Турист Елена Семенова (songfox)
Елена Семенова
была 19 ноября 2016 19:28

Тутаев — Россия Май 2013

Позвольте пригласить вас в небольшое, но увлекательное путешествие по старинному русскому городу Романову-Борисоглебску. Сегодня город носит имя Ильи Павловича Тутаева, красноармейца погибшего в 1918 году во время подавления Ярославского мятежа. Город является одним из 12-ти городов, входящих в Золотое кольцо России.
Также Тутаев является центром муниципального района Ярославской области, расположен по обоим берегам реки Волга, в память об истории города левобережная часть носит название Романовской стороны, а правобережная — Борисоглебской.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Тутаев расположен на дороге федерального значения, между крупнейшими центрами Ярославской области — Ярославлем и Рыбинском. Добраться сюда можно либо на автомобиле из Москвы около 300 км и 5 часов в пути; на прямом автобусе с Щелковского вокзала города Москвы в пути 7,5 часов; на поезде до станции Ярославль — Главный 4 часа, оттуда на 500 маршрутке до Тутаева 1 час пути. Посетить все достопримечательности за один день впринципе реально. Но если вы увлечены историей, или же цель вашей поездки паломничество, я бы рекомендовала там задержаться на пару дней.

Вне зависимости от транспорта на котором вы добрались до Тутаева рекомендую вам следующий маршрут.
Город небольшой, в правобережной части города всего 3 сфетофора. Спросив у любого горожанина, где находится ТЦ Романов и главный светофор, вы получите подробный ответ. Наше путешествие начнется именно отсюда. Чтобы увидеть первую, и самую главную достопримечательность города Воскресенский собор, пройти нужно будет пару километров по улице Моторостроителей, которая плавно перейдет в ул. Соборная. Если вам не хочется идти пешком, вы можете передвигаться по городу на такси, стоимость одной поездки 40 рублей. Также, если вы проголодались, на пути к собору вам встретиться кафе Сердолик, которое находится в Детском парке. Цены здесь более чем приемлемые, порция салата например стоит 70 рублей Адрес: г. Тутаев, ул. Соборная, 40, тел. (48533) 2-22-42. В парке есть немного атракционов и площадка для катания на роликах. На пересечении с улицей луначарского вы найдете пару магазинов, в одном продаются старинные монеты, иконы, и антиквариат, в другом различная церковная утварь.

И вот наконец перед нами величественный Воскресенский собор 1652—1678 гг.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Собор громаден сам по себе, он обнесен каменной стеной с красивыми воротами, а рядом стоит чуть накренившаяся, украшенная каменными узорами, колокольня. На месте собора, с начала 16-го века стояла деревянная, с пятью куполами, церковь Бориса и Глеба, давшая название всей слободе. В 1652 году ее заменили на каменную шатровую церковь с трапезной и двумя приделами того же имени. Сюда постоянно приезжают российские космонавты. Здесь они венчаются и принимают крещение. Храм принимает верующих зимой в зимнем храме, летом — в летнем храме. Так что в зависимости от времени посещения зависит то, с каким храмом вы ознакомитесь. В любом случае вы увидите главную святыню земли Романовской — образ Спаса Всемилостивого XV века. Эта икона поражает своим огромным размером, примерно 3 на 4 метра. В каком бы из храмов она не находилась, каждый приезжающий в Тутаев имеет уникальную возможность пролезть в специальное отверстие под этой иконой. Считается что после этого все грехи прощаются, а болезни вылечиваются. Все болшие церковные праздники образ носят по улицам города в сопровождении отряда ГИБДД и толпы верующих. Все фрески в храме в идеальном состоянии, иконостас потрясает своей красотой.

Во время двух посещений Тутаева в Воскресенском соборе вел богослужение Патриарх Алексий II, который назвал собор «величественным, благолепным». Осенью 2010 года Воскресенский собор посетил Патриарх Кирилл.
Адрес: г. Тутаев, Тутаев, ул. Соборная, 13а
телефон: (48533) 2-13-64
GPS-координаты: N057 52.473, E039 31.620

Сразу за Воскресенским собором вы обнаружите большую лестницу, которая ведет на набережную. Лестница постороена недавно, ночью она подсвечивается, теперь это место для влюбленных, откуда открыается потрясающая панорама на левобережье. Сам город расположен на 7 холмах, с этого места это четко просматривается. Спустившсь на набережную предлагаю вам определиться с выбором транспорта переправы на левый берег. Если вы на автомобиле, добро пожаловать на паром.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Ходит он каждые 40 минут, переправа займет около 30 минут и влетит в копеечку. Вы можете оставить автомобиль у переправы, там есть крошечная парковка для таксистов. Я вам рекомендую воспользоваться лодкой. Недалеко от пристани стоят несколько моторных лодок, которые каждые 5 минут курсируют между берегами. Посадка в лодку 3 человека, стоимость переправы на каждого 25 рублей. В пути 2 минуты, ширина Волги в этих местах всего 800 метров. Это доставит вам массу положительных эмоций. Если вы путешествуете зимой, у вас нет другого выбора, кроме как прогуляться через замерзшую Волгу пешком. Толщина льда в этих местах обычно большая, поэтому автомобили спокойно ездят туда-обратно.

Как только вы очутились на левом берегу, вас тут же встречает у подножия Волги красивейшая Церковь Казанской иконы Божией Матери и Спаса Преображения.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

В храме регулярно проводятся службы священниками Тутаевского благочинного округа, а также ежегодные крестные ходы с чудотворным списком Казанской-Ярославской иконы Божией Матери. Востанавливается храм давно и весьма успешно. А вот легнда строительства церкви. Все началось через три года после взятия г. Казани, т. е. в 1555 году. Житель города Романова (так назывался ранее Тутаев) по имени Герасим сидел не берегу Волги в районе города Казани. И случилась страшная гроза, с громом и молнией. И сквозь этот гром он услышал голос Богородицы, обращенный к нему. Богородица поведала ему о чудотворной иконе, находящейся в городе и велела везти ее в родной город и построить храм, на берегу реки, на том мете, где в земле схоронены три каменных креста — один вверху, два других чуть ниже. — Как же я узнаю ту самую чудотворную икону? — спросил Герасим. И в тот же самый миг почувствовал он, как правая рука его онемела и полностью потеряла всякую чувствительность. По окончанию грозы, пошел Герасим в город Казань, как было ему велено Богородицей и долго ходил по городу, всматриваясь в иконы и пытаясь отыскать ту самую, чудотворную. Долго ходил Герасим в своих поисках, пока однажды не коснулся онемевшей рукой одной из икон с ликом Богородицы. И в тот же момент рука его ожила, и понял он, что поиск его завершен. Герасим вернулся в родной город с иконой и стал рассказывать людям о своем ведение, о своем чудесном исцелении и о храме, который нужно возвести в честь Казанской иконы Богородицы. Он описал место на Волге, как сказал ему святой голос и о приметах, которые укажут на правильный выбор. В то время на месте нынешней церкви стояла на берегу Волги деревянный собор в честь Николая Чудотворца — покровителя путешественников и купцов, которые в большом количестве проплывали по реке по своим торговым делам и молились святому. Деревянный собор обветшал и начал разрушаться и было принято решение на его месте возмести новый — каменный. Когда церковь снесли и начали строить фундамент для новой церкви, то наткнулись на каменный крест, похожий на те, что находили в районе Киева — оставленные по преданию самим Андреем Первозванным. Тогда-то и вспомнили люди о рассказе Герасима! Стали копать чуть ниже и нашли еще 2 таких же каменных креста. С того момента все уверовали в рассказ своего соотечественника и всем миром взялись сооружаться новый храм. Решено было для укрепления фундамента привезти большие каменные валуны. Помогали все проходящие торговые суда. И когда наконец-то валун был доставлен, совершили молебен, как это было принято при закладке храма. Каково же было удивление людей, когда следующим утром они увидели, что гигантский камень изменил свое расположение, будто указывая точное место! Но церковь не была построена… Пришли смутные времена смены царей и династий, во время которых бесследно исчезла та самая Казанская чудотворная икона. Все, чем владеем мы ныне, есть лишь список со святой иконы. Лишь в 1758 строительство церкви возобновилось. Просуществовала церковь до 1931 года, когда новые власти России решили, что сие здание нужнее мирским делам нежели духовным. В разное время в здании церкви были лодочная станция, жилые квартиры и даже пивоваренный завод. Лишь в 1997 году разоренное здание было передано православной церкви. Фрески нижнего храма полностью утрачены, а наверху в галереях чудом сохранились древние росписи, которые будут восстанавливаться силами современных художников. На что уже получено благословение Архиепископа Ярославского и Ростовского. Есть еще одна легенда о церкви… Будто ведет к ней подземный ход с противоположного берега Волги, по которому люди спасались в древние времена от татарских набегов. Причем по рассказам очевидцев (ныне живущих жителей Тутаева), по этому ходу они будучи детьми лазали тайком от родителей. И ширина прохода была такой, что можно было повозку с лошадью провести… Где сей ход сейчас, и был ли он, нетрудно установить с помощью современного оборудования. Но видимо никто не хочет разрушать красивую легенду… Пусть живет она в наших умах, как живет прекрасный Казанский-Преображенский храм.
Адрес: г. Тутаев, Романовская сторона, ул. Волжанская наб.;
GPS-координаты: N057 52.833, E039 32.237.

Двумя кварталами выше (от Казанской), на пересечении ул. Толбухина и ул. Казанская стоит небольшая церковь св. Тихона (1911), утопленная в частной застройке.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Храм возведен на личные средства старообрядцев города Романова-Борисоглебска, в числе которых были известные местные купеческие фамилии. Храм одноэтажный, но просторный и светлый, с большими окнами. В 1936 году храм был закрыт, и в нем длительное время находился Тутаевский архив. Путеводители обычно о ней не говорят, поскольку церковь поздняя. Однако, выглядит она живописнее и старше своих лет. Принадлежит староверам.
GPS-координаты: N57.88497 E39.55103

Дальнейший наш путь будет лежать по старинным улочкам.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Теперь вам решать, что вы хотите посмотреть в первую очередь, все соборы левобережья, или крошечный центр. Поскольку церкви разбросаны друг от друг, путешествие от крайней на западе до крайней на востоке займет 3 часа. Что же стоит посмотреть в центре. Вас немного повеселит памятник Ленину, некоторые надписи на магазинах.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Ну, а заинтересовать вас может здание Банка, в котором на сегодняшний день располагается Музей провинциального банка и быта провинциальной буржуазии и принадлежит Банку России, в нем постоянно действуют три экспозиции «Романовская овца», «Романовские баранки» и «романовский гвоздь».

Адрес: г. Тутаев, ул. Ленина, д. 59, тел. (48533) 3-05-11; N57.88320 E39.54388
Режим работы: с 10.00 до 16.00, кроме понедельника

Также симпатично выглядит Тутаевская пожарная каланча, которая попала в кадр в фильме Леонида Гайдая «12 стульев».

Вообще левобережный центр переносит нас в советское прошлое, одно здание кинотеатра чего стоит. Такое теперь мало где встретишь.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Продолжаем путешествие по улице Ушакова на восток относительно центра города к Леонтьевской церкви и Крестовоздвиженскому храму. Вам предстоит пройти по небольшому мостику, постороенному в 18 веке.

Первым на пути будет Собор Воздвижения Креста Господня.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Храм Воздвижения Креста Господня был построен середине XVII века, около 1658 года, на месте прежнего, возведенного в древнем кремле города Романова. Так, около 1283 г., после «соборного советования», по свидетельству Супоневской летописи, была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня на левом берегу реки, «супротив Борисоглебской стороны». По преданию, первостроителем кремля был угличский князь благоверный Роман Владимирович Святой (1261—1285 гг.).

Первоначально соборный храм был деревянным, как и окружавшие его стены кремля. Высокий земляной вал с двух сторон, крутые берега Волги и прилегающего оврага, надвратные и угловые башни составляли мощь крепости, защищали собор. При ростовском митрополите Ионе Сысоевиче (1652—1691 гг.) в Романове начинается возведение каменного собора. К 1658 году он имел 2 каменных шатра, шатровую колокольню, паперть и 2 придела: Введения во храм Пресвятой Богородицы и в честь Смоленской иконы Богоматери. Царь Алексей Михайлович жалует для проведения работ 100 рублей и список Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы для храма. Роспись собора происходила в два приема. Сначала была расписана паперть в начале 1650-х годов артелью костромских иконописцев под руководством Василия Ильина и участии Гурия Никитина и Сергия Рожкова. Роспись главного храма выполнена уже в 1676 году костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным, названным одним из исследователей «последним великим художником Древней Руси». Так создавалось «Золотое кольцо» России. Перед закрытием храма в 1930 году в списках прихожан значились самые старинные и уважаемые фамилии города. Для закрытия храма у власти был веский аргумент — община не смогла собрать денег на срочный ремонт храма, и его закрыли. Ныне храм отреставрирован, существует община, проводятся регулярные богослужения.
Адрес: г. Тутаев, ул 1-я Овражья
GPS-координаты: N057 52.670, E039 32.833

Рядом с Крстовоздвиженским собором находится единственное сохранившийся поместье Музей-усадьба дворян Зацепиных.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Усадебный дом нач. XIX века на берегу Волги. Можно ознакомиться с воссозданными дворянскими интерьерами, на территории овчарня с романовскими овцами. В усадьбе действует гостиница, автостоянка на территории.
Адрес: г. Тутаев, ул. Крестовоздвиженская, д.45 тел.: 8-920-109-11-25
GPS-координаты: N057 52.646, E039 32.639
Далее на пути следования будет небольшой парк с памятником погибшим.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Стоя спиной к Волге — направо от крепости, вы увидите стоящую на широком лугу церковь Вознесения, или Леонтьевскую (1795).

Построена стараниями некоего купца при помощи прихожан. Паперть в ложнорусском духе добавили в 1810 году. Второе имя церкви — от имени луга, который в народе искони называется Леонтьевка. Некогда на лугу стоял деревянный храм Леонтия Ростовского, который, по-видимому, сожгли поляки. Именно в этом храме находилась икона Параскевы Пятницы, которая ослепила поляков, когда те хотели ее осквернить. Возможно, этот храм Леонтия Ростовского — самый древний в Романове, он появился, быть может, еще до построения крепости. Дело в том, что Леонтий (родившийся в Константинополе, «окончивший курс» Печерского монастыря в Киеве, и погибший от рук язычников в 1073 году) почитался как креститель Ростовской земли и как борец с местным язычеством. Поэтому закономерно было бы думать, что этот храм поставили тогда, когда крестили местное население. А это могло случиться в 11–12 вв.
По материалам сайта http://archeologia.narod.ru
Адрес: г. Тутаев, ул Леонтьевская (Воровского)
GPS-координаты:N057 52.454, E039 33.299

Теперь мы идем в обратную сторону по все той же улице Ушакова в сторону Покровской церкви.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Чуть недоходя до нее, слева по ходу движения ваше внимание привлечет еще один прекрасный храм, Спасо-Архангельская церковь.

Она возведена в 1746 году вместо двух деревянных церквей, сгоревших, надо полагать, в Смуту или несколько позднее. Перестройки 1830 года ее почти не испортили. В 1854 г. церковь была передана единоверцам, которые ее переосвятили. На колокольне церкви находился старинный колокол нач. XVII в., отлитый в Голландии мастером Яковом Нотеманом. В храме находилась чтимая икона Спаса Вседержителя больших размеров, подобная иконе Христа Спасителя в Воскресенском соборе города.
г. Тутаев, ул. Архангельская
GPS-координаты: N57.88333 E39.53112

И вот перед нами Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Церковь Покрова — самое древнее сооружение в Романове (1654 год). Церковь некогда была главной в Новопокровском мужском монастыре. Монастырь упоминается с 1674 года, а возник, надо полагать, несколько ранее. В 1771 году, во время церковной реформы, его упразднили. Монастырь имел деревянные стены, возле которых примерно с 17-го века проходил городской торг: эта традиция умерла буквально несколько десятилетий назад. Именно в этом храме находится знаменитая икона «Богородица прибавление ума», которой молятся на предмет усиления интеллектуальных способностей. В храме, как говорят, сохранились фрески 17-го столетия. Храм действует и сегодня. Гуляя вокруг него, стоит обратить внимание на колокольню, которая довольно щедро украшена изразцами 17-го столетия. Таких много в Ярославле, но почти нет в Тутаеве. Исследователи связывают любовь к изразцам с восточной (бухарской) модой, которую узнали ярославские купцы в своих зарубежных скитаниях. Безусловно, крестившиеся ногайцы должны были проявлять, как люди восточные, любовь к изразцам. Но церкви, построенные в 18-м столетии, когда ногайцев уже выгнали, нарочито лишены поливного декора, вероятно, в пику все тем же ненавистным ногаям. А вот на этой церкви поливной декор есть. Остается заключить, что она была центральным собором для крещеных ногайцев, а вокруг нее, быть может, располагался их посад. Мечеть, наверное, стояла где-то недалеко, но не совсем уж рядом. Сегодня от старой застройки именно этого района ничего не сохранилось. Более того, церковь стоит вкось от линии улиц, что говорит о том, что район был в корне перепланирован.
По материалам сайта http://archeologia.narod.ru
г. Тутаев, Романовская сторона, ул. Покровская (Кооперативная)
GPS-координаты: N057 53.226, E039 31.902

Сразу за Покровской Церковью есть небольшой овраг, пройдя через который вы увидите Церковь Троицы Живоначальной («на погосте»), возведенная в 1783 году на месте деревянного храма.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Это — кладбищенская церковь. Остатки старых, 19-го столетия, часовен и надгробий, иногда с очень трогательными надписями, сохранились тут и там. Церковь медленно реставрируется, но войти в нее все-таки можно зайти, поскольку запор сломан. Внутри кое-где по стенам внимательный глаз замечает очень неплохие фрески, да в полу — яму от склепа. Кто удостоился чести быть похороненным прямо в храме, неведомо. Советские путеводители упоминали об этом храме неизменно презрительно, но именно он составляет главную часть панорамы Романова, если глядеть от Борисоглебска.
По материалам сайта http://archeologia.narod.ru
Рядом с церковью расположена Часовня — склеп семьи романовского нотариуса В. Ф. Маслока.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

На этом осмотр достопримечательностей левобережья заканчивается, но чтобы в полной мере вкусить красоту обоих берегов, спуститесь вниз по улице Полевой к Волге мимо старинных надгробий близ Троицкой церкви, и пройдитесь босиком по берегу до переправы.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Если же вы решили остаться в гостинице, попробуйте остановиться в доме творчества «Романово». здесь вас ждут комнаты в деревенском доме, баня.
Адрес: г. Тутаев, левая сторона (Романово), Покровская пл., д.8, тел. (903) 826-51-10, (901) 485-74-22

Покушать на левобережье в кафе вам не удасться, здесь просто не существует ни одного питейного заведения.
Оказавшись на правом берегу, пешком от переправы вас будет ждать крутой подъем по улице Кирова. Оказавшись на верху вы можете посетить Парк Советского периода.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Построен он недавно на месте сквера, где стоит памятник И. П. Тутаеву. Знакомые с детства бюсты вождей, статуи пионеров с горнами и барабанами и т. п. ностальгические предметы. На территории действует музей ретроавтомобилей.
Адрес: г. Тутаев, ул. Романовская (Кирова), д.16
GPS-координаты: N057 52.214, E039 31.834

Рядом находится гостиница Ярославия. Вам предложат номера разной степени комфортности, кафе, стоянка.
Адрес: г. Тутаев, ул. Луначарского, д. 40-Б, тел. (48533) 2-17-76, 2-12-46.

Оставив вещи в номере, прогуляйтесь на главную площадь города Юбилейную. Здесь вы найдете небольшую аллею воинской славы и памятник маршалу Толбухину.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Бюст-памятник, демонтирован болгарскими властями в начале 90-х годов. В 2000 году ярославцы перевезли и установили в Тутаеве памятник маршалу Толбухину из Болгарии, где он находился в плачевном состоянии. Памятник Ф. И. Толбухину удачно вписался в широкое пространство Юбилейной площади города Тутаева. Герой Советского Союза маршал Федор Иванович Толбухин родился в 1894 году в деревне Андроники Романово-Борисоглебского уезда. Во время Великой Отечественной войны Ф. И. Толбухин командовал одной из армий в Сталинградской битве, затем войсками 3-го и 4-го Украинских фронтов. За выдающиеся заслуги награжден орденом «Победа», двумя орденами Ленина, тремя Красного Знамени и многими другими. Каждый год в день Великой Победы на Юбилейной площади проходят торжества, к монументу приходят возложить цветы и поклониться памяти советских воинов сотни тутаевцев.

В здании Дома культуры, что позади памятника находится ресторан «Славянский бар», кухня здесь очень вкусная. Заведение принимает туристические группы на обед. Адрес: Тутаев, ул. Шитова, д.25, Тел. :+7 (48533) 2-10-10

Недалеко находится еще одна Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, 1660 г.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Летний (холодный) храм имеет вид квадрата 15×15 аршин (11×11 м.) с толщиною стен 130 см и высотою в 12 аршин. Перекрытие свода коробовое, с рядом кокошников по наружной поверхности, бесстолпное, в отличие от всех остальных храмов города. Подобные бесстолпные храмы традиционны для московской архитектуры XVII столетия. Ещё одним примером такой архитектуры является Богоявленская церковь в Ярославле. Особого чтимая икона Благовещенской церкви — чудотворная Донская икона Божией Матери, с изображением вокруг неё Богородичного акафиста, 1771 г. В 1830 году, в благодарность за избавление от эпидемии холеры.

Приход Благовещенской церкви составляли жители села Ново-Благовещенского, Ямской слободы, Борисоглебска, а также деревень Антоновской, Митинской, Мартынове, Осиновца, Рыково. Всего на период 1914 года значилось около пятисот прихожан.

В 1874 году в приходе Благовещенской церкви была открыта «общественная начальная городская школа». В ней обучались как мальчики, так и девочки. В октябре 1914 года открыли еще одну школу, смешанную. При Советской власти Благовещенская церковь была отдана «на позор и разграбление» одной из первых. Официальная дата закрытия — 21 ноября 1929 года. По состоянию на весну 1931 года она являлась клубом им. Сталина. Ценности реквизировали (сразу, ещё до закрытия), иконы частью передали в Воскресенский собор (чудотворная Донская икона Божией Матери, икона Благовещения Пресвятой Богородицы и образ святителя Алексия) , частью уничтожили, колокола сбросили, паству разогнали. Звонница и придел разрушены и разобраны на кирпич, остался лишь храм-четверик.

Клуб просуществовал недолго и в здании церкви устроили пекарню, которая работала до большого пожара 1949 года, когда взорвались бочки с маслом на складе, и церковь серьёзно пострадала. Стены пытались разбирать на кирпичи, но крепость кладки сделать этого не позволила. Алтарную часть и южный придел, тем не менее, разрушили, а звонницу свалили тракторами. Вид церковь с тех пор и до недавнего прошлого имела удручающий, но, слава Богу, окончательно не разрушилась. Дважды, в 70-х и 80-х годах, Благовещенский храм пытались начать реставрировать, как памятник архитектуры уже, но бросали, едва начав. В середине 90-х годов храм был передан, наконец, Епархии и в нём начались восстановительные работы.

В 2000 году в храме был зарегистрирован приход и сооружён временный алтарь. В престольный праздник святителя Алексия (25 февраля 2001 года) состоялась первая Литургия. С тех пор в церкви на постоянной основе совершаются воскресные и праздничные богослужения.

В храме произведено множество вычинок, по периметру восстановлен ряд кокошников, покрыта крыша, воссоздан главный купола храма.

Главный престольный праздник Благовещенского храма — Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля (по новому стилю).
Адрес: 152300, г. Тутаев, ул. Благовещенская, д. 11а
Проезд: при въезде в город со стороны Ярославля на развилке уходите вправо, проезжаете 500 метров, увидите указатель на белом фоне «Благовещенская церковь». На этом указателе поворачиваете направо, проезжаете прямо 300 метров и Вы у церкви.

Еще одна, совсем новая церковь построена в 2011 году и носит название Церковь Вениамина, епископа Романовского. Сейчас ведутся работы над внутренним убранством.

Золотое кольцо России - мало известная глубинка Тутаев

Адрес: г. Тутаев, ул. Моторостроителей, 74.

Если церковь Вениамина ваша финальная точка в посещении города Тутаева, то находясь в центре города вы можете перекусить на дорожку. Один из лучших в городе ресторан «Мясной двор» порадует вас довольно обширным меню и приемлемыми ценами. Адрес: г. Тутаев, проспект 50-летия Победы, 20а, тел. (48533) 2-58-62, 2-55-21, 2-51-51

Вы не останетесь рабнодушными к этому маленькому провинциальному городку. Добро пожаловать в ТУТАЕВ!