Турист Елена Самусева (Elena_Samuseva)
Елена Самусева
была 20 февраля 13:10

Ленинградская область — Россия Декабрь 2012

Имя Николая Рериха завораживает какой-то тайной, загадочным ветром дальних странствий, древней стариной и музыкой русских былин, вершинами тибетских гор, тайнами индийских богов….Ученый, художник, путешественник Николай Рерих его имя тесно связано с Петербургом и Васильевским островом.

Сегодня я приглашаю вас в автомобильное путешествие в старую господскую усадьбу Извара, принадлежащую когда-то родителям Николая Рериха.

Мы вновь выходим из уже знакомого Сокос отеля на Биржевом переулке, номера в котором нам любезно предоставил Туристер.

Извара - дорога в Тибет и Гималаи

И прямо перед нами большой желтый дом, который своим фасадом выходит на невскую набережную и на Биржевой переулок. Этот дом очень часто посещал молодой художник Николай Рерих, ведь здесь жил его учитель, друг и покровитель Куинджи. Сегодня в его квартире разместился прекрасный музей -квартира Куинджи. Здесь собирались молодые художники вокруг совершенно необыкновенного в чем-то загадочного Куинджи. Куинджи оставил серьезный след в формировании молодого художника, но посещение этого музея мы оставим на следующий раз, а сейчас садимся в машину и отправляемся.в путь

Мы поедием в загородное поместье родителей Николая Рериха — Извара, которое расположилось в Волосовском районе Ленинградской области. По пути мы проезжаем по Университетской наб, где в 1874 году в семье адвоката Рериха родился сын Николай, Здания Петербургского Университета, здесь по настоянию родителей на юридическом факультете учился молодой Рерих, здание Академии художеств в которую он одновременно с университетом поступил по своему призванию.

Сколько стран посетил Николай Рерих? Сколько мест отметил бы он на карте в Туристере? Давайте вместе составим карту его путешествий, добавляйте если я что не знаю.

Россия -Славянская сюита -Псков, Новгород, Изборск,

Горный Алтай

Финляндия

Индия.

А начались эти путешествия в маленькой Изваре.

До Извары можно доехать и на автобусах — сначала из Петербурга до Волосово, а оттуда на местном автобусе до Извары. Музей работает с10-30 до 17 часов. Понедельник и вторник-выходной.

Извара - дорога в Тибет и Гималаи

Васильевский остров можно считать малой Родиной великого художника. Здесь помнят его имя и совсем недавно в парке Василеостровец был установлен ему высокий гранитный памятник. А мы проезжаем мимо молчаливых сфинксов и по Благовещенскому мосту покидаем Васильевский остров. Наш путь лежит на запад по Таллиннскому шоссе до поворота на Волосово.

70 км трассы быстро пролетают за окном нашего автомобиля и мы уже подъезжаем к тихой засыпанной снегом господской усадьбе. Вековая аллея старых елей ведет нас к желтому дому.

Извара - дорога в Тибет и Гималаи

В эту усадьбу летом, а позднее и зимой, приезжала счастливая семья Константина Федоровича Рериха и его супруги Марии Васильевны. Дети-Николай, Борис, Владимир и Людмила провели здесь самые лучшие детские годы. Громадная усадьба (60га) , с парком и хозяйскими постройками, незамерзающие зимой озера, зеленые леса, отцовская библиотека — все это оказало чудодейственное влияние на детей. Уже в Индии Николай Рерих с любовью вспоминал и этот дом и эти годы. Отец рассказывал детям о древних скандинавских корнях семьи Рерихов, название Извара переводил как Большая гора, Отец-гора. Маленький Коля зачарованно слушал предание об индийском радже, который когда-то жил в соседнем селе Яблоницы и позднее перевел название Извара с древнеиндийского- Господь. Духовным отцом матери Марии Васильевны был Иоанн Кронштадский, который часто бывал в их доме и беседовал с детьми-рассказывал об истории древней Руси. Николай был активным и любопытным мальчишкой -он собирал гербарии местных растений, яйца местных птиц (даже имел разрешение сбора этих яиц). Уже в тринадцать лет он написал для охотничьего журнала статьи о птицах. В доме висела на стене картина с изображением индийской горы Канченджанга. Она волновала воображение юного Рериха

Извара - дорога в Тибет и Гималаи

В те годы известный архиолог ЛК Ивановский проводил раскопки местных курганов и Коля стал принимать активное участия. Найденные им вещи он передал в свою гимназию, а сегодня их можно увидеть в музее. Интерес к археологии остался на всю жизнь.

Извара - дорога в Тибет и Гималаи

При расчистке места для строительства церкви был раскопан древний каменный крест, который так и остался лежать в основании новой церкви. Но этот крест появился на картинах молодого художника.

Велико наследие художника 6 тысяч картин, 30 томов литературных трудов. Все свое наследство художник завещал своей жене в пожизненное владение, а после ее смерти все наследство согласно завещанию переходило в собственность России. Сыновья выполнили волю своего отца. После долгих лет жизни на чужбине Рерих подал заявление на получение визы для поездки на Родину. Но ушел из жизни раньше, чем пришел отказ.

Извара - дорога в Тибет и Гималаи

Елена Рерих — любимая жена, мать двух сыновей, верный товарищ и друг всей жизни была исключительно красивой и мудрой женщиной. Их союз был необыкновенно счастливым и долгим.

В музее есть и подлинные картины художника. Это одна из них, ранняя студенческая работа, где мы видим крыши такого знакомого нам Васильевского острова. Эта крыша загадка для молодых художников-студентов Академии художеств, которые и до сих пор определяют — какая крыша нарисована Рерихом.

Рядом с домом-музеем сохранилась и старая церковь и корпус школы для трудных детей. Состояние зданий -печальное, но в храме служат службы. Нужно вернуться сюда летом — посмотреть парк, озера и еще раз погулять по гулким залам господского дома. И сходить в музей посмотреть снова картины романтика и ученого путешественника с большой буквы.