Турист vittorio
vittorio
был 11 марта 2014 21:17

Поездка в Стамбул - город контрастов.

Стамбул — Турция Февраль 2011

«Никогда я не был на Босфоре» — еще со школьных времен звучит в уме строчка Есенина, мечтавшего уехать в Стамбул. Предельно допекла его Советская власть, хотелось скрыться от всевидящего ока чекистов. Но не удалось.

Зато в наши дни порядки изменились и щедрое путинское правительство жалует свои гражданам поездки хоть в Стамбул, хоть в Стокгольм и даже в бананво-лимонный Сингапур. Поселили нас в отеле «Леди Диана» (Lady Diana). Пронзительным и протяжным криком муэдзина, созывающего правоверных на предрассветную молитву начиналось утро. Поскольку отель находился напротив Голубой мечети, а именно с минаретов этого храма первым должен раздаваться призыв и только после него включаются громкоговорители на других минаретах города.

Тоскливо-протяжное пение муэдзина не просто будило, оно выворачивало душу и вводило в тоску. Страшно было представить, что этот призыв слышен в городе с 1452 года, когда Константинополь был оккупирован Османскими войсками и стал называться Стамбул. Мусульманский город начали покидать христиане, православные храмы стали закрываться. Наступило иное время. Наступил вечер Византии.

Вид на Босфор.

Такие мрачные мысли терзали меня в предрассветных сумерках, я ворочался, пытаясь заснуть. Ведь вставать в 5 часов совсем не хотелось. Завтрак начинался только в 7. Возможно, любителям ранних прогулок религиозная побудка придется весьма кстати, они смогут пройтись почти по пустому просыпающемуся городу. Посмотреть, как лавочники приходят на работу и открывают свои маленькие магазинчики, вносят на улицу лотки, раскладывают нехитрый товар.

Таким я и предполагал увидеть Стамбул. Торгующим. Я ожидал, что буду сметен разгулом необузданной торговли всем, всегда и где попало. Вероятно, это будет всеобщий торг (обувь, продукты, сигареты), нечто похожее на начало 91 года в Москве. Оказывается, нет. Стамбул уже перерос 91 год и организовал торговлю в специально отведенных местах — базарах, которые, правда, протянулись на многие кварталы и, наверно, нигде не заканчиваются.

Так из самого большого и всем известного Гранд базара (крытого рынка) можно пройти до Египетского базара пряностей. Пока идешь вдоль магазинчиков и лавок устанешь от постоянных обращений продавцов " брат, заходи, посмотри» или " друг, как дела, заходи». Зазывать клиентов в свой магазин — это, как бы является восточной традицией, такой же как торговаться. Гид нас уверил, что цены завышаются в три раза. Так что 300% наценка и делает бизнес прибыльным. Достаточно чтобы за день забрел хотя бы один лох и купил куртку за 150 долларов, доставшуюся торговцу за 50, и этим оправдать все накладные расходы и неплохо заработать.

базар

В городе весьма однородное этнически население — турки. А на улицах, в магазинах, ресторанах в основном мужчины. Это как-то угнетает. Зайдешь на рынок — опять одни турки, одни мужские лица. Женщины и дети у них, видимо, сидят дома. Черноволосые и усатые, в белых рубашках, они машут руками, активно зазывают в свои магазинчики. С виду довольно приветливые и даже веселые люди, если забыть о греческих и армянских погромах, которые они регулярно устраивают, убивая или выгоняя из страны сотни тысяч людей.

На рынке полным-полно самых разнообразных товаров, и выставлены они хаотично, так что столько времени потеряешь на хождения между рядов, а потом, когда тебе что-то приглянется, тебя ждет мучительная процедура торга, столь любимая восточными продавцами. Немного охлаждает пыл торговца фраза «Just look», «только посмотреть». Это значит, что я вовсе пока не собираюсь покупать.

Утомившись от рынка и покинув его наконец, попадаешь под огонь ресторанных зазывал. Эти норовят усадить тебя за столик и принять заказ, хотя бы на бутылку воды. По опыту туристов знаю, что прежде чем заказывать, нужно спрашивать " Сколько стоит?» без этой фразы счет может вызвать у вас большое удивление. Наш опыт посещения ресторанов был вполне удовлетворительным. Счета в 30 — 40 лир (20–27 дол.), нами воспринимались даже с радостью, поскольку по европейским меркам недорого, и мы легко расплачивались, приговаривая, что за такой же обед заплатили бы, скажем в Ницце или Милане в два или полтора раза дороже. Да что там о Ницце вспоминать — нам в Москве бы это обошлось точно в два или три раза дороже.

Отель «Леди Диана» находится в удобном месте. Сравнительно благополучный район — ни бомжей, ни местных жителей. Пять минут ходьбы до одной из самых привлекательных достопримечательностей города — Голубой мечети. И до трамвайной остановки тоже 5 мин, но уже совсем неторопливо. (на трамвае в Стамбуле можно легко добраться до всех важных туристических мест).

вид на стамбул из ресторана

Рассматривая схемку трамвайных линий, объединенных с метро, кажется, что находишься в каком-нибудь небольшом европейском городке. А ведь население Стамбула около 18 млн. город растянулся более чем на 150 км вдоль Мраморного моря и почти на 30 км вдоль пролива Босфор. Впрочем, никуда дальше центра ездить и не стоит, если, конечно, вас не сопровождает местный гид, или вы говорите по-турецки. Кроме нищеты и грязи вы ничего не увидите. Достоинство отеля — ресторан на 6-ом этаже с прекрасным видом на Голубую мечеть и Святую Софию. Хотя все время завтрака можно любоваться прекрасным видом, попивая кофе и закусывая сосисками.

Первый раз мы вошли в него в первом часу ночи, когда нас привез из аэропорта автобус, чартерный рейс задержали на 4 часа. В ресторане было чисто и красиво, но обслуживали, мягко говоря, неторопливо. Очарованные видом искусно подсвеченных храмов — Голубой мечети и Святой Софии — мы заняли места за столиками и погрузились в ожидание. Только через 15 минут пришел человек, как сейчас говорят, типа официант, и, приняв заказ, ушел еще на 30 минут. Попивая минералку, мы любовались панорамой и вспоминали, как в былые времена, экономя на всем, захватывали с собой из Москвы колбасу, хлеб, огурцы, кипятильник и питались в номере когда заблагорассудится, могли и распить бутылочку, купленную в «Duty Free».

Доставшийся нам номер был чистым и уютным, но весьма тесным. Поэтому заявленным 4 звездам отель не соответствует. Вместо ванны — какое-то узкое корытце, так называемая сидячая ванна. Еще нам в номер втиснули третью кровать, видимо для ребенка. Так что места оставалось только постоять. Хорошо, что в программе нашего тура было две экскурсии по городу, иначе бы, самостоятельно мы бы не успели увидеть все самое интересное.

Голубая мечеть

Побывали во дворце султана, который потом стал президентским дворцом. Там жил и медленно спивался Ататюрк. Дворец роскошен. Осматривать можно только в группе с гидом. Построен был в 1856 году на кредит от англичан и французов. А выдача кредита совпала с Крымской войной.

Одна из причин Крымской войны и заключалась в том, что Долгие годы Россия стремилась получить контроль над Черным морем. В соперничестве с Османской империей турок сначала изгнали из Азова, потом отвоевали у них Крым, и вот следующим пунктом должен был стать — Босфор и вместе с ним Константинополь. В основе наступление на юг была не только имперская политика России, но и осуществлением великой идеи возвращения православной святыни — Святой Софии.

Но и помимо этого Россия получала стратегический выход в Средиземное море. А вот этого англичане уже допустить не могли. Поэтому и предприняли в 1856 году экспедицию через любезно предоставленный Османской империей Босфор к берегам Крыма, высадили десант в Евпатории, блокировали и захватили город-герой Севастополь. С потерей ключевой базы наступление на юг для России становилось невозможным.

И еще два дня мы обследовали город свободно. Сначала сплавали на кораблике (6 лир туда и обратно) на Принцевы острова (Адолары). Застроеные дачными домами для зажиточных стамбульцев. Поискали дачу, где Л. Троцкий писал «Историю революции» прежде чем отправиться в Мексику, где его все-таки нашла и отблагодарила рука с ледорубом (видимо, за эту самую «революцию»).

Мост в Азию

Вернувшись в Стамбул, прошлись по улице Истиклаль (много сравнительно цивилизованных магазинов, ресторанов и кафе). Там находится и внушительное по размерам здание Посольства Царской России, проданное в 1923 году большевиками-ленинцами. Сейчас этот дом стоит с забитыми окнами, больше напоминает или барахолку или приют для бомжей.

А почти напротив — представительство РФ. За двойным металлическим забором, дополнительно обтянутым сеткой рабицей, замкнутой на замок калиткой просматривается вполне респектабельный особняк. В городе, где из иностранцев больше всего россиян, дипломатические работники постарались, чтобы их сограждане не беспокоили их своими проблемами.

Поднялись на Галатскую башню(прекрасный вид на город, вход 10 лир), спустились в подземное водохранилище (цистерна Базилика, вход 10 лир, находится напротив Святой Софии). Для вечернего досуга можно выбрать посещение бани или ресторана с шоу-представлением. Куда вас любезные турки доставят, а потом, когда вы откушаете и отгуляете отвезут обратно в ваш отельчик.

Жаль, что не поднялись на гору Бейкос, находящуюся на северо-запад от Святой Софии. Нам находится могила Иисуса Навина. Однако некоторые историки считают это место захоронением Иисуса Христа.

Но больше всего хотелось побывать в храме Святой Софии. Ради этого, по большому счету, и приехали. Храм производит сильное впечатление. Полагают, что Святая София в нынешнем виде была построена и открыта в конце Х века. До этого храм 8 раз подвергался значительным разрушениям.

вид на Золотой рог

В 1453 году завоевавший Константинополь султан Мехмед II повелел превратить собор в мечеть. После крушения Османской империи, в1935 году, согласно декрету Ататюрка (по убеждениям был атеист) , Айя София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Благодаря этому некоторые из них и остались невредимыми. Можно увидеть мозаичные изображения Иисуса Христа с предстоящими Ему Богородицей и Иоанном Предтечей.

Гид рассказал легенду о священнике, который служил литургию в Святой Софии, когда османы уже прорывались к храму. И вот двери православного собора рухнули, турки устремились к алтарю, уже мечи были наготове, но внезапно стена раскрылась и спрятала священника.

Нам показали коридор, заканчивающий сплошной стеной. За ней и остался священник. Если приложить ухо к стене, то можно услышать легкий шум, а если подключить воображение, то услышишь молитву — это святой отец молится об освобождении Царьграда. И когда храм Святой Софии вновь станет христианским, то он выйдет из стены и продолжит службу.

И это вовсе не воздушная мечта. Сейчас турецкое правительство прилагает усилия, чтобы войти в Евросоюз, и условие о передаче храма православным может быть удовлетворено (конечно, в ответ устроят несколько погромов).

Только кому ратовать за это, ведь православных в Евросоюзе пока мало (греки, киприоты, болгары). Но призыв существует, крепнет и ширится. Показали нам и мраморные стены, на одной из которых изображен и довольно точно, как на фотографии, ядерный взрыв. Получается, что строители храма видели, как взрывается атомная бомба.

Посмотрели мы и на запотевающую колонну. Говорят, что, если прикоснуться к ней больным местом, сразу пройдет. Проверить не удалось, поскольку желающих выстроилась очередь, а нам нужно было идти дальше — экскурсия продолжалась во дверц султана. Кстати в гарем нужно покупать отдельный билет (самое интересное место, судя по количеству желающих).

Цистерна

Пока гулял по Стамбулу, не мог избавиться от ощущения, что нахожусь среди людей, настроенных к тебе негативно. Тебя сразу выделяют: ты приезжий, ты турист, — ты — не наш. В центре чувствуешь себя в относительной безопасности, но ощущение настороженных взглядов не проходит. Особенно это заметно по сравнению с Европой, где на улицах достаточно черных, китайцев, арабов, индусов и это воспринимается естественно.

Существенно изменил жизнь ислам. В городе нет казино, во многих ресторанах нет спиртных напитков, в целом развлечения довольно умеренны. Я вовсе не собирался пускаться в разгул — мне просто нравится, когда люди вокруг вселяться: пьют вино, танцуют, играют в казино. Ощущение праздника захватывает. И будь у тебя даже тоскливо на душе, все равно развеселишься.

Городские власти стараются скрыть нищету. В центре города все выглядит благополучно, если не выезжать на оЗолотой краину. И ехать, поэтому никуда не хочется.

Все интересное в Стамбуле можно посмотреть за три дня. Потом можно бесцельно слоняться по рынкам, может, чтммо-то выискивая для себя, может просто так. Купить, конечно, можно практически все и по ценам несравнимым с московскими. Так что если ехать в Стамбул, то помимо культурной программы нужно наметить и шопинг.