Турист наталья пахомова (LuNA2011)
наталья пахомова
была 12 апреля 2022 19:27

Тюмень — Россия Май 2013

Добрый день, друзья!

Меня зовут Наталья и я рада вас приветствовать в моем родном городе — Тюмени. Сегодня я буду вашим экскурсоводом.

Мы с вами находимся на Привокзальной площади.

Тюмень - столица деревень!

Вокзал находится в пешей доступности от центральной и исторической частей города, которые я предлагаю сегодня посетить.

Если вы окажетесь в городе без экскурсовода, то до места начала нашего знакомства с городом можно доехать абсолютно на любом автобусе, отправляющемся от вокзала и выйти на 2 остановке. По пути я немного расскажу об истории города. Тюмень еще лет двадцать назад называли «столицей деревень», так как это был обычный провинциальный среднестатистический город, вблизи которого расположены небольшие населенные пункты. Но сегодня наш город превратился в современный мегаполис с постоянно растущей численностью населения. Тюмень не перестает развиваться, в городе ежегодно строятся новые микрорайоны, транспортные развязки, мосты.

История Тюмени начинается с 1586 года, со времен, когда Ермак, отправившийся покорять Сибирь, начал там строить Тюменский острог. Вообще-то это первый русский город на месте, где раньше находилось Татарское мусульманское государство — осколок империи Чингисхана. Стоит он на высоком берегу Туры, защищенный от нападения с двух сторон. Тюмень стоит на торговых путях до Центральной России, в связи с чем сразу же после основания стала быстро развиваться и в короткие сроки стала богатым купеческим городом. Здесь много достопримечательностей, часть из которых мы сегодня увидим.

Предлагаю начать осмотр с необычного места, очень полюбившегося как жителям, так и гостям города. Это Сквер сибирских кошек на улице Первомайской — подарок ко дню рождения Тюмени в 2008 году, известный также как Аллея кошек. 12 чугунных скульптур, покрытых золотистой краской, разместились на фонарях, заборчиках и на тяжелых гранитных тумбах. Кошки и котята красуются здесь в разных позах: сидят, лежат, прыгают и даже почесывают за ухом.

Тюмень - столица деревень!

Название сквера связано с тем, что в Ленинграде, только что пережившем блокаду, почти не осталось кошек, и город был буквально заполонён крысами: полчища грызунов, переходившие улицу, блокировали движение трамваев, уничтожали зерно на мельнице, где мололи муку для всего города. Они нападали на людей, губили в Эрмитаже картины великих художников. Вскоре после прорыва блокады, чтобы спасти Ленинград от прожорливых грызунов, в город было доставлено несколько вагонов кошек из Ярославской области, но кошек на всех не хватило — их расхватывали моментально. Как только блокада была снята окончательно, прошла еще одна «кошачья мобилизация». На этот раз мурок и барсиков набирали в Сибири специально для защиты бесценных хранилищ Эрмитажа и других ленинградских дворцов и музеев. Зимой 1944 года милиция начала сбор усатых-полосатых в Тюмени. Всего за две недели город подготовил к переселению 238 котов и кошек в возрасте от полугода до пяти лет. Многие сами приносили своих любимцев на сборный пункт. Всего из Сибири в Ленинград было отправлено около 5 тысяч котов и кошек. Старожилы Ленинграда рассказывают, что как только открыли вагоны с сибирскими кошками, мяукающая орава разбежалась кто куда и мигом расправилась с вредителями.

Так сибирские мурлыки спасли Эрмитаж и основали новую популяцию ленинградских кошек. Кстати, кошки в Эрмитаже и других музеях с 18 века находятся в «штате» специально для борьбы против крыс и мышей. И сегодня примерно семь десятков котов и кошек имеют собственный «эрмитажный паспорт».

Продолжим ваше знакомство с городом осмотром архитектурного объекта — Цветной бульвар — пешеходный бульвар в Тюмени.(расположение: г. Тюмень, пересечение ул. Первомайской и Республики)

До революции на этом месте находились ряды базарной площади. В 30-е гг. 20-го в. здесь решили разместить городской сад. В1947 г. официально открыли Центральный парк культуры и отдыха, но народ называл его по старинке — горсад. Он был любимым местом отдыха горожан. Но в начале 2000-х годов при стремительном росте города встала необходимость провести его реконструкцию, т. к. появилась потребность в большем пространстве для отдыха и устройства праздников. Так в 2004 году появился пешеходный бульвар, названный Цветным. Длина бульвара составляет примерно 800 метров. На территории бульвара архитекторы из Екатеринбурга построили пять площадей: cпортивную, цирковую, площадь искусств, фонтанную и площадь влюбленных. Он берет своё начало от здания Городского цирка (адрес: г. Тюмень, ул. Первомайская, д. 15) рядом с которым каждый житель и гость «нефтяной» столицы фотографируется со скульптурами любимых клоунов: Карандаша, Юрия Никулина и Олега Попова.

Тюмень - столица деревень!

Бульвар наполнен аттракционами, кафе и ресторанами, скамейками и фонтанами. Самый красивый фонтан — «Времена года», находится в центре: днем — это струи воды в обрамлении четырех бронзовых девушек: Осени, Весны, Зимы и Лета. Ближе к вечеру — это светомузыкальное шоу: водные струи под музыку меняют цвет. Сегодня фонтан не работает, но это ничуть не умаляет его красоты.

Тюмень - столица деревень!

На площади влюбленных находится необычная скульптура, которая носит имя «Нежность».

Именно Цветной бульвар становится центром праздничных мероприятий. Будь то ежегодный театральный фестиваль с красивым названием «Сны улиц», городская ярмарка, выставка автомобилей или соревнования тюменских роллеров. Также здесь проходит День города и государственные праздники, а зимой вырастает сказочный ледовый городок.

Заканчивается бульвар «Площадью Единства и Согласия» (расположение: Россия, г. Тюмень, ул. Ленина, 77), которая в течение нескольких веков была частью большой Торговой площади. В центре мы видим фонтан.

Тюмень - столица деревень!

Вблизи нее находятся ЦУМ и развлекательные центры. Торговый центр занимает 12 000 «квадратов» и предлагает посетителям самые брендовые и эксклюзивные товары.

А теперь предлагаю вам немного прогуляться самостоятельно, посмотреть наш город с высоты «птичьего» полета и немного подкрепиться.

Тюмень - столица деревень!

Благо мест для отдыха за чашкой чая множество: это и пресловутый фастфуд (ресторан «Макдональдс») суши-бары и традиционные кафе.

Встречаемся у здания цирка через час.

Друзья, во второй части нашей экскурсии я приглашаю вас совершить прогулку по исторической части города, которая находится на берегу реки Тура. Так как это часть историческая, то мы с вами увидим находящиеся на нашем пути здания и памятники, хранящие память о разных пластах истории.

Справа от нас находится Знаменский кафедральный собор, который является одним из главных архитектурных и духовных символов города. (расположение: Россия, Тюмень, ул. Семакова, д.13). Дата построения каменного храма 1786 год. Внешний вид храма, его многоярусность, красивый орнамент, придают собору неповторимый вид. Собор — вдохновенная фантазия на тему русского барокко: своеобразная, самобытная архитектура, свидетельствующая о неисчерпаемости творческих принципов русского зодчества.

Тюмень - столица деревень!

Мы проходим мимо памятника погибшим Борцам Революции, который установлен в начале 20-х годов рядом с братской могилой, в которой в июле 1918 года были захоронены бойцы Красной Армии.

Напротив, через дорогу, мы видим памятник «Учащимся школ Тюмени, не вернувшимся с войны». В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли и не вернулись 112 учеников 5 школ города Тюмени. Их имена высечены на пилонах памятника.

Тюмень - столица деревень!

«Учебный год 1941 завершён. Тёплый июньский вечер. Выпускной бал: играет музыка, кружатся в вальсе пары, смеются. Юноши и девушки полны планов. Они искренне верят, что впереди у них жаркое, счастливое лето и целая жизнь…

Ночь перелома состоялась. Только вот выход в „большую жизнь“ оказался совсем не таким, каким его себе представляли выпускники. Вместо экзаменов в вузы их ждали солдатская шинель и винтовка. Вмиг повзрослевшая молодежь прямо из-за парты отправилась на поля сражений защищать Родину». Эту идею воплощали в памятнике авторы проекта. Теперь ежегодно, 22 июня здесь собираются ветераны и проходит торжественная линейка с участием учащихся Тюмени.

Сейчас мы проходим здание государственной сельхозакадемии (расположение: Тюмень, ул. Республики, д.7), в котором в прошлом располагалось реальное училище, а потом — сельхозтехникум.

Тюмень - столица деревень!

Это училище связано с известными людьми России: здесь учились простой электрик Красин — будущий советский дипломат, и племянник тюменских купцов и пароходовладельцев Пришвин — будущий советский писатель.

В 1927 здесь учился легендарный советский разведчик Николай Кузнецов. Кузнецов под именем немецкого офицера Пауля Зиберта вёл разведывательную деятельность в оккупированном г. Ровно, руководил разведгруппой, постоянно общался с офицерами вермахта, спецслужб, высшими чиновниками оккупационных властей передавая сведения в партизанский отряд. Кузнецову удалось узнать о подготовке немецкого наступления на Курской дуге, о подготовке покушения на Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране. По приказу командования ликвидировал главного судью Украины Функа, имперского советника рейхскомиссариата Украины Гелля и его секретаря Винтера, вице-губернатора Галиции Бауэра, похитил командующего карательными войсками на Украине генерала Ильгена, совершал диверсии. 9 марта 1944 года группа Кузнецова была захвачена боевиками и он был утоплен в колодце.

Интересен и тот факт, что именно в здании сельхозакадемии в годы Великой отечественной войны с июля 1941 года по апрель 1945 года находилось забальзамированное тело Владимира Ильича Ленина, эвакуированное из Мавзолея Ленина.

Несмотря на то, что мы находимся в историческом центре города, у жителей города никогда не было своей набережной.

Тюмень - столица деревень!

Берег реки одет в мрамор всего 2 года назад, поэтому её наряд блещет глянцем камня и красотой фасона. Раньше об этом тюменцы могли только мечтать. Набережная в Тюмени состоит из трех уровней. Первый или нижний уровень представляет из себя прогулочную зону с красивыми памятными досками и скульптурами, где можно прочитать историю создания и развития города Тюмени.

Тюмень - столица деревень!

На втором уровне можно облокотиться о парапет из полированного камня и посмотреть, как неторопливо течет река Тура. Третий уровень представляет из себя балконы. Сейчас река разлилась и немного подтопила нижний ярус.

Тюмень - столица деревень!

Набережную украшает «Мост влюблённых». Первый мост через Туру в этом месте построили в 20-х гг. XX в. Его берегли, ремонтировали. Мост трижды горел, его восстанавливали. В июле1982 г. центральный пролет моста сорвался с опор и рухнул в реку. Руины моста разобрали.

В1985 г. приступили к сооружению вантового подвесного моста недалеко от того места, где раньше был деревянный. Мост сделали вровень с высоким правым берегом реки, а чтобы не делать высокой насыпи на левом берегу, его построили наклонным. Длина моста247,6 м. Открыли мост для пешеходов в июле1987 г. и называли его прозаически «Пешеходный». Так как влюблённые пары по традиции назначают здесь свидания, администрация постановила официально признать такое красивое название, как «Мост влюблённых». Это событие решили соединить с празднованием Дня города, 26 июля, а ритуальную красную ленту было предложено перерезать именно молодоженам. Вот так и родилась замечательная традиция посещать этот мост в День свадьбы.

Тюмень - столица деревень!

Кто-то из новобрачных в 2005 году повесил первый замочек любви на перилах моста, а другие — подхватили, и появился еще один обряд: на ограждение вешать замок, а ключ от него бросать в реку в знак вечности брачного союза. За прошедшие годы на мост повесили тысячи замков, больших и маленьких, обычных и никелированных, с именами новобрачных и символами любви. Весной этого года перила моста перекрашивали и убрали сотни замков, но традиция продолжается и замки начали появляться вновь.

Набережную «венчает» золото куполов Свято-Троицкого мужского монастыря

(расположение: Россия, г. Тюмень, ул. Коммунистическая, 10), который был заложен в 1616 году.

Тюмень - столица деревень!

Он расположен на удобном и ответственном для города месте. Широкий плоский мыс между двумя речками и берегом Туры это своеобразная «завязка» города. С годами монастырь на берегу стал основательно, закрепившись на нем высокими стенами и монументальными постройками. В1929 г. монастырь был закрыт, здания использовались под общежития, храмы были разграблены и разрушены.

Спустя 70 лет, в 1995 году монастырь вновь стал действующим. И в наши дни, как и прежде, обитель продолжает своё духовно-просветительское служение миру. При монастыре открыто Духовное училище, действует воскресная школа. В стенах древней обители возрождается монашеская жизнь. В Троицком соборе совершается богослужение, теплятся лампады, горят свечи, приносятся молитвы Богу.

Друзья, наша однодневная экскурсия подошла к концу и, я надеюсь, прогулка была познавательной, приятной и не очень утомительной.

Поэтому предлагаю вам свою помощь в организации вечернего отдыха. Любителям театрального искусства будет интересно посещение театра. (расположение: Тюмень, улица Республики, 129). Это единственный театр, построенный в России за последние 10 лет: пятиэтажный дворец с парадным фасадом и колоннами. Тюменцы окрестили театр «нашим Большим». И действительно: площадь самого большого здания театра драмы России — 36 тысяч квадратных метров.

Тюмень - столица деревень!

Уникальность строения заключается в том, что оно возведено в рекордные сроки — 1 год и 8 месяцев, а располагается на возвышении, под которым находится подземный паркинг на 120 мест. Внутреннее убранство соответствует помпезному фасаду. Самый большой зал — на 777 мест. Малый — на 205 мест. На пятом этаже — экспериментальная сцена. Состоявшееся 14 ноября 2008 года открытие практически совпало со 150-летием театра. В ходе успешных московских гастролей Тюменский драматический был назван «непровинциальным театром из провинции».

А желающим провести веселый вечер приглашаю в «народный» ресторан «Ермолаев» (расположение: г. Тюмень ул. Ленина 37,), в котором можно отведать свежесваренное пиво, немецкие колбаски, а также всегда в наличии «живая» музыка, вежливое обслуживание и прекрасная атмосфера.

До свидания, друзья. Буду рада видеть вас снова в нашем городе.