Турист Вера Полонская (vpolonsky)
Вера Полонская
была 26 марта 16:24

Стамбул — Турция Февраль 2007

С самого первого своего путешествия человек превращается из птицы домашней в перелетную — неведомая сила выманивает его из уютного гнездышка, заставляет шерстить Интернет, выбирая маршрут, паковать чемоданы и нестись на другой конец света навстречу неизведанному. На сей раз нас манил Стамбул. Была возможность поехать на 11 дней, за которые мы успели познакомиться с городом.

Первые впечатления

По Стамбулу с пятилетним сыном

У стойки регистрации в аэропорту выявился контингент летящих. Процентов на 80 рейс состоял из дам в норковых шубах, с килограммами золота в ушах, греко-римскими профилями и бульдожьей хваткой. Ни в коей мере не хочу обидеть этих славных женщин, одевающих пол-России, просто описываю приметы времени… Приземлились, получили сумку из багажа и пошли искать встречающего из турфирмы. Моросил дождь, было не очень-то и тепло, из окна машины, доставлявшей нас до отеля, мы разглядывали город.

Первое, что сразу бросилось в глаза, — узенькие мощеные улочки, на которых стамбульские водители очень лихо маневрируют. Ехали мимо водных просторов.

Стамбул — портовый город. Европейскую и Азиатскую части Стамбула разделяет Босфорский пролив. А соединяет он моря — Мраморное и Черное. В европейскую часть Стамбула «вгрызается» залив Золотой Рог. Жизнь на поверхности этого водного пространства очень оживленная — туда-сюда снуют и мелкие катера, и прогулочные трамвайчики, и паромы, и огромные грузовые суда с не менее огромными грузами. Одновременно в поле зрения может находиться штук сорок плавучих средств (мы считали!).

По Стамбулу с пятилетним сыном

Да, так вот мимо этого пролива мы и ехали, с одной стороны от дороги вода, с другой стороны — полуразвалившиеся древние стены.

Место жительства

Мы остановились в отеле «Романс» — милом, уютном и тихом, расположенном в историческом центре европейской части Стамбула. Постояльцы — в основном иностранцы: немцы, итальянцы, французы, спокойные и воспитанные. Мимо отеля проходил маршрут трамвая, а стамбульский трамвай, как позже выяснилось, — это сила, куда только на нем не доедешь. Серебристые обтекаемые вагончики трамвая выглядят очень футуристично, особенно ночью. Едут такие трамваи в обе стороны по нашей улочке, звенят-сигналят, и спасаться от них можно на узеньком-преузеньком тротуаре, по которому все ходят строем по одному.

По Стамбулу с пятилетним сыном

Осколки на стене и мужчина в чистом ботинке

На улочках возле отеля встретились лавочки с сувенирами, а около одной осколками яркой керамики была украшена вся стена. Выглядело необычно, я схватилась за фотоаппатат, снимаю, увлеклась…

По Стамбулу с пятилетним сыном

Тут обнаруживаю, что мальчики от меня отстали, оборачиваюсь, стоит муж с довольным лицом, а турок чистит ему сапог. За бесплатно! Это он так думает. А я в Интернете вычитала, что первый башмак они чистят бесплатно, а второй за деньги, веселюсь. Турецких денег на тот момент мы ещё наменять не успели. В общем, так и ушел муж с одним нечищеным башмаком, в то время как турок активно перебегал на соседнюю улицу и зазывал дочистить обувь уже там.

Найти Медузу

Одно из самых загадочных мест Стамбула — это цистерна Базилика, древнеримское подземное водохранилище, оно находится на площади Султанахмет. Спускаешься под землю, и взору открывается система коридоров над водой с колоннами по бокам. Колонны объединены арками. Ходишь в полумраке по дорожкам между колоннами, все подсвечивается, свет меняет цвета и отражается в воде. Звучит тихая восточная таинственная музыка.

По Стамбулу с пятилетним сыном

Если приглядеться, в воде плавают большие рыбы, серые и красные.

Освоившись в водохранилище, мы поняли, что все посетители ходят не просто так, а ищут таинственную Медузу. Стрелки на перилах вдоль дорожек показывают, как к ней пройти. Мы приобщились к этому подземному поиску и узнали, что Медуз две — это две колонны, в основаниях которых стоят каменные головы Медуз. Одна голова стоит на макушке, другая на боку. Легенда гласит, что это сестры Медузы Горгоны.

По Стамбулу с пятилетним сыном

Особенности турецкого чаепития и гостеприимства

В один из первых дней нашего пребывания в Стамбуле на одной из центральных улиц из кафе, как черт из табакерки, выскочил русскоговорящий турок и начал нас убеждать в том, что только у него мы достойно пообедаем, клясться в любви ко всему русскому народу, и рассказывать, что в Петрозаводске у него подружка. Но мы были сыты, очень сыты! Однако через несколько часов, проголодавшись, мы вернулись именно к нему. Кормил он нас куриным донером (мелко порезанная и пожаренная как для шаурмы курица) с рисом. Пили чай. В Турции его пьют из стеклянных стаканчиков-тюльпанчиков, маленьких, не напьешься.

По Стамбулу с пятилетним сыном

Спустя несколько дней мы встретили на улице того турка из кафе, так он поздоровался с нами как с ближайшими родственниками, хотя дней восемь нас не видел!

А в другой раз нас пытались напоить чаем прямо на улице. Наряженный в национальный турецкий костюм мужчина с замысловатым этническим чайником виртуозно налил чай в стаканчик и вручил его сыну, а остолбеневшему от сего зрелища мужу деловито сообщил: «Тридцать долларов!». После недоуменного «чего?» последовало «тридцать туркиш лира»!

Айя София и Голубая Мечеть

Главнейшие достопримечательности Стамбула — Собор Айя София и мечеть Султанахмет (другое название «Голубая мечеть»). Они стоят на главной площади друг против друга — христианский собор и мусульманская мечеть.

Айя София на протяжении тысячелетий считалась главной святыней Христианства. Зайдя в этот храм и представив себя на месте человека, жившего полторы тысячи лет тому назад, можно понять почему.

По Стамбулу с пятилетним сыном

Храм огромен. Внутри все из цветного мрамора. Величественные колонны, огромные люстры, высоченные своды. Хоть мрамор и цветной, в основном все темно-зеленое и бордовое. Свет проходит через витражные стекла. На стенах в огромных зеленых кругах турецкие письмена. Наверное, древний человек, не знакомый с небоскребами и самолетами, при входе в этот храм должен был бы тут же пасть ниц. Очень внушающе и величественно он выглядит.

По Стамбулу с пятилетним сыном

Мечеть Султанахмет была построена позже Айи Софии, по замыслу должна была превосходить ее по красоте. Как можно их сравнивать? Они совершенно разные. Султанахмет отличается от других мечетей тем, что у нее 6 минаретов. Мусульмане даже дебаты какие-то в свое время вели, что не положено столько минаретов. Внутри полы устланы коврами. В одной части мечети молятся мусульмане, в другую приходят экскурсии. Второе название Султанахмет — Голубая мечеть, потому что внутри стены украшены мозаикой, преобладает голубой цвет. Султанахмет меньше, чем Айя София, но светлее. Стекла тоже витражные, но за счет светлых стен и колонн света внутри больше, чем в Айе Софии.

По Стамбулу с пятилетним сыном

Пятилетнего сына поначалу изумляли мусульманские молитвы, слышные несколько раз в день по всему городу из мегафонов на минаретах. Ругался и грозил минаретам кулаками. Потом привык…

Парк Миниатюрк

Очень интересным было посещение Миниатюрка. В этом парке собраны макеты всех основных турецких достопримечательностей, а также достопримечательностей других государств, входивших в османскую империю. На лужайке макет Памуккале соседствует с макетом Кападокии.

По Стамбулу с пятилетним сыном

Экспозиция парка очень познавательная. Сын мгновенно освоил звуковую систему: на входе дают билет — магнитную карточку, которую потом нужно вставить в устройство возле каждой миниатюры, и оттуда голос рассказывает информацию об этой миниатюре.

По Стамбулу с пятилетним сыном

Правда только по-турецки или по-английски, я была за переводчика. Везде слышна музыка, она льется из колонок, стилизованных под камни.

Галата и Истикляль

Самая высокая в Стамбуле башня Галата расположена на другом берегу залива Золотой Рог. Берега соединяет мост, который мы даже в компании пятиилетнего сына преодолели пешком без проблем.

По Стамбулу с пятилетним сыном

К башне взбирались в гору, под углом 45 градусов! Крутые мощеные узенькие улочки выглядели как в фильме «Брильянтовая рука». Со смотровой площадки Галаты весь Стамбул был виден как на ладошке. Огромный город, в нем и небоскребы, и мечети, и маленькие домишки, и навесные мосты через Босфор. Довершает картину мусульманское песнопение. Да, мы в Стамбуле!

Потом от Галаты мы пошли искать Истикляль — что-то вроде стамбульского Арбата, пешеходная улица с всякими магазинами. Истикляль очень оживленное место, народ кишит как в муравейнике.

По Стамбулу с пятилетним сыном

До Истикляль дошли пешком, а обратно возвращались на подземном фуникулёре. Вагончик производит впечатление старинного (скорее всего он и есть старинный). Внутри дверей присутствуют такие замки:

По Босфору

Мы отправились на прогулку по Босфору на кораблике. Снимали на камеру, фотографировали и просто разглядывали берега Стамбула и навесные мосты. Красиво, очень! На берегах много шикарных вилл с катерами на приколе рядышком. Проплывали под двумя мостами через Босфор, соединяющими Европу и Азию. Очень красивый дворец турецких султанов Долмабахче, как будто из каменного кружева, тоже расположен на самом берегу.

Стамбульцы

На самом деле ходить пешком, ездить в общественном транспорте и бок о бок наблюдать иноземный народ очень познавательно. Так видишь страну изнутри. Турки в массе своей добродушные, но хитрые. Детей очень любят. Продавцы, у которых мы купили в общей сложности пар 8 обуви, аж фотографировались с нами, задружили с нашим сыном, подарили ему термос. В джинсовом магазине продавщица кинулась его целовать и очень восхищалась голубым цветом его глаз — «мавиш» по-турецки.

Многие турки — футбольные фанаты: и продавец обуви про футбол разглагольствовал, и никогда не забуду, как в трамвае ехали пацаны — болельщики, видно с матча, в шарфах команды, и прямо в трамвае пели и плясали. В общественных местах больше мужчин, чем женщин. Многие женщины ходят в темных закрытых одеждах и чадре, которые попроще — в длинной одежде и шелковых платках на голове, но есть и вполне эмансипированные дамы в европейской одежде, да и молодежь в основном одевается демократично.

Чайная

Очень красивый парк при дворце Топкапы находился в двух шагах от нашего отеля. Сын в нём нашел себе по сердцу качели и горки, а потом мы нашли чайную с удивительным видом на Босфор, Мраморное море и залив Золотой Рог одновременно. Выдули чайник чая, пофотографировали, посидели-понаслаждались погодой и природой.

На прощанье

Последние два дня гуляли там и тут, жадно впитывая в себя впечатления об удивительном городе, разлука с которым предстояла уже так скоро.

По Стамбулу с пятилетним сыном

Купили на восточном базаре всяких сувениров, а сыну настоящую лампу Аладдина. В последний день гуляли у берега моря, перескакивали с камня на камень и кидали в воду монетки. Сын загадал приехать в Стамбул еще, понравилось, говорит.