Турист Михаил Судник (kindus)
Михаил Судник
был 4 апреля 16:01

Беларусь Март 2012

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ, или каким ветром нас сюда занесло.

Основной причиной поездки в Логойский район стали доставшиеся нам путёвки в дом отдыха по очень смешным ценам.

Это плюс.

Ещё из плюсов — отличная погода, природа, а также возможность хорошо и с пользой провести здесь массу свободного времени.

В остальном — обычный «совок» и никаких попыток изменить что-то в сторону цивилизации и нормального сервиса не просматривается.

Даже не «обычный совок», а я бы сказал, совок с некоторым местечковым колоритом.

Что отражают вот такие объявления:

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 5. Логойщина.

два ножа на столик, за которым питаются 5 человек, закрученные саморезами «на зиму» балконные двери…

С другой стороны — смотрите первое предложение.

Да, из некоторых соображений не буду указывать название этого места. Ну и чтобы быть до конца объективным, скажу, что здесь есть и номера с хорошим ремонтом, и возможность получить качественные медицинские услуги за небольшие деньги.

Топят.

И с голода не умрёте.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 5. Логойщина.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ, или Логойский метеорит.

Ни для кого не секрет, что Логойщина славится своим холмистым рельефом, образовавшимся в результате прохождения ледника. Многочисленные горнолыжные комплексы, которые стали здесь появляться, как грибы, тому подтверждение.

«Беларуская Швейцария».

Ну, в Швейцарии бывали, знаем.

Очень далеко от Логойска до Швейцарии.

И в переносном смысле тоже.

Но вот Финляндию, например, напоминает.

Перепады высот до 100 метров, густые хвойные леса, местами неплохая дорога, петляющая по холмам.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 5. Логойщина.

Один менее известный факт: примерно по линии Камено-Хатынь-Янушковичи проходит граница водораздела Чёрного и Балтийского морей. Например, между истоками рек Подвейна и Черница всего пару километров, но первая несёт свои немногочисленные воды в Балтику (впадает в Вилию), а другая в Чёрное море (Цна-Гайна-Березина-Днепр). А реки Гайна и Илия вообще берут начало из одного болота, но текут в противоположные стороны.

Теперь о главном.

Представьте: 40 миллионов лет назад, где-то во влажных тропических лесах, недалеко от океана…

Яркая вспышка озарила небо, задрожала земля за многие сотни километров. Пришелец из глубокого космоса около 600 метров в диаметре и массой более 400 тонн бомбардировал поверхность нашей планеты. Взрыв мощностью 10000 Хиросим образовал кратер диаметром 14 километров, перемолов в нём породы твёрдые и мягкие, поверхностные и глубинные. По этому смешению пород и было случайно обнаружено место падения метеорита. Случайно потому, что кратер из-за неоднократного прохождения ледника сейчас не имеет чётких очертаний.

Кстати, если кто ещё не понял.

Место это находится севернее Логойска, между деревнями Кузевичи и Логоза.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 5. Логойщина.

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ, или наше прошлое.

Прямо скажу, Логойщина не богата на памятники истории. Готовясь к поездке, я перелопатил кучу информации. И как только находил что-нибудь стоящее, читал: «до наших дней не сохранилось». А ехать фотографировать полтора кирпича желания особого не было. И в самом деле — проезжаешь одну деревню за другой — ни церквушки, ни костёла. В кого веруют люди, кому молятся?

Поэтому мы решили посетить реально существующие исторические и культурные места.

В деревне Хоружинцы построен филиал музея Янки Купалы. Всё очень аккуратно, красивый ландшафтный дизайн, памятник беларускому классику. В музее хранятся листы, написанные рукой поэта (я думаю, что копии), старые книги, фотографии. Есть даже небольшая театральная сцена.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 5. Логойщина.

Сейчас произведения Янки Купалы получают второе рождение, они снова актуальны. «Годзе!», «Хто там гэткi?», «Выйдзi…», «Будзь смелым»… Почитайте.

Или вот. «Зоркi»:

Ночкай, як толькі выходзіў я з хаты,

Зоркі на небе страчаў я чатыры;

Кожны раз зводзіў іх вогнік крылаты,

Хоць к ім з малітвай узносіўся шчырай.

Першая — бацькава зорка яснела,

Маткі — другая глядзела ў свет горка,

Трэцяя мне мігацела нясмела,

Роднай зямелькі — чацвёртая зорка.

Першая згасла навекі не ў часе,

Звольна губляе бліск свой другая,

Трэцяя сумнаю мглой спавілася,

Толькі чацвертая лепей міргае.

1911 год.

Купала некоторое время жил на хуторе Акопы и написал здесь многие свои произведения: «Паýлiнка», «Бандароýна», «Раскiданае гняздо».

И мечтал.

Мечтал о том, когда беларусы будут «людзьмi звацца»…

В нескольких километрах, в деревне Посадец, в бедной еврейской семье родился Самуил (Шмуэль) Ефимович Плавник или, как все его знают — Змiтрок Бядуля. Учился он в хедере, где кормили только скудным обедом, и чтобы утолить голод, приходилось выкручиваться.

Школа жизни.

З. Бядуля владел несколькими языками и в 1932 году составил первый идиш-беларуский словарь. Также он писал рассказы о жизни беларуской глубинки. Но, в отличие от Янкi Купалы, на родине Змiтрока Бядули ничто не напоминает о знаменитом земляке. Разве что в местной школе, говорят, есть небольшой стендик.

Вот перечитал всё и думаю — может зря написал, что на Логойщине мало достопримечательностей?

А ведь ещё не всё!

ИСТОРИЯ ЧЕТВЁРТАЯ, или удивительное о названиях.

Из-за того, что беларуский язык в Беларуси притесняется, хотя и является вторым государственным, я встречаю много несуразностей при переводе. Вот, например, указатель населённого пункта:

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 5. Логойщина.

В скобках: октябрь по-беларуски «кастрычнiк». Акцябр — как много в этом слове! Умудрились исковеркать сразу два языка.

Из той же оперы, что и газета «ЗВЯЗДА» (звезда — бел: зорка).

Понятно, что все эти переименования стали делать пришедшие к власти большевики. Появились многочисленные Октябри, Первомайские и др. Когда фантазии не хватало, к существующему названию добавляли слово «красный». Так, деревня Подонки стала называться… правильно, Красные Подонки!

А вот интересные названия — Венера, Луськое, Рем, Мрай, Пядань, — слава Богу, никто не трогал.

И хорошо, что названия рек не догадались менять. А какие они на Логойщине, просто песня: Выпрата, Ночвиха, Слижанка, Недалька…

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 5. Логойщина.

ИСТОРИЯ ПЯТАЯ, или эхо и боль войны.

Много раз, проезжая по трассе М3 Минск-Витебск, я видел указатель на мемориальный комплекс «Дальва», а заехал только сейчас.

Съехав с сухой и чистой М3, попадаем как-будто в другую страну. Снежная дорога — опять Финляндию напоминает.

У комплекса никого нет, в наличии только сторож.

Он и сообщил нам, что мы уже третьи посетители за сегодня, поэтому у него хороший день. И провёл экскурсию. Дальва — одна из многочисленных беларуских деревень, сожжённых фашистами вместе с жителями и не возрождённая.

Некоторые пишут, что Дальва — это копия Хатыни и смотреть тут нечего. Но после того, как мысленно представишь себе трагедию, об этом даже не задумываешься. Больше всего нас тронула история двух детей 13-ти лет, пришедших из соседней деревни за день до трагедии в гости к родне. Задержались допоздна. На ночь глядя, их домой не отпустили, оставили ночевать…

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 5. Логойщина.

В живых остался один житель деревни — Николай Гирилович. Вся его дальнейшая жизнь — это самоотверженный труд по увековечению памяти о своих трагически погибших родителях, родных, односельчанах, а именно — создание мемориального комплекса.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 5. Логойщина.

По пути заехали и в известную всему миру Хатынь, ставшую мемориалом всем сожжённым фашистами беларуским деревням. Эти три берёзки символизируют то, что во время войны погиб каждый третий беларус.

Знакомьтесь: Беларусь. Часть 5. Логойщина.

Склоним головы и помолчим…

Вот такими выдались несколько дней в марте, которые мы провели в Логойском районе.

Своеобразный подарок жене к международному женскому дню.

Ну, впридачу к кольцу с бриллиантом, конечно…

ПС: прошу прощения за качество фото.

Фотографировал телефоном.

Мыльница сломалась, а покупку зеркалки пока пришлось отложить.

Из-за кольца.

Всем приятных и полезных путешествий!