Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была вчера 23:55
Как интересно изучать собственное Отечество!

Ульяновск — Россия Июнь 2013

По своему рождению я — волжанка. Помню, как мой дедушка, который в старости стал отменным рыбаком часто ходил на Волгу со своими «закиднушками».

Круизы на теплоходе. Пролог. Часть I

Колокольчики были настроены по нотам гаммы — ведь когда-то он был прекрасным музыкантом, поэтому в своем шалаше, всегда слышал и знал — какая рыба и где клюнула.

Бабушка посылала его всегда за конкретной рыбой, и он приносил по заказу и стерлядь для ухи, и щуку для заливного, и лещей, чтобы пожарить…

Мое детство прошло в Ульяновске — бывшем Симбирске, который расположен на высокой горе. Набережная, которая обнимала городок (а теперь уже очень большой город) была названа необыкновенно красиво: Венец! Все подгорье представляло из себя цветущий сад и когда сады цвели, то город, действительно напоминал венец из множества златоглавых церквей с вуалью садов…

Церкви рушили до меня, хотя и на моей детской памяти сохранились воспоминания страшных разрушений.

Круизы на теплоходе. Пролог. Часть I

Помню, как сломали единственную деревянную церковь, как рубили сады весною, в цвету — готовились к столетию вождя, который родился в Симбирске.

Не очень давно вышла моя книга — цикл стихов в прозе, под названием «Предчувствия детства» — она размещена на моем сайте.

Для чего я все это пишу? Да просто Волга — была моей необыкновенной любовью, которую я узнала еще в детстве. Однажды отец, взял меня на экскурсию к Волге (для маленького ребенка) преодолеть великую гору было невозможно, нужно было подрасти. Волгой я любовалась издали, с набережной, да еще дышала запахом необычной речной свежести, когда дед приносил рыбу, завернутую в траву и перемазанную мокрым песком (ее он закапывал для сохранности).

Не забыть тот день, когда мы с отцом спустились вниз по длинной-предлинной, как целая жизнь старой, серой лестнице. Мне открылся вольный мир с изумрудными заливными лугами, золотыми песками, теплым сильным ветром, что нежно обнимал за плечи, чистой свежей водою, в которой купались загорелые мальчишки. Я была потрясена тем, что увидела, жадно впитывала, долго хранила в себе, боясь потерять заветное, и когда прочитала стихи Некрасова «О, Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я…» — поняла, что это мое!

Поэтому когда мне исполнилось восемь лет и родители купили путевки на круиз по Волге Ульяновск-Москва-Ульяновск, я многого ждала от этой поездки.

Путешествие превзошло все ожидания. Тогда по заказу Советского Союза, в Германии были построены несколько трехпалубных теплоходов и мы отправились на одном из них: теплоходе «Казбек» по Волге.

Путевки в то время купить было очень трудно, и мама купила то, что удалось «достать». Каюта люкс (а таких было всего две на теплоходе) представляла собою двухкомнатные апартаменты с удобствами и сервисом. Так в первый же день нас (люксовых) посетил капитан (в белых перчатках) и пожелал счастливого отдыха, а ресторан объявил, что завтрак, обед и ужин, официант будет приносить нам в каюту (для люкса так положено).

Вы думали, что в Советском Союзе такого не было?

Мои родители, скромные и небогатые врачи, не привыкшие к комфорту, сразу же энергично отказались от этой услуги и мы, конечно же, ходили вместе со всеми в ресторан.

Девять дней круиза, надолго врезались в память. Тогда еще не было таких понятий как «зеленая стоянка» и наш маршрут был следующим: Казань, Чебоксары, Горький, Кострома, Плес, Ярославль, Углич. Москва. В некоторых городах мы останавливались, когда плыли вверх по течению, в некоторых, останавливались на обратном пути.

Это был 1958 год. Церкви были разрушены и экскурсии были построены совсем не так, как это происходит сейчас. Но все же я очень ярко запомнила церковь Убиенного Димитрия. в Угличе.

Круизы на теплоходе. Пролог. Часть I

Может быть потому, что сама была ребенком, может быть оттого, что древности произвели неизгладимое впечатление, а может быть еще и оттого, что церкви вокруг меня, только разрушали, а здесь, пусть и музей, но церковь существовала и о многом-многом рассказывала. Я была потрясена.

Пожалуй, самыми яркими экскурсиями (а они были в каждом городе) для меня стали экскурсии в Угличе и в Горьком, где нас водили в дом Алеши Пешкова и рассказывали о детстве писателя, которого я уже хорошо знала, в первую очередь по книге «Сказки об Италии».

Путешествие на теплоходе было незабываемым, потому что с нами плыли очень интересные и разные люди. Моя учительница музыки (с жутким характером) доводила капитана капризами.

— Капитана! требовала она у матроса. Капитан являлся, неизменно белоснежный и благосклонно выслушивал упреки о том, что громкая музыка на палубе просто невыносима.

Капитан отдавал распоряжение, музыка замолкала и все погружались в созерцание. Проходило совсем немного времени.

— Капитана! Требовала Любовь Федоровна.

— Мы здесь отдыхаем или вы решили нас заживо похоронить? Почему молчит радио!

Капитан отдавал новое распоряжение, и мы ждали новых капризов немолодой пианистки.

Вторая молоденькая преподавательница музыки отправилась в этот круиз в свое свадебное путешествие. Когда-то она училась у Любовь Федоровны, поэтому та считала себя все еще ответственной за правильное поведение своей бывшей воспитанницы.

Время от времени, она стучала в окна каюты молодоженов и возмущалась:

— Выходите немедленно! Здесь такая красота! Неужели вам не интересно! Почему вы все время сидите в каюте! Это непростительно!

Вместе с нами на теплоходе отдыхала и моя преподавательница из балетной студии.

Музыкой я занималась сама, в музыкальном салоне (под неусыпным оком) Любови Федоровны, которая прогуливалась по палубе, а вот уроки танца мне преподносились, Галиной Александровной, потому что нужно было готовиться к прощальному вечеру и к прощальному концерту. Она ставила мне новый танец, который я должна была танцевать.

В Москве мне купили первые в моей жизни пуанты (сатиновые для репетиций и атласные для сцены). Капитан отдал распоряжение отвинтить и передвинуть белый шикарный рояль в салоне. Для того чтобы освободить место для «артистки балета». Все это было достаточно волнительно, но прошло с «большим успехом».

В той поездке, в Ярославле отец купил мне книгу, о которой я тогда очень мечтала.

Она называлась «История одной девочки» М. Сизовой, и посвящена была детству балерины Галины Улановой. Эта книга и сейчас стоит на полке передо мною, хотя книг у меня очень много и они постоянно меняются.

Круизы на теплоходе. Пролог. Часть I

У нас в том путешествии не было фотоаппарата. Первую «смену» я получила в подарок в шестом классе и с увлечением начала проявлять снимки в домашней «фотолаборатории» моей одноклассницы (кухонном закутке, который было легко защитить от света).

Мне нечего представить сейчас достопочтимым туристерам в подтверждение той моей незабываемой поездки. Но может быть яркие воспоминания детства не менее значимы, чем фотографии, которые все же являются «второй реальностью», творимой нами же.

Впоследствии я много путешествовала по воде. Моя последняя поездка — это сбывшаяся мечта о заветном. Я здесь выкладывала и фотоальбом и видео…

В этом рассказе я позволила себе разместить часть фотографии именно из этой поездки, чтобы хоть как-то проиллюстрировать повествование, которое будет иметь продолжение.

А этот пролог мне захотелось выложить лишь для того, чтобы еще раз обратить внимание на ценность человеческих переживаний, его памяти, которую с помощью фотоаппарата можно, конечно, зафиксировать, но бесчувственные отпечатки жизни врят ли кого-то тронут так глубоко, как хотелось бы. Так как фотографии и киноматериалы все-таки не цель, а лишь средство для самовыражения ЧЕЛОВЕКА, который и есть главная ценность бытия.

Как в фотографиях уйти от всепоглощающей иллюстративности, как выразить чувства! Наверное, это то, главное, к чему нужно стремиться!