Турист Андрей Деньгин (AndreCuba)
Андрей Деньгин
был 10 декабря 2013 18:53

Гавана, Провинция Ольгин + 2 города — Куба Март 2013

В феврале компанией из троих мужчин решились провести отпуск на Кубе. Посетить остров Свободы для нас было мечтой славной социалистической юности. Поэтому всевозможные предложения от туроператоров типа «Варадеро, все включено» были отклонены как несоотетствующие целям путешествия. С друзьями довольно детально изучили вопрос в различных форумах Интенета, по электронке связались с несколькими русскоязычными гидами на Кубе, составили примерный план путешествия. Дальше-реализация плана.

Первое — билеты. Проблемы выбора авиаперевозчика практически не было. Все иностранные авиакомпании летают на Кубу с промежуточными посадками, что значительно увеличивает стоимость билетов (во всяком случае такая ситуация была в марте 2013) и лишь Аэрофлот имеет ежедневный прямой рейс Москва-Гавана. Дату вылета определяли исходя из принципа минимизации стоимости билетов. Скажу сразу, что ценнообразолвание в авиаперевозках осталось для меня лично тайной. Единственное, что коррелирует, увеличение стоимости к началу школьных каникул. В итоге билеты были приобретены в одной из интернет авиакасс с транзитом из Перми по цене 42 тысячи туда и обратно на человека.

Исполнение мечты

Второе — выбор гида. Из нескольких человек с которыми общались по мылу, коллективным единогласным решением был выбран Эдуардо. В этом человеке чувствовалась ответственность и опыт работы, хороший русский, да и наличие авто Audi 6 внушало чувство уверенности, что мы не будем умирать от жары и духоты. Договорились о встрече в аэропорту и дальнейшей поездке по Кубе на 10 дней.

Третье — сборы в дорогу. Вещи: кино-фото, футболки — на каждый день, носки, трусы — из того же расчета, легкая ветровка от дождя, джинсы, кепки, переходник «европа-америка», мыльно — пузырные, аптечка, крем от загара. Понадобилось все: только носки, джинсы одевал один раз на шоу Тропикана, ветровку вообще не разу, но это повезло с погодой. Отдельно скажу о советах «бывалых» везти на Кубу всякую ерунду типа «зажигалок», второсортной парфюмерии, колбасы, конфет и т. д. Маразм полный. Это всё там есть. Продукты Вы пожертвуете пограничникам прямо в аэропорту Гаваны, а уж если сувениры-то флаги, магниты, матрешки, детские игрушки и т. п. Куба — это звучит гордо. Не надо кубинцев сравнивать с племенем из Зимбабве и уподобляться Миклухо-Маклаю.

Итак, наступило 16 марта и наша команда вылетела из Перми навстречу…. На удивление все страхи не оправдались. Новые аэробусы Аэрофлота летели четко и без ненужных кочаний, таможенники и пограничники обходились без проволочек и унижения человеческого достоинства, 13 часовой перелет без курения выдержали.

Исполнение мечты

17 марта приземлились в Гаване точно по расписанию. Колбасу сырокопченую и яблоки как и писал изъяли (о чём впрочем мы не жалели и голодными никогда на Кубе не были), зажигалки в одном багаже тоже вытащили, но еще в Москве, о чем свидетельствовал приложенный акт. Но это мелочи, сбылась мечта, мы — на Кубе.

В аэропорту нас встретил улыбчивый Эдуардо, Ауди соответствовало изображению с фото на его сайте. И мы быстро, поменяв часть наличных евро на куки, прямо в здании аэропорта (конвертируемый песо 1 евро = 1,25 кук) двинулись в Гавану. Первые впечатления двойственные, как сама столица. Долетели хорошо — готовы к покорению Кубы без тайм — аута, но что покорять пока неизвестно. Да тепло и солнечно, растут пальмы, но трава жухлая, убогие домишки рядом с домишками вроде «ничего», в самой Гаване контрастов ещё больше: красивое отреставрированное здание соседствует с развалинами без крыши и без стен. Но есть полное ощущение того, что ты попал другой мир. И ты хочешь его постигнуть. И есть тот неповторимый кубинский воздух, АРОМАТ, настроение людей и ещё что то, что заставляет тебя несмотря ни на что постигать этот мир, становиться его частицей. Но я увлекся, ужин в центральном ресторане интуристовской гостиницы обошёлся по 10 куков с человека (300 руб.). За ужином уточнили маршрут с гидом, 18.03 в 6 утра едем на запад в Виниалис смотреть как растет табак, путешествовать на лодке по индейским пещерам, вечером возвращемся в Гавану, ночуем и дальше двигаем на восток по побережью Атлантики через Сиего де Авилла, Ольгин до Сантьяго де Куба, возвращаемся преимущественно вдоль Карибского моря через Тринидад и Сиенфуэгос до Гаваны. Вылет на Родину 28 марта из Гаваны. Все становится на свои места, казалось бы, пойти поспать, ведь в 6.00 выезд, позади 13-ти часовой перелёт, но не тут то было.

Исполнение мечты

Первые три дня мы вообще не спали, это и жажда познания, сбой биологических часов, адреналин в крови от впечатлений и еще многие непонятные науке явления, происходящие, на мой субъективный взгляд, только на Кубе. Сразу обращу внимание на несоответствия между информацией, почерпнутой в Интернете и увиденным собственными глазами:

1. Кубинцы очень хорошо одеваются, ведут себя очень дружелюбно и приветливо. Попрошаек и приставал не так много как пишут в сети (больше в Гаване и Сантьяго де Куба) но их поведение больше зависит от твоей реакции на них. Во всяком случае повторное и с твердой интонацией в голосе «ноу» заставляло их исчезать мгновенно. Полиции довольно много, и работает она хорошо. Вообще, ощущение безопасности росло с каждым днем пребывания. За всё время не видел ни одного избитого или побитого кубинца, тем более иностранца.
  2. Дети, отдельная тема. Утром идут на занятия чистые, отглаженные, ухоженные. Все в форме, с огоньком в глазах. Просто радуешься за них.
  3. В принципе, забегая вперёд, скажу, что Куба не произвела на меня впечатление нищей, сильно отставшей от нас страны. Если отбросить снобизм и блеск мегаполисов, то объективно, дороги на Кубе лучше, насчет дураков не берусь, что-либо сказать — знания испанского не позволили провести соответствующее тестирование. Да, есть расслоение на тех, кто зарабатывает куки (конвертируемые песо) и тех, кто получает песо национальные, но оно не такое явное как у нас. В деревнях много жалких домишек, а что — у нас в деревнях мало избушек без стекол в окнах и с худыми крышами? Однако, на Кубе климат позволяет жить хоть в шалаше из пальмовых листьев, а у нас — ???
  4. Некоторые моменты просто хотелось бы видеть у себя на Родине, например, все медработники на Кубе всегда ходят в белых халатах (чтоб люди знали, у кого можно попросить помощи, если прихватило) и обязаны без всяких полисов выполнять клятву Гиппократа прямо на месте обращения.
  5. О климате. Я в принципе плохо переношу жару и дальние автопоездки. Ни одно, не другое не доставляло никаких проблем на Кубе. Горя нашим языком, «роботоспособность» во время путешествия была на высочайшем уровне. Впрочем, тут, наверное, неоценимую роль сыграло и питание. В ресторанчиках ты заказываешь мясо, рыбу или лобстеров. Все остальное на столе — бесплатное приложение. Соответственно, и потребляешь в основном не гарнир и хлеб, а то что заказал + совсем «дормовые» (по нашим ценам) фрукты.

Исполнение мечты

Проведя две ночи в Гаване, и посетив за это время Виниалис, с его заповедником, находящимся под охраной Юнеско, пещерой индейцев, гигантской росписью 180 м шириной и 120 м высотой прямо на скале, сделанной по инициативе самого Фиделя Кастро ещё в 70-е годы прошлого века и посвященной развитию мира.

Исполнение мечты

Наскальная живопись не потрясла, пещера индейцев очень понравилась, а ещё больше природа и духозахватывающие пейзажи.

Исполнение мечты

«Идём на восток», ну конечно едем на Ауди, попивая ром, закусывая фруктами, купленными прямо на дороге, купаясь время от времени в океане и посещая все того заслуживающие внимания места.

Полтысячи километров пролетают как вояж из Кунгура в Пермь (для сравнения — 100 км). Первая остановка — городок Сиего де Авилла. Это самый центр Кубы. Город поражает чистотой, широтой улиц и т. п. Вообще, провинция выигрывает у столицы во всех смыслах: грязи меньше, люди лучше. Вечерняя или наверное ближе к истине ночная экскурсия по городу вызывает острое желание увидеть все это ещё раз при свете солнца. Но график вещь суровая, в 7 утра отправляемся на острова Коко-Коко, где запланирована рыбалка на яхте в Атлантике.

Исполнение мечты

Здесь описывать бессмысленно, только факты 4 ведра пойманных лобстеров и тут же большей частью приготовленных и съединых; 1 пойманная Рыба — тайгерфиш на спиннинг (Алексей очень хотел обрыбиться на Кубе и мечта сбылась); три морских звезды поднятых прямо со дна океана и после фотографирования туда же отпущенных.

Не знаю как на других курортах, но аренда яхты с экипажем обошлась нам по 100 куков с человека (3000 рублей).

Исполнение мечты

Далее — Ольгин, третий по величине город Кубы, купание на великолепных пляжах Гуардалавака, Пескеро, посещение места высадки Колумба и деревни индейцев, невольное участие в театрализованном представлении, посвящённом этому же событию.

Ещё километров 250 и добираемся до самой восточной точки маршрута — Сантяго де Куба. Город исторически революционный, поэтому традиционно погуляли по центру города, посетили крепость Морро, пляж Сибоней (лично по мне — худший из всех на которых мы были), а вечером отправились на шоу Тропикана. (Кстати, стоит оно здесь в 4 раза дешевле, чем в Гаване, всего 10–20 куков, приходить надо в штанах. Нас в шортах завернули на входе. Благо машина и гид были рядом.) Шоу очень понравилось, это стоит увидеть.

Исполнение мечты

Далее — двигаемся обратно в Гавану и первый город на обратном пути — Тринидад -колониальный город, окруженный горами, который был провозглашен ЮНЕСКО достоянием человечества и сохранившим свой облик почти нетронутым. В 2014 году городу исполнится 500 лет. Экскурсия по Тринидаду очень интересна, здесь, что ни дом-то музей.

Вечером на знаменитую дискотеку, находящуюся прямо в подземной пещере. Но понравилось не очень на твердую четвертку — слишком высоко забираться в гору, много иностранцев и лиц неопределенного пола, на Кубе их, кстати, зовут «оно». В Тринидаде вместо плановых 2 дней проводим 1 (все посмотрели, да и здесь был единственный случай, когда нам не понравилось отношение к нам хозяйки кассы — негритоски, долго не открывавшей дверь). А зато в Сиенфуегосе провели два дня и николько об этом не пожалели: в дельфинарии купались с дельфинами, прыгали со скал в заливе Свиней, кормили мясом крокодилов, а потом попробовали их на вкус.

Исполнение мечты

Ну и особо — посещение ботанического сада и природного заповедника ель Ничо, с его красивейшими водопадами, в каждом из которых, мы сочли долгом искупаться.

Исполнение мечты

Сам Сиенфуегос очень симпатичный город, имеет красивую набережную, широкие улицы, ухоженные дома, люди здесь живут побогаче, чем в остальных провинциях (развита прмышленность). Кстати, в невзрачном баре «Дон Луис», в самом центре Сиенфуегоса, нам очень понравился «махито», коктейль который тоже стоит в обязательном порядке попробовать на Кубе. А дальше грустно, 200 км до Гаваны по дороге «красной» от раздавленных крабов (у них традиционная миграция к морю), экскурсия по старой столице, совмещенная с покупкой подарков и сувениров, и дальше ближе к снегам и вьюгам.

Кстати, обратный перелет прошел значительно легче. Во-первых, часов шесть проспали, а во-вторых, сам перелет на 1,5 часа короче по времени.

Прошло две недели, но до сих пор общаясь с друзьями говорим: «Буэнос диас», переписываемся по мылу с нашим гидом Эдуардо, который за эти 11 дней стал нашим четвёртым членом команды и соответственно приобрел статус друга. И хотим, хотим — снова на Кубу, далекую в километрах и близкую в душе, противоречивую, но понятную, страну, где люди умеют общаться не только словами, но и взглядами, где просто любят и уважают русских.