Турист Альберт (albygan)
Альберт
был 14 апреля 21:10

Вильнюс, Паланга — Литва Июль 2011

Вот люблю я Литву, что говорить. Просто так люблю, может и безответно, может и беззаветно. Это сложно объяснить, еще труднее описать… Потому что!

Литовское лето доченьки

С одной стороны, вспоминая историю Беларуси понимаешь, что не ту страну назвали… нет, не Гондурасом, а как раз Беларусью, а также и Литвой. Как так получилось для меня пока остается загадкой. Ведь Великое княжество Литовское, (кстати в официальном названии присутствовало «и Русское») — это прежде всего, прямое наследие современного беларуского народа, который на протяжении многих веков назывался «литвинами». Вильня (именно такое название присутствует поныне в немецком и польском языках) — современный Вильнюс — один из главнейших городов становления государственности ВКЛ, ее развития и что особенно важно — культуры литвинов. Предки современных литовцев приняли христианство лишь к XIV веку и не имели своего государства. Даже в титуле последнего российского императора есть указание на это —

Божиею поспешествующею милостию, Мы, … Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский…

и нет никакого «самодержца» ни «Белой Руси», ни «Белоруссии», конечно и «Беларуси». Присутствует — «Великий князь Литовский» — это понятно — по сомнительному, но незыблемому праву завоевания ВКЛ и в т. ч. «Самогитский». Вот, что об этом крае указано в Википедии — Жемайтия (Жямайтия, от лит. žemas — «низкий», «нижний»; лит. Žemaitija, жем. Žemaitėjė, лат. Samogitia, ранее Жмудь) — этнографический регион на северо-западе современной Литвы; исторически — название страны между низовьями Немана и Виндавой (совр. Вента). Жмудью также называлось обитавшее здесь литовское племя (см. Жемайты).«Жемойтия» это и есть духовный и культурный центр нынешней Литвы и ее историческое наименование.

Удивительно, но именно история Беларуси на просторах бывшего СССР начинается, дай бог когда с начала ХIХ века (вспоминают восстание Кастуся Калиновского

вот такая мемориальная доска в Вильнюсе), но в основном с начала ХХ века и главные достижения беларусов — это победа в Великой Отечественной войне, правда с помощью всего советского народа и строительство Беларускалия с БелАЗом. Хотя на деле ее история уходит далеко в глубь веков и никогда этой страной не правили предки сегодняшних литовцев и даже именовались они веками по-другому. Парадокс, одним словом.

«В великия знания — великия печали!» Тем не менее, все эти знания не мешают мне с огромным уважением относится к Литве 21-го века, ее жителям, прекрасным местам и городам. Приснопамятный «национальный вопрос» может и существовал в советском прошлом, но сегодня, особеннов городах и местах отдыха он давным-давно не существует. Приличная европейская страна, с нормальным европейским сервисом на любой вкус и кошелек и с повсеместным знанием русского языка. Ну, на крайний случай английского!

Конечно и с удовольствием можно и нужно посещать эту замечательную страну, особенно когда легко и просто решается многотрудный вопрос с многократной шенгенской визой!

Мы часто бывали и бываем в Литве. Любовались ее природой.

Бродили по улочкам Вильнюса и Каунаса, видели мостовые Клайпеды,

добирались до Ниды на Куршской косе. Отдыхали в Паланге.

Литовское лето доченьки

Бывали и по делам. Активно пользуемся услугами Вильнюского аэропорта, который беларусы часто в шутку называют «Минск-3». Ну, а как забыть про пресловутый празднично-распродажный шоппинг по торговым центрам Вильнюса, когда там куда больше «наших» чем самих литовцев… Или когда в Вильнюсе выступали «Ляписы», которым дорога домой закрыта, похоже, надолго. Уж промолчу про то, что в такой ситуации творится на границе. Каких-то 180 км от Минска, целых 2 часа в дороге, плюс всего-то 6–8 часов ожидания заветного штемпеля в паспорт и гуляйте по Европейскому Союзу сколько хотите!

Ладно, надо вернуться к теме.

Дети, на счастье, пошли по нашим стопам. Летом 2011 года доченька решилась на первую самостоятельную поездку «за бугор» и, конечно, это была соседка-Литва.

Литовское лето доченьки

Записано с ее слов верно,

все фотографии размещены с согласия автора!

ЦЕРКОВЬ СВ. ПАРАСКЕВЫ (ПЯТНИЦКАЯ). Ул. Диджиойи 2

Эта небольшая церковь — первый храм в Литовской столице Вильнюсе, построенный в 1345 г. Первоначально церковь была деревянная. Каменной она построена позже по указу жены князя Ольгерда Марии. Церковь сильно пострадала в связи с пожарами. В 1611 г. ее отдали в ведение униатов. Правильней было бы — «она стала униатской», поскольку православная церковь ВКЛ никак не была связана с Русской Православной церквью (РПЦ) Москвы и управлялась своими иерархами.

В Пятницкой церкви царь Петр I крестил прадеда поэта А. С. Пушкина. Свидетельства об этом знаменитом событии можно видеть на мемориальной доске: «В сей церкви в 1705 г. Император Петр Первый слушал благодарственное молебствие за одержанную победу над войсками Карла XII, подарил ей знамя, отнятое в той победе у шведов, и крестил в ней арапа Ганнибала, прадеда знаменитого русского поэта А. С. Пушкина».

В этом виде возведена в 1864 по проекту Н.Чагина.

ЦЕРКОВЬ СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. Ул. Диджёйи, 12

ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (ЗНАМЕНСКАЯ). Ул. Витауто, 21

Это один из самых «молодых» православных храмов города. Благодаря своему устройству и орнаментике Знаменская церковь считается одной из самых красивых в Вильнюсе.

Литовское лето доченьки

Сердце Вильнюса. Кафедральный собор Святого Станислава и Святого Владислава. Вот какая информация о нем размещена в Википедии

Христианский храм был сооружён на месте языческого святилища в XV веке. Предполагается также, что храм был основан великим князем литовским Миндовгом (королем литовским с 1223 года), после его крещения (1251). С возвращением Миндовга в язычество после 1261 года собор был разрушен, из остатков было вновь сооружено языческое капище.
С крещением Литвы в 1387 году король польский и великий князь литовский Ягайло, прибыв с большой свитой из Кракова в Вильну, разрушил языческий храм и заложил на его остатках христианский храм Святого Станислава.

Старый город в Вильнюсе достаточно компактен и для молодых ножек прогулка пешком большой проблемы не составляет.

Литовское лето доченьки

Радует чистота на улицах, зелень деревьев, заботливо высаженные цветы

Литовское лето доченьки

Река Нярис (Вилия в Беларуси) аккуратно изгибает центральную часть города.

Литовское лето доченьки

А это еще один символ города

Литовское лето доченьки

Скульптура представляет собой пестрое трехсоткилограммовое яйцо, поднятое на гранитную колонну. Оно символизирует возрождение старого района, дарит весеннее настроение и радует прохожих. Скульптура была открыта в 2003 году.

Вот так литовская полиция их всех и нас заодно бережет. Сама не спит, а нам… спать дает.

Литовское лето доченьки

Из Вильнюса первом делом стоит отправится в Тракай.

Литовское лето доченьки

По летописной легенде, великий князь литовский Гедимин после успешной охоты обнаружил прекрасное место недалеко от города Кернаве, решил воздвигнуть на нём замок и перенести сюда столицу. Во второй половине XIV века здесь, в Старых Троках (Сянейи Тракай), уже стоял каменный замок. Правил им в 1337–1382 сын Гедимина трокский князь Кейстут. Около 1350 года в этом замке родился Витовт. В 1375 году Кейстут перенёс свою столицу из Старых Трок в защищённые озером Новые Троки, где был построен Полуостровной замок. Замок в Старых Троках в 1391 году был разрушен и больше не восстанавливался. Участок земли с остатками замка Витовт в 1405 году подарил монахам бенедиктинцам. Монастырь стоит на старом замчище.

Трокский Полуостровной замок был построен Кейстутом в 1370-е годы. Он был разрушен во время междоусобиц 1382–1383 годов и вновь отстроен лишь в конце правления Витовта.

Литовское лето доченьки

Тракайский замок с любовью восстановлен и представляет собой замечательное зрелище. Работы продолжадись не один десяток лет, еще с 20-х годов.

Однако в 1961 году против восстановления памятников культуры выступило высшее советское партийное руководство, что приостановило реставрационные работы. Непоправимый вред был причинён Старому городу Тракай: его границы были уменьшены, была разрушена синагога, постоялый двор и другие подлежащие охране постройки. После перерыва реставрация была возобновлена. Руководители работ по реставрации замков, архитекторы Бронюс Круминис и Станисловас Микулёнис (работали в Островном замке в 1955–1987 годах), восстановили боковые башни призамка, что изменило объёмно-пространственную композицию всего замка в целом. Символу города — Островному замку — был возвращён вид XV века.

Литовское лето доченьки

В то же время надо заметить, что и сам городок расположен в очень живописном месте

Литовское лето доченьки

Здесь часто проводятся различные слеты, учебные семинары, летние лагеря для молодежи из самых различных стран. Можно и напряженно учится, и неплохо отдохнуть.

Литовское лето доченьки

Ну, а дальше — Клайпеда и Паланга.

Балтийский берег- рыжая заря

Литовское лето доченьки

Упала в море, гроздья янтаря,
Балтийский берег- волны и туман,

Литовское лето доченьки

Балтийский берег- ты мой талисман.

Строго по Газманову!

Описывать этот замечательный город не стоит. Словами все не передать. Надо ехать и видеть это место.

Паланга ныне — самая что ни на есть «Всесюзная» здравница,

Литовское лето доченьки

правда уже не только для бывшего Советского Союза, но и для Европейского тоже.

Литовское лето доченьки

Добро пожаловать в Литву. Там вам скажут так везде и со всей теплотой и сердечностью, не стоит сомневаться!