Турист Николай Лебедев (Borracho)
Николай Лебедев
был вчера 19:19

Флагстафф — США Сентябрь 2007

В комментариях к другим рассказам об этом чуде природы я не раз обещал рассказать про свое приключение. Так что вот — рассказываю. И хотя в хронологическом порядке путешествия по США этот пункт стоит далеко не на первом месте, начну все-таки с него.

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

К тому моменту я уже больше трех недель путешествовал в одиночку по Штатам, ни разу за это время не общался по-русски и чувствовал себя прекрасно. За исключением одного но — деньги почти полностью кончились, а остаток зарплаты по контракту, на которую я очень рассчитывал, почему-то не приходил. Задержки бывают везде, но мне от этой мысли легче не становилось, потому что мой актив составлял 4,5 доллара, двухнедельный проездной на междугородние автобусы компании Greyhound и полпачки сигарет.

Кофе я позволить себе не мог, и после очередного порожнего похода к банкомату позвонил коллегам в Вирджинию — мол, когда ждать денег. Сами ничего не знают. ОК, у них хотя бы есть у кого занять. На звонки ушел еще доллар, итого в кармане 3,5, при том что самая дешевая пачка сигарет стоит 4. Просить я не привык, поэтому купил табак и бумаги — пора переходить на самокрутки. Понятное дело, что поездку к Гранд Каньону (собственно, почему я здесь оказался) придется отложить на неопределенный срок. А пока что план такой — рвать когти в Эл Эй и устраиваться посудомоем в первой попавшейся кафешке, авось не помру с голода до перевода денег. God bless мой проездной и шведов в Мемфисе, надоумивших меня его купить. До рейса Феникс — Лос-Анджелес несколько часов, на улице пекло под 40, в кармане голяк — самое время рюкзак под голову и поспать…

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

Проснулся от сверлившего меня взгляда за час до отправления. Заросший бородой, волосатый мужик лет чуть за 40, в темных очках, жилете и широкополой шляпе. Ему бы еще плотный кожан — и вылитый Билли Гибонс из ZZ Top. Увидев мой вопросительный взгляд и рюкзак, улыбнулся.

— Путешествуешь?

— Есть немного.

— Я тоже. 2 месяца иду пешком от канадской границы. Может покурим?

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

Видимо у кого-то наверху были насчет меня планы, и в них не входила голодная смерть между Аризоной и Калифорнией. Ли (так звали этого парня) был явно ниспослан свыше. Первое что он сделал — научил меня правильно сворачивать самокрутку, с помощью доллара. Сам я если бы и догадался, то не смог бы — доллара-то не было, ни одного. После 15-минутной беседы мы явно друг другу понравились, и даже есть что-то логичное в такой ситуации, когда встречаются два путешественника.

— Так откуда ты говоришь?

Тут стоит заметить что уровень разговорного английского тогда был очень хорош — уже 4 месяца практики и несколько недель без соотечественников вообще. Кроме того, многие узнавали вирджинский акцент. Но Ли было не провести, и понятно было, что спрашивал он не про штат.

— Из России.

— Отлично, раз уж у тебя такая ситуация и мы с тобой так сказать одной крови — поехали ко мне. У меня есть куча классной выпивки, вы же русские любите выпить. Ехать всего час, автобус скоро будет, и к тому же я не гей.

Последнее обстоятельство очень обрадовало, особенно после случая в Новом Орлеане, расскажу как-нибудь потом. Я даже минуты думать не стал — пошел менять билет. В конце концов, вместо туманного и, скорее всего, нищего будущего на неопределенный срок, я получал кров, движение и отличного компаньона.

До Флагстаффа час или два пути, точно уже не помню. Справа кактусы, слева кактусы, безумные рассказы Ли о том как он спал без палатки в лесу близ Канады и среди ночи убегал от медведей, мои удивленные реплики, оттачивание мастерства скручивания самокруток на остановках…

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия
Всякие заправки, едальни drive through и классические, мотели и так далее. Все как в американских фильмах :))

Дом у Ли свой, не очень большой, комнат 5, но почти все они заняты чем-то. От лодки до станков. Рассказал про почившую мать, про работу, с которой уволился чтобы отправиться в путешествие, и подвел меня к мини-бару. Более 10 видов виски, столько же текилы, полный холодильник пива и огромный пакет сами знаете чего. Дополняло все это великолепие музыкальная система с отличной подборкой исполнителей. Так мы и провели этот вечер — алкоголь, трава и куча музыки — от Led Zeppelin, ZZ Top и The Doors до Fleetwood Mac, Velvet Underground и Lynyrd Skynyrd.

Собственно дом:

Следующий день (а проснулись мы довольно поздно, я был рад отоспаться на настоящей кровати) я провел, изучая окрестности, библиотеку Флагстаффа и участок Ли. Во дворе — куча запчастей, три автомобиля и один прицеп-автодом. Все он собрал сам, из того что нашел на свалке. Кроме того, у него нет электронной почты, сотового телефона, кредитной карты и страховки. Как он сам говорит: «Я — не типичный американец». Днем Ли предложил съездить на его бывшую работу, в библиотеку университета Аризоны — порешать какие-то оргвопросы. Немного погулял по универу и пообщался с персоналом библиотеки, милейшие люди.

Ближе к вечеру он показал окрестности. Дом находится на территории то ли национального, то ли еще с каким-то статусом парка, от этого налоги достаточно высоки, и его посещают мысли о переезде. А в прошлом широкая река, протекающая неподалеку, превратилась в пересыхающий ручей. Оставалось идти в дом и провести вечер — точную копию вчерашнего. Но в разгар веселья Ли посетила гениальная мысль.

— Слушай, я тут подумал. У меня еще есть кой-какие деньжата, да еще и расчет в библиотеке должны дать, сегодня сказали. Давай я отвезу тебя в Гранд-Каньон, заплачу за въезд и потусим там. А иначе получается, что ты порожняком съездил. Да и я давненько там не бывал.

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

Признаться, я уже смирился с мыслью о том, что Гранд Каньон будет когда-то потом. То, что мне вполне возможно спасли жизнь (ну, человеческое достоинство точно) — уже было слишком много, чтобы желать чего-то сверх. Но вот поди ж ты — видимо позитивные вибрации по одиночке не ходят!

Несмотря на возлияния, проснулись пораньше, наделали бутеров, взяли пару 6-pack пива и погрузились в одну из машин. Дорога! И не просто дорога, а к Гранд-Каньону!

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

За въезд с машины полагалось 25 долларов, мы припарковались у South Rim и… Хоть я и давненько не говорил по-русски, но тут вырвалось сразу несколько родных слов, печатать их не буду. И даже эти емкие слова не выражали всей полноты чувств. А Ли смотрел на меня и довольно щурился, хоть и был в темных очках.

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

Вдоволь нагулявшись, мы вернулись к машине, чтобы пообедать пивом и бутербродами. Перед спуском Ли всучил мне две фляги с водой, похлопал по плечу и благословил в путь.

— Но только поторопись — я хоть и безработный, въезд оформлен на неделю и тут есть пиво и бутеры, но буду ждать тебя не больше двух дней.

— Вообще-то я рассчитывал спуститься и подняться к вечеру.

— Ну-ну, удачи… Главное пополняй запасы воды.

Проигнорировав табличку «Не пытайтесь достигнуть дна ущелья и вернуться за один световой день», я начал спуск. Было 3 часа пополудни, у меня была вода, пара бутербродов и куча оптимизма.

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

Широкая трасса, достаточно много таких же оптимистичных непуганых туристов, умопомрачительные виды, много света… Бодрым шагом я добрался до серединного плато, где расположен этнографический музей индейских племен, обитавших в этих местах. Дальше был ручей и два варианта — вниз к Колорадо и прямо к обалденной смотровой точке. Все еще переполненный оптимизмом, я решил быстренько метнуться к краю плато, затем обратно к развилке и спуститься дальше. Идиот.

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

Когда я добрался до обзорной точки на краю плато, закат уже начинал потихоньку намекать на свой скорый выход. Но я все еще не реанимировал мозг, пораженный безумной красотой — достал бутерброды, воду и пообедал с одним из самых фантастических видов в своей жизни. Это, пожалуй, был самый большой диссонанс между уровнем пищи и видом. Похожий был, когда я ел сосиски, запивая их бурбоном, с видом на Золотые Ворота в Сан-Франциско.

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

По мере моего возвращения к ручью, меня настигал закат. А к ручью мне очень надо было, иначе никак — он образовывал дополнительное, второстепенное, если угодно, ущелье, и к Колорадо можно было спуститься только сбоку от него. Я торопился, потому что мозг начал оценивать время адекватнее, но меня что-то задерживало — то красивый свет на красных скалах, который непременно нужно сфотографировать, то выскакивающие передо мной на тропинку олени, то еще что-то. Народ почти полностью исчез. Когда я добрался до развилки, стало ясно, что свет продержится самое большее полчаса…

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

Однако моего геройства идиотизма хватило для того, чтобы таки начать дальнейший спуск к Колорадо. Помните табличку у начала пути? Я вот тоже ее вспомнил. Чуть позже, как раз примерно через полчаса. Чем я думал, на что рассчитывал? Не знаю, в этом месте запросто схватить временное помутнение рассудка. Внизу наверняка должен быть лагерь, раз не рекомендуют спускаться и подниматься за один световой день. Возможно, я хотел до рассвета остаться там, сейчас уже не помню. Но это сейчас я нахожу хоть какую-то логику, а тогда…

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

Преодолев часть пути вниз, я уже вполне отчетливо понял три вещи. Тропа становится все сложнее (а ограждений как не было, так и нет), ущелье, по которому в случае чего предстоит свободный полет, все глубже (никаких выступов, которые затормозят тебя), и свет сейчас выключат. А между заходом солнца и наступлением темноты прошло примерно столько же времени, за сколько вы прочитали этот абзац. На этом моменте временное помутнение рассудка закончилось, и начался подъем наверх. Мучительный по многим причинам — не достиг цели, темно и, черт возьми, вверх, а сил-то уже оставлено немало.

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

Какие-то отблески от скал хоть чуть-чуть, хоть иногда давали сколько-то света, играя тенями у меня под носом. Стоп, тени не могут шуршать! Не дав закончить эту мысль, три оленя едва не сбили меня с ног и бросились в овраг. Не знаю, кто больше испугался, но скорее всего я — зверье там весьма непуганое, эти видимо просто не ожидали увидеть тут туриста в такое время. Действительно, людей я не видел несколько часов, и логика подсказывала, что я уже давно делаю что-то не так. Ну и ладно, я всю жизнь что-то делаю не так, продолжаем подъем…

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

Когда даже редкие отблески от скал исчезли, стало совсем темно, как в угольной шахте ночью. Я достал телефон, без фонарика и ни разу не смарт, и в этом тусклом свете хоть как-то шагал. Ноги болели нестерпимо, было прохладно и жарко одновременно, местами даже страшно. Несколько раз думал лечь спать прямо на тропинке — не было сил идти дальше. Но рассказы о скорпионах, койотах и змеях заставляли отбросить эти мысли аж до самой Юты.

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

Когда подъем стал более вертикальным, я обрадовался — значит уже примерно через час пути я выберусь. Но, во-первых, этот час нужно умножать и умножать, ведь я засек эту точку при спуске в светлое время. А во-вторых, угадайте что? У меня сел телефон. Совсем. И, как назло, ночь была безлунной. Ладно хоть были звезды, но они давали света ровно на полметра вперед. А при достаточно вертикальной змейке оступиться будет значить одно — попасть в рубрику «Происшествия» газеты Flagstaff Times, или какая там у них есть. В общем, остаток пути я в буквальном смысле полз и думал что Ли был ниспослан не для моего спасения, а для более изящного умерщвления.

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

Я не знаю, какие эмоции были сильнее — от увиденного впервые Каньона, или от того, что выполз из него. Помню, как я закричал от радости и выкурил, наверное, самую вкусную в своей жизни сигарету. Какое-то время полежал, набираясь сил, чтобы встать. Не вставая с земли, поставил фотоаппарат снимать звезды на 30-секундную выдержку и выкурил еще сигарету.

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

Без понятия, где конкретно я нахожусь, пошел искать машину Ли. Когда примерно сориентировался, стало понятно, что идти далековато. И, видимо в качестве компенсации за страдания, откуда-то среди ночи взялся автомобиль. По описанию места, где мы припарковались, они выяснили куда мне и довезли меня до машины. За что им огромное спасибо, ибо идти я уже не мог.

— Мужик, я серьезно ждал тебя только завтра, ну ты даешь! — Ли был явно удивлен. Не сразу удалось снять сандалии — оказывается ступни я стер в кровь и она присохла. Времени было 3 часа ночи. Прошло 12 часов, за которые я прожил отдельную жизнь. Обратную дорогу я не помню, видимо спал.

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

Ну а дальше был хэппи-энд. На следующий день Ли отвез меня на автовокзал (уже на другой машине), я проверил карту — деньги наконец-то пришли. Хотел отдать хотя бы 25 баксов за въезд, но он не взял — сказал, что не может принимать деньги от друзей. Более того, в дорогу он снабдил меня бэкпэкерскими штуковинами типа нетающего шоколада.

Гранд Каньон, жизнь Ли и самые крепкие объятия

По приезду в Эл Эй первое, что я сделал — зашел на почту и отправил Ли письмо. Еще раз за все поблагодарил, но тут благодарить можно бесконечно. Все-таки это было самое захватывающее приключение, самое чудесное спасение и самые крепкие прощальные объятия. Потому что прощались, скорее всего, навсегда. Хотя как знать…

Напоследок небольшой совет. Отправляясь в путешествие по Гранд Каньону, да и по любому другому месту, не забывайте оформить страховку. Штука недорогая (обычно 1–2 евро в день, в зависимости от программы), но экономит денег в случае чего очень много. По опыту — на Самуи грипп обошелся бы нам в 16 тысяч рублей. В последнее время я на всю семью беру страховку на сайте Cherehapa. Несмотря на забавное название, очень классный сервис, который наглядно в таблице позволяет сравнить страховые продукты кучи компаний, вы выбираете нужный вам и покупаете здесь же, на сайте. На почту приходит вполне легитимный полис, все данные хранятся в базе, то есть ещё и потерять ничего не получится. В общем, доволен как слон, планирую пользовать и дальше. Но всё равно берегите себя и не болейте, пусть лучше страховка не пригождается!

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия