Турист Игорь (KID)

Часть 4 — Солсбери, Бат, Дувр и Кентербери

Часть 5 — Брайтон и Кембридж

Часть 6 — Эдинбург

Лондон — это город, в котором каждый может с лёгкостью найти себе развлечение по вкусу: пабы, ночные клубы, театры, концерты, речные прогулки, спортивные мероприятия, шопинг… Особое место среди локаций проведения досуга занимают замечательные и многочисленные лондонские музеи. Мало того, что значительное число познавательных и художественных музеев и галерей абсолютно бесплатны для посещения, так многие ещё и работают по определённым дням до позднего вечера, чтобы в них можно было сходить после работы, — очень удобно. Более того, в некоторых музеях работают рестораны и бары, проходят тематические и просто общеразвлекательные вечеринки: можно, например, неспешно прогуливаться по залам какой-нибудь галереи, потягивая из бокала шампанское или мохито. Ни разу не встречал подобного подхода к развитию музейного дела в континентальной Европе, музейщикам которой явно есть что перенять у британских коллег.

Отрадно, что подвижки в этом направлении есть, в том числе, в нашей матушке-России: Эрмитаж по средам с недавних пор работает до 21:00, а замечательный музей современного искусства Эрарта вообще работает до 22:00 каждый день. Ну да ладно, вернёмся к нашим «баранам»… то есть к лондонским музеям.

Начать, несомненно, следует со святая святых лондонского музейного сообщества — великолепного Британского музея.

British Museum (Британский музей). Представляет из себя главный историко-археологический музей Великобритании и один из крупнейших музеев мира. Во времена Британской империи английские колонизаторы наворовали по всему миру огромное количество артефактов, значительная часть которых ныне хранится именно в этом музейном комплексе.

Входная плата: отсутствует.

Режим работы: ежедневно, кроме 1 января и 24 — 26 декабря.

Время работы: с 10:00 до 17:30, по пятницам — с 10:00 до 20:30, кроме того, именно по пятницам (вечером) в музее проводятся всякие интересные мероприятия и вечеринки.

Официальный сайт: http://www.britishmuseum.org/

Мы были в музее именно в пятницу вечером. Народу было довольно много, но никакой безумной дезорганизованной толпой совсем не пахло. Благо, что музей довольно большой, и народ постепенно рассасывался по его многочисленным залам и комнатам. Единственное стабильно не рассасывающееся столпотворение было замечено лишь у Розеттского камня.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Главный вход в музей. Здание построено в 1823–47 гг. в стиле классицизма по проекту английского архитектора Роберта Смёрка.

Легендарный атриум музея, возведенный во время реконструкции музея в 2000 г. по проекту Нормана Фостера.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Жемчужина музея — Розеттский камень, обнаруженный войсками Наполеона в 1799 г. в окрестностях небольшого города Розетта (ныне Рашид) под Александрией. На камень нанесены три идентичные надписи на древнегреческом и на древнеегипетском (иероглифами и демотическим (упрощенным) письмом). Именно при помощи этого камня французский учёный Жан-Франсуа Шампольон смог наконец найти ключ к расшифровке древнеегипетских иероглифов, пользуясь тем, что древнегреческий язык и его письменность были широко известны в научной среде. После поражения французских войск в Египте в 1801 г. камень был передан победителям-англичанам, а уже в 1802 г. попал в Британский музей. Египетские власти то и дело пытаются вернуть столь важный с исторической точки зрения артефакт на родину, однако все их усилия пока тщетны.

Вообще, египетская часть коллекции заслуживает особой похвалы. Круче должно быть только в Египетском музее Турина и в Каирском египетском музее. На фото — бюст фараона Аменхотепа III.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

В коллекции состоит множество мумий. Наибольший интерес вызывают мумии животных (ибисов, кошек, соколов и т. д.). На фото — мумии кошек.

Артефакты из древней Месопотамии также отличаются своим разнообразием и многочисленностью. На фото — Штандарт Войны из шумерского города Ур — шедевр, фото которого довольно часто встречается на страницах школьных учебников.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Человекоголовый крылатый лев из ассирийского города Нимруд (из дворца царя Ашшур-нацир-апала II).

В Греции и Малой Азии (которая некогда была греческой) англичане тоже награбили предостаточно древних артефактов… Греки до сих пор тщетно негодуют по этому поводу. На фото — монумент нереид из древнегреческого города Ксанаф в Ликии.

Одна из статуй, входящий в т.н. коллекцию, «Мраморы Элгина», награбленную англичанами в афинском Парфеноне во время наполеоновских войн при попустительстве османских властей.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Статуя Бахуса с виноградом. На ее примере я убедился, что пересмотрел фильмы про зомби — сначала мне показалось, что древнегреческий небожитель держит в руке чей-то мозг…))

Древнеримская статуя мальчика, вытаскивающего занозу из ступни.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Экспозиция, посвящённая коренным народам Америки, не содержит такого уж большого количества предметов искусства. Но по-настоящему интересные экспонаты всё равно есть. На фото — деталь стены храма майя из города Йашчилан.

Статуя с острова Пасхи.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Африканская коллекция крайне интересна: действительно много экспонатов, многие из которых являются воистину уникальными. На фото — одна из многочисленных декоративных табличек, вывезенных из Бенина.

Эпизод одной из Итало-эфиопских войн в представлении эфиопского художника.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

А это уже XX-й век: оружейный трон из Мозамбика. Жаль, что Икея такие не выпускает…))

Ну и конечно Япония, куда уж без неё…))

Общие впечатления от Британского музея остались крайне положительными. Музей рекомендуется к посещению всем любителям истории, особенно почитателям древних Египта, Месопотамии и Греции.

Victoria and Albert Museum (Музей Виктории и Альберта). Часто сокращенно называется просто V&A. крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства и дизайна. Назван в честь королевы Виктории и её мужа принца-консорта Альберта, внесших большой вклад в развитие музея. Местами почему-то напомнил мне ГМИИ им. Пушкина в Москве.

Входная плата: отсутствует (однако есть отдельная плата за посещение некоторых выставок и мероприятий).

Режим работы: ежедневно, кроме 24 — 26 декабря.

Время работы: с 10:00 до 17:45, по пятницам — с 10:00 до 22:00; как и в Британском музее, в V&A по пятницам (вечером) проходят всякие интересные мероприятия и тусовки.

Официальный сайт: http://www.vam.ac.uk/

Мы были в музее опять-таки именно в пятницу вечером. Как раз в это время в музее проходила вечеринка: в главном холле играл ди-джей, народ распивал шампанское, винишко и различные алкогольные коктейли, все непринуждённо общались. Хороших фоток оттуда получилось не очень много… Во-первых, именно в тот день я забыл фотоаппарат дома (пришлось снимать исключительно на iPhone), а во-вторых, музей в целом не произвёл на меня должного впечатления по сравнению с Британским.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Элемент главного холла музея. Красивая подсветка. Внизу идёт вечерина…))

Пожалуй, один из немногих запомнившихся мне экспонатов: был поражён мастерством, которое требуется для столь тонкой работы по дереву.

Общие впечатления от Музея Виктории и Альберта: как-то не очень понравилось… ((Показалось, что музей чересчур сильно распиарен. Но, как говорится, на вкус и цвет фломастеры разные…

Madame Tussauds London (Музей мадам Тюссо в Лондоне). Всемирно известная выставка восковых фигур, пользующаяся бешеной популярностью у туристов, и есть за что. Музей имеет филиалы по всему миру, но лондонская выставка считается самой «тру».

Входная плата: стандартная цена билета для взрослого посетителя — £30, однако существует довольно много вариантов сэкономить, например, заказать билет онлайн, подробнее тут: http://www.madametussauds.com/London/BuyTickets/Default.aspx

Режим и время работы: разнится день ото дня, подробное расписание на текущий год можно посмотреть тут: http://www.madametussauds.com/London/PlanYourVisit/OpeningTimes/Default.aspx

Официальный сайт: http://www.madametussauds.com/London/

Мы были в музее в один из выходных дней. Билеты через интернет заранее не бронировали, так как не были уверены, что пойдём туда именно в тот день. В очереди почти не стояли. Правда это был март, летом наверняка дела в этом плане обстоят много хуже… Выкладываю несколько из «ста-пятисот» фотографий, сделанных в музее.))

Королева Елизавета I.

Мэрилин Монро.

The Beatles.

Ангела Меркель.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Потешаюсь над Бараком Обамой.

Казнённый Саддам Хусейн.

Росомаха, небритый неряха.

Общие впечатления от Музея мадам Тюссо: всё понравилось. Народу только многовато… ((Пару лет назад довелось посетить филиал этого музея в Амстердаме: лондонский музей значительно больше и лучше. В стоимость билета входит также интерактивный аттракцион, посвящённый истории Лондона, а также сеанс в 4D кинотеатре с короткометражкой, посвящённой героям комиксов Marvel (железному человеку, Росомахе, Халку, Капитану Америка и т. д.), — весьма интересные и весёлые действа.

National Maritime Museum (Национальный морской музей). Находится в Гринвиче. Ведущий морской музей Великобритании и один из крупнейших музеев такого рода в мире. В состав музея также входит знаменитый чайный клипер Катти Сарк, однако на него, к сожалению, мы не попали (он был закрыт на реконструкцию после пожара, открыт лишь в апреле 2012 г.).

Входная плата: отсутствует.

Режим работы: ежедневно, кроме 24 — 26 декабря, особый режим работы 31 декабря, 1 января и в день Лондонского марафона.

Время работы: с 10:00 до 17:00, иногда до 18:00, по четвергам — с 10:00 до 20:00.

Официальный сайт: http://www.rmg.co.uk/national-maritime-museum/

Мы там были в один из выходных дней. Несмотря на это народу было не очень много — можно было спокойно побродить по залам. Парочка фото оттуда…

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Виндсерферы, висящие под кровлей музея.

Схематический стенд, посвященный «разделу мира» между Испаний и Португалией по Тордесильясскому договору (1494 г.). Англия не согласна! — белая рука с крестом Св. Георгия.

Общие впечатления от Национального морского музея: неплохо, особенно если неспешно осматривать экспозицию и внимательно читать аннотации к экспонатам. Фоток мало, так как непосредственно перед посещением музея мы посетили Королевскую обсерваторию, расположенную на высоком холме, и немного подустали — фоткать было лень.

Tate Britain (Тейт Британия). Галерея, вобравшая в себя самое крупное в мире собрание британского искусства с 1500 года до наших дней. Была основана промышленником сэром Генри Тейтом. Ныне часть группы галерей Тейт.

Режим работы: ежедневно, кроме 24 — 26 декабря.

Время работы: с 10:00 до 18:00.

Официальный сайт: http://www.tate.org.uk/visit/tate-britain

Посетил галерею в один из выходных дней. Народу было откровенно мало, так что никто не мешал мне насладиться замечательной экспозицией.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Главный вход в галерею. Здание галереи было построено по проекту архитектора Сидни Смита и открыто в 1897 г.

Далее следуют фотографии нескольких особенно запомнившихся мне работ.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Общие впечатления от Тейт Британия: отличный музей! Крайне рекомендуется к посещению всем любителям искусства, в том числе современного.

Tate Modern (Тейт Модерн). Галерея современного искусства, являющаяся частью группы галерей Тейт. В Тейт Модерн находится коллекция произведений искусства из многих стран, созданных с 1900 г.

Режим работы: ежедневно, кроме 24 — 26 декабря.

Время работы: с 10:00 до 18:00, по пятницам и субботам с 10:00 до 22:00, причём вечером в эти дни галерея по сути превращается в тусовочное место: много молодёжи и примкнувших к ней ценителей современного искусства.

Официальный сайт: http://www.tate.org.uk/visit/tate-modern

Галерею посетил ближе к вечеру одного из выходных дней. Народу было действительно много, но никто никому не мешал.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Знаменитое здание галереи. Музей был открыт в 2000 г. в помещении бывшей электростанции на южном берегу Темзы.

Галерею Тейт и Сити связывает знаменитый пешеходный мост Миллениум.

Далее следуют фотографии нескольких особенно запомнившихся мне работ.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Общие впечатления о Тейт Модерн: неплохо, но из-за того, что это был для меня уже третий музей за один день (после Тейт Британия и Имперского военного музея), впечатления от него были несколько смазанными.

Imperial War Museum (Имперский военный музей). В его коллекцию входит военная техника, оружие, вещи военных лет, публичная библиотека, фотографический архив и художественная коллекция, посвящённые вооружённым конфликтам, начиная с XX века, особенно тем, в которых участвовали Великобритания и страны Содружества.

Режим работы: ежедневно, кроме 24 — 26 декабря.

Время работы: с 10:00 до 18:00.

Официальный сайт: http://www.iwm.org.uk/visits/iwm-london

Посетил музей в один из выходных дней. Народу было не очень много. Никто особо не мешал разглядывать экспонаты. Исключение составили дети, традиционно пытавшиеся лазать по военной технике, выставленной в центральном холле.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Здание музея. Ранее в этом здании находилась Королевская больница.

Что-то явно связанное с Первой мировой войной.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Личный танк М3 Grant Command (США) генерала Монтгомери.

Танк Mk II Matilda (Великобритания).

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Танк Mk IV Churchill VI (Великобритания).

Ракета V-2 (Германия) в разрезе.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Кабина британского бомбардировщика времён Второй мировой войны.

Мини-подлодка.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Всемирно известное фото советского офицера.

Встреча американских и советских войск в Германии.

Немецкий мотоцикл.

Советский агитационный плакат времён Второй мировой войны.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Знамя Победы над Рейхстагом.

В музее очень интересная и подробная экспозиция, посвященная Холодной войне.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Хорошо раскрыта тема Западного Берлина (правда однобоко, конечно).

Путь к уничтожению Земли.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 2

Также в музее находятся очень подробные экспозиции по практически всем более или менее крупным вооружённым конфликтам XX века. В качестве примера — стенд по Войне в заливе.

Стенд по Войне в заливе.

Общее впечатление об Имперском военном музее: крайне положительное. Музей просто обязателен к посещению любителям военной истории и людям, интересующимся военной техникой.

National Gallery (Национальная галерея). Хрестоматийный музей, содержащий более 2000 образцов западноевропейской живописи XIII — начала XX вв.

Входная плата: отсутствует, однако временные выставки, как правило, платные.

Режим работы: ежедневно, кроме 1 января и 24 — 26 декабря.

Время работы: с 10:00 до 18:00, по пятницам с 10:00 до 21:00, в пятницу вечером в музее часто бывают различные тематические мероприятия.

Официальный сайт: http://www.nationalgallery.org.uk/

Мы были в галерее именно в пятницу вечером. Народу — тьма. Во многом это благодаря тому, что здание музея расположено прямо на Трафальгарской площади, весьма туристическом месте.

Фотографий из этого музея нет. Дело в том, что там категорически запрещено снимать, даже без вспышки. Ненавижу такой подход. Типа «покупайте брошюрку с репродукциями за Х фунтов»…

National Portrait Gallery (Национальная портретная галерея). Первая в мире чисто портретная галерея, основанная с тем, чтобы увековечить образы британцев прошлых столетий. Занимает здание, соседствующее со зданием Национальной галереи.

Режим работы: ежедневно, кроме 24 — 26 декабря.

Время работы: с 10:00 до 18:00, по четвергам и пятницам с 10:00 до 21:00.

Официальный сайт: http://www.npg.org.uk/

Посетил галерею в пятницу вечером, сразу после Национальной галереи. Народу опять-таки тьма, что несколько отвлекает от созерцания прекрасного.

Фотографий из этого музея также нет (политика в этой области идентична Национальной галерее).

Общие впечатления от Национальной галереи и Национальной портретной галереи: в целом хорошо, но галереи Тейт интереснее (для меня, по крайней мере); и народу в обоих Тейтах значительно меньше, что не может не радовать. Если же сравнивать друг с другом Национальную галерею и Национальную портретную галерею, то в последней мне понравилось больше.

Подводя промежуточный итог, следует отметить, что мне удалось посетить далеко не все музеи Лондона, которые в принципе хотелось бы, но заранее заготовленный план на эту поездку выполнить всё же удалось. А так, будет, что посмотреть в следующий раз: Музей лондонского транспорта, Музей Шерлока Холмса, музей Гарри Поттера в Уотфорде и многое-многое другое!

В следующих частях рассказа: поездки по городам южной Англии, а также визит в столицу Шотландии — Эдинбург.