Турист ex-guide
ex-guide
был 30 мая 2013 13:47

Россия Июль 2012

Казбек (5033) — один из наиболее доступных пятитысячников Северного Кавказа. Находится на границе с Северной Осетией, РФ и Грузией. По чеченской легенде, к горе был прикован Пхармат (Прометей). Согласно данной легенде, Пхармат был нартом (великаном), похитившим для людей огонь, за что боги покарали его приковав к горе железными цепями. Но на этом наказания для Пхармата не закончились — каждый вечер прилетает птица Удод и клюёт его сердце.

Восхождение на Казбек не представляется трудным и на него существует два основных альпинистских маршрута с севера через пик ОЖД (2Б Альп.) и с юга, т. е. Грузии (2А альп., через Казбекское плато и далее по северному склону маршрут совпадает). Для начинающих альпинистов прелесть Казбека — это его доступность и высота в пределах 5000 м, что позволяет провести акклиматизацию в более щадящем режиме и даже в более короткие сроки, чем для восхождения на Эльбрус. Если это ваш первый пятитысячник, то лучше начинать с него!!!…Но как и у любой горы у Казбека есть тоже свой характер. Погода на горе менее стабильна чем на Эльбрусе и часты сильные ветра (это связано с потоками воздушных масс над горой и возле). Тем не менее гора стоит того, чтобы на нее взойти как с Грузинской стороны, так и с севера — Северной Осетии. Оба варианта уникальны по-своему. Если вам интересна культура, ландшафты, природа горной Грузии, страны которая находится по другую сторону Главного Кавказского Хребта, то стоит поехать в Грузию. Если вам интересен спорт, настоящее автономное восхождение в альпийском стиле без забросок, мобильной связи, ратраков то маршрут на Казбек с Севера именно, то что Вам нужно! Кроме того, природа, Северной Осетии так же уникальна и отличается от природы Ц. Кавкзаза, особенно в районе вулканического массива г. Казбек, заточенного с запада и севера остроконечными великанами Майли-хох, Джимарай-хох, Майли-хох, высота которых достигает более 4500 м. А гостеприимству горных осетинов нет границ. На территории С. Осетии очень хорошо представлена древней аланской культуры (скифо-сарматской) и ранней христианской культуры в виде родовых башен, древних селений, склепов датировка которых начиная V—VI вв. н. э. Поэтому, если планировать восхождение с Севера, есть возможность прикоснуться к древности Осетинской истории.

В этом, 2012 году мы на конец-то запустили программу Казбек с Севера. Гидом программы стал автор этих строк.

Программа восхождения состоялась в период с 8 июля — по 16 июля (9 дней). Общее количество людей в группе включая гида и помощника 14 человек(как всегда коллекция городов: Москва, Киев, Одесса, Калужская обл., Санкт-Петербург)

До программы восхождения я руководил горным походом (10 дней), что позволило еще больше узнать о природе С. Осетии и Приказбечья. Первое знакомстов с Осетией состоялось в 2011 году.

После встречи в МинВодах нас ждал длительный переезд в пос. Кармадон — старт маршрута. По разным причинам переезд растянулся вместо планируемых 5–6 часов в 8, толи из-за того, что водитель заказного ПАЗа был из Нальчика, толи из-за того что пришлось заехать в г. Владикавказ в МЧС и за подготовленными заранее продуктами в наш поход. В МЧС мне и Денису (ДенисКа) пришлось отведать еще раз осетинского гостеприимства в виде осетинских пирогов, вина и радушных разговоров. В общем к 23:00 мы достигли пос. Кармадон. Оперативно ставим палатки в районе погранзаставы. Быстрый чай и спать…

Долина р. Геналдон

Утром проснулись не спеша. Подготовка к выходу, лишнее оставляем в селе, первичный инструктаж и выход. Особенность июня—июля 2012 — это большое количество и частые осадки, практически каждый день. Так и нам первые три дня восхождения сопутствовал дождь иногда утром, иногда, днем, иногда вечером. Дорога на ледник Майли, который стекает с Майли-Казбекского плато идет по левому берегу реки Геналдон (в 2002 году в ущелье из-за обрыва ледника Колки сошел сель, который снес часть сел внизу и съемочную бригаду С. Бодрова)…

Еще одна интересная достопримечательность по пути на Казбек это Геналдонские минеральные теплые ванны верхние (под ледником Майли) и нижние (в районе с. Кармадон). При прохождении погранпоста в Геналдонском ущелье обнаруживаем, что у 5-ти ребят оформлен неправильно коллективный пропуск на пребывание в погранзоне. Пришлось потратить день мероприятия на переоформление пропуска и части группы спуститься в село Кармадон. Из-за чего отведать тепло нарзанных ванн на старте нам не удалось и решили оставить их на финиш программы.

переправа черз р. Колка

жумаринг

богатырские игры

На 3й день похода мы все-таки достигли переправы через реку Колка и далее на лед. Майли. В лучшие времена переправа — это подвесной (на тросе) мост. Но в этом году мост смыло Восхождение на Казбек, С. Осетия — июль 2012 Я и Влад Панин (второй гид) ищем место переправы в бород. После поисков Костя поделился идеей, что можно переправиться по тросу из остатков моста, организовав навесную переправу Восхождение на Казбек, С. Осетия — июль 2012 . Осмотрев трос, пришли к выводу, что переправа возможна и вполне безопасна. Дальше дело техники и времени. После переправы тропа идет наверх, к леднику Майли. Выход не ледник либо в лоб 20 м по закрепленным перилам, либо у правого борта траверс и выход на морену в кошках (35–50°). Мы идем по перилам. Технически не сложный участок, но требуем внимания и слежения за камнями в верхней части ледника. К концу третьего дня достигаем морены перед взлетом на п. ОЖД. Здесь разбиваем лагерь, предварительно пришлось поработать мотыгами-ледорубами и заровнять площадку. К вечеру пришла еще с группа 4 чел. из Одессы во главе с Брошевном С., которая после похода 3 к.с. планирует восхождение на Казбек. Погода к вечеру улучшилась — солнце озарило пики Шаухох и Джимарайхох.

ночевка 2700 под пиком ОДЖ

ледник Майли

на закате

Подъем на п. ОЖД начинается с ледника Майли на уровне 2700–2800 м, по разрушенным скалам, местами в начале нужна перильная страховка, но не обязательно. Тропа извиваясь идет вверх. За три часа достигаем стоянок «У креста» — 3450 м. Очень уютное место с множеством площадок под палатки и ручьем с водой. После обеда решили радиально прогуляться на высоту 3900–4000. Так и сделали. Выше 3500 на горе много снега. В кулуарах следы от лавин. Подъем больше по скалам контрфорса п. ОДЖ, дабы не тропить по раскисшему снегу. На спуске Костя задал вопрос по поводу лавинной опасности склонов, на что я ответил, что лавины уже маловероятны, так как количества мало и большая часть лавин уже сошла. К нашему удивлению, они имели место на спуске, хоть и не большие. Причиной тому стала экспозиция склона- север, который после обеда максимально прогревается солнцем и резком повышение температуры в этот день. Поэтому, планируя подъем на Казбек по контрфорсу ОЖД стоит быть внимательным при прохождении снежных кулуаров.

подъем на пик ОЖД

продолжение подъема

5й день программы был посвящен переходу от стоянки 3500 к стоянке 4150 у п. ОДЖ (4200 м). С рюкзаками проделать вчерашний путь было не много сложнее, но за 3,5 часа мы достигаем заснеженный гребень ОЖД. Я подумал, что: «Наверное не сезон…», снега на гребне очень много и площадки под палатку стоит расчищать. Видимость в этот день прекрасная: Казбек и массивы пиков Майли, Джимары и Шау открылись во всей красе. Брошеван (он с группой ушел на стоянку 4150 на день раньше) уже успел сбегать в этот день на гору и достиг с группой вершины. Мы же справляясь с порывами легкой горной болезни, начинаем ставить палатки. К вечеру гору немного накрывает облаками. А мы строим планы на завтрашний день. После длительной непогоды все очень волновались, о том будет ли погода на день восхождения — по плану через день. Следующий день решили использовать для более глубокой акклиматизации и тренировок. 6 день был самый шикарный погоде и практически безветренной.

на гребне пика ОДЖ

подъем на пик ОЖД

бивак на п. ОЖД (4150 м)

Утром некоторые из нас проснулись с небольшой головной болью, поэтому решение не идти на гору сразу было правильным ибо не все бы дошли, а те кто дошли плохо чувствовали себя на спуске. Часть группы во главе с Владом вышла радиально на 4500 м на перевал Казбекский, а часть тех, кто первый раз в высоких горах и кому просто плохо (горняшка) тренировалась снежно-ледовой технике. После обеда отдых на сколько этом возможно на высоте 4200 и втыкание))… Готовимся к восхождению. Настрой у всех боевой. По плану выход в 3:30—4:00. Особенно стоянок на п. ОЖД это открытость всем ветрам и ночью низкие температуры. Поэтому долго на открытом воздухе, глядя на звезды не посидишь Восхождение на Казбек, С. Осетия — июль 2012 . Легли спать с мыслью о горе и хорошей погодой. Да и вода здесь в начале июля только в виде топленого снега, что затрудняет и замедляет процесс приготовления еды. При группе 14 человек горелки работали постоянно и топили снег))…

Джимарай-хох и Шау-хох

туристка Оля

бивак

гора Казбек на рассвете

Утром 7го дня дежурная гидская палатка во главе со мной встает в 2:00. Высовываю голову — погода ясная, но ветреная, внизу местами облака, но идти можно и даже нужно!… Бужу остальных помощников, начинаем готовить и топить снег. В процессе топления снега самое обидное — это когда вода в кастрюле, которая почти закипела, каким-то чудом оказывается на земле((. Начинаю топить заново снег. Процесс готовки растягивается…Ближе к 3:00 встает весь лагерь. Одеваемся, утепляемся, утренний туалет и завтрак. Завтрак и выход немного растянулся от запланированного, поэтому в итоге выходим в 4:40. Вспоминаются слова из песни Визбора Ю. «…С утра подъем с утра и до вершины бой…«…

восходители

динамика, наш главный принцип

подъем к седлу Казбека

Темп и дыхание очень ровное, легкий горный бриз с небольшими кратковременными порывами, мороз -5…-10 С и ровные лучи солнца на рассвете мягко ложатся на склоны г. Казбек и Майли. Рассвет в горах поистине незабываемый и монументален по своей сути, иногда в ушах даже музыка играет… Продолжаем идти. Через 40 минут доходим к перевалу Казбекский. Отдыхаем. Одна из немногих наших девушек Юля приняла решение идти вниз из-за легких приступов горной болезни и боли в животе. В составе 13ти + Брошеван и напарник из его походной группы Виталик продолжаем идти на верх. Еще за 60 минут ходу достигаем подножья горы и выходим на тропу, натоптанную восходителями из Грузии. Тропа плавно уходит вверх вдоль западной вершины Казбек и отдаленно напоминает «косую полку» на Эльбрусе (Казбек как и Эльбрус вулкан и разделен седловиной на две вершины восточную главную и западную). Еще через 1 час с лишним подходим к седлу Казбека. Отсюда путь до вершины короткий. Длинный привал, рюкзаки оставляем внизу. На восхождении нас сопровождал еще один наш гид Брошеван, дабы сделать безопаснее восхождении и если возникнет необходимость кого-то спускать, то спускать в сопровождении. Мы идем на Восточную вершину, а Брошеван Сергей и Виталик на западную, надо сказать что это их втрое восхождение на Казбек за последние 3 дня Восхождение на Казбек, С. Осетия — июль 2012 … С рассветом местами гору накрывало облака и мы шли сквозь облака, в тумане. Подъем от седла на гору занял еще около 20–30 минут по крутому снежному склону, по ступеням. И вот мы на горе!!!! Общее время восхождения группы 4 часа 25 минут от пика ОЖД.

последний взлет перед вершиной

по гребню

вершина, Ура!!!

Вот он момент выхода на вершину горы, радость победы и достижения конечного итога кратковременной цели поставленной в мире человеческих игр, которая опасна, но в тоже время прекрасна, которая вдохновляет нас и дает заряд бодрости на ближайший короткий срок жизни в привычной нам обыденной жизни в городе. Хотя движение к цели — это и есть сама цель и не всегда важен конечный итог. Важен сам процесс. Поэтому для многих из нас Казбек это была не основная цель, а момент истины — пребывание в горах. Где мысли чисты и правильны, а сознание самого себя и процессов внутри себя становится очень глубоким, как будто в процессе длительной медитации. Именно это можно назвать отдыхом от суеты, и многим из нас дает силы и бодрость спасать работу с 9:00 до 18:00 и жить в привычной рутине больших городов пол года — год. Подобные чувства испытывают все, кто хоть раз бывал в горах больше 6 дней. Хотя многим уход от привычной реальности и привычного быта кажется диким, но их судить не будем J…

На спуске облака все больше и больше стали накрывать гору. Когда мы дошли к лагерю ее вовсе накрыло облаками и погода портилась. То есть чистого неба хватило ровно на восхождение Восхождение на Казбек, С. Осетия — июль 2012 … На вершине повстречали поляков и иранцев которые восходили со стороны Грузии. Надо сказать, что поток людей с Грузии на Казбек гораздо чаще.

Моим деспотичным решением был немедленный спуск группы после восхождения внизу на ночевки «у креста». Было тяжело заставлять свои кости и мышцы двигаться и собирать палатку, но руководитель был неумолим и всех подгонял))…Вскоре погода окончательно испортилась и пошел мелкий мокрый снег, ветер усилился. Но мы уже собраны и идем вниз на 3450. Еще раз принимаю всю прелесть и тепло ночевок на 3450. Ставим палатки. Уставшие, но довольные, за обедом, плавно перетекающим в ужин делимся впечатлениями о восхождении. Предвкушаем завтрашние теплые нарзанные ванны. Вечером с 18:00 пустился град-ливень, который шел всю ночь без остановки, что еще раз убедило всех в правильности быстрого спуска с п. ОЖД (4200).

на спуске с Казбека

ночевка 3450 м («У креста»)

долина р. Геналдон

8 день. Утро пасмурное. Неспешно собираемся и идем вниз. Местами осадки, но короткие. Очень скоро выходим на морену 2700–2800 у ОЖД, где мы оставили заброску еды и вещей. Перепаковались, идем вниз к переправе. Спуск с лед. Майли аккуратно по правому борту по морене и льду (на краю одеваем кошки). Переправа через реку Колка заняла в этот раз гораздо меньше времени, благодаря сглаженности и пониманию, которое выработалось в процессе совместного пребывания группы в горах на протяжении 8 дней. Плюс помогла заранее подготовленная страховка Брошевана Сергея (его группа шла немного впереди нас), поэтому мы просто обменялись веревками и продолжили переправу. А Брошеван спешил на нарзаны. Но очень скоро (40 минут) тепло верхних Геналдонских нарзанных ванн коснулось и наших уставших тел))). На ваннах стоял лагерь 3х приветливых осетинов, которые очень порадовались тому, что мы спустились с горы живы и здоровы. На ваннах принимаем решение, что после перекуса выдвигаемся вниз к с. Кармадон, так чтобы утром уже уезжать в Минеральные Воды, Владикавказ и т. п.

горец

переправа домой

теплые нарзанные ванны

На ваннах мне и ДенисКе пришлось за всю группу принять на свою печень и сердце кавказское гостеприимство в виде местных горячительных напитков, длинных тостов, осетинских пирогов, шурпы и национальных песен. Так же пришлось спасти от осетинского гостеприимства двух московским симпатичных альпинисток из Москвы: Аню и Наташу (которым ранее уже пришлось спасти палатку, которая стремительно оторвалась от рюкзака и улетела в один из кулуаров п. ОЖД). Что поделаешь, женщинам всегда тяжелее и им нужно по жизни помогать! Восхождение на Казбек, С. Осетия — июль 2012 . Это заняло какое-то время…Поэтому догнать группу нам не удалось, а встретились с ними мы уже к 23:00 в с. Кармадон Восхождение на Казбек, С. Осетия — июль 2012 . Кто-то ушел спать, а кто-то заждался нас. В общем вечером еще раз вкусный ужин и чай.

Утром машина заказана на 10:00. Собираемся не спеша и размеренно. Часть участников уехала рано утром, а часть еще вечером 8го дня.

Вот и заказанная ГАЗель. По пути заезжаем в город мертвых Даргавс в одноименном селе. (аланские склепы датировка которых, начиная V—VI вв. н. э.). С. Даргавс находится в долине р. Фиагдон, которая примечательная большим количеством памятников ранней христианской и дохристианской культуры: башни, поместья, склепы.

город мертвых — Даргавс

склепы Даргавса

сторожевая башня Даргавса

Дорога в Пятигорск-МинВоды заняла 6 часов.

«…Вот и окончился путь не короткий, нам расставаться пора…»

Спасибо команде «Экстрим Гид» за прекрасный отдых и незабываемое преключение http://tracking.org.ua/climbing/kazbek.html

Выводы и рекомендации:

восхождение на Казбек можно сравнить по автономности с восхождением на Белуху, последние три дня группа в полном режиме автономной работы в отсутствии устойчивой мобильной связи, приютов, назойливых отдыхающих в рамках экскурсий и пр. Где только ты и гора… Групп восходителей очень много с Грузии и практически нет с Осетии, точнее их мало. Подход под ледник 1–1,5 дня и еще 1–1,5 дня к БЛ перед восхождением (4150 м у п. ОЖД). В целом рюкзак не тяжелый и акклиматизация проходит в очень щадящем режиме, несмотря на необходимость ходить с рюкзаком на высоте более 3500. При желании можно организовать заброску на ишаках и лошадях до ледника Майли. Техническая сложность восхождения не выше чем на Эльбрус, но требует в любом случае от участников наличия опыта автономных походов 6–7 дней в горах в целях понимания таких процессов как бивак и вода из ручья, переноски груза на длинные расстояния, движения по каменистой тропе, разрушенным простым скалам, сложные метеоусловия. Программу можно расширить осмотром культурных достопримечательностей в долине р. Фиагдон. Приятная мелочь на маршруте теплые нарзанные источники. Так же высота и акклиматизация на 5033 м — Казбек переносится организмом легче чем 5642 м — Эльбрус и стоит рекомендовать как первый пятитысячник именного Казбек. В целом рекомендуемая длительность программы 8–9 дней. Стоит учесть, что бюджет поездки на Казбек с Севера меньше чем на Казбек из Грузии. Единственный недостаток это то, что гора находится погранзоне и если идти с Севера, то оформление пропусков для иностранцев 40–60 дней, а для граждан РФ 14–30 дней. Но при желании можно заранее выслать документы, а там уже по ситуации смотреть получится участвовать или нет.

Удачных восхождений и новых вершин!!!