Турист Ольга Клейн (fanolia)
Ольга Клейн
была вчера 8:03

Алтай — "сибирская Шамбала"

Горно-Алтайск, Республика Алтай — Россия Август 2005

После долгого перерыва, я снова оказалась на Алтае. Это был пятидневный тур на базу «Катунь», которая находится в живописном сосновом лесу на берегу реки Катунь; той самой, которая сливаясь с Бией, образует реку Обь. От Новосибирска на автобусе можно доехать за ночь. Расположившись на базе, собирались побывать в заповедных местах по округе. Турбаза «Катунь», процветавшая в советские времена и где проходили фестивали бардовской песни, произвела удручающее впечатление, но рядом уже начинали строить современные комфортабельные базы.

Алтай — сибирская Шамбала

Но ехали мы туда конечно, не рассчитывая на комфорт, а «за запахом тайги» и алтайскими тайнами:) И сосновый лес, наполняющий воздух неповторимой свежестью, на этой базе имелся, в отличие от многих других турбаз. Хотя там, в горах Алтая везде чудесный чистый горный воздух, множество рек, водопадов, озер, попадается кедровник.

Алтай — сибирская Шамбала

Не успела сфотографировать повстречавшегося верблюда, первое впечатление — как будто льва в тайге увидела:)! Да и не горный козел — по горам скакать:). И тем не менее — они там водятся. Верблюд изображен на гербе Кош-Агачского района — самого близкого к Монголии и Китаю. Изображения верблюдов встречаются среди наскальных рисунков двухтысячелетней давности, эти верблюды — «коренные сибиряки» :) Фото (не моё) сделано в Кош-Агаче:

На базе:

Вид с ближайшей горы:

Алтай — сибирская Шамбала

Ущелье Че-Чкыш («узенькое»), по дну которого протекает ручей, есть небольшой водопадик.

Алтай — сибирская Шамбала

Практически отвесные скалы, образующие ущелье — здесь когда-то проходили соревнования по альпинизму.

Алтай — сибирская Шамбала

Местные называют его «Ущелье Горных Духов» (возможно ради туристов).

Жертвенник — по местному обычаю повязывают белую ленту, чтобы духи гор защитили от напастей, ну и дали кому чего надо. Настоящие сакральные места находятся дальше.

Алтай — сибирская Шамбала

Чемальская ГЭС, строилась заключенными в 1935 г. Попсовое туристическое место (аборигены предлагают за плату зарядить любые аккумуляторы.)

Алтай — сибирская Шамбала

Местные сувениры — один из немногих способов заработка местного населения. Попадаются очень интересные.

Алтай — сибирская Шамбала

Ручей с «мертвой водой», цвет рыжей воды наверное объясняется составом минералов и пород.

Река Чемал, впереди — место впадения её в Катунь:

Алтай — сибирская Шамбала

Дальше -на остров Патмос к монастырю. Козья тропа, по которой нужно было перебраться на другую сторону горы, оказалась какой-то засадой: на очень приличной высоте тропинка сузилась до ширины козьих копыт! Вид с тропы на Катунь- хорошо видно, как в мутную воду Катуни вливается прозрачная зеленоватая вода Чемала:

Алтай — сибирская Шамбала

Остров Патмос — маленький каменный остров среди Катуни, назван в честь греческого православного острова Патмос (Согласно преданию, на греч. остров Патмос был сослан апостол Иоанн Богослов и в одной из пещер имел откровение, составившее содержание Апокалипсиса). Скит Иоанна Богослова на Катуни был освящен в 1855 г., уничтожен в 20-е, отстроен заново в 2000, сейчас там женский монастырь.

Алтай — сибирская Шамбала

Единственный способ перебраться на остров — тонкий подвесной мостик:

Ближе к зиме вода в Катуни не мутная, а реально бирюзовая:

фото из i-neta

На самом краю отвесной скалы вырезана икона Богоматери.

Купель у входа в скит:

Ну конечно больше всего манили своими тайнами мистические пещеры с наскальными рисунками. К ним мы и отправились по дороге, идущей вдоль реки:

Алтай — сибирская Шамбала

Катунские пороги для любителей рафтинга:

Недалеко от моста через Катунь лежит «ороктойский крокодил»:

Самое узкое место Катуни:

Грот, называемый «поющим»:

Говорят, что остановившись здесь в непогоду, люди слышали шаманский бубен через расщелину. Расщелина проходит через всю гору и ведет к Шаманской скале:

Алтай — сибирская Шамбала

Перед жертвенным камнем на скале — древние рисунки:

Можно сказать, что Алтай усыпан ими. Более двухсот пунктов, где обнаружены наскальные рисунки — петроглифы. Но это такая цифра…, потому что неизвестно, регистрируется ли всё, что находят случайные люди, охотники, туристы. Причем иногда изображения тянутся километрами. Мы отправились в грот Куюс — одно из мест, где артефакты расположены наиболее плотно и много. На самом деле, это не столько грот, сколько разрушившаяся скала, на которой можно увидеть древнейшие изображения:

Алтай — сибирская Шамбала

Новосибирские археологи «нарыли» под скалой 3 культурных слоя. В верхнем слое найдено железное орудие, во втором и третьем слое обнаружены каменные орудия. Получается, этот грот использовался в качестве святилища в течение нескольких эпох — от неолита до эпохи железа. Это был храм под открытым небом, начиная с III тысячелетия до н. э.!!! Эти наскальные рисунки считаются одними из самых древних на Алтае:

Алтай — сибирская Шамбала

Тонкой линией выбит контур оленихи, внутри которой маленький олененок:

Алтай — сибирская Шамбала

Когда мы там были, не было еще никаких ограждений и табличек, и самый большой вред этим петроглифам наносили сами ученые, которые забирали материал для исследований. А сейчас (судя по фото из сети) есть какие-то несерьезные загородки, но бесценные рисунки подвергаются варварским повреждениям - на них пытаются нацарапывать имена и т. д.

Рядом находится несколько курганов:

Следы когтей мифического Тальбегена:

Отдельные рисунки встречаются на скалах до водопада Бельтыр-Туюк:

Алтай — сибирская Шамбала

А в долине реки Кучерла на скалах вдоль дороги рисунки встречаются практически непрерывно на протяжении 10 км! Особенно ценен грот Куйлю. Сакральные обряды, которые исполнялись в течении пяти тысяч лет в этой пещере, остались изображениями на камнях. Это место магической силы. Древние люди воспринимали пещеры, гроты, как женское начало горы или вход в гору, дверь. Через эту дверь «уходили» животные зимовать и затем «возвращались» весной. У каждого рода была родовая гора. В этой пещере много артефактов скифских времён. Мне особенно нравятся вот эти «хвостатые» и «ракета» , но это конечно же шаман:) (туда мы не добирались, фото не мои):

Алтай — сибирская Шамбала

Интересно, что в тех местах кроме петроглифов, обнаружено руническое письмо. 30 строк — говорят, нигде в России нет такого количества рунических текстов.

Когда мы были на базе, нам рассказывали, что алтайцы не перестают требовать, чтобы вернули принцессу Укока, они считают, что землетрясение 2003 г. произошло из-за того, что потревожили древние захоронения и прогневили духов предков. Эта история началась в 1993 г., когда на плато Укок (опять же новосибирские археологи «порылись») была обнаружена уникальная мумия молодой женщины, названной потом скифской принцессой. (на самом деле она принадлежала к средним слоям общества. В 30-годы там находили более богатые захоронения, мумии теперь хранятся в Эрмитаже). Возраст принцессы Укока около 2,5 тыс. лет, у неё была длинная коса и прекрасно сохранившиеся татуировки:

Алтай — сибирская Шамбала

Вместе с ней были похоронены шесть коней вместе со сбруей, украшениями и сёдлами. После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Института археологии в Новосибирском Академгородке. С 1995 г. это место на плато Укок объявлено зоной покоя, в 1998 включено ЮНЕСКО в Список всемирного природного наследия. Но покой был нарушен землетрясением в сентябре 2003 г. После чего алтайцы с новой силой принялись утверждать, что все напасти от того, что «принцессу» выкопали и увезли (было много спекуляций вокруг этого). И вот только через 20 лет, в 2012 г. мумию вернули на Алтай, но алтайцы не предали её земле, о чем много шумели, она по-прежнему находится в музее, но теперь в Горно-Алтайске.

Кроме принцесс на Алтае есть бабы :))

Это друг Вовка с «бабой»:

Алтай — сибирская Шамбала

С Вовкой мы познакомились на Алтае после первого курса, а «бабе» уже около 5000 лет. Каменные «бабы» — изваяния 4–2 тысячелетия до н. э. Собственно это и есть языческий идол, а более поздние (с более детальной проработкой) ставились над захоронениями тюркских воинов. Некоторые туристы ищут их, как грибы. В Уймоне можно встретить сразу пять. Говорят, что «показываются» бабы не сразу, а сначала «поводят кругом» :)) Тогда, после первого курса, мы были в нашем студенческом лагере Эрлагол (сейчас там профессорско-преподавательский состав в основном отдыхает, а тогда только армейские палатки стояли), а оттуда ходили на Каракольские озера. Фотоаппарата у меня в те времена не было, фото не мои. Вид на озёра:

Алтай — сибирская Шамбала

Каракольские озера — ледниковые озёра, (на высоте 1800 м), на дне -лед, на склонах-морены. На верхних площадках небольшие участки курумника. Народ собирает из камней традиционные башенки, а иногда и «креативит»:

Алтай — сибирская Шамбала

Сейчас с трудом представляю, как могла пройти, ночуя в палатке, с тяжелым рюкзаком такой путь:

«Зубы дракона» (i-net) на Катуни вблизи Элекмонара:

Алтай — сибирская Шамбала

Самая высокая точка Алтая — это гора Белуха 4506 м (относится к тому же памятнику, охраняемому ЮНЕСКО, что и Укок) , там я конечно не была, эти фото (i-net) для более полного представления о красоте Алтая:

Вид на Белуху с Аккемского озера:

Есть на Алтае и «свои грибы» над долиной реки Чулышман:

А разноцветные горы урочища Кызыл-Чин могут конкурировать с цветными песками Маврикия:

Алтай — сибирская Шамбала

Это место в Кош-Агачском районе давно называют Марс, причем есть Марс-1 и Марс-2.

А это Горно-Алтайский ботанический сад, расположенный на уникально ровном плато, защищенном горами. Выглядит уютно, по-домашнему, как чья-то дача. В беседке на свежем воздухе угощают разными травяными чаями, которые тут же можно купить. Есть довольно ценный "золотой корень" — биостимулятор типа жень-шеня. А можно его там, в горах и самим собирать.

Слива:

Пробковое дерево:

В Уймонской долине есть целое поселение «странных» людей — писатели, художники, философы, которые верят в сибирскую Шамбалу. Ну, а «настоящему индейцу завсегда везде ништяк». Много «рериховцев». Когда-то в этих местах побывал Рерих и предрек, что возрождение мира начнется именно с Уймонской долины. Вот они и ждут:)

Вот таким я знаю Алтай — местами диким, мистическим и очень интересным.