Турист MarinkaNoginsk
MarinkaNoginsk
был 19 октября 2013 23:24

Рованиеми — Финляндия Январь 2013

Выезд с Ленинградского вокзала в 13:35. Платформа № 1. С утра шел снег, но перрон чистый. Вагоны нарядные. Еду с женой и младшей дочкой 7 лет в 17-ом вагоне (прямо у выхода с вокзала), старшая дочь с зятем и внуком 5 лет в 12-ом. Вагон-ресторан между 8 и 9 вагонами. Вагоны в основном нового типа с биотуалетами, чистые и ухоженные. Через час-два по вагонам прошла бригада симпатичных снегурочек с поздравлениями, подарили книжки-раскраски. Затем двое гномов (рослый парень с девушкой в красных костюмах) развлекали детей по вагонам и раздавали магнитики со змейками. У дочки их осталось 4. Вагонов много, но пару раз они прошли. В каждом купе (или мне так повезло) сидели. Спели мы все про елочку пару куплетов, послушали про гномов, вспомнили стихи. В вагонах было достаточно тихо. Почти в каждом купе и в коридоре сидели дети с планшетами типа iPad. Немногие нормальные дети бегали по коридору. Внук ехал с планшетом, к нему присоединилась дочка, и полдня мы спокойно играли в карты. Еды на первый день набрали дома, воду, пиво и шампанское — на перроне. Дочь купила где-то возле вокзала пиццу (не покупайте!). Устроили пир. Все лампочки в купе работали, набрал прессы. Что еще в дороге надо. Чай с лимоном и прочие яства у проводников были. Взяли отдельное купе, старшая дочь — 3 места, но ехали в одном купе. В начале третьего ночи подъехали на границу. Дамы в строгих костюмах тихо зашли, свет включили, молча проверили паспорта, затем таможенник молча окинул взором купе и все ушли. Через 10 минут свет в вагоне выключили. Стояли час. Через минут 15 движения стали на финской стороне. Зашел молодой финн с планшетом. Тихим голосом поздоровался. — «Паспорт контроль. Куда едете? На сколько дней?» Голос тихий, не сразу понял, что он к нам обращается. — «Рованиеми, на 5–6 дней». В полумраке провел корешком паспорта по планшету. Отдал документы, пожелал чего-то хорошего и ушел. Минут 5–7 и стало тихо. Дочь проспала все таможни. При посадке раздали какие-то декларации и какие-то формы регистрации. Никто о них не вспомнил. На обратном пути границу проезжали утром, примерно так же.

Утром заказал у проводника из ресторана омлет с ветчиной, бутерброды с семгой, салат Греческий, чай. Блюда по 200–300 рублей. Качество хорошее. Принесли в купе в одноразовой посуде. Меню стоит в коридоре, напротив купе проводника, сильно его не рекламируют, им же бегать туда-обратно. На обед второго дня пошли в вагон-ресторан. Пару вагонов по пути были пустыми. В каком-нибудь Хельсинки вышли. В ресторане скучали официанты. Взяли 4 солянки (по 250 руб, мне понравилось), три порции блинчиков с джемом (где-то по 300 руб, тесто из порошков, не берите!), картошку фри, порцию семги детям, бутерброды с семгой (по 350 руб, но рыба на весь бутерброд, вкусно), пиво, соки. Всего на 4,3 тыс. руб на шестерых.

Финские пейзажи зимой не сильно отличаются от российских. Лес вдоль дороги очень красивый, все в инее. Ели пушистые, как на подбор. За окном минус 8. Погода отличная.

Все дороги, что видны из окна, с работающими фонарями. Хотя движение — две машины на три километра. В городках машин побольше, едут на дистанции 4–5 корпусов друг от друга. Одинокие маленькие домики светятся окнами и огоньками украшений. 8–9 утра по местному времени (у нас +2 часа), темно. Много домов для гномиков, в смысле — маленьких. У нас маленькие дачные домики такие. Маленькое окошко на всю стену. Срубов нет. Где-то мелькнула ферма, пара десятков коров на улице. Наверное, ищут ягель. Кроме отдельных жилых домов за окном попадаются автосервисы и заправки. Иногда супермаркеты и склады. Названия ярко сияют. В городках дома офисного вида в 3–4 этажа, иногда 5-ти этажные небоскребы попадаются. Много сложено вязанок бревен. Толщиной начиная с палец. Тут с ним и платформы на путях стоят. По-хозяйски.

Приехали по расписанию. В 15:45 по местному времени. Вокзал у первого вагона. Там же куча девушек в синей униформе из Лабиринта. В 16–00 мы добрались до девушек. Они назвали номер автобуса по фамилии. В 16–10 ехали в хорошем автобусе по Рованиеми. В 16–25 заполнили на ресепшен списки проживающих на латинском (могли бы автоматизировать). Получили пару ключей — пластиковые карточки с дырочками. Далее до своих домиков катим детей и сумки на ледянках. Под горку. Метров 300 через дорогу. На половину неба созвездие Ориона. Тут уже ночь. Отель у подножия горы с горнолыжными трассами. Справа три трамплина разной высоты. Слева пару широких спусков. Два вида подъемников. Внизу лыжный стадион с искусственными сооружениями типа арочных мостов. Кто-то едет на широкой доске, кто-то на лыжах. Все освещается, всего несколько человек катаются (с 8-го января все склоны были усеяны финскими детьми).

Трассы длиной около 600 метров. Абсолютная высота метров 240 (все разрисовано на местном стенде). Красивое место. Позже вечером смотрели, как на снегоходах взлетают по склону на гору и спускаются обратно. Чистый цирк. Поднимался на склон пешком в вечернее время (у них ночь). Красивый вид на город. Для маленьких детей есть отдельно горка со склоном метров 20–25, огороженная снежной стенкой с резиновой дорожкой-эскалатором наверх. Полно ледянок и детских санок-снегоходов. Время работы с 10 до 18. Но мы дальше с детьми там катались гораздо позднее, на замок не закрывают.

Аккуратные домики на две квартиры. Два входа. Нашли по указателю свой номер. У домика напротив машины с местными номерами. За дверью коридор в пару метров длиной. С коридора выход на кухню со спальней, в сауну и по узкой крутой лестнице наверх во вторую спальню. Где я сейчас долблю этот текст, пока остальные спят (8 утра по Москве). Тут 2 полуторные кровати и удобная тумбочка. Дом типа 4+2. Нас трое. Меньшая площадь была бы тесной. И где бы я за компьютером спокойно посидел? Дом деревянный, стены толщиной в кирпич, но тепло. Новые технологии. Дверь без тамбура, но тепло держит, не промерзает. Кухня от спальни отделена раздвижной дверью. В ней две полуторные кровати. На кухне раздвижной диван. После раскрытия — аэродром. Шкаф с запасным комплектом белья на диван.

Рованиеми

Сразу включаю сауну и в душ. По паре полотенец на нос есть (нас же трое). После душа кажется прохладно. Выставляю температуру на стене вместо 20 — 25. Вечером, когда с прогулки пришли, жара — хоть топор вешай. Вернул на 20, открыли дверь и окно. Остудили немного.

На кухне ТВ с большим экраном, есть наш 1-ый канал. Интернет бесплатно через Wi-Fi. Проводного уже нет. Скорость выше, чем в местных кафе.

Порадовался, что взял с собой щетку для обуви и крем. Спасал сапоги от соли. Уборка номера тут платная — 20 евро, смена белья — 10. Проще в супермаркете купить пакетики для мусора. Три ведра с уложенными пакетиками изначально тут есть. Стирка, сушка, глажка — 2 евро/сессия (как указано в справке). С сушкой в сауне проблем нет. А свитер и джинсы гладить не надо. А другой одежды вокруг я что-то не заметил.

Через час после прибытия идем на ресепшен заказывать такси. На 6 человек вызывают минивен, что-то типа маршрутки по размеру. Пытаюсь по привычке закрыть дверь. Но она автоматическая. Едем через красивый мост в центр. Минут 5. Пару с половиной километров. На счетчике 13,5 евро, при посадке на счетчике сразу 5,8 евро. Обратно ехали двумя машинами. Взяли на стоянке такси. Нас везет темненькая кудрявая девушка. Неужели финка? Название отеля в первый день я не пытаюсь выговорить. Показываю название на бумаге. По счетчику было ровно по 15 евро. При посадке на счетчике 8,80 евро (вечером дороже). Надо больше гулять пешком.

А поехали мы сразу в ресторан «Fransmanni», который посоветовал русскоязычный сотрудник Кирилл. О выборе не пожалели. Ресторан нашли быстро. Неоновые вывески видно хорошо.

В ресторане здороваемся по-английски, нам отвечают по-русски. Ну, если не финны зашли, то кто еще. Уютный, красивый ресторан. Наверное, лучший в городе (дописываю после посещения еще нескольких). Есть доброжелательный русскоговорящий официант. Хороший выбор блюд. На 6 потратили 216 евро с вином. Цены в меню указывают без НДС. Вино за 37 в счете будет 46.

Рованиеми

После ресторана идем гулять. Заходим в супермаркет. Местное время без нескольких минут 21. Мы вшестером разбредаемся по магазину. Есть что посмотреть. Набираем продукты для дегустации. Попадаются банки с названиями на русском, литовском, грузинском и украинском. Кусочек СССР. Разрезанные арбузы, дыни, ананасы, виноград (вкусный оказался) и т. д. По громкой связи, что-то объявляют на финском. У них рабочий день закончился, как мы догадались по пустому магазину. Молодой кудрявый чернокожий выкатывает поломоечную машину. Набирали, набирали — 35 евро у нас, 70 — у дочки (все фрукты, ягоды, что перечислил, они взяли).

Ближе к 22 по местному времени в доме зазвонил телефон. Сотрудница Лабиринта извинилась, что раньше нас не нашла, предупредила о завтрашней поездке к Деду Морозу, сообщила свой график работы и прочее. Нормальный сервис.

Начитавшись отзывов в деревню к Деду решили ехать сами. Вызвали на 6 человек минивен. Минут за 15 и за 20 евро доехали где-то в 10 по местному, а наш автобус по плану на 12.15 и дальше по отелям народ собирать. Сделали правильно. На стоянке большинство машин с архангельскими, питерскими и московскими номерами. В деревне на 90% сувенирный шопинг. Магнитики, стекляшки, гладкие камушки, прибалтийские монетки по цене раз в 20–30 больше номинала, немного мягких игрушек (о цене уже писал). Есть пара площадок для поездки на оленях. 400 метров — 15 евро с носа, 1000 метров — где-то 35 (точно не помню). Дальше вроде еще площадка, там уже с 10 евро за 400 метров. Двое взрослых садятся в деревянные сани на шкуру оленя (в городских лавках отделанная шкура 1,5×0,75, как накидка, где-то около 100 евро). Ребенок на колени. Еще одной шкурой накрыли. Дочка с семьей на следующем. Поехали. С первых метров стало жалко оленя. Упирается ножками в снег, тянет. Сзади на полозьях еще погонщик стоит. Второй олень шустрее (дети легче). Дышит рядом с моим ухом, мордашка симпатичная. Но было совестно, из саней вышли с облегчением. Рядом огороженная площадка с костром внутри и лавочками, покрытыми шкурами, по кругу. Фотосессия на фоне языков пламени.

Рованиеми

На улице светло, погода чудесная. Дальше поднимаемся по заснеженным ступенькам к следующему платному входу. Слева какое-то ледяное помещение. На любопытстве берем билеты. Евро по 15 или дороже, не запомнил. Это их фигвам (игла) из снега и ледяными столиками, стульчиками, и кроватью. Несколько ледяных скульптур — медведь, орел…

Желающие устраивают фотосессию на ледяной кровати со шкурами. Напротив входа стойка кафе, чай, кофе из пакетиков по 2–3 евро. Финская водка, пакетик сока 100 грамм за 2 евро. Дальше огражденная территория с двумя крутыми ледяными спусками на резиновых кругах (типа камер от грузовиков). Несет и крутит сильно. Младшая смело едет с самого высокого спуска. Второй раз идет уже на меньший спуск, напугалась. Съехал сам. Неуютно, когда спиной несет на ледяной вираж, но по вертикальной стене благополучно выносит на ровную площадку. Старшая дочь съехала с внуком вместе. Плохая идея. На камере две ручки, лучше держать обе для равновесия. С ребенком неудобно. Дальше внук ездит сам с меньшего спуска. Один финн вверху помогает тронуться. А вот внизу никого. Дочка внизу замешкалась, следующая камера ее зацепила. Она не жесткая, но толчок на землю неприятный. Слезы. Сворачиваем катание. На руке прицепили бумажный браслетик, можно сюда зайти позже. Не самый плохой отдых.

Вся территория красиво оформлена. Красивые домики, елки, огоньки, новогодние музыкальные мотивы — чувство праздника есть. Пора наведать Деда. В центре его дом (circus) c бесплатным входом (замануха). Внутри слева сувениры, за ними кафе (рекомендую), впереди сувениры, справа сувениры, еще правее туалет вниз по лестнице. Узкий проход к двери, возле которой толпятся люди. Там дают талончик с указанием времени входа (минут через 30). А пока — сувениры. Входим немного раньше, чем написано. Идем по оформленному для детей коридору к раздевалке. За ней хвост очереди, которая по спирали поднимается наверх. В очереди несколько сот человек. Вспоминаю отзывы. Вверху фотостудия. Снизу видим большие экраны (два входа), где виден процесс съемки. Снимок с дедушкой с записью на флешку. Евро под 50, включая стоимость флешки. Минут 20 прошло, прошли пару метров. Младшая дочь уже подустала (с автобуса нас свеженьких сначала сюда заводят) и мы спокойно покидаем колонну в мавзолей. Внук с родителями остается. Идем в кафе. Неплохо посидели. Людей мало, уютно. Через час мы опять вместе. Подкрепившись, устраиваем завершающую фотосессию.

Рованиеми

Берем на стоянке минивен и за 21 евро едем обратно в центр города. По схеме в брошюре находим детскую площадку (минут 10 от ресторана Nili). Очень неплохо. Часик катаемся, спускаемся, качаемся, ползаем. Внук спускается на сиденье, подвешенному к длинному наклонному тросу. В конце пути сиденье резко подлетает, руки в перчатках соскальзывают и он вылетает в снег. Слезы, испуг. Есть еще парочка стремных мест, где местные дети развлекаются. Но мы их избегаем.

Пару наблюдений из серии «не расслабляйтесь». Во время шопинга покупаю спортивную экипировку для лыж. Лыжные трассы и спуски манят. Выбрал лыжные курточки и брюки себе и жене (жене — красивого бирюзового цвета, себе в цветах украинского флага), перчатки и шапочку. Принес на кассу. Молодой парень быстро пробивает, второй быстро упаковывает и несет к выходу. А итог на кассе мне не нравится. Прошу все вернуть, достаю вещи из пакета и показываю, что на телефоне пересчитываю. Пробивают заново. В итоге где-то с 570 евро цена опускается до 430. Никаких извинений я не услышал. И по мелочи: сувениры в деревне Санты стоят в 4 раза дороже, чем на лотках в городе: симпатичную собачку купили за 20 евро (попробуй не купи что-то ребенку), затем встретили отвалы таких собачек за 5 евро. Второе наблюдение. Даже если Вы стоите с двумя детьми на разделительной полосе дороги на пешеходном переходе городской улицы — это не повод для местных водителей останавливаться. Если Вы начнете движение, то он начнет с опозданием тормозить, но не стоит — дороги скользкие. Наблюдение многократное, пешком гуляли много. У нас иногда могут и объехать на скорости в этой ситуации — тут без иллюзий. Но и там будьте осторожны.

Вечером зашли в ресторан при Санта-отеле. Это все, по большому счету, вокруг одной центральной улицы, которая ведет к Макдональдсу (куда же еще). Такой Арбат.

Ресторан на втором этаже. Просторный. Людей умеренно. Большой плюс — детский уголок с игрушками. Взрослые спокойно посидели, пока дети резвились. Традиционный выбор блюд имеется (оленина, рыба и т. д.). Есть доброжелательный русскоговорящий официант. Потратили около 200 евро.

Вот и настал момент для проверки лыжной экипировки. Аккуратно отклеиваем ленту TaxFree. Если что — не в деньгах счастье. Наряжаюсь и бегу к лыжному центру. Дочь с зятем и внуком не узнают, пока не подошел в упор. В 10 еще людей мало, но инструкторы уже заняты. Надо за день бронировать. Беру классические лыжи и ботинки. Выезжаю на лыжню, первый мостик с резким поворотом — не успеваю, жестко лечу вперед, руку потянул. Отвык. Дальше заехал в лес. Ход хороший, люблю это дело. Елочкой взобрался на длинный склон, проехал лесом минут 15. А тут еще трассы с флажками и спортивные состязания. Параллельно моя лыжня тоже идет вниз метров 70 с переменным уклоном и поворотом. Смотреть страшновато. Решаюсь. Тормозил как мог, испугался скорости, наскочил на борозду (поехал не по стандартной лыжне, а рядом). Кувырок в два оборота, куча снега в воздух и за шиворот. Быстрее встаю, чтобы людей не пугать и съезжаю. Заедает меня. Лезу обратно на треть высоты. Съехал. Затем на половину высоты и затем еще почти на самый верх. Съезжаю успешно. Понимаю в чем фишка. При попадании в борозду немного поворачиваю ногу, чтобы сменить траекторию. Устал. Вверх только лесенкой. Еду обратно. Тут тоже веселый спуск, по которому я взбирался, но трасса обработана машиной идеально. Ни холмика. Слетаю мимо других лыжников орлом. Взбираюсь опять наверх и уже по лыжне в правильной позе пролетаю спуск, вылетаю на мостик (не тот первый) и качу дальше. Выезжаю на первого обидчика. Пытаюсь лихо съехать и еле выворачиваю под 90 градусов с крутого спуска. Проезжаю еще 3 раза, понимаю, что надо быстро мелко переставлять лыжи для поворота (это не горные, их сильно не наклонить).

Рованиеми

Когда ехал по лыжному стадиону между мостиками увидел впереди ребенка на лыжах. Температура сегодня -18 и не заметил, когда с горками сражался. Только ресницы слипаются, а ощущения холода нет. На ребенке пушистая шапка с полметра высотой, ее верхушка мне до пояса. Один едет. Надо спросить — чей он. Немного прибавил. Перед ребенком крутой подъем, он лихо взлетает лесенкой и укатывает за поворот. Местный. Привет Сочи-2014. Надеюсь, у нас тоже где-то такое есть (с 8-го января местные валом пошли на горы. Дети младшего школьного возраста прыгают на трамплинах, как дышат). Тут кругом стоянки машин. Номера только местные.

Прошло час и двадцать минут. Брал на 2 часа (23 евро, на 6 дней с утра до вечера — 99 евро). Хорош. Сдаю экипировку. Бегу в сауну.

Пока я отдыхал на лыжах, все семейство поехало в Санта-парк. Это немного ближе Санта-деревни. Конкурирующий Дед Мороз. Дети и взрослые приехали в полном восторге. Если перед вами стоит выбор или-или, то поезжайте в Санта-парк. Почему-то была проблема взять такси обратно. Таксисты не берут людей с улицы. Только по вызову или на специальных стоянках. Берите визитки с телефонами такси на ресепшен (и учите английский).

Вечером отмечали Рождество в ресторане Nili. Маленький ресторан, народу битком. Выбор блюд в разы меньше, чем во Fransmanni. Но кругом висят оленьи рога. Есть доброжелательный русскоговорящий официант. На дверях туалетов забавные фигурки. Потратили более 300 евро. Брали примерно по одной схеме с другими ресторанами (бутылка красного вина, салат, горячее, детям десерт, соки, морс, чай). Один раз сходить можно.

Решили первый раз сходить на завтрак. Существенные отличия от того, что в отзывах. Наверное, читают. Есть овсяная каша и пышный омлет, огурцы и помидоры, яблоки и апельсины, овсяные хлопья и молоко. И что-то еще в закрытых поддонах. Табличек с названиями нет (напишу им в отзыве), все поднимать не хотелось. Хороший завтрак. Зал большой, большие крепкие столы, камин большой и горят дрова. За большими окнами заснеженные ели, огоньки. Не завтрак, а романтический ужин.

Взял напрокат машину. Фольксваген-Гольф с 6 ст. механикой. Еду с женой и дочкой в сторону Рануа в зоопарк. Старшая дочь с семьей заказали инструктора по лыжам и остались. Выехали в 10, как заказал. Оплатил карточкой 150 евро с копейками. Цены начинаются со 100 евро. Рассматривал как вариант минивен за 260 евро в день (на шестерых). Страховка на 4 000 евро. Есть еще каско за 35 евро в день, не брал. Дорога по нашим меркам чистая. По траектории колес — до асфальта, в остальных местах немного заснеженная. Обочина под снегом, но вдоль дороги встречаются чистые площадки для стоянок. Ограничение скорости — 100. Было пару-тройку участков по 80. Ехали час со скоростью, указанной на знаке. Впереди ехала машина и сзади две. Все с одной скоростью, на дистанции метров 30–40. Навстречу попался десяток машин. Слева и справа только красивый лес. Ни одного огонька. Посреди маршрута был знак с лосем. По нашей полосе навстречу бежал олень. Белый как заяц, на белом снегу. Можно и не заметить. На обратном пути в этом же месте бежало три оленя. У финнов в этом порядок. Если есть знак, должны быть и звери. Больше ничего интересного за 2 часа дороги не было. Пассажиры спали, по радио тихо журчала финская речь. Повороты плавные, тягучие. Только не засните и не вильните на обочину. Зоопарк за 4 км до Рануа на дороге от Рованиеми. Табло за 300 метров. Рядом Рануа зоо гостиница, за ней через 100 метров WildLife, оно же Рануа зоо. Есть парковки и справа и слева. Справа еще катают на собачьих упряжках. Работают с собаками молодые французы (ребята и девушки). Там же вигвам с костром.

Вход в зоопарк в центре через деревянное здание, где написано Tickets. На руку надевают ленточку-браслет. Можно посещать три дня, как я понял. Северная живность представлена неплохо. Где-то читал отзыв, как хорошо взять аудиогида (плеер с наушниками). Возле каждого вольера указан номер записи для прослушивания. Обошли галопом, но все равно больше часа гуляли. Мне уже было холодновато (около -10 мороза было). Надписи на вольерах на финском и английском. Мало кто правильно называл зверей (включая меня), но один с наушниками своим детям давал нормальные комментарии.

После зоопарка зашли в кафе в том же здании, где вход. Шведский стол с хорошим выбором салатов, мясом, рыбой, птицей. За троих отдал 38 евро (обычно на ребенка дешевле, но на кассе я просто брал на троих). Итого 255 евро: входной билет (47 евро на троих), обед (38), прокат машины (150), бензин (20 евро) вышел на уровне тура из отеля (у знакомых — 250 евро на семью). Во время обеда попалась реклама магазинов Рануа. Заехали в Рануа (пара-тройка магазинов, заправка, автосервис, десяток домов), в магазинчик детской одежды. Взяли комплектов 10 — белье, платья, пижамы, спортивные костюмы, все за 180 евро. Продавщица была рада. Когда позвонил детям, чтобы уточнить размер внука, узнал, что он упал и сломал ногу. Все сворачиваем. Едем в больницу.

Вечером заправлял машину. Вернуть надо с полным баком, как брал. Автоматическая заправка без персонала. Рядом с колонкой автомат. Выбираешь язык, вставляешь купюру и вставляешь в бак пистолет (не наоборот!). Проехал 218 км, купюра — 20 евро, бензина 12 с чем-то литров. Бак полный.

Больница в километре от нашей базы — Центральная больница Лапландии. В городе, кажется, около 38 000 жителей. Вокруг в населенных пунктах может еще столько же. Кто в Домодедово или Шереметьево на машине въезжал, может представить вид этой больницы. Большой круг для скорой и такси. Слева несколько парковочных площадок на пару сотен метров тянутся. Только никаких шлагбаумов и ограждений. Высокое по местным меркам здание и вниз 2–3 этажа на лифте. Детская хирургия на нулевом, а ниже еще пару технических этажей (судя по лифту). Описывать устройство больницы — только душу травить. Вечер 7-го января. Нами последовательно занималось человек 5. В больнице полно персонала. В коридоре полно людей чего-то ждет. Мягкие стулья в коридоре. Детская комната с прозрачными стенами и с игрушками. Много стеклянных (прозрачных) дверей и стен (а-ля Доктор Хаус). Весь персонал предельно вежлив, доброжелателен. Нам изо всех сил пытаются на английском все объяснить. Сделали рентген. Трещина кости. Наложили гипс. Поместили в идеальную палату с мамой. Комната метров 30 с 4 специальными кроватями. Отдельный туалет, отдельная оборудованная кухня, шкафы для одежды. Все в детских аппликациях. В коридоре ящик с бахилами. Это общие палаты. Вечером пришла сотрудница Марина, все подробно объяснила на русском языке. Утром пришел русскоязычный детский врач. Посещение закрывается с 9 вечера до 8 утра. В остальное время мы проходили в палату свободно. Медицинское обслуживание и размещение на сутки оценили в районе 3 500 евро. При выписке оставили расписку, что обязуемся оплатить, если с нашей страховой компанией возникнут проблемы. Проблем не возникло, через 2 дня все оплатили.

На этом буду закругляться. Думаю, что со временем останутся только приятные воспоминания и желание приехать в Финляндию еще раз. Всем хорошего отдыха и удачи!