Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Псков — Россия Май 2010

Наше путешествие по городу начинается от Ольгинской часовни,

Цикл заметок о городах России. 6. Псков.

с левого берега реки Великой, того места, где по-преданию легендарная основательница Пскова княгиня Ольга (это барельеф на самой часовне)

увидела три ярких луча и предрекла возникновение города, который будет славен в веках. С именем княгини Ольги связано и первоеупоминание Пскова в "Повети временных лет" в 903 году. Что то типа "привели князю Игорю жену из Пскова по имени Ольга". Поэтому точкой отсчета псковитяне считают 903 год, хотя город возник намного раньше. Памятник княгине Ольге в центре города.

Цикл заметок о городах России. 6. Псков.

Главным местом и центром Пскова является одно из (на мой взгляд) самых живописных мест на псковской земле, где река Пскова впадает в реку Великую.

Именно здесь, на неприступном скалистом мысе, идеально защищенном самой природой, уже в 6-8 веках появились первые поселения славян-кривичей и началось обустройство Детинца — Крома — будущего духовного, исторического и архитектурного центра Пскова.

Цикл заметок о городах России. 6. Псков.

О Кроме, или Псковском Кремле я сделаю отдельный рассказ, иначе этот получится безразмерным. Так же как и планирую сделать отдельный рассказ о Псковских храмах, это отдельная большая тема.

Теперь коротко про интересные места Пскова.

Довмонтов город.

Перед входом в кремль расположены, как думают туристы, какие-то загадочные лабиринты. И обычно, по этим каменным лабиринтам ходят взрослые и лазят дети. Однако люди и не подозревают, что ходят по фундаментам церквей.

Цикл заметок о городах России. 6. Псков.

Представьте, в средние века на территории Довмонтова города, площадью всего полтора гектара, было 20 церквей. И у каждый из них были свои звонницы, приделы, кладбища, ограды и ворота. А между церквей были переулочки и две улицы, ведущие к Кремлю. Такая невероятная скученнось и плотность застройки объясняется очень просто: из-за постоянных нападений врагов строить церкви за пределами городской стены было небезопасно.

У Довмонтова города удивительная и трагичеая история. В начале 18 века, в ходе строительства укреплений во время Северной войны, ряд церквей по приказу Петра I засыпали землей и превратили в оборонительную батарею.

Цикл заметок о городах России. 6. Псков.

Со временем Довмонтов город практически польностью исчез с лица земли. Он воскрес из небытия лишь в 50-60-е года 20-го века, благодаря уникальным раскопкам, проведенным экспедицией Эрмитажа. Заново увидели свет основания 10-ти храмов. Были найдены сотни ядер, наконечники стрел, ювелирные украшения, берестяные грамоты.

Довмонтов город часто называют Псковскими помпеями. Еще при раскопках нашли уникальные фрески, правдо сильно подпорченные, но их реставрировали и хранятся они в Эрмитаже.

Поганкины палаты.

Псков развивался и ширился, в 1510 году вошел в состав Московской руси. В 16 веке в нем жило более 30 тысяч человек. Это огроменная цифра для средневекового города. Поскольку Псков находился на выгодном пересечении основных путей в станы Балтии и Европы — это был крупнейший центр международной торговли. О славе и богатстве псковских купцов свидетельствуют сохранившиеся до наших дней дома местной знати — Меншиковых, Позднгевых, Поганкина. Мы попали только в Поганкины палаты. Там сейчас краеведческий музей.

Цикл заметок о городах России. 6. Псков.

Вообще Псков удивительный город. Очень тихий, чистый, степенный. Очень зеленый. На улицах можно встретить какие-то загадочные сооружения, о которых доподлинно никто не знает. Например вот этот валун

или вот такой снеговик с метлой. Между прочим на дворе лето. )

Цикл заметок о городах России. 6. Псков.

Во Пскове множество всяческих музеев и памятников: меня тронул памятник Пушкину с няней Ариной

и фигура Псковитянка.

Цикл заметок о городах России. 6. Псков.

На этом пока все. А продолжение следует — следующий рассказ будет о Псковском кремле.