Турист Ольга Бондарева (Olygam)
Ольга Бондарева
была 24 сентября 2019 19:03

Губкин — Россия Май 2013

Малую родину, как говорится, не выбирают. Я родилась и выросла в городе, далеком от протоптанных туристических дорог, русской старины и архитектурных достопримечательностей. Немудрено, ведь по официальным данным ему всего 73 года. Совсем недавно он начал делать первые робкие шаги в сфере туризма. Надеюсь, мой путеводитель внесет свою лепту в рост его популярности и прибытие новых гостей. Итак, представляю вам Губкин, горняцкий город в Белгородской области.

Дорожный кульбит, поезда, вокзалы…

В железнодорожном плане Губкин мой немного напоминает провинциальный городок из фильма «Безымянная звезда» с Косталевским в главной роли, где все жители в нетерпеливом ожидании новых впечатлений встречали на вокзале единственный дизель-поезд, спешащий в Бухарест. Единственный же проходящий через наш город пассажирский поезд дальнего следования № 058 В, следует в Москву из Старого Оскола. Ну и обратно, естественно. Расстояние от Москвы до Губкина — 600 км.

Мы, конечно, перед прибытием поезда не толпимся всем городом на перроне. Ну, хотя бы потому что расположена наша небольшая станция в промышленной зоне в стороне от центра города.

Губкин — Лоро парк на краю карьера

А еще нет в нашей местности, пожалуй, взрослого человека, который был хоть раз не доехал на нем до столицы. В советские времена ездили за апельсинами, обоями и вещами. Сегодня, в основном студенты с родительскими сумками и отпускники, штурмуют вагоны те пять минут, что длится остановка. Поезд фирменный, очень комфортный. Немного я так встречала на наших просторах, а езжу частенько…

Гостей же наша станция встречает табличкой с исторической справкой о строительстве железной дороги в годы войны:

Губкин — Лоро парк на краю карьера

Эта надпись словно ориентирует на одно из главных направлений монументальной архитектуры в городе — патриотическое, поскольку, повторюсь, с древностями у нас туго.

Вторая достопримечательность в этом месте — крытый переход через железнодорожные пути, который своей массивностью затмевает скромную станцию.

Губкин — Лоро парк на краю карьера

Зачем же, спросите, столько рельсов-шпал, если один поезд ходит?

А это второй пункт достопримечательностей из того перечня, что достойны внимания. В городе добывают железную руду, и мчат грузовые груженые поезда окатыши и брикеты сотнями вагонов в дальние страны, чтобы потом стать (надеюсь) «тойотами», «БМВ» или другой менее именитой техникой. Но об этом чуть позже. Пока вернемся к делам дорожным.

От вокзала в центр города добираться на автобусах № 3 и 8.

По желанию можно приехать к нам на автобусах из Белгорода, Воронежа, Курска (около 2 часов в пути). На въезде в город на автостраде вас встретит такой благославляющий знак «Господи! Спаси град сей и люди твоя».

Губкин — Лоро парк на краю карьера

Дорога, кстати, ведущая от Белгорода до нас преотличнейшая.

От губкинской автостанции (она недалеко от ж/д вокзала) в центр опять же доезжаем на автобусах № 3, 8, 5, 23.

Альтернатива — такси, которое домчит вас за 10 минут до самой дальней точки новостроек. Оно у нас относительно недорогое — 100–120 рублей.

Отвлекусь и опишу один веселый случай, связанный с губкинским такси.

Один наш приятель прибыл в Губкин из Москвы через Белгород. Сел у автостанции в разбитый «жигуль» с шашечками рядом с водителем, увидел на бардачке портрет Пушкина и иронично спросил: «А это кто?». Водитель от возмущения чуть в столб не врезался и воскликнул: «Это же великий русский поэт — Александр Сергеевич Пушкин!» И всю дорогу, пока вез товарища, читал ему наизусть отрывки из «Руслана и Людмилы». Гость прибыл к нам совершенно потрясенный и не переставал повторять «Ну если у вас таксисты такие, то что же от остальных ждать!». На самом деле такой таксист у нас один, известная в городе личность, так что если вам повезет и вы подсядете именно к нему, то сможете по пути насладиться бессмертным творчеством Пушкина, поскольку знает водитель из него наизусть практически все.

Тенерифе? Почти!

Такое впечатление, что город наш строили не архитекторы, а режиссеры. Потому что открывается он актами, отделениями. Прошел один отрезок — одна тема обозначилась, за угол завернул — там совсем другая картинка.

Вот, например, на въезде в город от вокзалов открывается прекрасный вид на пруд, парк.

Губкин — Лоро парк на краю карьера

По пруду плывут лодочки и кораблик — точная копия ботика Петра I из его потешного флота под названием «Святитель Николай». Ботик этот — подарок городу участников клуба «Рафт», которые сплавляются на плотах по близлежащим рекам. Все они люди взрослые, серьезные, ботик сделали самостоятельно. Обслуживающим персоналам там матросы, переодетые в форму 18 века, которые с удовольствием с вами сфотографируются. Парк и пруд не новые, заложены были при помещиках Коробковых в XIX веке, которые жили здесь до революции, когда город наш еще не был городом, а селом Коробково. Долго эта зона отдыха была запущена, но сейчас, на радость горожанам, реконструирована, парк благоустроен, пруд почищен. Имя основателя парка носит причал.

В верхней части парка сохранился дом помещика, тоже реконструированный. Сейчас в нем находится детский православный досуговый центр.

А рядом восхитительный, легкий и ажурный Храм апостола Иакова брата Господня. Храм тоже новый, построен на месте церкви 1882 года, уничтоженной в лихие 30-е годы. Главная святыня храма — икона св. Спиридона Тримифутского.

Губкин — Лоро парк на краю карьера

После пруда дорога идет немного на подъем и вот тут буквально все гости приходят в изумление — под раскидистыми ивами шагает семейка слоников. Ну точь в точь как на Тенерифе в Лоро парке.

Только там слоны сделаны в технике топиари-художественной стрижки кустов. А наши — из проволочного каркаса, в который потом плотно набивается земля и в нее высаживаются тысячи ростков седума — мохнатой такой травки.

Губкин — Лоро парк на краю карьера

История появления слоников опять же связана с Канарами. В конце 90-х делегация руководителей Губкина побывала на Тенерифе. Была среди них и директор тогдашнего «Зеленстроя», которая, вернувшись в родной город, голову сломала над тем, как повторить тенерифское чудо озеленения. И придумала-таки. Сначала появились слоники, потом медведь, летящие по воздуху птицы, газели, журавли и многое-многое другое.

Опять же вспомнился смешной случай на эту тему. В 2000 году, кажется на ВДНХ, проходила одна из первых выставок по ландшафтному дизайну, куда наши привезли одного из своих слонов. Представляете, какой это труд, довезти в целости и сохранности такую хрупкую махину. Так вот на выставке к озеленителям подошел мужик, из тех что в малиновых пиджаках и, показывая на слоника, сказал: «Даю 30 штук за зверя». Наши руками замахали, что вы, это ж такая работа, хотя бы за сорок. В общем, не договорились. Оказывается, новый русский говорил о долларах, а мы-то такими деньгами никогда ничего не мерили. Провинция, короче.

Озеленители наши одними из первых в стране начали создавать зеленые скульптуры и уже в 2000 и 2001 году, во многом благодаря их произведениям, город наш признавался самым благоустроенным городом России среди малых городов. Поэтому тема озеленения во время экскурсии по городу будет возникать не единожды. Выше слоников павлин-мавлин. Каждый год он меняет оперение на хвосте.

Губкин — Лоро парк на краю карьера

В 50 метрах от зеленых скульптур небольшой сквер и памятник ученому-геологу, в честь которого назван город — Ивану Михайловичу Губкину (1871–1939). Это один из самых «густонаселенных» памятниками райончик, потому что еще буквально в 50 метрах от бюста Губкина находится памятник воинам-афганцам украинского скульптора Николая Выпирайленко. 290 парней из Губкина и Губкинского района выполняли свой воинский долг в Афганистане. На мемориальных плитах высечено 17 имен губкинцев, погибших на этой войне.

А рядом камень в память о последствиях катастрофы на Чернобыльской АЭС.

А теперь — на улицу Мира, на центральную площадь, которая пролегла между несколькими скверами. Как обычно, в центре «дедушка Ленин» в окружении голубых елей.

Губкин — Лоро парк на краю карьера

И картинка из жизни этого района, построенного в конце 50-х годов прошлого теперь уже века.

Перед площадью здание Дворца культуры «Форум».

Один из скверов за ним называется Сквером шахтерской славы.

Губкин — Лоро парк на краю карьера

Люди шахтерской профессии действительно составляют гордость нашего города. Первая шахта была заложена в 1931 году, в войну она была затоплена. В сквере находится небольшая экпозиция, дающая понять, что такое горная выработка, шахтные электровозы и так далее.

Теперь еще к сооружению из другого разряда.

Спортивный комплекс «Горняк» (Спортивный проезд, 3, http://skgornyak.umi.ru/?path=&&umi_authorization) вмешает в себя футбольное поле, крытый легкоатлетический манеж, зал тренажеров, тир, баню-сауну, гостиницу. Красота и снаружи и внутри.

Губкин — Лоро парк на краю карьера

Дальше наш путь лежит в микрорайон новостроек — Журавлики. Отмечу, что два «птичьих» названия — лебеди и журавлики — вам будут встречаться ни раз. Говорят, это слово «лебеди» (так называлась деревенька поблизости) наследие монголо-татарского ига. А вот «журавли» остались от названия лесного урочища — Журавушка, которое вырубили для того, чтобы построить одноименный район. Вот так у нас бывает. Но все равно, спасибо предкам хотя бы за название. В городе Старом Осколе, например, который от нас всего в 25 км, течет река под названием, простите, Убля. Ну что они там такое творили, что реки у них так назывались?

Символ района — зеленые журавли.

Губкин — Лоро парк на краю карьера

В микрорайоне Журавлики на улице Королева расположен парк каруселей под сказочным названием «Чудо-Юдо-град». Он появился у нас еще в 90-е, когда народ слыхать не слыхивал ни про какие парки авентуры. Ехали к нам на модные итальянские карусели со всего света. Сейчас, конечно, поток детишек из других городов уменьшился, но парк не пустует.

Напротив парка — памятник Александру Сергеевичу. Ну популярен у нас, что не говори)))

Еще один популярный объект — ледовая арена «Кристалл» (ул. Королева, 30; http://ds-kristall.ru). Помимо льда, где можно задешево арендовать коньки, в нем тоже есть тренажерные, хореографические и прочие залы, баня-сауна.

Губкин — Лоро парк на краю карьера

За спорткомплексом сверкают золотые купола Спасо-Преображенского собора (ул. Преображенская, http://spsobor.ru/), куда мы и направимся. И заслуживает этот храм того, чтобы посвятить ему отдельную главу.

Спасо-Преображенский собор

Губкин — Лоро парк на краю карьера

Фото храма на всех буклетах и открытках — визитная карточка города. И вполне заслуженно. Собор — второй по величине в России после храма Христа Спасителя.
Идея его строительства принадлежит руководству и администрации ОАО «Лебединский ГОК». Строился собор с января 1993 года до августа 1996 года. В создании ансамбля Спасо — Преображенского собора приняли участие российские, украинские, белорусские, чешские и греческие специалисты. 26 сентября 1996 года его освящал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Кроме того, в открытии собора принял участие Б. Н. Ельцин, о чем свидетельствует заложенный в стену кирпич.

Спасо — Преображенский собор — пятипрестольный. Он включает в себя главный алтарь Спаса Преображения, два придела — во имя священномученика Онуфрия, архиепископа Старооскольского, и в честь Песчанской иконы Божией Матери (в верхнем храме), придел во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших (в крестильном храме), и алтарь во имя Святителя Анатолия, Патриарха Константинопольского (в нижнем храме).
Для колокольни собора голландской королевской фирмой «Петит и Фритцен» изготовлены 11 колоколов, самый большой из которых весит 6,2 т, самый маленький — 10 кг.
Слева от главного алтаря находится особо почитаемая икона Божией Матери «Помощь в родах». Она освящена в Новгороде в XVII веке. Каждое воскресение перед этой иконой совершается водосвятный молебен. О полученной помощи свидетельствуют многочисленные ювелирные украшения, принесенные в знак благодарности.
В ноябре 2004 года, благодаря активной поддержке руководителей Оскольского электрометаллургического комбината началась настенная роспись верхнего храма, выполнялась она коллективом художников под руководством Александра Работнова. Софринскими мастерами изготовлена кафедра.
По благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, с 2000 года в соборе совершаются общеепархиальные богослужения, в которых принимают участие все священнослужители епархии, паломники из многих городов и сел области. Около 300 священников совершают праздничное богослужение по Рождественскому чину и причащаются «от единого Хлеба и единой Чаши». Многие губкинцы приходят в один из последних январских дней послушать мощный хор священнослужителей. Поверьте, это звучит потрясающе.

После образования Губкинской епархии в июне 2012 года, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Спасо-Преображенскому собору был присвоен статус кафедрального.

А теперь от пищи духовной перейдем к пище интеллектуальной и отправимся в музей истории КМА.

Железная руда. История добычи и день сегодняшний

Долгие годы стояла на въезде в город полуразрушенная школа № 10, которая была построена еще до революции и носила тогда красивое название — Рождественская.

Так бы и зияла она разбитыми окнами прямо на трассу, пока, насколько мне известно, не проехал мимо губернатор области. С его легкой руки как-то возникла идея здание школы отреставрировать и организовать в ней музей истории КМА. Тем более, что город существует за счет двух горнорудных предприятий — комбината КМАруда и Лебединского ГОКа и руда добывается у нас открытым и закрытым способами.

Поскольку неподалеку находятся и другие крупнейшие горнодобывающие и перерабатывающие предприятия, решено было отремонтировать здание  «вскладчину».

Губкин — Лоро парк на краю карьера

Строение было возрождено и наполнено смыслом.

Экспозиция его пока не большая, но для выполнения просветительской миссии вполне удовлетворительная.

Во дворе музея опять же экспонаты из шахты из бюст И.М. Губкину.

Губкин — Лоро парк на краю карьера

Вход в музей украшает скульптура шахтера.

Ее выполнил наш земляк, молодой скульптор Андрей Коробцов, который уже участвовал в создании памятника Столыпину в Москве. И совсем недавно победил в конкурсе «Вокзал для двоих» на лучший проект памятника, который установят у Павелецкого вокзала. Очень талантливый молодой человек, выпускник академии И. Глазунова.

Заключительную точку в экскурсии хочу поставить самым впечатляющим объектом — посещением смотровой площадки над Лебединским карьером.

По пути к нему вам встретится вот такой знак-одобрямс.

Губкин — Лоро парк на краю карьера

Попасть на площадку возможно через центр развития туризма «Магнитный полюс» . У него есть договоренность с руководством комбината о пропуске туристов на площадку.

Карьер занимает первое место в мире и занесен в книгу рекордов Гинесса за свои размеры — длина его более 5 километров, глубина — 350 метров. Поэтому зрелище вас ждет впечатляющее.

Губкин — Лоро парк на краю карьера

Это сказочно красивый объект, хотя и техногенного происхождения. На его борту понимаешь  мощь, силу, упорство человека в целом и конкретно тех первопроходцев, которые приехали в Губкин на комсомольскую молодежную стройку в 1958 году. Да, это были энтузиасты, которые буквально бились за железо, не требуя для себя особых благ, почестей и наград. Строили практически голыми руками фабрики, город. Как сейчас они вспоминают, ехали потому, что стране нужен был металл. Когда наша молодежь вновь станет внимать таким призывам, мы сможем сказать, что Россия спасена. Подождем.

Вместо эпилога

Что находят туристы, приезжающие в наш город? По их признанию, неспешный уклад жизни, чистоту, порядок, красоту. Город производит впечатление стабильности и достатка, уверенности в завтрашнем дне. Многим сегодня этого в нашей стране не хватает. А жить без таких чувств тяжело. Приезжайте к нам за уверенностью и верой в то, что все будет хорошо!

Гостиницы, места общепита

Цены в гостиницах примерно во всех одинаковы — стандарт около 1,5 тысяч рублей

- "Руда" — (ул. Скворцова, 1; http://rudahotel.ru)- новая гостиница на въезде в город (у парка и слоников). Без изысков, но чисто. Тут же ресторан.

— «Лебедь» — (улица Мира, 8 (www.lebed-hotel.ru) — вполне цивилизованная гостиница в центре, стильные интерьеры с использованием деревянной мебели, кондиционеры. Завтрак включен в стоимость. Ресторан прекрасный. Комплексный обед около 120 рублей. Рекомендую. Вкусно!

— Гостиница спортивного комплекса «Горняк» (Спортивный проезд, 3; http://skgornyak.umi.ru/market/bassejn) — новая, а это уже хорошо. Питания нет.

— В центре покушать кроме «Лебедя» можно в спорт-баре «Центральный» (Мира, 20), есть комплексные обеды.

— Частная булочная с небольшим кафетерием «Горбушка» (ул. Фрунзе, 4). Потрясающе вкусно у них все — блины, расстегаи, булочки, котлеты в тесте. И дешево. Есть чай, соки, кофе. Правда, находится в ужасном общежитии.

— Суши, роллы готовят в гипермаркете «Линия» — на входе, на вынос;

— в гипермаркете «Европа» (микрорайон Журавлики, улица Космонавтов, 14);

там же на втором этаже есть несколько других кафе, в том числе «Море пива» с бильярдными столами.

— Рядом с «Европой» — самый новый в городе ресторан «Золотая ноша». Дорого, но скажу честно, так вкусно я никогда не ела. Попробуйте овощи на гриле. Они мне до сих пор снятся.

— Самый вкусный шашлык готовят в небольшом кафе на автовокзале. Во всяком случае любители ездят именно туда.

Объекты культурного наследия недалеко от Губкина пока, увы, не включенные в список ЮНЕСКО

— Музей В. Ф. Раевского в с. Богословка

Сохранившая старинная усадьба рода Раевских, которую навещал декабрист

— Из музеев в нашей области хотела бы выделить музей знаменитого русского актера Михаила Семеновича Щепкина (Белгородская область, Яковлевский р-он, с. Алексеевка; http://www.museum.ru/M1845).

Его имя носит областной театр. Около 150 км от Губкина.

Очень сильный музей, прекрасные экскурсоводы, рядом реконструированное крестьянское подворье XIX века.

— Холковский монастырь

Находится примерно в 80 км от Губкина в Чернянском районе и в 15 километрах от города Нового Оскола.

По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году.

Предположительно был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Впервые упоминается в 1620 году.

— Курская Коренная пустынь

Находится в 120 км от Губкина в Золотухинском районе Курской области. Включает в себя историко-культурный комплекс и мужской монастырь.

— Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь и Тихоновская Преображенская женская обитель (http://www.zadonsk-monastir.ru)

От Губкина далековато — около 300 км (три часа езды).

Но место прекрасное и по своим духовным ценностям и по природной красоте.