Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Базель — Швейцария, Кольмар, Рибовилле — Франция Август 2011
11 12

Начало истории.

Предыдущая часть.

День девятнадцатый. 14.08.2011. Воскресенье.

Тот читатель, который внимательно следит за нашими перемещениями, без труда догадается, чему я посвятил часть воскресного утра. Но и остальную публику долго держать в неведении не буду. Поглядывая на виадук, я подкарауливал поезда. Точнее, прислушивался, чтобы заранее подготовить фотоаппарат. Получилось не с первого раза и далеко от идеала, но лучше, чем в Бриге. Жалко, что состав оказался серый — неконтрастный.

Накопившееся за последние дни отставание от запланированного графика составляло полдня. Но сегодняшняя цель не состояла в том, чтобы его наверстать. Главное — не усугубить ситуацию. Погода катаклизмов не сулила. Утренний туман рассеивался, яркое солнце быстро прогревало воздух. Выехали мы около девяти часов. Местные жители в швейцарской глубинке, в отличие от наших, в выходные дни вставать не торопятся, поэтому складывалось ощущение, что на часах не более 6–7 утра. Дорога быстро вывела нас к Делемону (Delémont) — столице кантона Юра. В этом очаровательном городе я уже был, поэтому едем без остановок, но медленно — вдруг что-нибудь вспомню. Не вспомнил, видимо, не по тем улицам гулял. Въехали через «Ворота Поррантрюи».

Миновали «Волчьи ворота», рядом с которыми находится шикарный фонтан эпохи Возрождения с фигуркой льва. (Поди знай — кто из них двоих здесь главнее?)

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Собственно, на этом «круиз» по Делемону и закончили. Далее уже ехали прямиком до Базеля (Basel). Этот город являлся конечной точкой нашей «швейцарской программы». Не без труда нашли свободное парковочное место в шаговой доступности от исторического центра. Город пуст, видимо, народ ещё в субботу съехал в горы и на озёра. Оживление вносят лишь многочисленные трамваи, снующие как муравьи.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Кому-то из нас сверхсрочно понадобилось отлучиться в сторонку. Сопровождать в столь деликатном мероприятии мы друг друга не стали, а зря. Маша, которая в поездках всецело подчиняется моей воле, навыки ориентирования забывает напрочь. Правда, до топографического кретинизма дело не доходит, поскольку, при наличии в руках карты, ситуация резко улучшается. Короче, разлука длилась с полчаса. Но в результате прочёсывания местности был обнаружен необычный и крайне занимательный фонтан. Это работа известного швейцарского скульптора Жана Тингели.

В бассейне установлено девять механических фигур, точнее даже конструкций, которые, периодически выпуская струи воды, как бы общаются друг с другом. Всё это действо символизирует представления, которые когда-то устраивали здесь живые мимы, актёры и танцоры.

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

В таких крупных городах как Базель рассчитывать на обнаружение «законсервированного» средневекового центра очень сложно. Поэтому наша задача минимум — это собор и ратуша. А всё остальное — попутно.

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

В тот день в городе проводился какой-то марафон, поэтому центр был перекрыт для движения транспорта — это нам на руку.

На узких улицах было довольно душно, поэтому каждый второй «марафонец» останавливался освежиться около многочисленных фонтанов. В эти мгновения они, наверняка, задумывались о том, чтобы переключиться на триатлон.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

В такой обстановке, шарахаясь каждый раз в сторону от приближавшихся бегунов, словно от загнанных лошадей, мы дошли до Кафедрального собора. Первое впечатление от базельского Мюнстера — это симбиоз страсбургского Нотр-Дама (цвет) и венского Св. Стефана (крыша).

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Собор начали возводить в 12-ом веке, но после частичного разрушения в результате землетрясения, в 14-ом веке его перестроили. Не менее беспощадной оказалась и эпоха Реформации. С той лишь разницей, что на этот раз пострадало внутреннее убранство храма — от него почти ничего не осталось. Поэтому, оказавшись около закрытых дверей, мы не очень-то и расстроились.

Обратили внимание на одну из фигур, установленных над главным порталом — покровитель Базеля император Генрих II держит в руке модель собора. Во второй руке у него, видимо, палица, чтобы отпугивать ею врагов.

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Не попав в собор, мы пошли прогуляться по местному «кладбищу» — крытым готическим галереям, расположенным с внешней стороны собора.

Здесь с ходу и не сообразишь, что в стенных нишах находятся гробницы, а тексты, оформленные в виде огромных медальонов и образов — это эпитафии.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

В центре галерей находится необычная скульптурная композиция — «рабочее место» продавца овощей и цветов. Трудно предположить, что в стенах собора когда-то был погребён мелкий лавочник. Вероятно, что это напоминание душам усопших об одном из аспектов мирского существования.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

В тыльной части собора находятся открытые террасы, с которых открываются отличные виды на долину Рейна и Средний мост.

3
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Летняя навигация на реке в самом разгаре.

3
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Продолжая двигаться вокруг храма, мы приостановились у одного из самых ценных элементов собора. Это романский портал св. Галла. Вероятно, он расположен в той части здания, которая уцелела после землетрясения. В центре композиции — Христос в окружении женских фигур. Кто они? Неужто искусительницы?

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Над порталом находится окно-роза в виде колеса Фортуны. Если бы не вдвое меньшее количество секторов, то именно его можно было бы считать прообразом колеса рулетки.

Обойдя собор по периметру, я понял, что его более-менее цельный образ можно зафиксировать лишь из галерей, поэтому мы снова вернулись в атмосферу кладбищенской тишины.

3
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

В заключение сверили время с солнечными часами, установленными на южной башне — они оказались безупречны.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Далее мы вслед за бегунами двигаемся по направлению к Среднему мосту. От этого моста вверх на холмы устремляются немногочисленные узкие улочки, на которых сохранилось средневековое очарование Базеля.

Не удивительно, что и самый старый приходской храм города — церковь св. Мартина, затесалась именно сюда.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

По соседству находятся и два самых известных особняка Берна — так называемые «Голубой дом» и «Белый дом». Построенные в конце 18-го века, они принадлежали двум братьям Сарацинам — «шёлковым» магнатам. «Голубому» в историческом плане повезло чуть больше — в 1814 году в нём состоялся званый обед, на котором присутствовали три императора: австрийский, прусский и российский.

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Настоящим шедевром является изящная кованая решётка тончайшей работы.

Рядом расположено ещё одно интересное здание с аркадами, флигелями, башенками и ажурной оградой — городской архив. Наверняка, не шедевр, но мы и не обязаны любоваться только тем, что входит в список рекомендованных к осмотру достопримечательностей.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Ну, вот мы и дошли до Среднего моста. Несмотря на свой свежий вид и впечатляющую основательность, этот мост имеет более чем почтенный возраст — почти восемь веков.

Увы, но панорама на Большой Базель отсюда не впечатляет. Дома вдоль набережной выстроились в ряд, словно гигантская крепостная стена, скрывая от посторонних глаз городские тайны.

3
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Отсюда недалеко и до Рыночной площади, которая оказалась столь же огромной и неуютной, как площадь Риппон в Лозанне. (Той, где дворец Рюминых.)

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Но, в отличие от нелепого лозаннского дворца, на Рынке Базеля есть выдающийся шедевр — неправдоподобно красивая Ратуша.

Частичная реставрация здания немножко подпортила общее впечатление, но это не помешало нам застыть в невольном восторге на несколько секунд. Посредством росписей и скульптур на фасаде отражена вся история города — от римских императоров до символов Конфедерации.

4
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

В роли композиционного центра выступают часы с перемещающимися фигурами. Им, как и основному зданию, около пятисот лет.

3
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Внутренний дворик здания оформлен в том же стиле — буйство фресок, часы, скульптура основателя Базеля Планкуса.

4
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Приятной неожиданностью стала возможность совершенно свободно пройти по внутренним помещениям Ратуши.

В коридорах установлены изящные питьевые фонтаны.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Уютное кафе больше похоже на библиотеку.

3
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Малый зал заседаний полностью отделан деревом: потолок, стены, пол, мебель. Отсюда и домой уходить не захочешь.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Ну, а сессионный зал — это уже запредельная красота. Дерево, шёлк, лепнина, фрески с детальными эпическими сюжетами — здесь во время заседаний не поспишь.

4
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Довершает картину потолок с бытовыми сюжетами на сельскохозяйственную тему.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Удивило и то, что по залу заседаний, где стопками лежали различные документы, можно было тоже беспрепятственно ходить.

Вокруг Рыночной площади Базеля средоточие всяческих бутиков. Здесь мы осознали, что за все дни пребывания в Швейцарии ни разу не задержались у витрин часовых магазинов. Немедленно восполнив этот пробел, решили потихонечку двигаться к машине.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

В одном из продовольственных магазинов потратили остатки местной наличности. После чего уже без остановок и блужданий дошли до цели, не забывая при этом оглядываться по сторонам.

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

В целом Базель показался мне очень симпатичным городом. Наша программа пребывания в нём оказалось несколько скомканной. Но я чётко осознаю, что город заслуживает более детального знакомства. Впрочем, мы и сами ещё не закончили. Мимолётно взглянув издалека на грандиозный вокзал с непременными трамваями в качестве основного вида городского транспорта на переднем плане, далее мы поехали искать улицу Шпаленфорштадт.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Здесь находится самое грандиозное из сохранившихся городских укреплений — башня Шпалентор, которая со стороны центра смотрится скромной островерхой «милашкой».

3
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Совершенно иное впечатление складывается, если смотреть на башню с наружной стороны. Два мощных зубчатых донжона и словно ощерившийся «предбанник» делают её грозной и пугающе неприступной.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Очень символично, что последнее, на чём задержался наш взгляд на выезде из Базеля в частности и Швейцарии в целом, был плакат с требованием остановить массовую иммиграцию.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Приняв это и на свой счёт, мы тут же упёрлись в пограничный переход.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Увидев так уместно расположенную в стороне заправку, я осознал, что чуть было не допустил ошибку ценою в десяток евро. Под завязку заполнив бак швейцарским топливом, мы въехали на территорию Германии. В этот момент мне казалось, что я «наелся» Швейцарией на многие годы вперёд. Естественно, тогда я не знал, что через полгода судьба подготовит нам новое неожиданное свидание с этой удивительной страной. И эта кратковременная встреча снова разогреет аппетит.

Ну, а пока мы мчимся по немецкому автобану на север, минуя один из пунктов программы — Фрайбург. Нужно чем-то жертвовать, поэтому отбрасываем то, что кажется более доступным. На очереди снова Франция и мой обожаемый Эльзас. Шестьдесят километров за сорок минут — так быстро мы давно не ездили. Видимо, поэтому догнали дождь, который потерялся неделю назад. Вот так неприветливо встретила нас Франция. К счастью, дождик был локальным и неубедительным.

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

На часах около пятнадцати, а мы сразу в кемпинг. Для нас это совершенно нетрадиционно. Но программа на вторую половину дня предусматривает круговой маршрут по окрестностям, отсюда и такое решение. «Camping de L`Ill» оказался очень серьёзным заведением — шлагбаум с персональным кодом, памятка о порядке действий в случае землетрясения. Сразу вспомнилось моё удивление по поводу факта разрушения базельского собора. Даже в сейсмоопасных Турции и Иране я не испытывал мандража подобного тому, который здесь одолел меня на минуту-другую. Из-за того, что территория кемпинга просто огромна, пришлось пройти через муки выбора оптимального места под палатку.

Справившись с этой проблемой и наспех перекусив, мы снова отправились в путь. Первая цель — замок О`Кёнигсбург (Château du Haut-Kœnigsbourg). Промахнуться сложно, поскольку эта махина видна из далёкого далёка.

На вершину 750-ти метровой горы ведёт узкий серпантин. В какой-то момент дорога раздваивается и становится односторонней. Собственно, именно от этого места и начинается бесконечный паркинг, который в этот воскресный день был заполнен до предела. Нужно обладать изрядной силой воли, чтобы, медленно продвигаясь вперёд в поисках свободного зазора, малодушно не пристроить машину где-нибудь на полдороги. Я не выдержал метров за 150 от цели — неплохой результат. Народу на горе, что сардин в консервах «King Oscar». К счастью, далеко не все приехали именно в замок. Основная часть посетителей сидит в кафе или со смотровых площадок обозревает окрестности.

Замок Верхний Кёнигсбург убивает своей грандиозностью сразу и наповал. От видов на многоярусные нагромождения куртин, башен и редюитов начинает кружиться голова.

6
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
3
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Желание попасть внутрь становится нестерпимым, поэтому спешим в кассы. Вместе с билетами получаем и краткий путеводитель на русском языке. Бегло знакомимся с историей замка. Выделю лишь ключевые моменты. Первое упоминание — середина 12-го века. Через триста лет владельцами Верхнего Кёнигсбурга становится семейство Тирштайнов, которые его перестраивают и делают приспособленным под артиллерию. В ходе Тринадцатилетней войны после месячной осады замок захватывают шведы. Они же грабят его и сжигают. Запустение длилось до начала 20-го века. В те времена Эльзас находился под германским управлением. Кайзер Вильгельм II принимает решение создать на базе замка музей средневековья. Восстановительные и отделочные работы, закупка коллекций продолжались до 1918 года. Тут-то ещё «тёпленьким» и попал Верхний Кёнигсбург к французам. Ничего не поделаешь — Первая мировая и, как её итог, Версальский мирный договор. Замок немецкий, реставрировали немцы, а «сливки» с туристов теперь снимают французы.

Планов на вечер у нас было громадьё, поэтому осматривать «внутренности» пришлось в ускоренном темпе. Над входными воротами, как и полагается, расположен герб Тирштайнов.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Забавно, что у изображённой на гербе особы женского пола отсутствуют руки. А вот конструкция, напоминающая ветвистые рога, по идее и должна бы заменять руки, но растёт почему-то из бёдер. Нестыковочка, однако.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

В нижнем дворе обращает на себя внимание башня, на вершине которой установлена ветряная мельница. Это свидетельство того, что вопросам автономного существования в Верхнем Кёнигсбурге уделялось повышенное внимание.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Отсюда — прямая дорога в жилые помещения. Но для нападающих этот путь не был усыпан розами. Сначала им предстояло подняться по лестнице, находящейся под прикрытием бойниц, а затем преодолеть ров и отнюдь не по подвесному мосту.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Внутренний двор крайне тесен. Видимо, для того, чтобы сумевшие сюда добраться нападающие попросту передавили друг друга.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Знаковое место любого замка — это колодец. В Верхнем Кёнигсбурге он имеет глубину 62 метра. Интересно, на какой стадии строительства замка начинали рыть колодец? Было бы «весело», если в конце. Замок уже почти готов, а вода, как оказывается, находится на глубине метров пятьсот…

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Как и везде, подвал в Верхнем Кёнигсбурге — это продовольственный склад. Всухомятку питаться можно, но сложно. А чем в Эльзасе нужно запивать пищу? Естественно, вином. Здесь главное, чтобы бочки были как можно больше.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Далее мы отправляемся обследовать жилые помещения. Для этого нужно подняться на следующий уровень по изумительно красивой крытой многоугольной лестнице.

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Во всех ранее посещённых замках мы наблюдали довольно неуютные, холодные и мрачные комнаты. В Верхнем Кёнигсбурге иная картина. В глаза бросается изысканная отделка и комфортабельная обстановка. Северное жилое помещение сплошь обито деревом.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

В западной комнате, помимо деревянной отделки, обращают на себя внимание фрески с эпическими сюжетами.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Отдельная «тема» — это потолок с изображением орлицы-могильника и гербами, что указывает на политико-административный характер зала.

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Спальное помещение называется «лотарингским», так как жители именно этой провинции подарили кайзеру соответствующую мебель для будущего музея.

Вообще, в жилых комнатах именно мебель и изразцовые печи производят наибольшее впечатление. В отличие от пугающих своими размерами открытых каминов, подобные печи добавляют обстановке тепла, уюта и шика.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Поскольку Верхний Кёнигсбург — это музей, в замке есть и интересные коллекции. Одно из помещений представляет собой оружейный зал, где представлены образцы холодного оружия и доспехов.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Выйдя за стены жилых помещений, мы попали в обширный внутренний сад, защищённый со всех сторон внушительными крепостными стенами. Можно не сомневаться, что и во время осады защитникам было, где размяться и вдохнуть чистого воздуха.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

В самом уязвимом для артиллерии месте замка был возведён Большой бастион. Там, за толстыми стенами, оборудована артиллерийская платформа.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Установленные на ней мощные орудия недвусмысленно намекают на готовность защитников цитадели стоять насмерть.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Проёмы в башне открывают прекрасные виды на долины, по которым двигались торговые обозы.

Это лишний раз подчёркивает огромную стратегическую роль Верхнего Кёнигсбурга.

5
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Мало найдётся людей, которые не знают, что Эльзас знаменит своими винами. Прежде всего, белыми. Поскольку я являюсь преданным поклонником вин этого региона, одной из наших задач была их покупка. Для выполнения этой задачи нам нужно было проехать по части «Эльзасского винного пути», остановившись хотя бы в одной из винных деревенек. Оценив с высоты замка О`Кёнигсбург живописность их месторасположения, реализовать наше желание захотелось во сто крат быстрее.

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Выбор пал на Рибовиль (Ribeauville), до которого мы домчались минут за двадцать. Поиском свободных парковочных мест озабочены были не мы одни.

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Но проблема решилась довольно быстро. Выбравшись из машины, Маша тут же «зависла» около цветочных клумб.

3
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Вообще то, ей больше по нраву немецкие сдержанность и порядок, но пройти мимо французского «хаоса» она тоже не в состоянии.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Прежде, чем погрузиться в атмосферу уличного «хаоса» Рибовиля, я успеваю обратить внимание на господствующие над деревней холмы. Их вершины сплошь утыканы развалинами средневековых замков. Здесь их сразу три штуки. Можно предположить, что Верхний Кёнигсбург когда-то был равным среди равных. И лишь превратности судьбы сделали его одной из самых посещаемых достопримечательностей Франции.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Главная улица Рибовиля Гран рю — это довольно протяжённая пешеходная зона, которая и в этот воскресный вечер была запружена людьми.

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Проехаться по ней конечно можно, но только на гужевом транспорте и за деньги.

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Буквально с первых шагов повсеместно на тебя сваливается массовое предложение многочисленных винарен. Нередко и с возможностью дегустации.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Но мы решили отложить решение этого «вопроса» напоследок, поскольку атмосфера деревни моментально заставляет абстрагироваться от повседневных забот. Здесь складывается ощущение, что в любой момент может начаться какой-нибудь праздник. Видимо, у владельцев Рибовиля с «хлебом» всегда был полный порядок, поскольку «зрелища» устраивались на деревенских улицах постоянно. Для этого сюда зазывали бродячих артистов, фокусников и музыкантов. Не удивительно, что скульптуры артистов в Рибовиле встречаются на каждом шагу.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

В принципе, наверное, не так уж и сложно создать на одной отдельно взятой улице атмосферу праздника. Даже не имея исторических традиций. Достаточно лишь раскрасить фасады домов в яркие и тёплые тона и обильно декорировать их живыми цветами во французском «стиле».

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Ну, пожалуй, стоит ещё кое-где добавить национального колорита. У французов, к примеру, это «петушиная тема». Хорошо, что не лягушачья.

3
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Кстати, эльзасцы умеренно разбавляют «петушиную тему» «темой аистов», поскольку аист — это символ Эльзаса.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

На крыше одного из домов в самом центре деревни обязательно установлено колесо, на котором гнездуется не одно поколение этих птиц.

4
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Интересно, почему до сих пор никто не додумался выдрессировать аистов с целью сбора лягушек? Во Франции такой бизнес позволил бы враз озолотиться. Инвестиции нулевые, поэтому чистая прибыль была бы близка к ста процентам. Пример с «трюфельными свиньями» достаточно красноречив.

Идём дальше по Гран рю, задрав головы, чтобы любоваться фасадами домов. Все-таки Эльзас чаще был немецким, нежели французским, поэтому в Рибовиле застройка преимущественно фахверковая.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Но, в отличие от родины этого стиля, здесь фасады не одинаково белоснежные, как в Германии, поэтому засилье подобных домов в глаза не бросается.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
3
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
3
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Весь этот фахверк, изрядно сдобренный французским колоритом, не мешает взгляду нет да и выхватить пару-тройку домов ренессансного вида, которые у меня устойчиво ассоциируются с французским же «духом» Эльзаса.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

А зная, что в Рибовиле успел похозяйничать и базельский епископат, редкие дома с расписными фасадами я отношу именно к той эпохе. Впрочем, это всего лишь мои фантазии.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

В Рибовиле есть и несколько «обязательных» к осмотру достопримечательностей. Среди них, безусловно, выделяется башня Мясников-то немногое, что сохранилось от средневековых укреплений.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Впрочем, чуть в стороне мы обнаружили ещё и фрагмент стены.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Готическая приходская церковь св. Грегуара тоже смогла затесаться между рядами нарядных домов. Но на этом «празднике жизни» она смотрится чуждо, да и нет никакого желания обследовать её досконально.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

В центре Рибовиля красуется ратуша. Вот она-то безоговорочная «француженка».

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Есть здесь и несколько пышных ренессансных фонтанов. Самый массивный и пафосный находится на пл. Республики.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Но мне больше понравился другой — на одной из нецентральных площадей. Возможно, из-за отличного вида на полуразрушенный замок Рибопьер.

Кстати, боковые улочки Рибовиля не менее живописны, чем Гран рю. Особенно, если в роли твоего «проводника» выступает весело журчащий, словно мартовский ручей, канал.

За час, пока мы гуляли по деревне, народ как-то энергично схлынул с улиц Рибовиля. Поэтому нужно было поспешить отовариться. Чтобы долго не мучиться с выбором вин, мы решили поддаться на распространённое здесь предложение — покупка «ассорти» из традиционных эльзасских вин в одной из винарен. Так мы попали в магазин «Дузенбах». Нам понравилось, что эта лавка не была похожа на типичный сувенирный магазин. Афро-француженка моментально запаковала нам шесть бутылок вина, приняла к оплате «пластик», который я вынул из терминала раньше времени. Пришлось повторять операцию снова, из-за чего у меня родилось подозрение, что заплатим мы за вино два раза. Но оно оказалось беспочвенным. Оказавшись обладателями «Гевюрцтраминера», «Муската», «Рислинга», «Пино блан», «Пино нуар» и игристого «Крема да`льзас», мы поспешили дальше, чтобы купить ещё какие-нибудь традиционные продукты. Ограничились парой бутылок пива и закуской к нему в виде законсервированного сосисочно-мясного ассорти и квашеной капусты. После этого оставалось лишь идти прямиком к машине.

На часах семь вечера, а у нас в планах ещё и Кольмар (Colmar). Поскольку у нас в наличии был план города, с его помощью мы подобрали наиболее подходящий нам паркинг, куда и направились не мешкая. Стоянка находилась в шаговой доступности от живописнейшего старинного квартала рыботорговцев.

3
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Здесь абсолютно всё пропитано духом безмятежности: река, воздух, улицы, немногочисленные припозднившиеся туристы. В который уже раз возникает ощущение, что ты находишься среди высококачественных декораций в павильонах какой-нибудь киностудии.

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

На другом берегу находится крытый рынок. Он появился в Кольмаре в середине 19-го века. Но его архитектура никоим образом не нарушает аутентичность квартала рыботорговцев — всё выглядит предельно гармонично.

Двигаясь вдоль реки, мы вышли на живописную площадь, где установлен фонтан с фигурой первого героя Кольмара Жана Россельмана. Он погиб, отстаивая муниципальную свободу от посягательств со стороны страсбургского епископа. Этим всегда и всего было мало.

Далее попадаем в изумительный район Кольмара, называемый «Маленькая Венеция». До настоящей Венеции ему далеко, как до звезды, но очарования никак не отнимешь.

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.
2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Этот квартал так называется, видимо, потому, что исходная линия домов нависает практически над водами канала.

3
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Чуть углубившись в городские кварталы, я начинаю осознавать, что мой взгляд постоянно фокусируется на публике, оккупировавшей многочисленные кафе и рестораны.

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

И что характерно, мы с этой слабостью не чувствуем себя одинокими в этом городе.

1
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Очень уж хотелось найти свободный столик где-нибудь у канала. Но, осознав бесперспективность наших пожеланий, пришлось поторопиться занять столик в первом попавшемся месте. Им оказался кондиционированный зал ресторана «Le Comptoir de Georges». Поскольку меню было франко-немецким, блюда выбирали интуитивно, сделав упор на эльзасскую кухню. Жалко, что я был за рулём, поэтому вино не заказывали. Порции были огромные — пришлось изрядно попотеть, чтобы всё умять без остатка. Характерно, что услугами ресторана пользовались не только туристы, но и местные семьи среднего достатка.

Вновь на улицах Кольмара мы оказались уже в потёмках. Город в практически кромешной темноте выглядел таинственно и загадочно, поэтому уезжать не торопились.

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Решив отметиться возле нескольких знаковых достопримечательностей, отправились их искать. Бывшее здание таможни — это одна из местных «изюминок». К сожалению, в темноте там можно рассмотреть разве что время на подсвеченном циферблате часов.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

«Жемчужина» Кольмара — дом Пфистер, который был построен в 1537 году для шляпника Людвига Шерера. Не знаю как сейчас, но в средние века, видимо, был очень хороший бизнес. Этот особняк известен изумительным по красоте двухэтажным угловым эркером, который даже в полутьме производит сильное впечатление.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

А декоративные панели, которыми отделан фасад, вообще не имеют аналогов.

2
Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Ну, и последний объект, который привлёк наше внимание — это бывшее здание Охранного корпуса. Его портал и элегантная лоджия по праву считаются архитектурным шедевром эпохи Возрождения. Интересно, что функционал этого строения неоднократно менялся: масличный рынок, суд (с лоджии объявлялись приговоры), военный комиссариат, полицейский участок.

Назад в Европу! Часть 16. Вся палитра Эльзаса.

Осмотр Кольмара у нас получился явно неполным. Но перспектива готовить ужин в темноте в кемпинге тоже не радовала. Поэтому, если когда-нибудь представится такая возможность, я готов продолжить знакомство с этим неповторимым городом.

Итоги: Эльзас — это как мулатка — он сногсшибателен. Проехали 210 км, время за рулём — 4 часа.

Продолжение

 

 

Комментарии