Турист Елена В. (Velena)
Елена В.
была 6 июня 2019 13:37

Агра, Джайпур, Дели — Индия Февраль 2013

Здравствуйте, дорогие туристы и путешественники! Хочу поделиться с вами впечатлениями об удивительной стране — Индии (тур был Золотой треугольник + Шри-Ланка, с 23.02.2013 г. по 08.03.2013 г.).

Летела из Москвы Катарскими авиалиниями с пересадкой в Дохе, 2 часа длилась стыковка до рейса Доха — Дели, все прошло быстро и незаметно, благодаря магазинам дьюти-фри.

В Дели приземлились около 03:00 ночи по местному времени, но, несмотря на поздний час, народу в аэропорте было полно, но таможенные формальности много времени не заняли. Далее меня встретил представитель принимающей стороны, отвез в отель, по дороге подарил бутылку воды, браслетик из цветных ниток, (приносящий удачу, разумеется))))), бахилы для посещения храмов.

ВАЛЮТА

Национальной валютой Индии является индийская рупия, за 100 $ давали 5000 — 5400 рупий. В аэропорту курс не очень выгодный, 5200 рупий, в некоторых обменниках в Джайпуре и Агре удавалось обменять за 5400 рупий. Также за крупные покупки можно расплачиваться долларами. Валюту можно обменять в ювелирных и текстильных магазинах. На первое время (чаевые, мелкие покупки) обменяйте в аэропорту 50–100 $.

ОТЕЛЬ В ДЕЛИ CROSS ROADS 3*

Маленький отель, расположен в пригороде Дели — районе Гургаон. На завтрак шведский стол с национальной (достаточно острой) едой, были каши, тосты, омлет, фрукты, растворимый кофе, чай. Номер стандартный, все чисто, все работало. За пределами отеля погулять, в целом негде, на улицах этого района в вечернее время освещение очень плохое (смотрите внимательно под ногами, можете на что-нибудь наступить), а также интенсивное движение на дорогах отбивали охоту гулять вечером.

ДЕЛИ

Экскурсия по Дели началась в 10:00. Первое впечатление о Дели: огромный, шумный, грязный, но при этом очень зеленый, невероятно колоритный, полный движения город из-за огромного количества транспорта (автомобили, велорикши, моторикши, велосипеды, мотоциклы, пешеходы). Правила дорожного движения? Забудьте о них в Индии! Но, несмотря на огромный поток транспорта, было на удивление мало ДТП, водитель нашего экскурсионного автобуса каким-то шестым чувством (третьим глазом, наверное!) невозмутимо следил за дорожной ситуацией. Водители автомобилей и мотоциклов непрерывно сигналят друг другу, сначала немного непривычно, но потом привыкаешь и не обращаешь внимания. Любителям взять напрокат автомобиль и самостоятельно покататься по Индии — вперед, ребята, удачи вам, потом расскажете!

Вообще, Дели — очень контрастный город, рядом с фешенебельным районом находятся какие-то трущобы, полно нищих, один раз увидела свиней на улице рядом с особняками,

Индия — великолепная и шокирующая

на заборах несколько раз видела обезьян,

вокруг мусор, грязь, и рядом потрясающие памятники архитектуры, но при всём контрасте лично у меня не было отталкивающего чувства — окружающая обстановка воспринималась как экзотика (ведь именно за ней я в Индию и приехала), через пару дней на грязь вообще не обращала внимания.

Началось знакомство с Дели с поездки на велорикше по знаменитой торговой улице Мэйн Базар,

Индия — великолепная и шокирующая

которая представляет собой узкую улицу с магазинами, отелями, уличными торговцами,

кафе, ресторанами. Несмотря на небольшую ширину улицы движение там очень интенсивное, много велорикш, пешеходов, торговцев уличной едой,

специями, одеждой.

Очень колоритно!

Далее мы посетили Ворота Индии, они представляют собой арку, строительство которой было окончено в 1931 году.

Индия — великолепная и шокирующая

Посвящены Ворота Индии солдатам, погибшим во время Первой Мировой войны. У подножия Ворот Индии горит Вечный огонь, а рядом находится могила неизвестного солдата. Напротив Ворот Индии расположен парк, где гуляют туристы и местные жители.

Там меня обступили цыганки, я глазом не успела моргнуть, как на плече и руке они мне нарисовали узор из хны. Хотела дать им денег, но подбежал полицейский и прогнал их.

Индия — великолепная и шокирующая

После по плану было посещение храма Лакшми-Нарайан.

Храм посвящен индуистской богине здоровья Лакшми и ее супругу Нарайану, представляет огромный комплекс из нескольких зданий, олицетворяющих разные религии Индии: джайнизм, буддизм, индуизм.

Индия — великолепная и шокирующая

При входе в храм нужно снять обувь и сдать в камеру хранения фото — и видеоаппаратуру, внутри храма категорически запрещено фотографировать и снимать на видео. Храм очень красивый, жаль, что нельзя фотографировать внутри храма, чтобы передать это великолепие. Пол и стены из мрамора, много красивых фресок и картин, изображающих индийских богов.

Затем мы попросили гида отвезти нас в храм Лотоса, по программе его посещение запланировано не было.

Индия — великолепная и шокирующая

Поразили огромные очереди индийцев у входа в храм, гид объяснил, что по воскресеньям практически все индийцы посещают храмы.

Храм Лотоса, или Дом Поклонения Бахаи, является одним из многих храмов религиозного течения Бахаи, которое зародилось в середине XIX века. По законам Бахаи храм открыт абсолютно для всех, независимо от вероисповедания, национальности, пола и возраста. В нем не проводятся традиционные проповеди и ритуалы, а молиться там можно любому Богу, в которого вы верите. Храм и правда напоминает своей архитектурой цветок лотоса, очень необычно и красиво, вокруг храма большой ухоженный парк с бассейнами.

Индия — великолепная и шокирующая

Далее мы посетили минарет Кутуб-Минар, который представляет собой башню высотой 72,6 метра

и является самым высоким кирпичным минаретом в мире. Башня впечатляет своей необычной архитектурой и высотой.

Индия — великолепная и шокирующая

Вокруг самого минарета располагаются еще несколько сооружений,

Индия — великолепная и шокирующая

которые вместе с ним составляют комплекс Кутуб-Минар, среди них загадочная металлическая колонна из чистого железа, которая за столетия не поддается коррозии.

После насыщенной экскурсионной программы был обед в ресторане (цены показались завышенными, так как ресторан рассчитан на иностранных туристов). Впервые попробовала национальную индийскую еду — ОЧЕНЬ ОСТРО!!!

Гид попросил официанта принести зерна кунжута, благодаря им остроту удалось нейтрализовать. Говядину и свинину в Индии не едят, распространено вегетарианство, из мяса есть курица и баранина, но все очень острое. При последующем посещении индийских ресторанов на просьбы принести не острую пищу официант радостно кивал, но приносил все равно острую еду, но постепенно к этому привыкаешь.

Индия — великолепная и шокирующая

Из алкоголя — пиво, ром (в Индии существует налог на алкоголь — 30% от счета), алкоголя в свободной продаже нет, его можно купить в специализированных алкогольных магазинах (спросите гида). После обеда нас развезли по отелям, на следующий день рано утром был переезд в Джайпур.

ДЖАЙПУР, ИЛИ РОЗОВЫЙ ГОРОД

Этот город-крепость находится в 265 км. от столицы Индии, является столицей штата Раджастан.

Индия — великолепная и шокирующая

Многочисленные исторические постройки города окрашены в розовый цвет (отсюда и название). На дорогах можно увидеть необычную картину — верблюда, запряженного в повозку, на которой с невозмутимым видом восседает индиец

Индия — великолепная и шокирующая

(гид пояснил, что 30% штата составляют пустыни). У меня сложилось мнение об индийцах, проживающих не в столице, как о людях, которым дано недоступное нам, европейцам, особое знание и понимание жизни, они горды, полны чувства собственного достоинства, несмотря на окружающую их грязь, никуда не спешат, в отличие от суетливых столичных жителей.

Отель в Джайпуре назывался Hawa Mahal 3*, очень понравился.

Индия — великолепная и шокирующая

Достался отличный номер, правда, вид из него был не очень, но общее впечатление положительное. После размещения в отеле я и еще двое любознательных туристов из нашей группы решили прогуляться по вечернему Джайпуру. Узнали, что недалеко от нашего отеля находится железнодорожный вокзал и решили на него посмотреть.

Это что-то невероятное! Вокруг обычная вокзальная суета, люди спали прямо на полу в ожидании поезда,

Индия — великолепная и шокирующая

всюду интенсивное беспорядочное движение и непередаваемый колорит!

За вокзалом настоящая индийская жизнь со своей суетой — торговцами уличной едой,

фруктами, специями,

Индия — великолепная и шокирующая

куча автомобилей, велорикш, моторикш, мотоциклистов, пешеходов. Настоящая Индия!

На следующий день утром была экскурсия по Джайпуру. Началась с посещения Дворца Ветров (Хава — Махал),

Индия — великолепная и шокирующая

он был построен в 18 веке. Его пятиэтажная фронтальная часть напоминает соты пчелиного улья — она имеет 953 маленьких окошка, украшенные изящными решетками тонкой работы. Эти решетки предназначались для того, чтобы знатные дамы гарема могли свободно наблюдать за повседневной уличной жизнью, не опасаясь быть увиденными посторонними. Это было связано с тем, что им необходимо было соблюдать «пурдах» — строгое правило, по которому женщине полагалось скрывать свое лицо. Внутри Дворца Ветров есть музеи, в которых выставлены коллекции музыкальных инструментов, ковров, предметов одежды и интерьера.

Индия — великолепная и шокирующая

Несмотря на минувшие столетия, поражает роскошь, в которой жили правители Индии. Рядом находится Оружейный Зал — Силех Кхана, — помещение, в котором хранятся коллекции оружия: как повседневного применения, так инкрустированные золотом и драгоценными камнями (фотографировать в музеях запрещено). Также нам посчастливилось увидеть два огромных одинаковых серебряных сосуда, зарегистрированных в книге рекордов Гиннеса, как самые большие серебряные изделия в мире. Именно в них, по преданию, вода из священной реки Ганг была доставлена в Лондон для коронации одного из английских королей.

Рядом находится обсерватория Джантар-Мантар, она представляет собой целый комплекс уникальных астрономических сооружений, созданных по приказу Махараджи Джаи Сингха II.

Индия — великолепная и шокирующая

Всего было построено пять таких обсерваторий в разных городах Индии, но именно Джантар-Мантар является крупнейшей из всех, к тому же, она сохранилась лучше остальных. Здесь находятся самые большие солнечные часы в мире, размер которых составляет 27 метровв диаметре. При этом они находятся в рабочем состоянии и показывают точное время.

Индия — великолепная и шокирующая

Затем мы посетили Форт Амбер — дворец, построенный на холме в 1592 году махараджей Сингхом I.

Подъем к дворцу до 11 часов утра осуществлялся на слонах, а спуск на джипах.

Во время подъема на слонах за нами бегали индийцы с фотоаппаратами, после завершения экскурсии они продавали наши фотографии — 100 рупий 1 фото, но после долгих переговоров удалось за 250 рупий выторговать 8 фотографий. Форт располагается на вершине холма, и окружен стеной, которая тянется на много километров.

Индия — великолепная и шокирующая

Форт Амбер разделен на 4 главные части, каждая из которых имеет свой отдельный вход и внутренний двор.

Главным является вход, находящийся в восточной части крепости, за что он получил название «Ворота Солнца». Он предназначался для самого правителя и знати. Вход ведет во двор, в котором раджа проводил смотр своей личной охраны.

Индия — великолепная и шокирующая

Второй внутренний двор представляет собой большой зал с двойным рядом колонн. Он предназначался для собраний, на которых люди могли обратиться с просьбами или заявлениями к радже.

Индия — великолепная и шокирующая

Третья часть крепости была отведена под царские покои, в которые можно попасть через «Ворота Ганеши». Четвертая часть полностью принадлежала женщинам раджи, его женам и наложницам.

Внутри Форта многочисленные постройки, внутри дворца сохранились удивительной красоты фрески

и настенная живопись

Индия — великолепная и шокирующая

(все сохранилось в первозданном виде, ничего не реставрировалось со времен постройки). А какой во дворце потолок!

Это что-то невероятное! Поражает воображение то обстоятельство, как в средневековье, не обладая современными познаниями в архитектуре и дизайне, индийские умельцы смогли создать такую красоту. Несмотря на былое великолепие, оставшееся с прежних времен, постройки явно нуждаются в реставрации, в некоторых местах стены черные от многовековой грязи.

Индия — великолепная и шокирующая

По дороге из Форта Амбер мы остановились для фотосессии у дворца Джавал-Махал, который словно вырос из-под воды, к сожалению, внутрь туристов не пускают, экскурсии там не проводят.

Индия — великолепная и шокирующая

После обеда в индийском ресторане было посещение ювелирной мастерской,

где нам рассказали, какие камни добывают в Индии, а также показали процесс огранки камней.

Индия — великолепная и шокирующая

На территории мастерской был ювелирный магазин. Дамы, будьте осторожны! Не заходите в ювелирные магазины в Индии, без покупок вы оттуда точно не уйдете! Ювелирные изделия там по-восточному роскошные, с необычным дизайном. Правда, качество металла у меня вызывало некоторые сомнения, не везде была проба, но камни — это восторг! Камни можно купить как в оправе из серебра и золота, так и ограненные камни без оправы ОЧЕНЬ больших размеров. Я купила подвеску из голубого топаза, достаточно большого размера, очень красивую.

Небольшое отступление: при покупках в Индии (это касается не только ювелирных изделий, но и любых товаров) важен сам процесс торга, в котором с удовольствием участвует продавец. Торг проходит следующим образом: сначала продавец изо всех сил нахваливает свой товар, делая акцент на его лучшие качества, затем называет цену в 2–3 раза (а иногда в 4–5) превышающую его реальную стоимость. Озвученную сумму смело делите в несколько раз, в зависимости от товара. Ювелирные изделия и шелк можно купить в 1,5- 2 раза дешевле от первоначальной суммы, а одежду, сумки из ткани, широкие шарфы (в Индии их называют пашмина), сувениры можно выторговать в 3–4 раза от первоначальной цены, озвученной продавцом. Если ваша конечная цена продавца не устраивает, смело уходите, продавец вас догонит и продаст товар за вашу цену, а после с улыбкой пожмет вашу руку, нахваливая ваш талант торговаться.

По программе дальше было посещение текстильной мастерской, где нам показали весь процесс изготовления ковров. У входа в мастерскую сидели женщины и пряли пряжу на старинных станках.

Рядом ткали ковры,

весь процесс происходил вручную, затем ковры подстригали,

а потом жгли чем-то вроде паяльника, чтобы ворс стал одной длины. Далее на ковры лили ведра воды, сушили, приводили в товарный вид.

Индия — великолепная и шокирующая

В огромном магазине при мастерской можно купить ковры, размеры от маленьких до очень больших (про стоимость ничего не могу сказать, так как коврами я не интересовалась).

Индия — великолепная и шокирующая

В этой же текстильной мастерской нам показали, как на ткань наносят рисунок с помощью штампов,

а потом специальным раствором закрепляют рисунок.

После нас отвезли в магазин шелка, где по желанию можно приобрести шелковые изделия от сари до шелковых платков, а также купить отрез шелковой ткани.

Также в магазине нам показали, как нужно носить сари.

Индия — великолепная и шокирующая

Я купила отрез шелка, в этом же магазине мне сшили платье, и в тот же вечер платье доставили в отель (путем долгих торгов и переговоров удалось сбить цену с 200 $ до 115 $, цена включает стоимость работы портного и самой ткани).

Джайпур у меня оставил самые положительные впечатления — это современный, находящийся в постоянном движении мегаполис и исторический центр Индии, отличное место для покупок, и очень колоритный город! Главное, не сидеть в отеле и самим изучать Индию на улицах, сидя в отеле страну не увидишь. Индийцы в целом доброжелательный и ненавязчивый народ (это не относится к уличным торговцам и рикшам, это отдельная каста, их навязчивость иногда выводила из себя и стоило огромных усилий от них отделаться).

АГРА

Дорога из Джайпура до Агры заняла около 6 часов на автобусе. Агра показалась не такой грязной, как Джайпур (из-за Тадж-Махала, наверное). Вокруг отеля было много кафе, ресторанчиков, куча магазинов с одеждой, ювелирными изделиями, сувенирами (полно сувениров из песчаника и мрамора, так как именно в этом штате его добывают).

Совет: если будете брать такси или велорикшу, не позволяйте водителю водить себя по магазинам, продавцы продадут вам свой товар намного дороже от его реальной стоимости, так как вынуждены дать водителю часть прибыли за то, что привел клиентов, и как правило, продавец неохотно будет с вами торговаться и мало уступит.

Рано утром было посещение Тадж — Махала. Наверное, это единственный памятник архитектуры, ради которого индийцы принимают такие меры предосторожности. Из-за выхлопных газов мавзолей теряет свою первоначальную белизну, поэтому за 2 км. до Таджа запрещено подъезжать на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, движение продолжается пешком или на электромобилях, а за 200 метров пешком. Вход оборудован металлодетекторами, вас тщательно досмотрят, подозрительное попросят сдать в камеру хранения, разрешат пронести фотоаппарат, видеокамеру, воду. Содержимое сумок также тщательно досматривают. Нам повезло, мы приехали рано, быстренько прошли досмотр и не стояли в огромной очереди.

Индия — великолепная и шокирующая

Немного истории: как гласит легенда, будущий правитель Индии Шах Джахан повстречал прекрасную девушку, влюбился с первого взгляда и женился на ней. Его жена Мумтаз Махал за 17 лет супружеской жизни родила правителю 13 детей и при родах 14 ребенка умерла. Горе Шах Джахана не знало границ и в память о своей любимой он приказал построить мавзолей, который строили 22 года. Для возведения Тадж Махала со всех концов света съехались лучшие мастера (около 20 000 человек). Стены из белого мрамора были украшены мозаикой из большого числа различных драгоценных камней. В центре Тадж Махала стояли так называемые ложные гробницы, а вот склепы были расположены под полом и надежно защищены от посторонних глаз. Стены погребального зала были инкрустированы изящными каменными цветами. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания — мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора. Но в 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб (от любимой жены, между прочим). Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне, из окна которой был виден Тадж Махал. И только после смерти они вновь воссоединились — согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе.

Я не вижу смысла описывать свой восторг, скажу одно — ради одного Тадж Махала нужно побывать в Индии! Поражает какая-то монументальность и вместе с тем изящество и красота мавзолея, не зря Тадж претендует на новое чуда света.

Индия — великолепная и шокирующая

Очень много туристов, большая часть которых — сами индийцы. Войти в гробницу, где похоронены Мумтаз Махал и Шах Джан нужно босиком или в бахилах, внутри фотографировать нельзя.

После Таджа мы посетили Красный Форт, где в одной из комнат несколько лет провел в заточении Шах Джан, любуясь на свое творение — Тадж Махал.

Индия — великолепная и шокирующая

После Агры мы поехали в Дели, на следующий день меня ждала Шри-Ланка, но это уже совсем другая история!

Понравилась ли мне Индия? Сто раз да! Эта страна или навсегда вызывает чувство отвращения и брезгливости (Какая грязь! Вот это нищета! Как здесь живут люди?) или чувство восторга за удивительный, ни на что не похожий колорит и потрясающие памятники архитектуры. Прежде чем ехать в эту страну, решите для себя, что вы хотите от нее получить и что увидеть. Хотите увидеть нищету и грязь — вы их там обязательно найдете и вам Индия не покажет свои истинные сокровища. Эта страна у меня ассоциируется с монетой, долго пролежавшей в земле, и только от вас зависит, увидите вы на ней грязь или за грязью золото.