Турист Анжелика (kroshka_anji)
Анжелика
была 14 января 2019 16:36

Узбекистан Ноябрь 2011

Пожив неделю у родственников в ноябре 2011 года в окрестностях Бухары мне удалось окунуться не только в красоту местных достопримечательностей и восточную сказку, но и в местный быт и жизнь. С этого и хотелось бы начать рассказ. Прилетев в Узбекистан мне почудилось, что я вернулась в конец 90-х годов в Украине. Так как самолет мой прилет рано утром, а ехать мне нужно было на ж/д вокзал и в Бухару была острая необходимость поменять деньги, но тут оказалось, что обменный пункт не работает, и деньги пришлось на страх и риск менять у таксиста, а дальше у местных менял у них курс выгоднее, но я это делала через знакомых. На жд вокзале как обычно мне продали воду в 5 раз дороже, чем местным жителям, а также не работала камера хранения.у нее выходной)) оказывается и такое бывает)). Еще порадовал туалет без воды и руки надо смывать из бутылок. Сперва это шокирует.затем привыкаешь к такому сервису))) Даже в аэропорт, чтобы зайти на свой рейс в зал регистрации и ожидания на обратном пути мне пришлось простоять в очереди час на холоде)). Ну.это все мелочи. Сев в 8 часовой экспресс до Бухары я окунулась в общение с местными жителями и проезжаемые пейзажи. Попутчица оказалось очень дружелюбной женщиной, и поведала мне всю историю своей жизни. За окном же пустынные пейзажи сменялись маленькими деревушками и полями с хлопком и шелковицей.

Две жемчужины Востока - Бухара и Самарканд. Часть 1.

Самые интересные моменты из местной жизни ждали меня в поселке у родственников под Бухарой. Каждый вечер меня ждал ужин при свечах и ранний отбой, так как в порядке вещей веерные отключения света по 4–5 часов каждый вечер. На следующий день после приезда я решила посетить местный базар, а также мне удалось быть свидетелем воскресного базарного дня. Каждое воскресенье из окрестных кишлаков огромное количество людей ведет на рынок скот на продажу. Очень популярным транспортом в селах остаются ослики и даже возле базара существует специальная «стоянка» для ослов.

Две жемчужины Востока - Бухара и Самарканд. Часть 1.

Несмотря на то, что одета я была по зимнему и скромно местные жители испытывали ко мне очень сильный интерес и буквально тыкали пальцами, а один видать уже хорошо принявший мужчина умудрился даже высказать в мою сторону много неприличных слов. Как мне объяснили, кроме отличия в одежде и незнакомого лица их еще смутили мои длинные распущенные волосы. Женщинам здесь принято ходить в платки или с собранными волосами. Зайдя в магазины, я увидела все знакомые товары, так как большинство продуктов привозные из Украины и России и цены на них дороже, чем у нас, а зарплата мой тети медсестры в садике составляет 50 $. Зарплата в 300 $ считается очень даже хорошей для местного населения. На рынке я встретила огромное количество женщин в местной этнической одежде и невесту, которая, оказывается, по традиции еще месяц после свадьбы ходит в свадебной тюбетейке и одежде, которую ей покупает муж на свадьбу. В Самарканде и Бухаре повстречать так одетых людей уже редкость.

Две жемчужины Востока - Бухара и Самарканд. Часть 1.

а вот так выглядит местный рынок

Больше всего меня поразила антисанитария и при этом она везде, не только на рынке, но даже и в кафе в Бухаре и Самарканде. Брезгливым людям придется на многое тут закрывать глаза.

Лично для меня культурным шоком стала эта картина на рынке:

Две жемчужины Востока - Бухара и Самарканд. Часть 1.

В Бухаре, конечно рынок выглядит получше и цивильнее.

Вообщем местный колорит я прочувствовала по полной программе и описывать его можно бесконечно)))

Ну, а теперь о главном, прекрасном — Бухаре!

В Бухару я влюбилась сразу, наверное, даже больше, чем в Самарканд, так как достопримечательностей и исторических мест здесь намного больше. В этом древнем городе сейчас сочетается современная архитектура дорогих гостиниц с древними мавзолеями и медресе, которые внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Надо отдать должное правительству страны, которые провели и ведут дальше колоссальные работы по реставрации памятников архитектуры. Их состояние сейчас и в 90-х годах — это небо и земля. Бухара, которой уже более 2500 лет была не только центром торговли, но и центром образования, ремесла и религии. Поэтому большую часть центра города занимают бывшие медресе, мечети и конечно же Арк (бывший эмирский замок). Давать описание всех достопримечательностей тут просто невозможно и рассказ будет очень длинным.

Итак, отреставрированный Арк действительно стал похож на былой символ величия, неприступности и власти местных эмиров. Сейчас внутри расположено несколько музеев. Зайти в Арк туристам можно за отдельную плату, но ничего особенного Вы там не увидите: монеты, хлопок, чучела местных животных, шелкопрядов, парочку коранов, а также при проходе наверх в стенах показана имитация тюремных камер того времени.

Две жемчужины Востока - Бухара и Самарканд. Часть 1.

Вот такая она мощь крепостных стен.

Напротив Арка. Через дорогу расположилась мечеть Боло-хаус, в которой молился эмир.

Две жемчужины Востока - Бухара и Самарканд. Часть 1.

Воображение поражает зодчество тех времен мозайки и резные деревянные потолки.

Две жемчужины Востока - Бухара и Самарканд. Часть 1.

Пройдя влево от данного сооружения можно очутиться возле двух медресе- Кош-медресе 16 века, которые находятся друг напротив друга. Увы, из-за солнца фото не самые лучшие.

Две жемчужины Востока - Бухара и Самарканд. Часть 1.

Внутренний двор выглядит намного скромнее и не интересен.

Две жемчужины Востока - Бухара и Самарканд. Часть 1.

Также рядом расположился парк отдыха, в котором можно найти мавзолей-усыпальницу представителей великой династии Саманидов. Это здание пожалуй самое старое в Бухаре, так как было построено в конце 800 начале 900 годов.

а вот так выглядит кладка внутри здания. На тот период строительство данного здания было новой эпохой в архитектуре.

Две жемчужины Востока - Бухара и Самарканд. Часть 1.

Изучив медресе и усыпальницу я вернулась к Арку и пошла, любоваться Старым городом. До этих пор в центре города находится ковровый и золотой базары, где просто на улице можно купить себе украшение с рук, но я рисковать не стала.

На парадной площади Регистан я задержалась на долго. Тут находятся, пожалуй, главные памятники Бухары.

Медресе Мири Араб, которое и сейчас рабочее, но меня туда не впустили, а так хотелось посмотреть на усыпальницы Мири араба и Убайдулла-хана.

Мечеть Калян.

Две жемчужины Востока - Бухара и Самарканд. Часть 1.

Кафедра. тут нам повстречался имам и я даже смогла понаблюдать за молитвой.

Минарет Калян (1127 г.) 46 метровой высоты, который как оказалось не ремонтировался почти 900 лет. Очень величественное сооружение. Говорят, раньше на него можно было подняться, но сейчас вход замуровали.

Две жемчужины Востока - Бухара и Самарканд. Часть 1.

Далее мой путь проходил через крытый рынок. Где я повстречала много лотков с сувенирами в виде шахмат,

местных музыкальных инструментов и кузнечных дел мастеров, которые занимаются своим ремеслом прямо на месте и можно понаблюдать за их работой.

Две жемчужины Востока - Бухара и Самарканд. Часть 1.

Вот так выглядит этот рынок со стороны.

Рядом с рынком расположился очередное старое здание, увы.не помню, что это.

Две жемчужины Востока - Бухара и Самарканд. Часть 1.

Радует, что основные достопримечательности сгруппированы и расположены рядом и через 5 минут я оказалась возле комплекса Ляби-хауз

Вокруг озера расположились 3 здания:

Ханака Надир-Диван-Беги (1619—1620 гг.)

Две жемчужины Востока - Бухара и Самарканд. Часть 1.

Медресе Нодир-Диван-Беги (1622—1623 гг.), которое наверное является одним из самых красивых в Бухаре.

Две жемчужины Востока - Бухара и Самарканд. Часть 1.

Медресе Кукельдаш (1568 — 1569 г.)

Две жемчужины Востока - Бухара и Самарканд. Часть 1.

Тут же в парке расположился памятник главному герою восточных сказок и анекдотов — Ходжа Насреддину на ослике.

На этом моя прогулка по Старому городу в Бухаре закончилась и первая часть моего рассказа тоже. Во второй части моего путешествия меня ждал Загородный дворец Бухарского эмира, святыня и место паломничества Комплекс Баха ад-Дин, а также прекрасный город Самарканд.