Турист Р. Т. (rus45)
был 7 февраля 2018 7:54

Шотландия — Великобритания Декабрь 2012

Scotland

Идея посетить Шотландию витала у меня давно.

Во-первых, мне всегда была весьма интересна Британия, во-вторых, в Шотландии можно составить не один тур по местам так или иначе имеющих для меня некое особое значение, ну, а в-третьих, выездная игра Спартака в Лиге Чемпионов с Селтиком на легендарном стадионе Celtic Park. Также где-то в подсознании устойчиво сидели восторженные воспоминания от предыдущих поездок в эти края.

Итак, меня ждут пять дней и весьма напряженная программа:

1. городок Стерлинг — для каждого шотландца это реальное историко-патриотическое сердце его страны, а скотты как я понял очень (по хорошему) патриотичные люди

2. Северная столица Шотландии — Инвернесс и озеро Лох-Несс

3. Замок Эйлеан (Eilean Donan Castle)

3. Остров Скай (знаменитые водопады Килт Рок, замок Далвеган и винокурня Талискер)

4. Столица Хайлендс городок Форт-Уильям и виадук Гленфиннан по которому катает паровоз Якобит (герой двух частей Гарри Поттера)

5. Глазго и Лига Чемпионов

1-го декабря, рейс авиакомпании British Airways доставил меня в славный город Глазго, транзитом через лондонский Хитроу. Учитывая две предыдущих ночи почти без сна, перелеты были проспаны без задних ног. Запомнилась только доведенная по моему уже до безумия процедура досмотра в Хитроу при вьезде в Великобританию. Но!!! вот что значит уважающая себя страна — ко всем одинаковое отношение. Все въезжающие делятся на три категории: — жители Юниона (страны бывшей империи, например Австралия, Канада, то есть все те, кто до сих пор признают династию Винзоров), Ирландии и островов (я так и не понял, почему они так выделяют жителей Islands — это куча мелких и крупных островов между Британией и Ирландией) — граждане Евросоюза — все остальные Причем загибают последних несчадно, и это относится как например к нигерийцам, так и гражданам США (!!!), которые почему то бурно возмущаются сим фактом)))))

Итак, международный аэропорт Глазго, компания по прокату авто «Thrifty Dollars», ауди а4 серебристого цвета, и вперед навстречу интересному!!!

Шотландия. Декабрьский тур.

День 1. Стерлинг

Таааааккккк, разобрались с управлением авто, настроили навигатор, принаровились к левостороннему движению (благо правый руль не в диковинку, я даже экзамен по вождению сдавал на праворульной японке) и направляемся в городишко Стерлинг. Что же там? Монумент Уильяму Уолесу (национальный герой шотландцев, про него Braveheart с Мелом Гибсоном), замок Стерлинг (резиденция шотландских королей с 12 века, включая бедняжку Марию Стюарт), стерлингский мост (знаменитая победа шотландского ополчения под руководством Уолеса над войсками Эдварда 1), долина Бэннокберна (победа шотландцев в 1314 г. под руководством Роберта Брюса, сделавшая Шотландию свободной до мирного династического объединения с Англией в 17 веке). Особо впечатлил замок, прекрасно сохранившийся и поддерживаемый в отличном состоянии (о замке будет отдельный пост)

Вокруг привычная приветливость и радушие (на мой взгляд эти чувства абсолютно честные), люди всегда готовы отвлечься и сфотографировать чувака с жутким акцентом

Шотландия. Декабрьский тур.

Кажется достаточно впечатлений от первого дня. Хороший отель в старинном здании в историческом центре по 75 £ за номер (это к мифу о «безумно дорогой Британии»), прогулка по вечернему Стерлингу…

… ужин, пинта Гинесса и спать.

Кстати по авто

1. Открытие сделанное в Италии подтвердилось, не экономь на авто, получиться в итоге дешевле (читай посты о Сицилии). Так например, в моей ауди снова оказался встроенный навигатор, ну, а про резвость и управляемость дизельного немца думаю пояснять не надо 2. Не связывайтесь с известными монстрами car rent индустрии типа Hertz, Avis, Sixt! Их офисы как правило располагаются в здании аэропорта, где-нибудь недалеко от места прибытия и получения багажа, а стоянки прокатных авто в шаговой доступности, но разница в ценах, качество и выбор авто настолько удручает, что я предпочитаю пользоваться компаниями «второго эшелона» — Budget, Thrifty Dollars, Maggiori. Их офисы и стоянки находятся обычно в нескольких минутах езды от аэропорта, причем если аэропорт большой и пассажиропоток соответственный, то шатлы до их офисов ходят регулярно (пример — Палермо), если же клиентов не много — звони и за тобой бесплатно приедут (международный аэропорт Глазго).

День 2. Незапланированный Эдинбург

Трудности последних дней заставили опустить голову на подушку не позже 8-ми вечера. «Тем лучше» — подумалось мне, ведь я смогу пораньше выехать на север и не тратить драгоценное светлое время на дорогу. И правда, проснулся я в 4 утра, бодрый и веселый. Но стоило моему взгляду сквозь окно упасть на улицу, и о боги, снега за ночь навалило неслабо.

Шотландия. Декабрьский тур.

Мне тут же вспомнились летние шины арендованного авто. И никакого M+S, чистое «лето»… Ехать по такой погоде на летней резине на север во-первых опастно, во-вторых, пустая потеря времени, так как быстро все равно ехать невозможно. Срочно был нужен запасной план. В дУше принято решение ехать в сторону Эдинбурга, располагающийся в 40 минутах езды от Стерлинга по нормальной дороге. Этот город изначально не входил в мои планы, так как времени для знакомства с этим городом мне представлялось необходимо минимум 3 дня. Это не вмещалось в поездку, что меня крайне расстраивало, но вот и шанс. Тем более по пути можно было заскочить в один из аутлетов МакАртура, находящийся в 15 км от Эдинбурга в деревушке Ливингстон. Начало движения на авто только подтвердили решение. Ездить на летней резине пока не расстает снег было крайне глупо и опрометчиво.

Ок, включаем пониженную и на скорости 35–40 км/ч едем в сторону Эдинбурга. Мимо проносятся заснеженные дома….

Шотландия. Декабрьский тур.

…. и резвые шотландцы, видимо привыкшие на летней резине гонять по снежно-водяной каше. Неееее ребят, я не с вами))))

Аутлеты МакАртура я узнал по посещению одного из них в деревушке Пандорф, близ Вены. Там я был поражен обилием качественной и недорогой брендовой одежды. Шотландский же МакАртур меня неприятно поразил. На самом деле, я еще накануне заметил, что шотландцы не особо замороченны по части одежды, я бы сказал совсем не заморочены. Конечно глупо было ожидать здесь чего-то другого, но (!!!) в огромной аутлете я не нашел практически ни одного места хоть для минимального шоппинга ((((. Самое лучшее, что там было — Lacost и Tommy Halfiger. Фото возле главного входа и вперед в Эдинбург.

В Эдинбурге весь исторический центр оказался перекопан, что крайне затруднило передвижение, навигатор оказался безполезен ибо построение маршрутов не учитывает ремонтные работы. Селимся в гостинице в историческом центре, авто на паркинг и идем на прогулку. При выходе из отеля взгляд сразу же упирается в величие Эдинбургского замка.

Шотландия. Декабрьский тур.

Направляемся по стандартному туристическому маршруту: Начало — эдинбургский замок (о нем будет отдельный пост)

Замок является целым комплексом зданий, который создавался не одну сотню лет, и, так как в отличии от того же Стерлинга, его практически не осаждали (ну столица все же), то и сохранялся он отлично. Поэтому к постройкам первой волны, добавлялись постройки более поздних периодов, которые по кругу расширяли замковый комплекс. В свое время читал, что создатели «Храброго сердца» (Brave Heart) с М.Гибсоном гордились реально воссозданым Эдинбургским замком конца 14-го века (можно вспомнить сцены общения Роберта Брюса со своим больным лепрой отцом, посвящение Уильяма Уоллеса в рыцари, его пленение)

Далее — «Королевская миля» и ее начало от замка на улицу Каслхилл с красивейшей церковью Св. Джона (Иоанна), к сожалению сейчас не действующая.

Шотландия. Декабрьский тур.

Далее переходим на Lawnmarket — улицу бывшую до перестройки XVII века сплошным рынком. Здесь и сейчас масса лавок, торгующих в основном товарами для туристов (Оказывается настоящие парадные килты жутко тяжелые, шерстянная ткань из которой их делают очень плотно сплетена и достаточно толстая, никакой скрутки нити для объема материала. Он реально весит несколько кг, а его цена стартует от 300–350 фунтов).

А также самые знаменитые в Шотландии пабы))))). Вот например заведение 1742 г. открытия

Шотландия. Декабрьский тур.

Про выбор напитков в таких местах даже и говорить страшно приятно —

— так небольшая рекламка у входа — более 220 сортов оригинального шотландского не купажированного (односолодового) виски и шотландский бочковой (а не в алюминевых кегах!!!!) эль.

Ну и последняя составляющая Королевской мили (перед старыми городскими вратами) — Highstreet

Шотландия. Декабрьский тур.

Еще один Эдинбургский вид….

Эдинбург как и ожидалось оказался красивейшим и интереснейшим местом. Этот город заслуживает возвращения.

Шотландия. Декабрьский тур.

К вечеру снег расстаял, ярко горят звезды, значит будет ясно и я все же поеду на север. Интересно

Я не уставал поражаться, насколько британцы холодостойкие. Это было замечено и в Ирландии, и сейчас в Шотландии. Люди очень легко одеваются, причем даже маленькие дети одеты крайне легко, при этом никто не ежиться, не кутается. При температуре +2, +4 С', когда я ходил и мерз в пусть и легкой, но дубленке, местные ходят в легком трикотаже, вместе с детьми могут сидеть в уличном кафе и пить пиво (здесь я хотел приписать ремарку — типа «пьют без детей)))», но рука не поднялась, так как самолично видел в Эдинбурге папашу, сидящего в уличном кафе с женой и девочками двойняшками, периодически макавшего детские соски в пиво…уж не знаю, может обычай или поверье какое-то…) И в помещениях достаточно прохладно при этом никто их не собирается отапливать.

День 3. На Севере

Итак, раннее утро в Эдинбурге и я готов к поездке на север. Погода в этот раз вроде не подвела. Выезжаю из города около 5 утра, направляюсь строго на север, в сторону Инвернесса. По правую руку остается регион Speyside, не менее известный регион в производстве виски, чем Highlands. Мелькают съезды в города Данди, Абердин. Еду аккуратно, постоянные перепады температуры от +4 до -4 по Цельсию, зависят от степени возвышенности.

Там где повыше, пейзаж до боли родной…… (ну чем не родной Магадан?)

Шотландия. Декабрьский тур.

Временами, тут и там, попадают красавицы-овечки, один из «клюквенных» символов Шотландии наряду с чертополохом —

Дорожные условия оказались сложнее, чем я предпологал. Несмотря на высоко аброзивное асфальтовое покрытие в этих местах, пару заносов быстро заставили существенно сбросить скорость. Пришлось по ходу движения решить не заезжать в Инвернесс, в конце концов единственной настоящей целью посещения данного городка было желание выпить в самом старом сохранившемся пабе на территории UK — Glenanbyn (1522). Добравшись до южной оконечности озера Лох-Несс (дада, того самого, с чудовищем!!!), мой путь резко повернул на запад.

Озера мелькали одно за другим, очень часто попадались вот такие небольшие семейный отели —

Шотландия. Декабрьский тур.

Насколько я понял, их основное назначение — рыбалка на озерную форель.

Чем дальше я продвигался на запад, тем пейзаж становился «горИстее» — начинались настоящие Highlands

Шотландия. Декабрьский тур.

И эти места я представлял себе именно так!!!

Мой путь на запад лежал к местечку где можно перебраться на крупнейший остров западной Шотландии (и мекку производства островнОго виски) — остров Скай. Жаль времени на Скай уже не было, но не остров был моей целью. Моей целью был замок Eilean Dohnan — легендарное местечко, ставшее популярным после проведения в нем сьемок фильма «Горец» с К.Ламбертом. Я думаю, что был не первым, кто на стоянка у замка открыл все двери авто и на полной громкости прослушал «Princess Of The Universe» by Queen (заглавная тема OST к фильму)

Шотландия. Декабрьский тур.

Кстати, еще один известный фильм, сьемки которого проходили здесь, один из фильмов про агента 007 Дж. Бонда — «И целого мира мало»).

Об этом месте напишу как-нибудь отдельный пост.

Далее я отправился в сторону административного центра региона — городок Форт Уильям. По пути к нему была интересная остановка в маленькой семейной гостинице выпить кофе. Интересное место, в меню 4 (четыре!!!!) блюда, а вот стойка бара этой гостиницы грандиозна —

Шотландия. Декабрьский тур.

Сперва я опешил, но когда мой взгляд упал на левую верхнюю часть барной стойки…. я впал в шок — 5 оригинальных сортов виски из региона Campbeltown. Те кто знают о чем речь, поймут меня.

Форт Уильям оказался небольшим милым городишком, с красивой церковью

Одной туристической пешеходной улочкой

Шотландия. Декабрьский тур.

И просто великолепным seafood рестораном

Будучи в Форт Уильям грех не заехать в местную известную винокурню Бен Невис —

Шотландия. Декабрьский тур.

Близился вечер и я тронулся в сторону Глазго. Путь от Форт Уильяма до Глазго проходил через наиболее красивейшие места, ну, а ночевать пришлось вот в таком месте — было жутковато)))

На следующий день я прибыл в Глазго

День 4–5. Глазго

Главное событие тура — день игры Селтик-Спартак, я опишу в отдельном посте, это того стоит. Ну, а что сказать о Глазго? У меня остались двоякие впечатления.

Шотландия. Декабрьский тур.

Возможно, если я оказался в Глазго до, а не после Эдинбурга, то и впечатление было бы несколько иным. В конце же поездки город скорее не понравился. Большой промышленный город, есть интересный центральный район с пешими улицами, неплохой шоппинг (как и везде в крупных городах Британии), но совсем нет изюминки. Я даже специально ездил в «творческую» западную часть города, в район университета, чтобы найти что-либо особенное…. не смог, видимо все впереди

Университет —

Шотландия. Декабрьский тур.

Кстати уже будучи в Глазго выяснил интересную деталь. Город как бы вытянут с запада на восток и ровно посередине разделен историческим центром. Так вот, западная часть города считается творческой, образованной. В этой части города базируется футбольный клуб Глазго Рейнджерс. А вот западная часть — промышленная, проживает здесь чистый пролетариат и болеют за Селтик. Поэтому фанатов двух больших шотландских клубов разделяют не только религиозные противоречия, но и социальные))). Уж и не знаю, какие противоречия глубже…

В заключении хочется сказать, что Шотландия безумно интересный, красивый, уютный (несмотря на погоду) уголок. И в эту страну (возможно независимую после референдума 2014 года) я с удовольствием приеду при возможности еще множество раз.