Турист Игорь (KID)

Часть 4 — Солсбери, Бат, Дувр и Кентербери

Часть 5 — Брайтон и Кембридж

Часть 6 — Эдинбург

Эта поездка нарисовалась как-то внезапно. Дело было в конце ноября 2011 года, когда один хороший знакомый предложил мне съездить на полуторамесячную стажировку в Лондон: несколько недель в английской солиситерской (юридической) фирме, столько же — в английской барристерской (адвокатской) коллегии + множество других юридических и околоюридических мест и мероприятий. Мой работодатель (к удивлению) отнесся к моей внезапной стажировке весьма благосклонно, так что за «тылы» я мог быть спокоен. Со стороны Великобритании стажировку организовывали английские Bar Council (http://www.barcouncil.org.uk/) и Law Society (http://www.lawsociety.org.uk/) при содействии британского минюста, за что им большое спасибо. Не буду более мучить читателя юридическими терминами, так как это всё же туристический сайт. Скажу только, что благодаря сопровождению людей из юридической среды мне и другим участникам стажировки удалось побывать во многих местах Лондона, которые практически не доступны обычному туристу и в которых, к сожалению, в большинстве случаев категорически запрещено фотографировать. Собственно стажировку удалось гармонично сочетать с культурно-познавательным туризмом, правда знаменитая британская погода радовала нас солнышком не так часто, как хотелось бы. Всё-таки февраль и март — далеко не лучшее время для путешествия по Британским островам. Но всё равно хоть теплее, чем в Москве, — и на том спасибо!

Итак, заявка на стажировку удовлетворена, согласие работодателя получено, контакты с другими участниками стажировки установлены, авиабилеты куплены. И тут возникла первая проблема — жильё. Прожить в Лондоне полтора месяца в более или менее комфортных условиях и не разориться — задача не из тривиальных. Вариант с гостиницей был отметён стразу (из-за дороговизны), вариант с хостелами — тоже, так как хотелось пожить в более комфортных и безопасных условиях. В результате после долгих поисков и раздумий пятеро участников стажировки (включая автора) сняли небольшой домик на улице Bishop’s Way недалеко от ж/д станции Cambridge Heath и станции метро Bethnal Green. Расположение дома оказалось весьма удачно — на метро или на автобусе до самого центра можно было доехать сравнительно быстро. Сам дом тоже оказался весьма неплох — пара этажей с небольшими комнатушками + чердак, на котором ночевал автор + просторная кухня + 2 ванных комнаты. Обставлено всё было в, так скажем, ретро-хипстерском стиле (вертушка для дисков с фэйсом Notorious B.I.G., куча винила, газовый камин, статуэтка женщины золотого цвета, автомат по продаже жвачек, работающий от американских монеток, электрогитара и т. д. и т. п.). В общем класс! И недорого вышло, т. к. все расходы были поделены на пятерых. По всему дому был безлимитный WiFi, даже сетевой принтер был. Негативных аспекта у нашего проживания было три: (1) действительно весьма небольшие комнаты, к тому же заваленные всяким барахлом (правда местами довольно интересным), (2) отопление работало не всегда так хорошо, как хотелось бы, (3) арендодатель перестал отвечать на телефонные звонки и наглым образом «зажал» депозит за потенциальный ущерб, который не входил в арендную плату и должен был быть нам возвращен. В связи с последним обстоятельством, крайне не рекомендую арендовать жильё в Лондоне в этой конторе: http://www.oliver-franklin.com/ Вторая проблема заключалась в получении визы, так как британская сторона затягивала вопрос с приглашениями, но в итоге всё закончилось удачно — была получена двухмесячная рабочая британская виза (правда не всем участникам стажировки удалось получить её с первого раза).

Поехали…

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Значительная часть путешественников, прибывших в аэропорт Heathrow, первым делом попадает именно сюда — в метро. Общее впечатление о лондонском метрополитене осталось негативным. Да — он охватывает значительную часть города, что весьма удобно. НО! Поезда на многих (особенно старых) линиях просто крошечные, к тому же скругленной формы (как на фото). Мне, как обладателю высокого роста, приходилось почти всегда стоять в таких вагонах, согнувшись в три погибели. Народу в метро — тьма, особенно в часы пик. Иногда приходится ждать второго, третьего, четвёртого поезда, чтобы залезть в него. Наконец, самое плохое — чудовищная нестабильность в работе: весьма часто многие станции и даже целые линии закрывают, причём зачастую (по закону подлости) именно тогда, когда тебе нужно этими станциями или линиями воспользоваться. Неудобно. В таких случаях приходилось спасаться на такси, что накладно. Сразу по прилёту был куплен Qyster Card (http://www.tfl.gov.uk/tickets/27298.aspx) — универсальный проездной и «заряжен» месячным абонементом, позволяющим безлимитно перемещаться на метро/DLR/Overground по 1-й и 2-й транспортным зонам, а также ездить на автобусах по всему городу. Впоследствии докупались недельные абонементы. Удобная штука этот Oyster — ничего не скажешь…

Trafalgar Square (Трафальгарская площадь). Приличного размера площадь с колонной Нельсона посередине. На фото — здание National Gallery (Национальной галереи). Сходить туда удалось (как и в National Portrait Gallery (Национальную портретную галерею)), но фотографировать там запрещено, за чем тщательно следят. А вообще — ничего так, понравилось, но галереи Tate показались более интересными.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Admiralty Arch (Арка Адмиралтейства). Названа в честь соседствующего с ней Штаба Королевского флота. Вообще, в Лондоне очень много подобных сооружений.

Конный гвардеец перед входом в The Household Cavalry Museum (Музей Дворцовой кавалерии). В сам музей не пошли. Табличка справа: «Осторожно, лошадь может лягнуть или укусить! Спасибо». :)

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Театр London Coliseum (Лондонский Колизей) — здание с башенкой. Один из крупнейших театров Лондона. В самом театре не были, но здание красивое.

По всему городу (особенно в Сити) висит великое множество часов. Многие из них — настоящие произведения искусства.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Знаменитый Big Ben (Биг Бен). Комментарии, пожалуй, излишни.

Вечереет… В это время Palace of Westminster (Вестминстерский дворец) — место нахождения британского Парламента — особенно красив. Ходили на экскурсию в сам дворец — очень понравилось. Чрезвычайно красиво и величественно. Рекомендую. Жаль, что фотографировать внутри нельзя.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Вестминстреский дворец и всемирно известное кольцо обозрения London Eye (Лондонский глаз) высотой 135 метров. Когда поднимаешься на нём на самый верх — дух действительно захватывает. И вид с него потрясающий. Минус только один: так как кабинки стеклянные, в них совершенно не возможно нормально фотографировать из-за вездесущих бликов (особенно при фотографировании на мыльницу, на которую не поставишь поляризационный фильтр, тем более в вечернее время). Билеты на Глаз брали в Интернете — удобно.

Памятник британским женщинам, внесшим свой вклад в победу Антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Westminster Abbey (Вестминстерское аббатство). Оно же Collegiate Church of St Peter at Westminster. Важнейший англиканский центр Лондона, выполняющий также функцию национального мемориального склепа.

Один из самых красивых уголков Вестминстерского аббатства — Henry VII Lady Chapel.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Красивое здание рядом с Вестминстерским аббатством.

Все дороги, ведущие в лондонский Сити, охраняют такие вот грифоны.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Старое здание Royal Stock Exchange (Королевской фондовой биржи).

Величественное здание, которое видно издалека, — St. Paul’s Cathedral (Собор Св. Павла). Крупнейший и важнейший англиканский собор Лондона.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Величественный купол Собора Св. Павла.

Вокруг Собора Св. Павла стояли многочисленные палатки участников движения Occupy London, которых к концу марта всё же выгнали… Терпению властей всё-таки есть предел, даже британских:) Вообще, по всему центру неоднократно наблюдались всяческие демонстрации и пикеты (против войны в Ираке, в поддержку Ирана, какой-то шумный митинг смуглых товарищей, гневно размахивавших флагами Южно-Африканской Республики и т. д.).

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

The Monument to the Great Fire of London (Монумент в память о Великом лондонском пожаре). Он же просто Монумент. На него за небольшую плату можно забраться и посмотреть на окрестности, что мы и сделали. Кстати, о плате за посещение различных туристических объектов… Большинство музеев в Лондоне бесплатны, однако за вход во многие исторические объекты всё-так взимают плату, причем весьма высокую (особенно дороги Тауэр и Виндзорский замок недалеко от Лондона). Чтобы существенно сэкономить, крайне рекомендую приобрести London Pass: http://www.londonpass.com/ Мы купили London Pass для наших первых выходных в Лондоне и не прогадали — вещь хорошая. Она позволяет посетить многие туристические объекты в Лондоне и его окрестностях с ощутимой скидкой.

Вид с Монумента на высотную часть лондонского Сити. Огурчик — на месте. :)

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Вид с Монумента: высотки Canary Wharf, и Темза с небезызвестным мостом через неё.

Автор на фоне Tower of London (Лондонского Тауэра). Старая королевская крепость производит впечатление, однако экспозиция внутри скучновата. Пожалуй, из «большой тройки» — Туэр, Хэмптон Корт и Виндзор — Тауэр оказался наименее интересным.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Old & new: вид на Тауэр и высотную часть лондонского Сити. Вообще, удивительно, как в Лондоне удачно сочетаются величественные исторические постройки и новенькие небоскрёбы.

Tower Bridge (Тауэтский мост) во всей красе.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Разводной механизм Тауэрского моста.

На тот момент ещё пока недостроенный небоскрёб The Shard — высочайшее здание в Европейском Союзе (310 м). Справа — крейсер HMS Belfast, который был закрыт на реконструкцию.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Вид на высотки Canary Wharf — нового делового района Лондона.

Ходили в бункер Уинстона Черчилля (Churchill War Rooms), расположенный под зданием Казначейства. Ооочень атмосферное место — обязательно к посещению любителям военной истории.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

В бункере Черчилля. Зал для брифингов с генералитетом.

В бункере Черчилля. Пункт связи.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Всё-же пройдёмся по некоторым юридическим местам… :) Старое здание Royal Courts of Justice (Королевского судного двора). Его занимает часть подразделений High Court (Высокого суда), а также Court of Appeal of England and Wales (Апелляционного суда Англии и Уэльса). Монументальненько… Непосвященный обыватель легко принял бы это здание скорее за собор или замок.

Напротив Королевского судного двора находится такой вот милый паб. Местные шутят, что пешеходный переход между Королевским судным двором и эти пабом является самым безопасным пешеходным переходом во всём королевстве, так как по нему постоянно ходят юристы… :)

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

А вот и храм уголовного права — Старое здание Old Bailey, которое занимает лондонское подразделение Crown Court of England and Wales. Суд Короны рассматривает важнейшие уголовные дела в стране.

Конторы или коллегии (chambers) лондонских адвокатов (barristers) сконцентрированы в районе Inns of Court (судебных иннов). Всего их четыре: Lincoln’s Inn, Inner Temple, Middle Temple и Gray’s Inn. Судебные инны — традиционная форма самоорганизации адвокатского сообщества в Англии и Уэльсе. Каждый английский адвокат (барристер) должен быть членом одного из иннов. В общем, традиции, традиции и ещё раз традиции… На фото — одно из зданий в судебных иннах.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Территория, которую занимают судебные инны очень живописна. Это квинтэссенция «Good Old England». Раньше эту территорию занимали британские тамплиеры (пока их не разогнали).

В Middle Temple. Здание справа с башенкой — Great Hall of Middle Temple, в котором автор имел честь отобедать — очень красиво и торжественно (и очень вкусно!). Чтобы туда попасть, нужно иметь в сопровождении местного барристера. Фоткать внутри — низзя! :(

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Интерьер Temple Church — церкви барристеров. Ранее церковь была «гнездом» тамплиеров (отсюда и название).

Вернёмся в «обыкновенным» достопримечательностям. Buckingham Palace (Букингемский дворец) в ночной подсветке. В сам дворец попасть не удалось — на него уже не хватило времени и сил.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Красивое здание Her Majesty’s Theatre (Театра Её Величества). В самом театре не были.

Автор на площади Piccadilly Circus. Весьма оживлённое место, в том числе по ночам.

Район Kensington (Кенсингтон) примечателен тем, что проезжая часть там выложена плиткой (как и тротуары). Непосвященный путник может запросто перепутать проезжую часть с тротуаром и оказаться «оббибиканным» местными водилами — будьте осторожны. В этом районе расположены различные музеи и театры, дорогие торговые центры, посольства многих стран (включая РФию). Также здесь одни из самых высоких цен на недвижимость в Лондоне. Русский православный собор (собор Успения пресвятой Богородицы) также находится именно в этом районе. :)

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Albert Memorial (Мемориал принца Альберта) — любимого мужа королевы Виктории. Довольно неординарная личность. По происхождению немец. Родолачальник ныне правящей Виндзорской династии (изначально именовалась Саксен-Кобург-Готской).

Ходили в Royal Albert Hall (Королевский Альберт Холл) на Аиду. Понравилось. Смотреть оперу в полностью круглом театре со сценой посередине оказалось очень удобно.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Выполнили гражданский долг — сходили на президентские выборы! В этот день у нашего посольства было припарковано особенно много дорогих автомобилей. :) Процедура прошла без особых проблем, организация процесса голосования — хорошая. «Добрый день! У вас есть открепительные удостоверения? Нет? — Ну и ладно, тут все-такие. Вот вам бюллетени — заполняйте. Кабинка для голосования — вооон там, урна — там». Вбросов и «каруселей» замечено не было… :)

Southwark Cathedral (Саутваркский собор). Важнейший англиканский собор Лондона к югу от Темзы. Настоятель, кстати, женщина… Недалеко он этого собора находится весьма интересный аттракцион, на который мы набрели совершенно случайно — The London Dungeon (http://www.thedungeons.com/london/en/). Классное место! Эдакая сильно прокаченная комната ужасов — местами реально страшно (а местами смешно до колик в животе). Настоятельно рекомендую посетить.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Посетили Hampton Court (Хэмптом Корт) — дворец, в котором жили многие английские монархи, в том числе, печально известный король Генрих VIII, имевший 6 жён. Место интересное, но с погодой нам категорически НЕ повезло.

Годовой рацион обитателей Хэмптон Корта.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Fountain Court (Фонтанный двор) в Хэмптон Корте.

В Хэмптон Корте.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Great Hall (Большой зал) Хэмптон Корта.

Гостей Хэмптон Корта развлекают многочисленные актёры, разыгрывающие на глазах посетителей музея различные сценки из истории Англии.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Генрих VIII собственной персоной… :)

А вот и протрет «оригинала» на стене.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Некоторые залы в Хэмптон Корте украшены такими вот «узорами» из оружия. В Виндзорском замке тоже встречаются такие декоративные элементы. Интересно.

Королевский нужник! :)

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

В парки Хэмптон Корта не пошли — дождь лил как из ведра.

До лондонского района Greenwich (Гринвич) проще всего добраться на DLR (Docklands Light Railway) — лондонском лёгком метро. На фото — отдыхающие в Гринвичском парке. На холме — всемирно известная обсерватория.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Royal Greenwich Observatory (Королевская Гринвичская обсерватория). Музей там не очень интересный, но сходить «для галочки» — можно.

В музее обсерватории.

К обсерватории стоит подняться, прежде всего, ради прекрасного вида на здание National Maritime Museum (Национального морского музея), Greenwich Hospital (Гринвичского госпиталя) и высотки Canary Wharf.

Дождь, овсянка и левостороннее движение — Часть 1

Greenwich Hospital (Гринвичский госпиталь). Красивое место.

Поездка действительно удалась. Она кардинально поменяла мою жизнь, прежде всего, личную, что было несколько неожиданно. Именно там я встретил свою будущую (теперь уже нынешнюю и единственную) любимую жену! Хотя бы благодаря этому обстоятельству город Лондон навсегда останется в моём сердце. :)

Городская архитектура доставляет большое удовольствие ценителю. Сохранилось большое количество исторических зданий. Особенно поражают своим великолепием строения Викторианской эпохи. Только ради них одних стоит посетить этот прекрасный город.

Также следует отметить, что в Великобритании (в т. ч. в Лондоне) автор паталогически не чувствовал себя заграницей. Не чувствовал и всё тут! Долго размышлял на тему, почему же это происходит: стал перебирать в уме страны, в которых меня не покидало то же чувство — Белоруссия, Украина, Эстония, Латвия… стоп! И тут до меня дошло — такой эффект на меня производят страны, с большинством жителей которых у меня нет пресловутого «языкового барьера». Мораль сей истории такова: «Люди, учите иностранные языки — и будет вам счастье!» :)

Из отрицательных впечатлений:

1) Метро (см. выше).

2) Огромное количество плохо интегрированных в британское общество мигрантов, особенно выходцев из Пакистана и Бангладеш. В районе станции метро Bethnal Green, недалеко от которой мы жили, вечером было ходить не всегда приятно. Некоторые группки бангладешской молодёжи, больше напоминающие банды, ведут себя весьма агрессивно. Пресловутая политика мультикультурализма даёт сбой за сбоем по всей Европе, и Великобритания — не исключение. Как-то однажды утром меня до места стажировки вёз один таксист («наша» станция Центральной линии метро была закрыта!) — типичный такой англичанин лет тридцати пяти с веснушками и британским акцентом. Разговорились с ним… Оказывается, он родился и всю жизнь прожил в этом районе, в бороу Tower Hamlets. Ещё лет двадцать назад это был обычный рабочий район, населенный типичными британскими работягами. А теперь, спустя всего 20 лет, собственно англичане составляют в нём всего половину населения…

3) Легендарная британская консервативность, чопорность и сварливость (даже местами высокомерие) — вовсе не миф. Во время совместного обеда с молодыми английскими барристерами разговор зашёл о политике. И тут понеслось… :) Эти ребята стали перечислять, кого они терпеть не могут. Список оказался весьма длинным: французов (которые говорят на этом ужасном «frog language»), Европейский Союз («скорее бы Англия из него вышла»), социалистов и коммунистов (просто потому что они «commies», а понятия «commy» и «враг» — это практически синонимы), лейбористов (так как они по сути «те же commies»), шотландцев (так как «именно шотландцы всё время голосуют за лейбористов, чем загаживают наш любимый Парламент», «скорее бы Шотландия уже отделилась от Англии») и т. д. и т. п. Если бы меня не было за столом, то уверен, что в их списке обязательно оказались бы русские… :) Хотя попадаются и весьма доброжелательные, открытые люди (особенно в среде тех мигрантов, которые хорошо интегрированы в британское общество, и их потомков), но таких не так много, как хотелось бы, к сожалению.

4) На мой вкус англичан и особенно англичанок в целом нельзя назвать красивыми людьми (в отличие от жителей Шотландии, кстати). Более того, некоторые индивиды к тому же совершенно ужасно одеваются. Например, один лондонский барристер родом из Абердина (Шотландия) жаловался мне на то, как его частенько вводят в краску англичанки, передвигающиеся на метро в колготках, порванных в самых видных (в т. ч. самой англичанке) местах, с выражением лица типа «так и надо»… :) Правда все эти замечания естественно не касаются юристов, менеджеров и прочих клерков, разодетых в дорогие костюмы — у них всё в поряде.

5) Еда. А скорее даже не сама еда, а то, как питаются местные. Фастфуд на фастфуде сидит и фастфудом погоняет. Практически все поголовно обедают сэндвичами, в том числе, вполне обеспеченные люди. Капец желудку…

В следующих частях рассказа: пробежка по музеям Лондона, поездки по городам южной Англии, а также визит в столицу славной Шотландии — город Эдинбург.