Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была вчера 21:24
Как интересно изучать собственное Отечество!

Санкт-Петербург — Россия Январь 2013
Из света будто возведенный...

Собор в русском сознании всегда был культурной доминантой. Храм был не только «домом для молитвы» и собранием верующих людей. Но и нередко историческим памятником, мемориалом, несомненно, уникальным произведением искусства, включающим в себя множество разных искусств.

Это и архитектура, и, конечно, иконопись, и прикладное искусство, и музыкальное искусство, и многое другое.

Из света будто возведенный...

Закладка любого города на Руси начиналась с возведения двух главных сооружений: крепости — для отражения врага и церкви или собора. Нередко первые церкви были шатровыми — проще говоря, службы велись в походных военных палатках.

Именно так было и с храмом лейб-гвардии Измайловского полка, который впервые был освящён 12 (23) июля 1733 года, вскоре после прибытия этого полка в Санкт-Петербург.

Интересно проследить судьбу этого собора, так как она как в зеркале отражает судьбу страны и народа.

Из света будто возведенный...

В 1754 году храм стал пятиглавым, деревянным, но во время великого наводнения 1824 год, а церковь так пострадала, что сомнений о необходимости возведения на том же месте каменного собора, уже не было.

Проект нового храма в стиле ампир, поручили разработать известному архитектору В. П. Стасову. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Крестообразный каменный собор должен был увенчаться мощным пятиглавием. Купола, по личному указанию Николая I, должны были быть расписаны золотыми звездами по голубому фону, наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

Из света будто возведенный...

Однако, когда собор был уже почти готов, сильная буря серьезно повредила строению, величественный купол был сорван и его пришлось восстанавливать.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга и Ивана Леппе.

Из света будто возведенный...

Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

На время освящения, в 1835 году, собор являлся крупнейшим в России. Он и сейчас способен вместить более 3000 человек.

Как это было принято, храм выполнял большую социальную работу. При храме действовало благотворительное общество, которое имело в своём распоряжении богадельню, приют, бесплатные квартиры, а в 1912 году было основано Братство православного воспитания детей.

Поскольку собор был храмом Измайловского полка, на стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов и знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от взятых крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов.

В Петербурге, при строительстве отдельных сооружений, архитекторы не только стремились воплощать свои личные творческие замыслы, но думали о гармоничном сочетании с уже существующими постройками.

Из света будто возведенный...

Собор являлся композиционным центром Троицкой площади, на которой была воздвигнута Колонна Славы.

Ее венчала фигура Славы работы П. И. Шварца.

Из света будто возведенный...

На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне.

Из света будто возведенный...

В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко, хотя в 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.

В октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Грима, это были 108 трофейных турецких пушек.

Из света будто возведенный...

В память Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, в 1894–1895 годах, напротив храма, в память двух чудесных избавлений от смерти императорской семьи: во время крушения поезда в Борках, и спасения будущего императора Николая II в. Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского.

Из света будто возведенный...

В 1924 году часовня была закрыта, пострадала в годы Великой Отечественной войны, но не была восстановлена, а отдана под торговую точку и склад.

Двадцатый неспокойный век отразился не только на внешних повреждениях храма, но и на его судьбе. С июля 1922 года по 1924 год церковнослужители этого собора примкнули к обновленцам, а в 1938 году он вообще был закрыт.

Чтобы здание «не пустовало» в нем хотели организовать крематорий, но в результате отдали под склад.

В 1990 году храм вновь был отдан Русской Православной Церкви, восстановлен, отреставрирован, но беды не кончились.

В августе 2006 года случился пожар, который практически уничтожил главный купол. В это время в храме шла служба. Прихожан эвакуировали, но храм так пострадал, что вновь нуждался в дорогостоящей реставрации. Полностью была уничтожена деревянная конструкция купола, которая служила более 170 лет.

Сегодня реставрация храма во многом уже завершена, хотя копоть на верхних частях стен еще видна.

В храме фотографировать запрещено, но я все же делаю один снимок. Когда-то в этом храме венчались Ф. М. Достоевский и А. Г. Сниткина, в ноября 1894 года отпевали А. Г. Рубинштейна…

Из света будто возведенный...

Да, судьба собора как в капле воды отражает жизнь народа.

У стендов, рассказывающих об этой непростой судьбе, стоят люди, читают. Один немолодой мужчина говорит мне с горечью: что же это за страна у нас такая! Как же можно так неблагодарно относится к памяти!

Из света будто возведенный...

Потом подумав, добавляет: но все же для чего то, эти страдания нам были посланы…

На улице по-прежнему висит туманная дымка и сквозь нее, как сквозь толщу времени, белоснежный величественный собор, кажется возведенным не из камня, а из света, потому что Троица — это Любовь, и еще потому что, человек жив только тогда, когда сознательно или неосознанно являет и свою личную любовь в этом непростом и бушующем мире.