Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Ярославль — Россия Май 2013

Ярославль, как большинство старинных русских городов прекрасен в любое время года. Утопает ли он в тенистой зелени парков и скверов летом, одет ли в золотые наряды осенью, укутан ли в снежное кружево зимой. Но более всего приятен Ярославль весной, в мае. Город плывет в легчайшей дымке нежной молодой зелени, очаровывает буйным кипением черемухи и сирени, дурманит сладким ароматом жасмина. Именно в такой теплый весенний денек, когда над Ярославлем опрокидывается бездонным куполом лазоревое чистое небо, особое удовольствие доставит неспешная прогулка по историческому центру древнего города, отметившего свое тысячелетие…

Уверена, у каждого местного жителя существуют свои любимые места и маршруты, которые не найти в путеводителях. Если говорить конкретно о Ярославле, то мне кажется, что в нашем городе надо прожить хотя бы 3 дня, чтобы как следует прочувствовать его неповторимую атмосферу. Я же лишь хочу Вам предложить небольшую прогулку по моим любимым маршрутам. Конечно, гуляя по центру города, мы посетим топовые места, но ведь именно их прежде всего и стремятся увидеть туристы, впервые попавшие в Ярославль.

ПО УЛИЦЕ СВОБОДЫ В ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

В моем понимании город начинается с вокзала. А так как в основном путешествуем мы на поезде, то с вокзала железнодорожного. Итак, знакомьтесь, Ярославль.

Еще с перрона обращает на себя внимание элегантная башенка вокзала «Ярославль-Главный», так называемого, старого вокзала. Особенно эффектно выглядит она вечером с подсветкой. В центре просторной Привокзальной площади в летнее время играет небольшой фонтанчик. Монументальное здание с колоннами — Дом культуры железнодорожников. Еще одна достопримечательность площади — памятник Савве Ивановичу Мамонтову, установленный здесь недавно. Известный меценат и предприниматель, занимавшийся строительством железных дорог, стоит на фоне карты «стальной Северянки» и будто бы встречает и провожает жителей и гостей города.

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Главная улица в Ярославле — это улица Свободы. Она как раз берет начало у Привокзальной площади, и по ней на троллейбусе № 1 можно доехать до самого центра города. Улица Свободы — это что-то вроде мини-мини Нового Арбата или Невского. Приятно проехаться, пусть не на тройке гнедых, а всего лишь на троллейбусе, и просто посмотреть в окошко. Единственный минус — пробки в час-пик. Посему, если хотите размять ноги после долгого путешествия на поезде, располагаете временем и не боитесь расстояний, можете пешком прогуляться по улице Свободы.

Вообще, улица Свободы — место, где мирно уживается архитектура нескольких веков. Любители старины восхитятся фасадами бывших усадебных домов обеспеченных горожан. Симпатичные особнячки различной степени отреставрированности заняты магазинчиками, кафе, торговыми центрами (если бы еще снять с них современные аляповатые вывески, но, к сожалению, это беда многих городов).

В советское прошлое окунут здание Ярославского цирка и универмага «Ярославль», которые находятся на площади Труда. Здесь же расположен знаменитый в рядах футбольных фанатов стадион «Шинник». Укрыться от летнего зноя можно в тени расположенных по разные стороны стадиона сквериках с фонтанами. Фигуры изображают играющих в мяч спортсменов (с одной стороны — девочки, с другой — мальчики) в окружении водных брызг, а вокруг ходят голуби. Прямо маленький кусочек Парижа:).

А вот узнаваемое охряное здание под красной крышей популярного американского ресторана быстрого питания «McDonald’s» (можно, видимо, зайти и перекусить), высотка торгового центра и одна из самых пафосных гостиниц города «Golden Ring Hotel», которая может похвастаться своей звездностью и дороговизной, — уже современные ярославские «достопримечательности». Впрочем, в их архитектурной ценности я бы усомнилась.

Более интересен комплекс бывших Вознесенских казарм, датами возведения и позднейших перестроек называют 1750 г., XIX в. и 1950-е гг. Нарядное желтое здание в стиле неоклассицизма украшает шатровая башня, увенчанная балкончиком и длинным изумрудным шпилем со звездой. Особенно выигрышно башенка выглядит в свете вечерней подсветки. Если пройти внутрь, то можно увидеть часть стены с сохранившейся старинной кладкой. А так здесь находятся Городской культурно-выставочный комплекс «Старый город», редакция Городского телеканала, налоговая инспекция. Впрочем, не будем о грустном:)

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Когда-то по улице Свободы помимо троллейбуса бегал красный трамвай. И трамвайное депо здесь же находилось. А потом внезапно оказалось, что трамвайчики ночевали в разоренном в революционные времена Вознесенско-Сретенском приходе. В 2005 году депо расформировали, храмы передали РПЦ, теперь они практически полностью отреставрированы. Храм Вознесения Господня (ул. Свободы, д. 44а) построен в 1682 г. на средства прихожан на месте деревянной церкви. Возведенный в духе ярославской архитектуры четырехстолпный пятиглавый храм с закрытыми галереями красив и монументален, над белыми сводами плывут темно-зеленые массивные купола. На старинных фотографиях Ярославля можно увидеть и колокольню. Рядом расположена Сретенская церковь (ул. Свободы, д. 44), возведенная в 1689 — 1691 вв., перестроена в конце XVIII века. Этот теплый (зимний) храм относится к редкому для Ярославля стилю елизаветинского барокко, чрезвычайно симпатичен, небольшой, бирюзовый, богато украшенный лепниной, увенчанный маленькой золотистой главкой на тонкой шейке-барабане. Комплекс прихода, безусловно, украшает улицу Свободы, чего не скажешь о строящемся рядом с ним современном торговом центре.

Следующая остановка — площадь Юности. Здесь можно полюбоваться ажурным белым зданием Ярославского ТЮЗа, где малыши могут увидеть кукольные спектакли, а взрослые — побывать на привозных премьерах. Или же вспомнить лихие 90-е, глядя на знаменитую «ярославскую свечку» — здание ресторанно-гостиничного комплекса «Юта», знакомую любителям шансона по песне Михаила Круга, где когда-то случались перестрелки. Около гостиницы сейчас по иронии судьбы расположена ФСКН (Федеральная служба наркоконтроля), а напротив — симпатичный скверик с современной часовенкой. Но не будем углубляться, лучше вернемся на площадь Юности, погуляем около очередного фонтана и сфотографируемся на фоне цветочной композиции, изображающей символ Ярославля, — симпатичного медвежонка и других флористических скульптур.

Возможно, кому-то будет интересно посетить Выставочный зал им. Н. А. Нужина (ул. Свободы, д. 15), где представлены интересные экспозиции, в том числе посвященные Ярославлю. Ну, вот, мы и в самом центре нашего древнего города!

В СЕРДЦЕ ГОРОДА

И вот уже видна красивая площадь Волкова. Внимание сразу привлекает нарядное желтое здание с колоннами. Это Волковский театр (пл. Волкова, д. 1, тел. кассы: (4852) 72-74-04, сайт), который, пусть и ошибочно, называют «первым русским театром». Если обратиться к истории, то можно представить, как «в украшенном зеленью и разноцветными фонариками сарае на Пробойной улице Ф. Волков с товарищами устроили «некое лицедейство, крайне диковинное и до того времени невиданное». Сие действо имело место в 1750 г., каменное здание построено в 1824 г., а уж современное — чуть более 100 лет назад, по проекту архитектора Н. А. Спирина. На фасаде театра знающие люди разглядят фигуры покровителя искусств — бога Апполона, музы трагедии Мельпомены и музы комедии Талии, а остальные просто полюбуются переплетением скульптур на боковых барельефах, играющих свои роли на арене жизни. Некогда Театральная площадь получила свое современное название, равно как и театр стал носить имя Ф. Г. Волкова.

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

В тенистом Власьевском скверике можно увидеть и памятник Федору Волкову. Отсюда отправляются автобусы ярославских турфирм, здесь назначают встречи, а с недавних пор обновленный сквер получил нарядную подсветку, лавочки и скворечники на деревьях, также здесь работает wi-fi, что может быть актуально для людей, не мыслящих своего существования без всемирной паутины. Ну, а если вы предпочитаете живую игру актеров и приедете в Ярославль во время театрального сезона, обязательно посетите наш театр. Заодно оцените его внутреннее убранство, театральные интерьеры не так давно отреставрировали.

На площади Волкова находится «Памятный знак городам-побратимам» — большой камень с капсулой, где хранится земля дружественных Ярославлю городов: Ювяскюля (Финляндия), Пуатье (Франция), Эксетер (Великобритания), Берлингтон (США), Кассель и Ханау (Германия), Коимбра (Португалия). Начатое еще при прежней власти международное сотрудничество, стремительно развивается и при новом мэре — что не месяц, то новая заграничная командировка:).

За камнем можно увидеть небольшой образец древней кладки на стене Знаменской башни, у которой на небольшом возвышении, называемом «плешкой», когда-то любила собираться неформальная молодежь. А теперь на площади Волкова проводят митинги коммунисты.

За Волковским театром разбит Первомайский бульвар. Для малышей здесь устроены качели-карусели, а романтически настроенные парочки обязательно должны посетить скульптурную композицию, посвященную Петру и Февронье Муромским. Подобные скульптуры в различных вариациях установлены еще в нескольких росскийских городах, в Ярославле фигурки появились 8 июля 2009 года — в день почитания памяти святых. Вообще же, это здорово, что наконец-то вспомнили русские традиции и вместо буржуйско-западного дня святого Валентина стали отмечать День любви, семьи и верности. Именно им и покровительствуют святые. Так что не удивляйтесь, если у аскетичных фигурок Петра и Февроньи с голубем в руках вы вдруг увидите свадебный кортеж.

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

В продолжение культурной темы пройдем немного вправо и увидим Ярославскую филармонию (ул. Максимова, д. 13, тел. кассы: (4852) 30-92-65, сайт). В этом небольшом изящном здании проводятся замечательные концерты и известные музыкальные фестивали, гордость нашей филармонии — орган, это что-то потрясающее! Послушать знаменитую Любовь Шишханову и ее учеников — можно считать за удачу и честь. Ну, а если вы равнодушны к музыке, можете оценить современный элегантный памятник Л.В. Собинову. С ним очень удобно фотографироваться:).

Но вернемся на площадь Волкова и обратим внимание на Знаменскую башню. Построенная в 1660 — 1662 гг., она является образцом городских средневековых укреплений. Башня побеленная, очень нарядная, над фасадом высится позолоченная главка (ранее здесь располагалась церковь). Когда то, еще до ее реставрации, под аркой Знаменской башни в теплое время продавали цветы. Шикарные букеты для особо торжественных случаев, упругие бутоны разноцветных роз, скромные гвоздики, яркие гладиолусы, воздушные шапки хризантем, звездочки астр, простенькие цветочки, срезанные на дачах заботливыми бабушками, веточки мимозы в марте и ландыши в мае — все, что душе угодно! Я в шутку называла это место «Монмартром», и, подходя к башне, всегда на секунду задерживала дыхание, чтобы потом вдохнуть свежий аромат многочисленных цветов. Сейчас здесь вместо цветов можно услышать музыку — от пронзительных звуков флейты или скрипки до хрипловатых выкриков под гитару, видимо, изображающих жалкую пародию на русский рок. Возле ног первых музыкантов скромно примостились мятые шляпы, подруги вторых — резво ходят с протянутой кепкой и клянчат мелочь. Лабают здесь и днем, и вечером, так что идти под аркой в любом случае весело:).

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Если пройти мимо Знаменской башни, то можно увидеть изящный Гостиный двор. Он был построен в 1813 — 1818 гг. на месте срытых валов древнего Земляного города XVII в. Правда, от него сохранилась лишь часть северного корпуса, украшенного изящной колоннадой. Как и прежде, в галерее ведется торговля, правда, вместо сукна, свечей и глиняных горшков здесь предлагают сотовые телефоны и диски. Вот такая преемственность поколений:). Еще уцелела входящая в комплекс Гостиного двора легкая Ротонда. Именно от нее вел прямой луч к сердцу города — Ильинской площади (сейчас улица Депутатская). Сегодня около Ротонды продают свои картины местные художники. А на улице Нахимсона сохранились старинные торговые ряды, приземистые, крепенькие, двухэтажные.

Через дорогу от Знаменской башни начинается еще одна не менее известная улица Кирова, как водится, пешеходная. Пожалуй, в любом большом городе есть такая. И, конечно же, по традиции ее именуют местным Арбатом. Все те же многочисленные кафе, банки и магазины, торгующие преимущественно украшениями и обувью, прогуливающийся или спешащий по своим делам народ, сувенирные лотки и те самые цветочницы, переехавшие из-под арки Знаменской башни. Улица Кирова — любимое место ярославской молодежи, а вечером здесь играют уличные музыканты.

Не доходя до конца улицы Кирова, обязательно сверните на Депутатский переулок. И вовсе не из-за очередных палаток с сувенирами. Например, здесь вы можете полюбоваться Сретенской церковью (Депутатский пер., д. 4), точнее ее колокольней, являющейся доминантой этой короткой улочки. Храм во имя Сретения Господня построен в 1685 г. на средства ярославского купца П. Я. Денисовского на месте одноименного утраченного деревянного храма. Сам храм приземистый, крепкий, с серыми луковками прячется в глубине переулка, но его парадное крыльцо с шатровой краснокирпичной колокольней с белым декором сразу же привлекает внимание. Не зря на Депутатском переулке можно часто увидеть людей, нацеливших объективы фотоаппаратов на Сретенский храм. Если же вам интересна не просто красивая картинка, обязательно зайдите внутрь, церковь действующая, одна из наиболее почитаемых икон — образ Сергия Радонежского. Во времена учебы в институте перед всеми госэкзаменами и защитой диплома я забегала сюда, ставила свечки. Сдала на «отлично», кстати:). Также можно увидеть выходящую из храма чету молодоженов, тогда площадка перед входом пестреет нежными лепестками роз. А еще во время праздников колокольный звон Сретенской церкви оглашает всю округу, вот так, бежишь утром на работу, и сразу светло и радостно на душе становится!

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Переулочек выходит на Депутатскую улицу, и снова здесь различные торговые точки, аптеки и Центральный рынок, который почему-то очень любят иностранные туристы. У меня же, если вдруг случается забрести в павильон, создается впечатление «полного погружения в Адлер». Вот будто телепартировалась чудесным образом на адлерский рынок. Вот такой кусочек кавказского колорита.

Вообще же, если вы толерантны и хотите отведать сочного шашлыка, загляните в кафе «Имеди» на Депутатском переулке. Здесь также устраивают вечера «живой музыки», репертуар, правда, русский и попсовый. Сама в «Имеди» не была, но запахи с открытой веранды доносятся божественные!

Депутатская улица упирается в улицу Андропова. Здесь сохранились бело-желто-розовые купеческие дома, украшенные лепниной, погружающие в старинные времена тяжелых бархатных платьев, позолоченных карет и звонкого цокота конских копыт по мостовой. Больше всего мне нравится бывшая гостиница «Бристоль» и красивый дом с большим балконом, парадным крыльцом и куполом — бывшая гостиница «Царьград», ныне — департамент городского хозяйства. Напротив него обратите внимание на симпатичное розовое здание — это ярославская мэрия. Ранее в нем размещался горисполком, до этого — тоже заседали управленцы. Старое здание сохранило парадную лестницу, шикарный Большой зал с балконом, коридоры со сводами на втором этаже. Жаль, что его обезобразили поздними пристройками, например, так называемым, «новым зданием мэрии», крыльцо которого выходит на улицу Нахимсона, а хайтековский облик совершенно не вяжется с чинным благородством старинного особняка.

На улице Андропова полюбуемся очень изящной часовенкой Александра Невского (ул. Андропова, д. 8), которая была построена в 1889 — 1892 гг. в честь «чудесного избавления от смерти во время крушения поезда царской семьи — Александра III, Марии Федоровны и их детей». Замечу, что по поводу этого радостного события во многих городах строились подобные часовни, навскидку, например, на память приходит аналогичная святыня в Любиме. Часовня маленькая, симпатичная, красно-белая, богато декорированная, с парадным крыльцом, увенчана золотой главкой. Особое внимание обратите на яркие изразцы, дополняющие внешнее убранство. Часовня построена на месте бывшего Мытного рынка. Находится в ведении Толгского монастыря. Кстати, раньше у нас было поверье, что если подняться на крыльцо часовни, загадать желание, три раза повернуться, а потом спуститься с другой стороны, то задуманное непременно сбудется. Что ж, всегда есть шанс это проверить! :)

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

За часовней стоит белое здание Правительства Ярославской области советского типа. Как вы понимаете, в народе его зовут «Белым домом». Кстати, есть еще и «Серый дом» — областное УВД, правда, не так давно выкрашенный в лимонно-белый колер, что как бы намекает:), и «Желтый» — ну, это, думаю, без комментариев:). Мне почему-то всегда кажется, что славная маленькая часовенка словно защищает, закрывает собой нашу власть.

Прямо за часовней, под окнами Правительственного здания расположен новый отреставрированный фонтан «Часы». На стеле в середине фонтана установлен монитор, первоначально он показывал время, оставшееся до тысячелетия города, теперь крутят ролики, посвященные Ярославлю, часто без звука. Фонтан красив лишь с подсветкой, струи, которые по задумке архитектора должны были символизировать минутную и часовую стрелки, давно не работают (хотя фонтан открыт сравнительно недавно, в конце декабря 2008 года). В жару здесь любит купаться народ, на что даже я смотрю с брезгливым ужасом — помимо бесшабашной молодежи водные процедуры в чаше фонтана принимают все местные маргиналы и бродячие собаки. Сидеть на парапете тоже не советую, и вовсе не из-за того, что иногда ходят строгие тетеньки и дяденьки в серой форме и проводят профилактические беседы с распивающими спиртные напитки гражданами. Просто парапет сделан из какого-то не слишком полезного для здоровья материала. Вообще, прежний фонтан мне казался пусть и несколько старомодным, но зато более удачным, но от него остался лишь бассейн, и то изрядно модифицированный. Зато в сквере по обе стороны фонтана вот уже какой год летом проводят замечательный конкурс «Ярославль в цвету», и полюбоваться интересными флористическими композициями, безусловно, приятно.

Если пройти по улице Андропова немного дальше, то можно попасть в Казанский женский монастырь (ул. Первомайская, д. 19а, тел.: (4852) 72-77-51, сайт). Он основан в 1610 г. в честь явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Настоятельницей монастыря является монахиня Екатерина (в миру — Наталья Гаева, некогда работавшая в городском департаменте, занимающемся вопросами архитектуры). Не удивительно, что благодаря ее профессиональным знаниям, опыту и все-таки вере монастырь так быстро и качественно восстановили. Украшением монастыря является Казанский собор (1834 — 1845 гг.), величественный, белый, с золотыми куполами, высоким крыльцом и изящными колоннами. Сейчас, глядя на эту торжественную красоту, сложно представить, что когда-то в стенах храма размещался областной архив, фрески были закрашены, а основной объем разделен перекрытиями на этажи. Собор действующий, более того, вся обитель успешно возрождается. Например, наконец-то вернули некогда занимаемую планетарием церковь Покрова Богородицы (можно подойти с ул. Трефолева, д. 20). Возведенный в 1820 — 1828 гг. храм пусть с трудом, но можно было бы узнать еще в его бытность планетарием по большому полусферическому куполу, на котором так удобно было размещать макет «звездного неба». Желто-бело-розовое небольшое здание успешно реставрируют, на куполе появился крест. Кстати, летом территория Казанского монастыря пестреет яркими узорами цветов — сразу видны заботливые женские руки. Милое место, советую побывать.

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

А мы немного вернемся назад и выйдем на Советскую площадь — вот это и есть самый центр города. Здесь проводятся самые значительные городские мероприятия, по праздникам устраивают концерты, а в День Победы маршируют парады. Площадь обрамляют парадный вход Правительства Ярославской области и старинные здания присутственных мест, где принимает законы Ярославская областная Дума. Раньше площадь носила красивое русское название — Ильинская. Я и сейчас нередко ее так называю. Даже не потому, что застала прежнее название (кажется, при мне она всегда была безлико-Советской).

Просто на этой просторной площади находится один из замечательных храмов нашего города — церковь Ильи Пророка (Советская пл., д. 7). Построен в 1647 — 1650 гг. купцом Аникеем Скрипиным для собственных нужд. Стоящий на территории купеческой усадьбы храм был исключительно «домовым», предприниматель хранил в подклете обители свои товары (вот они, откуда пошли корни меркантильности!). Однако негоже было, чтобы такая красота принадлежала лишь одному человеку. Когда Ярославль чаяниями императрицы-реформаторши Екатерины II начали перестраивать по регулярному плану, Ильинский храм избрали городской доминантой, и уже от него велась вся остальная застройка. Так бывшая купеческая церковь стала достоянием всего города. Белоснежные стены храма, не так давно в ходе реставрации приобретшие нежный розоватый оттенок, венчает богатое зеленое пятиглавие. Церковь окружают двухярусные галереи с крыльцами, которые некогда были открытыми, позже заложены. С северо-запада церковь обрамляет нарядная восьмигранная колокольня, симметрию ансамблю придает шатровый Ризположенский придел. Их высота одинакова, 36 метров. Ильинский храм похож на каменную сказку, он богато украшен резьбой, наличниками, многоярусными кокошниками, арками. Особое очарование придают разноцветные изразцы с изображением цветов и мифических животных. Помню, как в детстве я с удовольствием рассматривала эти сюжеты, повторенные на нарядной церковной ограде. Пышность, торжественность, нарядность — это церковь-сказка, церковь-праздник.

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Величественный храм стоит в окружении вековых деревьев, привлекая внимание своим бело-зеленым убранством. Вообще то, это храм-музей, он принадлежит Ярославскому историко-архитектурному музею-заповеднику, и вход в него платный, да и работает он сезонно (режим работы: с 9.00 до 19.30, кроме дождливых дней). Но попасть, поверьте, очень даже стоит. Чтобы восхититься прекрасными, отлично сохранившимися фресками. Да и вообще, не зря Илью именуют «сокровищницей древнерусского искусства». Кажется, здесь собраны самые лучшие его образцы. Сразу взгляды всех входящих в обитель притягивает огромный резной иконостас. Среди тяжелых позолоченных окладов искусно прописаны лица святых, редкие оттенки голубого словно тонут в море золота. Тяжелые люстры отбрасывают тени, отчего кажется, что фигуры практически живые. Очень изящны и богаты молельные места для царя и патриарха. Они резные, ажурные, увенчаны чешуйчатыми шатрами с главками и больше напоминают маленькие часовенки, нежели троны. Лично меня более всего впечатлили росписи паперти с сюжетами из Ветхого завета: сотворение мира, жизнь первых людей в Раю, искушение Змея, изгнание, быт Адама и Евы на земле. Реалистично и максимально приближено к жизни изображены кормящая младенца Ева, одетые в русские одежды Каин и Авель, а Ноев ковчег явно списан с ярославских судов того времени. Еще поразила фреска «Корабль веры» и «Корабль неверия». Понятно, что на первом в райские земли плывут исключительно праведники, а вот второе судно раздираемо штормами, и даже правящий им Сатана не спасет своих последователей от гибели. Правда, один раскаявшийся человек все-таки захотел вернуться к праведной вере, он чудом держится на каком-то обломке, а с «Корабля веры» ему милостиво протягивают руки.

А еще я бы советовала прогуляться по Советской площади вечером, поверьте, в подсветке храм Ильи Пророка выглядит просто волшебно!

Ну, а мы, если направимся к набережной Волги, во дворике увидим церковь Николы Надеина (Народный пер., д. 2а). Построенный в 1620 — 1622 гг. храм дошел до наших дней с существенными перестройками XVII — XVIII вв. Это первый из приходских храмов Ярославля, выстроенный из кирпича. По легенде он возведен на деньги ярославского купца Епифания Андреевича Светешникова, прозванного Надеей. Храм крепкий, ладный, с шатровой свечкой-колокольней и шлемообразной зеленой чешуйчатой главой. Первоначально имел пятиглавое завершение и открытые галереи, строили его московские мастера. Слышала, что здесь сохранились интересные фрески и резной барочный иконостас, выполненный по эскизам самого Федера Волкова, правда, сама в храме ни разу не была. Как и Ильинская церковь, Никола Надеин находится в ведении Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника и является музеем (режим работы: с 10.00 до 17.00, без обеда, выходные дни: среда, четверг).

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Ну вот, мы прошли еще один маршрут, на этот раз, прогулявшись по самому центру Ярославля. А сколько еще интересного можно увидеть в нашем городе! Например, пройтись по набережным рек Волги и Которосли. Или же пройти по моему любимому маршруту, по которому летом я так люблю гулять в обеденный перерыв.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ МАРШРУТ

Итак, все от той же Советской площади мы направляемся в Демидовский сквер. Просто я не могу отказать себе в удовольствии, чтобы в очередной раз не прогуляться по его тенистым дорожкам. Но для начала обратим внимание на окружающие скверик здания.

Справа мы видим Кирилло-Афанасьевский монастырь (пл. Челюскинцев, д. 17). Этот мужской монастырь был основан в 1616 г. в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Интересно, что монастырь хоть и являлся самым маленьким в Епархии (по некоторым данным число его насельников не превышало 10 человек), однако пользовался почтением среди паломников. Этот интересный архитектурный комплекс я открыла для себя совершенно случайно, где-то около 1000-летнего юбилея нашего города. Здесь долго размещалась какая-то организация, а в обезглавленных, ветхих и обезображенных постройках, спрятанных за деревьями в глубине двора, сложно было узнать монастырь. А ведь это настоящая древность! Только чудом не погибший в равнодушное советское время монастырь был возрожден совсем недавно, в 2005 г., когда церкви были переданы РПЦ. Во двор обители ведут симпатичные ворота с башенкой. Наиболее сохранившееся здание ансамбля — церковь Афанасия и Кирилла (1664 г. — 1676 гг.), небольшая, увенчанная компактной зеленой луковкой, продолжает восстанавливаться. Среди окружающих монастырский двор построек угадываются бывшие монашеские кельи, в некоторых зданиях, правда, и по сей день размещаются организации. Также восстанавливается церковь Спаса Нерукотвоворного (Спасо-Пробоинская) (1696 — 1705 гг.). Кирилло-Афанасьевский монастырь — очень тихое место. Зайдя в его двор, невольно начинает казаться, что переносишься в давно минувшие времена. И, как бы я себя не позиционировала в определенных кругах, а вот в таких ситуациях всегда несказанно рада, что вот еще одна святыня земли ярославской возрождается! Кстати, в монастырь как-то привозили частичку мощей Матроны Московской. Да и службы в нем, пусть не часто, но проводятся. Может, вам повезет побывать на одной из них. Хотя сам факт того, что вам посчастливилось прикоснуться к монастырским стенам времен ополчения уже должен вызывать трепетную дрожь!

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

На противоположной стороне стоят 2 хорошеньких старинных особнячка бывшей усадьбы Матвеевского (1790 — 1809 гг.), господский дом и флигель. Аристократичное прошлое белых изящных домиков навсегда кануло в прошлое, сейчас здесь расположены коммунальные квартиры.

По той же стороне, что и усадебный комплекс, располагается еще одно интересное здание, украшенное парадными колоннами, с непростой судьбой. С детства я знала его как продуктовый магазин «У больницы «8-е марта». Старожилы называли его «Лощенковским магазином». А не так давно я узнала, что это обезображенный до неузнаваемости старинный храм Косьмы и Дамиана (пл. Челюскинцев, д. 14) постройки XVII в. Так вот откуда эти нарядные колонны, невольно дорисованные воображением купола, ощущение чего-то особенного, которое не покидало меня в этом магазине! Но не успела я обрадоваться, все еще надеясь на ту самую программу, по которой все культовые сооружения обязаны передать РПЦ, как закрыли и этот, в общем то, по-своему душевный «Лощенковский магазин». А вместо него… оборудовали гостиницу. Уже и вывеску повесили, да все никак не могу запомнить названия. Да кто ж позволил-то?!! И где разница — торговать в стенах храма водкой и селедкой или устроить очередной бордель? Да, мы привыкли видеть храмы, приспособленные еще с советских времен под разные производства. Но вот сейчас, спокойно перепрофилировать церковь из магазина в гостиницу?.. Простите, у меня слов не хватает. А вы можете сфотографировать, то бывшее магазинное, крыльцо с колоннами, с вывеской. Впрочем, нужно ли теперь добавлять в список «достопримечательностей» церковь Косьмы и Дамиана?..

И как бы не был приятен мне Демидовский сквер, здесь невольно не отпускает наше советское прошлое. И дело даже не в занятых долгое время светскими организациями святых местах. Здесь вроде бы своя история, своя атмосфера.

Вот, например, гранитная «Стела» (памятник борцам за Советскую власть), похожая на кладбищенский обелиск. Впрочем, так оно и есть. Сей лаконичный памятник был возведен в честь 40-летней годовщины «разгрома контрреволюционного мятежа на братской могиле борцов за Советскую власть». Имена этих борцов можно прочесть на гранитной плите. Вообще, по большому счету белогвардейский мятеж заслуживает отдельного рассказа, и, что-то мне подсказывает, что не стоит его начинать у этой памятной стелы, просто у меня на «красную революцию» несколько иной взгляд, чем у тех, кто хотел увековечить память земляков. Самое интересное (но не факт, что это справедливо!), на окруженную тюльпанами пирамидку-стелу никто не обращает внимание, вроде как стоит для истории — и ладно, и никому-то из потомков не нужны эти жертвы… Вообще, конечно, жизнь не справедлива. Но почему-то каждый раз, не зависимо от моих политических взглядов, я невольно замедляю шаг у этой стелы, и мне становится немного грустно…

Но мы идем дальше и видим основную доминанту Демидовского сквера. Это «старый — новый» Демидовский столп. Старый — потому что был сооружен в 1829 г. в честь основателя юридического лицея Павла Григорьевича Демидова на добровольные пожертвования ярославцев. Потом (по разным версиям) медный столп был переплавлен на оружие в годы Великой Отечественной войны или на монеты. Новый — потому что по инициативе музея Истории города и при поддержке прежнего мэра В. В. Волончунаса памятный знак был восстановлен на прежнем месте, его открытие состоялось в декабре 2009 года. Так что если увидите высокий столб, увенчанный орлом, знайте, это тот самый Демидовский столп.

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Сразу за Демидовским столпом — одно из самых моих любимых местечек города. На маленькой круглой площадке весело журчит хорошенький фонтанчик. «Фонтан на пл. Челюскинцев», как значится в спецификации; «Чаши», как называют его многие из-за соответствующей формы; «Фонтан желаний», как наверняка позиционируют его экскурсоводы, призывая бросать монетки «на счастье». И «Ежик», как называю его я и некоторые «посвященные». Вообще, фонтанчик этот за свою долгую фонтанную жизнь претерпевал многие изменения. На месте существующих ныне чаш была фигурка Буратино, потом сфера с шипами. Именно из-за последнего образа мы и называем фонтан «Ежиком». Приятно сидеть на лавочке и слушать неспешное журчание струй. Фонтан работает самотеком, и кажется, что с водой уходят все проблемы, печали, переживания. «Ежик» будто бы что-то неспешно говорит, успокаивает, убаюкивает. Около него прогуливаются мамы с малышами, пробегает стайка туристов, чтобы наспех сфотографироваться и бросить монетки. Около фонтана гуляют голуби, деловито подбирая крошки от булки, заботливо раскрошенной какой-то старушкой. Но самое прекрасное, когда голуби взлетают на самую верхнюю чашу, пьют воду и внезапно замирают, словно к чему-то прислушиваются. Два голубка, сидящие на чаще фонтана, склонив головки друг к другу, это ли не символ настоящей любви? Именно эта маленькая площадь, почти незаметная из-за громады столпа, с голубями и журчащим фонтанчиком почему-то вновь напоминает мне Париж, в котором я ни разу не была…

Пройдя фонтан, сразу же можно выйти к Вечному огню, куда все уважающие себя молодожены приезжают, чтобы возложить букеты. Летом около площади стоят лихие казаки, которые за вознаграждение, разумеется, поют и пляшут перед смущенной молодой четой. А вообще около этого памятного места весною утраивают почетные караулы, так и называется — пост № 1, а вахту несут школьники. Трогательно видеть этих мальчишек и девчонок стоящими около Вечного огня. А за Вечным огнем очень красивый парк с огромными елями и цветущими клумбами. По нему приятно неспешно пройтись, думая о чем-то своем…

Если свернуть, то с аллеи можно выйти к верхнему ярусу Волжской набережной. По пути вам встретится монументальное здание с высоким крыльцом и колоннами — Ильинско-Тихоновская церковь (ул. Волжская набережная, д. 5). Вообще, это здание всегда привлекало мое внимание. Еще когда стояло обезглавленное, и по его монументальному корпусу, высокому крыльцу и колоннам многие гости города принимали его за шикарный особняк. Что-то в нем было не так. И вот читаем: «В „Губернском городе“ в статье „Волжская набережная, часть 6“ опубликована карта языческих капищ в центральной части города. На месте современной Ильинско-Тихоновской церкви располагалось капище Перуна». Также существует легенда, что именно на этом месте происходил поединок Ярослава Мудрого с медведицей. В память об этой победе еще в XI веке и был заложен первый православный храм нового города. Дошедшее до нас каменное здание в стиле классицизма построено в 1825 — 1832 гг. на месте церкви конца XVII в. на средства купцов М. А. Ленивцева и А. И. Отрыганьева. По архитектуре Ильинско-Тихоновская церковь представляет собой прямоугольное однокупольное здание с боковыми портиками. Вверху был летний Ильинский храм, внизу — зимняя церковь иконы Божией Матери Ярославской с приделами Тихона Амафунтского и Михаила Архангела. Также церковь имела две парные колокольни, которые были уничтожены после закрытия храма в начале 1920-х годов.

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Долгое время Ильинско-Тихоновская церковь находилась в ведении одного из городских музеев, в ее подвалах хранились исторические и культурные ценности. Да и вообще длительное время стояла неприкаянной. А я, узнав, что это храм, ходила рядом и мечтала, когда же его возродят. Ведь церковь очень красива, хоть и не типична, отличается от привычных ярославских храмов. И вот стены и колонны побелили, над массивным полусферическим куполом на новой золоченой главке засиял крест. Теперь остается лишь ждать, что в стенах возрожденного храма начнется благодатная служба.

Если мы немного отклонимся от нашего маршрута и выйдем к набережной, то увидим Волжскую башню (1660 — 1668 гг.). В стародавние времена она охраняла устье Медведицкого оврага. Это одна из малочисленных уцелевших башен древнего города. Башня не сохранила своего прежнего облика, дойдя до нас с позднейшими переделками. Был надстроен третий этаж, а башня перешла в военное ведомство. Отреставрированная побеленная башня выглядит нарядно, а о ее боевом прошлом напоминает бар «Арсенал», вход в который обрамляют пушки. А, что, баталии, возможны и на кухне!

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Если уж мы вышли к Волжской набережной, то стоит пару слов сказать если не о ней, то уж точно о той великой русской реке, на берегах которой мне выпало счастье жить. Волга… С давних времен неспешно течет гордая река. Волга, Волгушка, Волга-матушка! Как часто, когда на душе тревожно, когда подавленное настроение или просто грустно, я прихожу сюда, смотрю на темную воду и говорю: «Волгушка, возьми печали, успокой меня, дай силы…" Вообще вода обладает чудодейственной силой, особенно вода в родной реке.

Но вернемся в парк. Здесь можно увидеть белокаменное двухэтажное здание с деревянным крыльцом XVII века — Митрополичьи палаты, где в настоящее время располагается филиал Ярославского художественного музея — Музей Ярославской иконы (Волжская набережная, д. 1, тел.: (4852) 30-86-65, сайт, время работы: с 10.00 до 17.00, выходной: понедельник). Митрополичьи палаты — одно из древнейших зданий города, редкий образец гражданской архитектуры XVII века, бывшая резиденция ростовских митрополитов. Поднявшись по высокому деревянному крыльцу и прикоснувшись к побеленным стенам, вы внезапно почувствуете некую причастность к нашему городу, к его богатому прошлому. Ну, а коли мы здесь оказались, то надо обязательно посетить экспозицию древнерусского искусства XIII — XVII вв., посмотреть на старинные иконы. Лично меня экспозиция очень впечатлила.

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Вообще же мы, как вы уже, наверное, поняли, идем к основной доминанте и достопримечательности Стрелки — Успенскому кафедральному собору (Которосльная набережная, д. 2а). Первоначальный храм был заложен в 1215 году князем Константином в центре кремлевского ансамбля на Стрелке, горел, перестраивался, пострадал при белогвардейском мятеже, был закрыт и в итоге взорван в 1937 году. Когда зашла речь о восстановлении собора, было много «за» и «против», вроде как ЮНЕСКО не давал разрешения на строительство «такой громады», ведь первоначальный собор был ниже заявленного в проекте. Хотя лично я не понимаю, как можно запрещать строить храм? Почему-то когда возводят хайтековско-уродские торговые центры, никто не возражает. Более того, бюджетные денежки остались нетронутыми, обитель восстанавливалась на средства известного мецената В. И. Тырышкина. Это уже не первая возрожденная им церковь. Собор строили с 2004 по 2010 гг., стремясь закончить к 1000-летию Ярославля. Он был освещен 12 сентября 2010 года, на третий день юбилейных торжеств.

Теперь уже и не представить Стрелку без этого красавца. И ничуть не портит он «общий облик центра», кафедральный собор и должен быть большим. Как красиво смотрится в глубине парка, среди деревьев в нежной зелени белый монументальный собор, гордо несущий свои золотые купола на мощных шеях-барабанах. Храм продолжают облагораживать до сих пор: под куполами, на стенах и крыльце появились яркие мозаики. Внутри пока нет росписей, но высокие белые своды впечатляют. Пока у собора есть только звонница, планируется построить колокольню, хотя и эта идея обзавелась противниками. А по мне так, если люди строят церкви, значит еще не все потеряно для нашего грешного мира…

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Прямо за Успенским собором не очень удачная, на мой взгляд, композиция «Троица», у нас больше известная как «трое непьющих». В маленькую чашу все стараются кинуть монетки (тоже на счастье). По скверику по направлению к воде подходим к коричневому камню. Конечно, «Камень основания города» весьма символичен, но около него бойко фотографируются туристы и молодожены. Кстати, о некоторых якобы «ярославских традициях» многие горожане даже и не догадываются, ну, например, о том, что этот камень обладает какими-то целебными свойствами. Зато точно знаю, что в свадебном фотоальбоме весьма популярен такой снимок: около камня стоит невеста, легко упираясь в него одним пальчиком, а жених с дружками стоят по другую сторону и в силу своих актерских способностей изображают титанические, но явно бесплодные усилия. Смысл прост: где уж «слабому» мужскому полу сдвинуть такую громаду, а вот с виду хрупкая дама без труда удерживает «камушек». Кстати, выглядит хоть не очень ново, но забавно.

Полукруглая площадка с цветочной клумбой посередине призвана открыть прекрасный вид на Стрелку — слияние рек Волги и Которосли. Кстати, нижняя Стрелка — не естественное образование. Соседний остров Даманский, где сейчас располагается Городской парк культуры и отдыха с детскими аттракционами, в прежние времена соединялся с материком. Когда из него решили сделать остров, то лишний песок с ликвидируемого перешейка взяли и перенесли чуть дальше, создав длинную искусственную насыпь — современную Стрелку (нижний ярус). Так что годом ее основания можно назвать 1956 год. Сначала здесь был пляж, позднее на заасфальтированной территории стоял самолет. И только в 1983 году на День города открыли каскад фонтанов, состоящий из одного большого и четырех малых чаш.

Наверное, это была самая популярная фотография, имевшаяся у каждого жителя и гостя города, — вид сверху на Стрелку, играющие струи фонтанов и большая цветочная клумба, изобращающая медведя с секирой — герб города. Дата на клумбе ежегодно обновлялась, дойдя в определенный момент до замечательной даты — 1000 лет. Уж и Стрелку реконструировали, и фонтанов бывших нет, а клумбу, как городской символ, все же оставили.

Кстати, о символе. Ставлю в укор тем горе-экскурсоводам, которые, широким жестом показывая на нижнюю Стрелку, вещают, что якобы именно на этом месте Ярослав сразился с медведицей (а герб-то города, почему-то медведь!). Не было здесь тогда никакой Стрелки, позже, много позже соорудили ее умелые инженеры (в Ярославовы времена и профессии-то такой, наверное, не было!). Настоящая Стрелка — это верхняя терраса, где раньше росли непроходимые леса, а сейчас стоят символ-камень и Успенский собор. А то уж недолго представить, что Великий князь воевал со зверем среди фонтанов:). Но тем более не понятно, зачем сооружать памятник 1000-летию со дня основания города (я вообще согласна с тем, что дата эта спорная) на том месте, которое Ярослав даже не мог видеть?!

О старой Стрелке я могу рассказывать долго. Еще дольше — предаваться ностальгическим воспоминаниям, ведь с этим некогда самым любимым местом Ярославля было столько всего связано: теплые летние вечера, алые закаты и нежные рассветы, туман над Которослью сонным утром, заметенная снегом дорога, купание, деревья, которым я на Троицу заплетала косички, зубрежка экзаменационных билетов на пляже, веселые свадьбы и моя собственная свадьба…

В 2009 году Стрелку закрыли на реконструкцию в связи с волжским берегоукреплением, старые фонтаны снесли. На месте большой чаши установили ужасный памятник «1000-летие города Ярославля», такую безликую «трубу» на постаменте, увенчанную агрессивным двуглавым орлом. Барельефы со сценами из исторического прошлого города еще ничего, гораздо нелепей смотрится разношерстная компания из протягивающего руку на манер советского Ильича князя Ярослава Мудрого, аскетичного монаха, брутального воина, женщины с ребенком и торговца, больше похожего на бандита. Вообще, проектов было множество, даже существующий памятник отличается от первоначального эскиза. Речь шла, чтобы в компанию к перечисленным фигурам добавить первого губернатора Мельгунова, В. В. Терешкову и кого-то из современных чиновников или даже дружину на конях. В общем, не перестаю удивляться бредовым фантазиям наших архитекторов.

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Конечно, Стрелку благоустроили, выложили плиткой, разбили цветники. Новые фонтаны «Трио» стали свето-динамическими, их струи прыгают в такт музыке (правда, однообразный и короткий плейлист за это время успел надоесть до оскомины, а на загрузку новых композиций нет средств). Более выигрышно фонтаны смотрятся вечером, в подсветке. Но фотографироваться крайне не удобно, трудно «поймать» танцующую струю. Да и вообще, честно говоря, там куча недоделок. Кстати, перед 1000-летием денег не хватило, парк на Стрелке «подарил» городу вездесущий «Газпром», о чем свидетельствует табличка. А нас выгоняли на субботник, газоны раскатывать, видно, не хватало рабочих рук гастарбайтеров. В общем, не люблю я современную Стрелку. Но гостям города нравится.

ПО ВОЛЖСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

Полюбовавшись Стрелкой, отправимся на прогулку по Волжской набережной. Впрочем, этот маршрут можно начать и от Советской площади, в этом случае вам необходимо свернуть в маленький Советский переулок. Этот маршрут интересен тем, что сочетает в себе посещение ярославских музеев и осмотр интересных и не очень известных храмов. Перед 1000-летием Ярославля набережную значительно расширили и обновили, вольные волжские берега заковали в гранит, асфальт сменила плитка, появились лавочки и изящные фонари. Конечно, старая набережная была душевнее, но новая больше нравится туристам. Можно спуститься к воде, вдохнуть по-весеннему сырой волжский воздух, я же предлагаю вам прогуляться по верхнему ярусу набережной.

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Итак, мы вышли к музею Истории города (Волжская набережная, д. 17/1, тел.: (0852) 30-41-75, сайт, время работы: с 10.00 до 18.00, выходной: вторник). Он расположен в красивом розовом здании с часами. Как обычно, в музее представлены основные исторические вехи, прослеживается развитие города от древних времен до современности. На двух этажах расположены небольшие, но занимательные экспозиции: «Ярославль XI — XV вв.», «Ярославль XVI — XVII вв.», «Ярославль в XVIII — XIX вв.», «Ярославль во второй половине XIX — нач. XX вв.», «Политическая история Ярославля первой половины XX века», «Ярославль с 1960-х гг. до современности», «Зал трудовой славы», «Выдающиеся Ярославцы XX века», «Международные связи Ярославля». Конечно, не надо ждать от музея чего-то особенного, но любителям истории он должен понравиться. Например, лично мне интересны предметы быта и одежда, которые когда-то были в обиходе ярославцев. А еще очень нравится макет старого Ярославля, такой миниатюрный хорошенький городок!

Далее направимся в сторону Речного вокзала, здесь тоже много всего интересного.

Например, горячо любимый мною Художественный музей (Волжская набережная, д. 23, тел./факс: (4852) 30-48-31, 72-78-38, 30-35-04, 30-34-95, сайт, время работы: с 10.00 до 18.00, касса: до 17.00, выходной: понедельник). Музей расположен в нарядном желтом здании — бывшем Губернаторском доме, построенном в 1821 — 1823 гг. Экспозиция не сказать, что большая, но очень душевная. Красивая мебель, парадные портреты в тяжелых рамах, из знакомых всем имен: К. Брюллов, И. Репин, И. Шишкин, И. Левитан, И. Грабарь, мои любимые И. Айвазовский и К. Коровин. Также проводятся временные выставки, концерты, спектакли. А в особо торжественных случаях в Губернаторском доме даже проводят бракосочетания.

Также при музее разбит замечательный Губернаторский сад, где с мая по октябрь работает экспозиция «Скульптура в пленэре» (время работы: с 10.00 до 20.00, касса: до 19.00, выходной: понедельник). Не откажите себе в удовольствии пройтись по дорожкам среди старинных деревьев, как прогуливались здесь когда-то нежные барышни и бравые кавалеры, послушать журчание фонтана, посидеть на лавочке, сфотографироваться на фоне парадной лестницы. Помимо интересных флористических композиций в Губернаторском саду «обитают» различные скульптуры, порой неоднозначные, порой трогательные. Мне больше всего нравится печальный «Дон Кихот с цветком» и пара львов с маленьким львенком.

У спуска к Речному вокзалу находится Беседка Любви. Сюда приезжают все молодожены, здесь можно услышать веселую гармонь, сюда спешат, чтобы выпить искристое шампанское и.сфотографироваться на фоне волжских просторов. Ажурные перила беседки увешаны замками — это еще одна свадебная традиция, впрочем, не только ярославская.

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Музей «Музыка и Время» (Волжская набережная, д. 33а, тел.: (4852) 32-86-37, 72-72-12), сайт, время работы: с 10.00 до 19.00, без выходных) думаю, известен далеко за пределами нашей области. Этот первый частный музей в Ярославле принадлежит Джону Григорьевичу Мостославскому, посвятившему всю свою жизнь составлению своей оригинальной коллекции. Различные колокольчики, бубенцы, патефоны, шарманки, часы, утюги, очаровательные старинные вещи, каждая из которых, наверняка, имеет свою неповторимую историю. В музее также хранятся уникальные пластики. Практически все экспонаты действующие, а в музее проводятся интерактивные программы, например, «обряд хомутания» для молодоженов. По залам хорошенького домика вас проведут талантливые экскурсоводы, если повезет — сам Джон Григорьевич или его сын — хозяин музея. В красивом особняке находится концертный зал.

Ну, вот, сколько всего интересного мы увидели! Не стоит бояться, музеи маленькие, изучать их экспозиции не утомительно. К тому же, у нас еще достаточно времени, чтобы осмотреть другие достопримечательности центральной части города.

Церковь Рождества Христова (ул. Кедрова, д. 1) находится прямо за музеем «Музыка и Время». Построена в 1635 — 1644 гг. на месте деревянной церкви по заказу посадских людей братьев Дружина и Гурия Назарьевых. Это лаконичный белый храм на высоком подклете, с массивными галереями, нарядным крыльцом, одной темно-зеленой главой. Украшением церкви служит шатровая надвратная церковь-колокольня. Она очень нарядная, пышная, белоснежная, богато декорированная, с ажурной галереей. Еще одна особенность — в декоре церкви впервые в Ярославле использовались поливные зеленые «муравленые» изразцы, на фоне белых стен смотрятся нарядно. Особенно симпатично выглядит украшенное ими крыльцо. Вообще же, сочетание кипенно-белого и сочно-зеленого цветов делают Рождественскую церковь по-весеннему нежной и праздничной. Рождественская церковь находится в ведении Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника (время работы: с 10.00 до 17.00, без обеда, выходные: понедельник, вторник).

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

А мы с верхнего яруса набережной любуемся на Речной вокзал. Само здание советского типа ничем не примечательно, зато стройная башенка с часами выгодно смотрится на фоне весеннего ясного неба. У причала можно увидеть пафосные многопалубные круизные теплоходы. А можно отправиться в короткое путешествие по Волге, например, в Толгский монастырь. Но, наверное, в другой раз.

Напротив Речного вокзала на фоне зеленого сквера, именуемого в народе Бродвеем, мы видим памятник русскому классику Н. А. Некрасову. Для увлекающихся литературой наверняка будет любопытно осмотреть барельефы, изображающие героев произведений поэта. С ярославской землей Николая Алексеевича много всего связывает. Более подробно узнать о жизни и творчестве Некрасова можно в усадьбе-музее «Карабиха», что совсем недалеко от Ярославля. Будет время — обязательно побывайте, душевное место!

Напротив памятника, через дорогу (даже не сразу разглядишь!) поставлена новая городская «достопримечательность» — «Знак, с которым все фотографируются». Он похож на обычный дорожный знак, глупый и совершенно не интересный. Меня всегда поражают подобные уродливые «креативы». Кстати, ярославцы уже успели всласть поиздеваться над «новинкой» на местных форумах, знак даже воровали, но потом вернули на место (ходят слухи, что это сделали исключительно ради пиара). Вообще, он мало кому нравится. Так что, если пройдете мимо — не много потеряете. И фотографироваться с подобной глупостью точно не обязательно!

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Волжская наб., д. 51) тоже находится практически напротив Речного вокзала. Вот сюда я бы советовала обязательно дойти. Церковь поставлена жителями Рыбачьей слободки в 1688 — 1702 гг., позднее расписана по их же заказу. Это холодный (летний) храм Вознесенско-Благовещенского прихода. Сама краснокирпичная церковь под зеленой черепицей довольно проста и практически лишена декора, не сохранилась и колокольня. Однако внимание к храму привлекают интересные барочной формы главки, выполненные в 30-е годы XVIII столетия. Высоко поднятое на шейках-барабанах изумрудное пятиглавие напоминает чаши и смотрится довольно необычно и торжественно. Оказывается, такая форма была характерна для ярославского зодчества. Церковь действующая, на территории прихода летом разбиты шикарные цветники, ну, а в мае радуют взгляд нежные тюльпаны. На праздник Благовещения около храма по старинной русской традиции после службы у ворот выпускают в весеннее небо птиц.

Храм Вознесения Господня (Волжская наб., д. 51/2) также относится к Вознесенско-Благовещенскому приходу, считается теплым (зимним). Построен на средства прихожан в 1745 г., позднее перестраивался. Церковь простая, приземистая, белая, с одной небольшой зеленой луковкой с высоким позолоченным крестом. Над входом небольшая лаконичная колокольня. Вознесенский храм также передан в ведение РПЦ.

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Чуть поодаль видим очередную изящную волжскую беседку. Но наш маршрут пройден! Можно просто отдохнуть, завершив наше путешествие, а наиболее выносливых я приглашаю отправиться в обратный пусть, на этот раз по нижнему ярусу набережной. Нам нужно вновь попасть к Стрелке, а уже оттуда отправиться на прогулку по не менее интересной и богатой достопримечательностями Которосльной набережной.

ПО КОТОРОСЛЬНОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

Предлагаю еще раз полюбоваться Стрелкой, особенно, если вы застали работающие фонтаны, и теперь совершить прогулку по Которосльной набережной. Она, конечно, менее красива, но прогуляться по ней все равно чрезвычайно приятно.

Наш город славится беседками, и вот еще одна из них — Которосльная беседка, ажурная красавица, с которой приятно смотреть и на Волгу, и на Которосль. И с ней связана еще одна «ярославская традиция», основанная на том, что если влюбленные поцелуются и покрутятся на пятачке в этой беседке, то счастливо проживут всю жизнь вместе. Ну да, молодые пьют здесь шампанское, целуются, «плюсуют» имена друг друга, вешают замки и пишут любовные послания, но не крутятся в середине, а Беседкой Любви вообще принято называть беседку на Волжской набережной, около спуска к Речному вокзалу! Кстати, об этой «ярославской» традиции я узнала случайно. Тогда мы отмечали вторую годовщину нашей свадьбы, гуляли по городу, по нашим любимым местам. Зашли и в эту чудесную беседку. А летом, как известно, в городе полно туристов. И вот подходит группа таких очаровательных престарелых французов, с ними русская гид-переводчица. Они, видя у меня букет, а у мужа бутылку шампанского, заулыбались, что-то защебетали (я разобрала лишь «лямур» и «шампань»). Переводчица пояснила, что французы решили, что у нас свадьба, и дабы их не разочаровывать, нам просто необходимо «продемонстрировать ту самую чисто ярославскую традицию», т. е. встать на пятачок, поцеловаться и покрутиться. Французов мы не разочаровали, а потом, развеселившись, бодренькие дедушки и бабушки сами стали кружиться в кружке и целоваться. Смотреть было одновременно забавно и трогательно. Вот так, от русского гида и благодаря французским туристам мы узнали об этой милой традиции. Кстати, теперь я знаю, кто придумывает все эти «городские легенды» и «старинные традиции». Экскурсоводы! :)

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Церковь Николы «Рубленый город» (Которосльная набережная, д. 8) — этот старинный храм встречает нас, стоя на пригорке. Он был построен в 1695 г. на средства посадских людей — судостроителей. И, видимо, неспроста получил такое название, ведь Николай Угодник издавна считался покровителем путешественников и защитником мореплавателей. Наверное, мастера молились ему, чтобы сделанные ими суда были не потопляемыми. Второе название церкви объясняется тем, что ранее на этом месте находились оборонительные сооружения не сохранившегося до наших дней Ярославского кремля — Рубленого города. Скромная архитектура этого посадского храма, практически лишенные декора побеленные стены, скромная шатровая колокольня, изящное крыльцо и зеленое пятиглавие на тонких шейках-барабанах создают впечатление провинциальной очаровательности. Храм пострадал в 1918 г. во время белогвардейского мятежа, вскоре был закрыт, с 1980 г. в церкви находится отдел реставрации Ярославского художественного музея. Храм Николы Рубленого отлично отреставрировали перед 1000-летием, сейчас он тоже находится в отличном состоянии, но вот службы, к большому сожалению, здесь пока не ведутся.

Через овражек находится церковь Спаса-на-Городу (ул. Почтовая, д. 3). Спасский приход один из древнейших в городе, первая церковь на этом месте возведена ещё в XIII веке. Каменная церковь была возведена в 1672 году у «рва с насыпью». В ее названии, как и в Никольском храме прослеживается история этого места — Рубленного города. Спас-на-Городу был возведен на средства прихожан, расписан в 1693 г. двадцатью двумя ярославскими мастерами во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым. По архитектуре церковь достаточно проста, без особых изысков, но именно в ее белоснежных стенах под пятью тяжелыми зелеными куполами ощущается святость. В моем представлении именно так должен выглядеть настоящий русских храм. Церковь украшает шатровая восьмигранная колокольня. На одной из внешних стен изображена икона. Летом вокруг храма разбивают прекрасные цветники. Вообще же, расположение Спаса-на-Городу очень выгодно, почти со всех точек церковь выглядит будто на ладони, такой вот храм-игрушка. Спас-на-Городу также пострадал во время боев 1918 г., был закрыт, но, наверное, одним из первых возвращен РПЦ, сейчас действующий, в нем проводят службы. Это моя самая любимая ярославская церковь, самая душевная. Наверное, не случайно именно ее я выбрала, когда спустя 5 лет после официальной регистрации брака стал вопрос о нашем венчании. Белые своды, мерцающие свечи, старинные иконы, проникновенные слова священника и только самые родные — тот июльский день был одним из самых замечательных в моей жизни… А вообще, если будете рядом, обязательно зайдите, поставьте свечку. Еще в церкви Спаса-на-Городу находится чудотворная икона, которая одно время даже мироточила.

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Привлекает внимание легкий бело-голубой Даманский мост, который у нас еще называют «Бруклинским» мостом. По нему можно пройти на Даманский остров, на котором среди зелени расположен Городской парк культуры и отдыха. Там много различных аттракционов для детишек, а еще в глубине притаилось очаровательное кафе «Избушка». Там очень теплая атмосфера и вкусная еда. Я вообще не очень-то разбираюсь в ярославских точках общепита, но эту могу со спокойной совестью посоветовать!

Если идти дальше по Которосльной набережной, то можно увидеть очень красивую церковь Михаила Архангела (ул. Первомайская, д. 67). Она была построена в 1657—1682 гг. на средства прихожан. Церковь большая, яркая, нарядная, приятного малинового цвета с белоснежными узорами, украшением служит торжественное крыльцо, декорированное зелеными изразцами. Завершает этот праздничный храм традиционное для Ярославля изумрудное чешуйчатое пятиглавие. Судьба церкви Михаила Архангела повторяет истории уже знакомых нам храмов Николы Рубленого и Спаса-на-Городу: артобстрел, восстановление, закрытие, использование под склады и мастерские и, наконец, передача в начале 90-х гг. РПЦ. Церковь действующая, сюда можно зайти. А еще при храме Михаила Архангела проводятся фестивали колокольного звона.

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

На Первомайской улице не так давно появился «Рычащий медведь». Этот очередной символ Ярославля, забравшийся на камень, выглядит немного агрессивно. И каждый час издает леденящий кровь звук. Так что, не пугайтесь:).

А за медведем зимой 2013 года на Масленицу открыли еще один интересный музей. Он так и называется — «Резиденция Масленицы» (Революционный проезд, д. 14, тел.: (4852) 94-05-14, сайт, время работы: с 9.00 до 17.00, выходной: понедельник). Открывать ее приезжали самый настоящий Дед Мороз из Великого Устюга и Надежда Бабкина, исполняющая роль Масленицы. Музей уже считается «единственным интерактивным музеем подобной тематики в России». В сказочном тереме, созданном по чертежам «потешного городка», который строили в Ярославле в честь последнего визита императорской семьи и царя Николая II, можно познакомиться с обычаями празднования этого древнего праздника. В тереме расположены рабочий кабинет Государыни и ее гардеробная, кладовая с подарками и запасами, тронный зал. Во дворе музея устроены развлекательные площадки для участия в славянских забавах, также можно сытно отобедать, попробовав блюда традиционной русской кухни.

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Вот и Богоявленская площадь. Еще не так давно она называлась площадью Подбельского, так что если услышите смешное название «Подбелка», знайте, что это она и есть:). В центре площади на высоком постаменте высится монументальная фигура Ярослава Мудрого — основателя города, держащего в руках маленький город. К ногам князя в дни государственных праздником первые лица города, а также молодожены возлагают букеты.

Также на площади расположена Богоявленская церковь (Богоявленская пл., д. 12). Построена в 1684 — 1693 гг. на средства купца гостиной сотни Алексея Зубчанинова. Светло-бордовый высокий храм богато украшен каменной резьбой и рядами объемных кокошников, его венчает строгое темно-зеленое пятиглавие. Парадность отделки достигается за счет щедрого применения ярких полихромных изразцов. Невысокую колокольню возвели позднее, в середине XVIII в., посему она не совсем гармонирует с архитектурным обликом церкви, выглядит слишком скромно. Внутри Богоявленской церкви сохранились живописные фрески. В храме проводятся службы, хотя она и продолжает частично относиться к Ярославскому историко-архитектурному музею-заповеднику (режим работы: с 9.00 до 16.00, без обеда, выходные дни: понедельник, вторник).

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Тут же на площади расположен вход в Спасо-Преображенский монастырь Он был основан во второй половине XII века для охраны западной границы города, у главной переправы через реку Которосль. Спасский монастырь считался самым крупным культурным центром края, здесь было организовано первое на северо-востоке Руси училище, а в библиотеке хранилось обширное собрание русских и греческих рукописей. В монастыре занимались перепиской книг, по преданию в его станах было найдено Спасское Евангелие первой трети XIII в. Именно в древнем Спасо-Преображенском монастыре граф Мусин-Пушкин нашел «Слово о полку Игореве». А еще от этих стен начало победное шествие народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского для освобождения земли русской от польско-литовской интервенции. В 1613 году здесь же останавливался Михаил Романов, направляющийся в Москву для «венчания на царство».

Архитектурный комплекс Спасо-Преображенского монастыря состоит из нескольких построек. Центральное место занимает монументальный белый трехглавый Спасо-Преображенский собор (1506 — 1516 гг.), знаменитый своей фресковой живописью. Церковь Ярославских Чудотворцев (1825 — 1831 гг.), построенная на месте старинного храма Входа Господня в Иерусалим, выглядит нарядно благодаря торжественному белокаменному крыльцу, сама бежевая, увенчана массивным зеленым куполом с главкой — «чашечкой». Ансамбль монастыря органично дополняет высокая нарядная звонница с церковью иконы Печерской Божией Матери (XVI — XVII вв.), завершенная изящной ротондой с часами. Главным въездом в Спасо-Преображенский монастырь служили Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы (1516 г.). Сохранились трапезная с церковью Рождества (начало XVI в.), Водяные ворота (начало XVII в.), Богородицкая башня (1623 г.), Угличская проездная башня (1635 г.), Михайловская (1803 г.) и Богоявленская (1804 г.) башни, настоятельские покои, ризница, кельи, корпуса, погреба, хозяйственные постройки. В 1550 — 1580 гг., когда были возведены прочные каменные стены, Спасо-Преображенский монастырь стал одной из сильнейших крепостей Поволжья.

Но все это дела давно минувших дней. От монастыря осталось лишь одно название, да и то многие горожане ошибочно именуют его Кремлем. Сейчас за этими белокаменными стенами с прорезями-бойницами размещается Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (Богоявленская пл., 25, тел.: (4852) 30-38-69, факс: (4852) 30-57-55, сайт, время работы: с 10.00 до 17.30, выходной: понедельник).

Ярославль глазами Ярославны (май 2013)

Но зайти сюда нужно непременно! Прогуляться по зеленой территории, полюбоваться архитектурой, пройтись по древним стенам, сфотографироваться у нарядных крылечек, прочувствовать старину и идущую из глубины веков энергетику этого места. Кстати, к юбилейным торжествам нашего города на территории музея-монастыря появился еще один памятник — стела «Клятва князя Пожарского», представляющая собой яркое мозаичное панно с изображением предводителя народного восстания. А если интересно, посетите экспозицию «Сокровища Ярославля», изобилующую всевозможными древностями, или «Слово о полку Игореве», где вы узнаете об этом выдающемся памятнике древнерусской литературы. А лично я с детства люблю «Естественно-исторический отдел (природы)», экспонатами которого являются очень профессионально сделанные чучела животных, птиц и рыб. Особенно впечатляют сценки из жизни зверюшек и огромный медведь, стоящий у входа. Каждый раз получаю приятные впечатления, узнавая фигурки животных. А еще обязательно поднимитесь на звонницу, откуда открывается потрясающий вид на весь Ярославль. Также в музее проводятся временные выставки, например, когда-то меня впечатлила экспозиция фарфора. Привозят всяких рептилий, насекомых и еще каких-то диковинных зверей. Ну, а детки, наверное, придут в восторг от медведицы Маши — живого символа нашего Ярославля.

Если выйти из монастыря-музея со стороны Которосли, то можно увидеть стройную часовенку Казанской Богоматери, в народе именуемую «Ракетой» за схожесть формы. Часовня открыта в 1997 г. в память о народном ополчении Минина и Пожарского 1612 года, отправившемся в Москву от стен Спасо-Преображенского монастыря. Под сводами часовни можно полюбоваться красочным витражом с изображением иконы Казанской Божьей матери. Еще часовня-«Ракета» изображена на 100-рублевой купюре, за какие заслуги мне, честно говоря, не очень понятно. Зато здесь снова время вспомнить свадебные традиции. Около «Ракеты» молодые бросают монетки в колокольчик, стараясь попасть по нему и услышать звон. Естественно, это все делается тоже на счастье! А вот от часовенки через мостик жених обязан пронести свою любимую на руках. При этом стоящие по обе стороны мостика гости хлопают в ладоши, бросают монетки, рис, лепестки роз. Вот такой «свадебный» город наш Ярославль:).

Недалеко находится один из центральных пляжей города — Которосльной. А вот Волжский (точнее, Тверицкий) пляж расположен на другом берегу Волги, до него надо добираться через мост.

На этом давайте завершим нашу пешеходную экскурсию. Если вы выбрали какой-то один из маршрутов — хорошо, ну, а если нашли силы и время осмотреть все упомянутые мной достопримечательности — просто замечательно! Впрочем, сделать это не трудно, ведь в центре все расположено достаточно компактно, на знакомство с его архитектурой и основными музеями вполне хватит одного дня.

ЧЕМ ЕЩЕ СЛАВЕН ЯРОСЛАВЛЬ

На мой взгляд, одного дня для Ярославля мало. Чтобы прочувствовать город надо пробыть здесь денька 3. Поверьте, у нас есть чего посмотреть!

Например, не охваченные нашей прогулкой музеи:

Музей Боевой Славы (ул. Угличская, д. 44а, тел. (4852) 72-28-89), посвященный Великой Отечественной войне.

Музей им. Л. В. Собинова (ул. Собинова, д.25, тел. (4852) 32-96-49), где можно ознакомится с жизнью и творчеством знаменитого оперного певца).

Музей М. Богдановича при центре белорусской культуры (ул. Чайковского, д. 21, тел. (4852) 32-93-54) — талантливого белорусского поэта, рано ушедшего из жизни, по преданию с Ярославлем его связывала некая печальная любовная история.

Я уже не говорю о многочисленных ярославских храмах, ведь даже гуляя по центру, мы обошли далеко не все святыни.

А еще можно съездить в Коровницкую слободу, где находится интересный храмовый комплекс, состоящий из церквей Иоанна Златоуста и Владимирской (Портовая наб., д. 2).

На теплоходе отправится в Толгский монастырь (пос. Толга).

Прогуляться по Петропавловскому парку и полюбоваться высоким шпилем церкви Петра и Павла (ул. Петропавловский парк, д. 25а.

Открыть для себя неизвестное ярославское Заволжье с его храмами.

Побывать в Ярославском зоопарке (ул. Шевелюха, д. 137, тел./факс (4852) 71-01-91, кассы: (4852) 74-04-11, сайт).

Открыть для себя мир Космоса в Культурно-просветительском центре им. В. В. Терешковой (ул. Чайковского, д. 3, тел: (4852) 72-93-61, режим работы: 9.00–21.00, без обеда и выходных, сайт).

И какой бы маршрут Вы не выбрали, пусть Ярославль откроет для Вас свою душу, свою тайну, свою историю…

Используемая литература:

• Т. А. Рутман. «Храмы и святыни Ярославля».
  • П. И. Козлов «Ярославль. Путеводитель».
  • Э.Добровольская, Б.Гнедовский «Ярославль. Тутаев. Художественные памятники XIII — XIX веков».
  • Путеводитель «Золотое кольцо» издательства «Вокруг света».
* * *
P. S. Конечно, даже в ходе этой однодневной прогулки мы увидели так много достопримечательностей (все-таки, Ярославль — столица Золотого кольца!), что невозможно было бы проиллюстрировать все их. Посему остальные фото можно посмотреть в прилагающемся к рассказу фотоальбоме. Кстати, они выложены как раз по ходу нашей прогулки.