Турист Андрей Барановский (reandrej)
Андрей Барановский
был 25 июня 2019 9:11

Вильнюс — Литва Декабрь 2009

Вильнюс — древняя столица Литвы, ее исторический стержень, символ ее государственности. Город за свою многовековую историю прошел нелегкий путь: он был столицей Литовского княжества, губернским городом Российской империи, столицей Срединной Литвы, центром Виленского края Польши, столицей Литовской ССР, и, наконец, столицей Литовской Республики. В этом историческом многообразии и сформировался его культурный и архитектурный облик.

Предлагаю Вам прогуляться со мной немного по заснеженным улочкам Вильнюса.

Каким бы вы транспортом не приехали в столицу Литвы, скорее всего, вы попадете на привокзальную площадь, где расположены железнодорожный вокзал, куда прибывают поезда из стран СНГ и экспресс из аэропорта, и центральный автовокзал.

Спускаемся вниз по Вокзальной улице (Stoties gatve), дальше по Садовой (Sodu gatve), проходим мимо старого крытого рынка. Отсюда вниз разбегаются петляя старинные узкие улочки Старого города (Senamiestis). Заблудиться здесь вполне по силам, поскольку старейшая часть города — это один из крупнейших в Европе сохранившихся архитектурных комплексов.

Предновогодний Вильнюс

От единственных дошедших до нас городских ворот Острой Брамы (Aušros Vartai) и часовни с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской, идет одноименная улица, по которой мы и пойдем вглубь Старого города.

По пути нам встретится много храмов, Литва — важный центр католичества в мире, по количеству верующих она уступает в Европе только набожной Польше. В советское время все эти объекты бережно сохранялись и реставрировались благодаря их исторической и архитектурной ценности. Это костел Святой Терезы — архитектура раннего барокко,

важнейший православный храм Литвы — церковь Святого Духа,

иезуитский костел Святого Каземира — первый в Вильнюсе образец раннего барокко,

прямо на Ратушной площади — один из древнейших православных храмов Литвы — Никольская церковь.

Предновогодний Вильнюс

А мы, тем временем, очутились в самом центре старого города у Ратуши. Это величественное здание в классическом стиле. С Рождества (католического) до Рождества (православного) здесь большая елка, каток, веселья каждый день.

Предновогодний Вильнюс

И вот, улочки становятся уже и кривее, и мы подходим к комплексу зданий знаменитого вильнюсского Университета. Это древнейшее и крупнейшее высшее заведение страны. Сегодня в Старом городе остались только администрация, библиотеки и университетские музеи — нечего современным студентам топтать «исторические камни», для них в СССР выстроены просторные и широкие современные корпуса по всему городу.

Рядом находится роскошное классическое здание бывшего генерал-губернаторского дворца, ныне резиденция президента Литвы.

Предновогодний Вильнюс

Понаблюдав за сменой караула, пройдемся еще по старинным улочкам и полюбуемся на костел Святого Михаила (переходные черты от готики к ренессансу)

и одну из самых знаменитых церквей Вильнюса — готический костел Святой Анны, за ним сразу в кадр попадает костел Святого Франциска.

Теперь можно выйти на широкую Кафедральную площадь.

Перед нами кафедральный собор и колокольня Святого Станислава.

Предновогодний Вильнюс

Отсюда поднимаемся на Замковую гору к дошедшим до нас древним укреплениям замка князя Гедемина. Высокая башня — символ города, он отсюда как на ладони.

Предновогодний Вильнюс

От Кафедральной площади берет начало главная ось Вильнюса — проспект Гедемина.

Предновогодний Вильнюс

На нем расположены все важные городские здания,

Предновогодний Вильнюс

и в конце, на набережной Вилии его венчает комплекс зданий, построенных для Верховного Совета ЛССР, теперь же здесь Сейм Литовской Республики.

Если мы сядем здесь на троллейбус, а это главный транспорт в центре города (трамваев нет, а автобусы, только в современных районах), проедем через исторический «деревянный» район Жверинас, попадем в современный район Каролинишкес. Надо сказать, что советский Вильнюс застраивался по уникальным проэктам: все новые районы отделялись друг от друга просторными лесными массивами, крупные связывающие магистрали были с разделенными проезжими частями, развязки все широкие с круговым движением, планировка квартир улучшенная, большие торговые центры (универсамы).

Предновогодний Вильнюс

Главной достопримечательностью этого района является Вильнюсская телебашня, куда лучше всего подняться ближе к вечеру, посмотреть на город сверху, недорого поужинать во вращающемся ресторанчике, а после, когда включится уличное освещение понаблюдать за вечерними яркими артериями улиц. Кстати, под Новый год, именно телебашня — самая большая елка Литвы)))

Предновогодний Вильнюс

Вот такой красивый и многогранный Вильнюс.