Мария Чахнашвили Пользователь — была сегодня 5:55

Цикл заметок о городах России. 6. Псков.

12 апреля 2013 г. 12:27 Псков — Россия Май 2010

Наше путешествие по городу начинается от Ольгинской часовни,

с левого берега реки Великой, того места, где по-преданию легендарная основательница Пскова княгиня Ольга (это барельеф на самой часовне)

увидела три ярких луча и предрекла возникновение города, который будет славен в веках. С именем княгини Ольги связано и первоеупоминание Пскова в "Повети временных лет" в 903 году. Что то типа "привели князю Игорю жену из Пскова по имени Ольга". Поэтому точкой отсчета псковитяне считают 903 год, хотя город возник намного раньше. Памятник княгине Ольге в центре города.

Главным местом и центром Пскова является одно из (на мой взгляд) самых живописных мест на псковской земле, где река Пскова впадает в реку Великую.

Именно здесь, на неприступном скалистом мысе, идеально защищенном самой природой, уже в 6-8 веках появились первые поселения славян-кривичей и началось обустройство Детинца — Крома — будущего духовного, исторического и архитектурного центра Пскова.

О Кроме, или Псковском Кремле я сделаю отдельный рассказ, иначе этот получится безразмерным. Так же как и планирую сделать отдельный рассказ о Псковских храмах, это отдельная большая тема.

Теперь коротко про интересные места Пскова.

Довмонтов город.

Перед входом в кремль расположены, как думают туристы, какие-то загадочные лабиринты. И обычно, по этим каменным лабиринтам ходят взрослые и лазят дети. Однако люди и не подозревают, что ходят по фундаментам церквей.

Представьте, в средние века на территории Довмонтова города, площадью всего полтора гектара, было 20 церквей. И у каждый из них были свои звонницы, приделы, кладбища, ограды и ворота. А между церквей были переулочки и две улицы, ведущие к Кремлю. Такая невероятная скученнось и плотность застройки объясняется очень просто: из-за постоянных нападений врагов строить церкви за пределами городской стены было небезопасно.

У Довмонтова города удивительная и трагичеая история. В начале 18 века, в ходе строительства укреплений во время Северной войны, ряд церквей по приказу Петра I засыпали землей и превратили в оборонительную батарею.

Со временем Довмонтов город практически польностью исчез с лица земли. Он воскрес из небытия лишь в 50-60-е года 20-го века, благодаря уникальным раскопкам, проведенным экспедицией Эрмитажа. Заново увидели свет основания 10-ти храмов. Были найдены сотни ядер, наконечники стрел, ювелирные украшения, берестяные грамоты.

Довмонтов город часто называют Псковскими помпеями. Еще при раскопках нашли уникальные фрески, правдо сильно подпорченные, но их реставрировали и хранятся они в Эрмитаже.

Поганкины палаты.

Псков развивался и ширился, в 1510 году вошел в состав Московской руси. В 16 веке в нем жило более 30 тысяч человек. Это огроменная цифра для средневекового города. Поскольку Псков находился на выгодном пересечении основных путей в станы Балтии и Европы — это был крупнейший центр международной торговли. О славе и богатстве псковских купцов свидетельствуют сохранившиеся до наших дней дома местной знати — Меншиковых, Позднгевых, Поганкина. Мы попали только в Поганкины палаты. Там сейчас краеведческий музей.

Вообще Псков удивительный город. Очень тихий, чистый, степенный. Очень зеленый. На улицах можно встретить какие-то загадочные сооружения, о которых доподлинно никто не знает. Например вот этот валун

или вот такой снеговик с метлой. Между прочим на дворе лето. )

Во Пскове множество всяческих музеев и памятников: меня тронул памятник Пушкину с няней Ариной

и фигура Псковитянка.

На этом пока все. А продолжение следует — следующий рассказ будет о Псковском кремле.

в Пскове

12 апреля 2013 г. 13:01
Везде была, все это видела, а посмотрела с удовольствием. Хороший репортаж!
13 апреля 2013 г. 6:51
очень рада, спасибо
puhh
12 апреля 2013 г. 14:55
А я очень давно была, в школе,наверное ещё когда училась. Очень приятно и познавательно было прогуляться.
13 апреля 2013 г. 6:51
Спасибо, хорошо, что понравилось)
12 апреля 2013 г. 17:15
А я вообще не была в северных русских городах, надеюсь когда-нибудь попасть. Очень красивая архитектура у Пскова, вообще города на воде очень выигрышно смотрятся!
13 апреля 2013 г. 6:53
Ирина, спасибо за отзыв. Северные города имеют свое строгое очарование. При возможности обязательно посмотрите.
12 апреля 2013 г. 18:27
В Псковской области летом у бабушки лет 17 гостил по летним каникулам, а вот в Пскове был только единожды. Но,... ничего уже не помню. Так что теперь вашими фото всколыхнул воспоминания
13 апреля 2013 г. 6:54
В Псковской области очень много классных мест!
13 апреля 2013 г. 9:21
Наша деревня Червищи располагалась в Порховском районе. Все лето мы там проводили в лесу (собирали грибы) и на реке Ситня, ловя рыбу.
13 апреля 2013 г. 9:51
Это же самый класс! Живая природа: лес, река - красота. А я в деревню попала впервые в 19 лет) дитя асфальта)
12 апреля 2013 г. 19:06
Фигуру Псковитянки псковичи могли бы и не ставить. В сравнении с башнями Кремля это уже сюрреализм какой-то.
13 апреля 2013 г. 6:55
А мне она Датчанку напомнила
13 апреля 2013 г. 1:03
Маша, спасибо! У меня давняя мечта побывать во Пскове и Новгороде. Но пока не случилось...
13 апреля 2013 г. 6:57
Аня, обязательно еще случится! Это же близко совсем, ночь в поезде всего.
OksanaG
13 апреля 2013 г. 20:49
Всегда мечтала там побывать, но все никак не получается... Красивые фото!!! Спасибо!!!
13 апреля 2013 г. 22:39
nat4450
14 апреля 2013 г. 21:52
Псков - это город, в котором давно хочу побывать. Но пока не сложилось - в ту сторону не ехали. Надеюсь, что получится! Псковский Кремль также находится в моем списке. Спасибо, Маша, за экскурсию
14 апреля 2013 г. 22:55
Elena_Samuseva
8 мая 2013 г. 23:58
Открываешь ленту новостей - и голова кружится от невиданных стран и нехоженных дорог , именно поэтому удивили коментарии у этому замечательному рассказу о древнейшем городе нашей с вами дорогие путешественники Родины - никогда не бывал , давно мечтаю , но ...... . А в нашей стране столько замечательных городов. , которые мы должны знать и детям своим показать !
Elena_Samuseva
9 мая 2013 г. 0:06
К. Вашему рассказу хотела бы добавить , что Княгине Ольге в Пскове установлено несколько памятников , а один из них создан известным Зурабом Церетели ( тот что у гостиницы Рижская ) , а в центре Пскова - работа Вячеслава Клыкова .памятник Пушкину и Арине Родионовне установлен в 1983 году по той причине , что начиная с 1966 года именно в Пскове проходит Пушкинский праздник . Ну и раз речь зашла о памятниках , то не могу не вспомнить замечательный памятник Александру Невскому , правда он расположен не в Пскове , а в чистом поле на горе Соколиха , что на пути из Пскова к Чудскому озеру городу Гдову .
13 мая 2013 г. 21:47
Спасибо большое за дополнения!
12 мая 2013 г. 12:37
Чудный городок, именно спокойный, истинно русский- с церквями, рекой, березами,
13 мая 2013 г. 21:48
Да-да. Вы удивительно точно прочувствовали настроение города!
20 декабря 2013 г. 14:07
История Довмонтова города - просто потрясла!
20 декабря 2013 г. 16:14
Юль, меня вообще Псков потряс. Я его даже больше Питера люблю!
20 декабря 2013 г. 18:14
После этих слов его особенно хочется посмотреть.
DariaZi
1 сентября 2014 г. 1:29
Мария' я не смогла найти Ваш рассказ о храмах? Может я пропустила? Собираемся в Псков и Изборск В Пскове уже были лет 5 назад' а вот в Избирает - впервые!
1 сентября 2014 г. 7:02
А я кстати о храмах так и не написала... Зато у меня про Изборск есть) https://www.tourister.ru/responses/id_5590