везде спокойные, турки вообще не сторонники экстремальных процедур для тела. Потом укладываетесь на большой и теплый мраморный стол, и над вами начинает трудиться банщик. Через несколько минут, сделав хитрые движения с мыльной мочалкой, он обрушивает ее на Вас и вы исчезаете в облаке пены. Так начинается мыльный массаж. Пилинг от пальцев ног до макушки. В завершении еще и голову вымоют. Помните, как вас в детстве мама мыла? Ну вот примерно так. Если Вас окатили прохладной водой, то значит, мыльный массаж окончен. Теперь в другом помещении банщик укладывает вас на кушетку и делает масляный массаж. Потом топаем в турецкую парную или сауну. Между посещением этих двух отделений окунаемся в небольшой бассейн и смываемся в душе. На выходе Вас обернут в сухие полотенца, которыми Вы и вытритесь в своей раздевалке. А пока Вы ждете свою половинку, в вестибюле угостят стаканчиком чая.

СП. Улицы Стамбула movie

Гуляем по улицам Стамбула и плаваем по Босфору. Отдыхаем от знаменитых достопримечательностей.

СП. Стамбул и Каппадокия.

Полнометражный фильм о самостоятельном путешествии в Стамбул. Вы узнаете, как много интересного можно увидеть в Стамбуле за 5 дней, и как из Стамбула можно съездить в фантастическую Каппадокию и там полетать на воздушном шаре.

Подводя итоги, скажу, было интересно. Стамбул очень живой город. Может не такой чистый и вылизанный, как многие города Европы, а более простой. По ощущениям безопасный. Не сильно спешащий, но и не сонный. Его характерной изюминкой считаю свечки минаретов и призывы муэдзинов.