Турист Карина Ремезова (Remezova)
Карина Ремезова — была 26 января 14:19
Очень стараюсь хотя бы читать и оценивать. Пока получается не очень :(

Авориаз, Шатель — Франция, Моржен, Ле Крозе — Швейцария Февраль 2010

«Кадый лыжник имеет право пойти и взглянуть,

что делается за горизонтом.»

Как все началось…

Вернувшись из Ирана, мы с удивлением обнаружили, что состояние финансов вполне позволяет нам съездить еще куда-нибудь. «Не мудрствуя лукаво», мы решили присоединиться к небольшой компании из двух девушек, навостривших лыжи-доски в Авориаз…

Поскольку поездка осуществлялась через турфирму, вопросы доставки-бронирования-поселения занимали нас мало. 13 февраля участники безобразий встретились в Домодедово и загрузились в «Боинг 737–800» авиакомпании «Глобус», выполнявший чартерный рейс Москва — Шамбери.

Конечно, наслушавшись всяких страшилок про чартерные рейсы, я немного нервничала, но все было очень даже — самолет приличный, вылетели вовремя, народ на борту в основном солидный и не бузящий. Правда, когда самолет перед посадкой стал наматывать круги над Альпами, стало как-то не совсем хорошо. Зато красота за бортом была неземная — солнце, облака и выглядывающие из них вершины гор. Тень самолета на облаках при снижении. Нырнули в облака, прошли их… ой! Справа склон горы с деревушкой и часовней, слева склон горы со скалами и всякой растительностью, под нами — ВОДА!.. — а полоса-то ГДЕ??? А полоса сразу за озером — ну очень короткая полоса аэропорта Шамбери. Пилот честно предупредил — держитесь за передние кресла, ЩАС как тормознем!.. — и тормознул. Действительно, не каждый самолет тут сядет — это вам не Симферопольский аэропорт с его мега-полосищей…

Нас встречали. Сели в автобус, доехали до Клюза, там пересели в легковую машину. Дорога красоты невероятной, а серпантин — ну прямо как на родной Ай-Петри.

Les Portes Du Soleil – Ворота Солнца

Вдоль дороги на склонах много ледяных натеков, растительность — в основном огромные пушистые ели.

Доехали до Ле Же (Les Gets), увидели первые склоны с подъемниками… проехали Морзин и дорога резко поползла в гору… вот и Авориаз.

…и что из этого вышло.

Les Portes Du Soleil – Ворота Солнца

В отличие от других горнолыжных курортов Франции, имеющих богатую «негорнолыжную» историю, Авориаз строился сразу как курорт, прямо на пустынном плато, некогда служившем местным пастухам для выпаса скота. «Отцами-основателями» этого города стали олимпийский чемпион Жан Вуарне, несколько слов о котором будет сказано дальше, и Жерар Бремон, основатель и президент группы Pierre & Vacanses. Это он подобрал команду молодых талантливых архитекторов: Жак Лабро, Жан-Жак Орзони, Жан-Марк Рок, который в те годы был еще студентом. Вместе они сформулировали концепцию будущего курорта: никакого автомобильного движения, энергоснабжение — только из экологически чистых источников, все постройки должны быть вписаны в окружающий ландшафт…

Les Portes Du Soleil – Ворота Солнца

Дома, обшитые темным деревом, идеально вписываются в ландшафт — если зрение не очень, и не скажешь, что дома — скалы скалами.

Les Portes Du Soleil – Ворота Солнца

По Авориазу запрещено движение автомобилей — поселок устроен таким образом, чтобы из любого отеля можно было выехать на лыжах и на лыжах же к нему вернуться. Роль транспорта в поселке выполняют в основном сани, запряженные лошадьми, а также разные ратраки с прицепами для багажа и небольшие гусеничные автобусики…

Авориаз «родился» на бумаге 28 декабря 1962 года. В этот день власти Морзина дали добро на застройку высокогорного плато. И уже в 1966 году под Рождество открылся отель Les Dromonds, были построены резиденции Sequoia, Araucarya, Thuya, заработали канатные дороги…

В первый день знакомились с «домашней зоной» — склонами над поселком и вокруг него. «Синие», «красные» трассы и то, что находится между ними не впечатлило совершенно. А вот найденная со стороны скал «черная» Combe Du Machon — замечательный бугрятник, мягкий и с хорошим уклоном — и соседний «черный» же Snowcross le Crosats понравились очень.

После этих изысканий отдохнули

и перекусили — отметили русскую Масленицу французскими crepie. Потом поднялись на «городской» креселке и посмотрели трассы с другой стороны поселка — пару «синих» и «красную» Les Tannes, сноупарк «Адский лес» (ну, это мы его так назвали, сделано интересно, всякие чудовища из дерева выполняют функции трамплинов, рейлов и прочих фигур). И «под занавес» нырнули-таки «за веревочку». Под канаткой Brocheaux. В общем, укатались совершенно неприлично для первого дня.

Les Portes Du Soleil – Ворота Солнца

Авориаз — «сердце» знаменитого региона Les Portes Du Soleil (Порт-дю-Солей, Ворота Солнца), объединяющего 14 горнолыжных станций (8 во Франции и 6 в Швейцарии). Площадь горнолыжного региона Порт-дю-Солей составляет 400 квадратных километров, общая протяженность маркированных горнолыжных трасс — 650 км при перепаде высот почти 1500 м (975–2466 м) Трассы связаны сетью из более чем двухсот подъемников. И суммарной длиной трасс и своей площадью Порт-дю-Солей превосходит знаменитый регион Les Trois Vallees (Три Долины), однако именно последний считается самым большим в мире горнолыжным регионом. Дело в том, что передвигаться по всему Порт-дю-Солей, не снимая лыж, невозможно. Кое-где приходится совершать небольшие пешие переходы от одного склона до другого или пользоваться услугами электропоездов «petit trains» и ски-басов.

Первоначально имя-топоним Portes du Soleil принадлежало горному перевалу, по которому проходила альпийская граница между Францией и Швейцарией. Места эти всегда отличались дикостью и пугали неприступной удаленностью от очагов цивилизации. Кроме альпинистов и жителей близлежащих долин, пригонявших сюда в летний сезон стада коз и коров, этот проход был мало кому известен. Граница с обоих сторон охранялась спустя рукава, да и от кого ее было охранять — люди сторонились этих мест…

Но нашелся человек, беззаветно влюбленный в горнолыжный спорт и в эти дикие места — уроженец Морзина Жан Вуарне. В 1960 году он выигрывает соревнования в скоростном спуске на Олимпиаде в Скво-Вэлли. Вернувшись домой, он продолжает тренировки в районе плато Авориаз и мечтает создать здесь международный союз горнолыжных курортов, позволяющий свободно кататься по трассам как Франции, так и Швейцарии. По ту сторону перевала катаются его швейцарские друзья Рене Коко, Жан-Морис Тромбер, Рене Аванте; еще с 1956 года они частенько «заглядывали за гориознт» — на французскую сторону перевала — и им также не хватает подъемников, которые позволили бы делать это быстрее и проще… Объединив свои скудные капиталы, друзья создают SETVAL — совместную компанию по развитию туризма в регионе. В 1963 году на Международной торгово-промышленной выставке в Лозанне мир впервые услышал о создании единого горнолыжного региона Порт-дю-Солей.

Les Portes Du Soleil – Ворота Солнца

В 1968 году состоялась первая «смычка» в секторе Chavanette, в районе знаменитой «Швейцарской Стены», чуть позже ветки канаток с разных сторон протянулись на Mossettes (2277). В сезоне 1969/70 ввели международный «скипасс» Avoriaz-Champery-Crosets, а в 1974 году, когда были построены все основные связки, — единый «скипасс» Portes du Soleil.

Пришло время и нам заглянуть за горизонт. Поднялись на французском Mossettes (с другой стороны он швейцарский), долго искали пограничный столб, чтобы у него сфотографироваться, так и не нашли, плюнули и свалились по очередному бугрятнику между трассами (ну невозможно у них по трассам ездить — такие толпы!) в симпатичную швейцарскую деревушку Крозет (Les Crosets).

Les Portes Du Soleil – Ворота Солнца

Сфотографировали главное местное украшение — Dents Du Midi, «Полуденные зубья», в разных ракурсах,

скатились с пары местных горок, посмотрели карту, увидели длинную «красную» и бодро и весело двинулись туда. Нет, там, конечно, было невероятно красиво. Соответственно названию Grand Paradis.

Les Portes Du Soleil – Ворота Солнца

Но сама трасса… если начало имело еще хоть какой-то уклон, то дальше он сошел на нет, а местами попадался контруклон… в общем, палками поработать пришлось. Тем не менее, выскреблись. Сели на креселку, выпили чая, перекусили, посмотрели карту, увидели «черную» где-то рядом и направились туда.

А «черная» эта оказалась не просто «черной», а очень известной Le Mur Des Suisses — «Швейцарской стеной».

Les Portes Du Soleil – Ворота Солнца

Лично мне спуск настолько понравился, что уговорила народ спуститься еще разок… потом попыталась еще, но мне показали фигу. Ну и ладно. Зато нашли… ну не совсем пограничный столб, но что-то вполне на него похожее.

Пару фоток — и в сторону дома. Правда, чтобы уж совсем не расстраиваться, сделали еще пару спусков по уже ставшей любимой «домашней» Combe Du Machon…

И после всего этого еще нашлись силы шататься со штативом по вечернему поселку и снимать!!!

Les Portes Du Soleil – Ворота Солнца

На следующий день, раскинув картишки… ну, то есть разложив карту, решили поехать в Шатель и посмотреть местные «спортивные» трассы. Но тут нас ждал облом — «черная», ради которой мы сюда и приехали, была закрыта, судя по всему, для соревнований. Но рядом была чудесная «красная» и она нас не разочаровала! Ни уклоном, ни видами, которые с нее открывались, да и народа на ней почти не было.

Les Portes Du Soleil – Ворота Солнца

Скатились несколько раз, поднимались на очень забавной канатке — на схеме она была обозначена, как гондола, но вместо привычных «яиц» там ездили очень смешные «ведра».

Увиденный кусочек Шателя тоже понравился — живописный населенный пункт с симпатичными деревянными домиками…

В Шателе находится множество построек в стиле шале, некоторым из которых больше трехсот лет. При этом новостройки, возводимые в городке, сохраняют сложившуюся общую архитектурную стилистику. Кроме шале с двускатными пологими крышами, в городке имеется церковь, две относительно крупных часовни и несколько небольших часовенок. Шатель славится производством сыров и своими художественными мастерскими и салонами…

Les Portes Du Soleil – Ворота Солнца

В Шателе нам пришлось побывать еще раз. Надо сказать, что в этот второй раз мы увидели гораздо бОльшую его часть, поскольку пешком и на скибасе пересекли весь городок, но насладиться увиденным, как бы это сказать, не успели (хотя несколько снимков «на ходу» все-таки было сделано благодаря моему супругу, который героически пер на себе две пары лыж). Именно через Шатель мы в очень быстром темпе возвращались домой после авантюрного «ски-сафари» в Моржин…

…«А не съездить ли нам вот на эту дли-и-инную „красную“ в Швейцарии?» — этот вопрос себе и добрым людям я задавала не раз. Да, но добираться туда… а особенно выбираться… хотя, если вот через этот подъемничек… а как обратно… а, упремся-разберемся, поехали! Уже знакомым путем — через Моссет, а оттуда — через Col Des Portes Du Soleil… тот самый Перевал Ворот Солнца! Говорят, что солнце здесь можно увидеть всегда, даже при самой густой облачности — и действительно, несмотря на то, что было серо и туманно, в облаках был явно виден светлый круг. Может, нам просто повезло…

Вот канатка, она ведет к началу искомой трассы… Стоп, а это что такое? Нераскатанный склон, при этом элементарно доступный с трассы? Ну уж нет, мимо такого мы не пройдем! Снега маловато, конечно, местами торчат камни… зато какие елочки! Пару спусков — и продолжаем движение к цели. У начала нашей «красной» — табличка с надписью «Трасса Дидье Дефаго». Замечательно! Едем. Трасса просто супер, потом коллективно решили, что это лучшая из обкатанных нами «красных» во всем Порт-Дю-Солее.

Дидье Дефаго… Один из лучших горнолыжников мира родился здесь, в Моржине, тренировался на этих склонах и наверняка не раз оставлял свои следы на этой трассе.

С трассы выкатываемся прямо в центр Моржина (Morgins).

Les Portes Du Soleil – Ворота Солнца

На центральной площади находится главная достопримечательность Моржина — «Карильон Мира»: подвешенный на тонких стальных нитях, опоясанный фигурками земной шар и 23 колокола символизируют единство всего человечества. Ежедневно в полдень чарующая музыка колокольного перезвона, отражаясь от склонов, до краев заполняет долину…

Les Portes Du Soleil – Ворота Солнца

К сожалению, мы попали в Моржин сильно за полдень, поэтому послушать колокольный звон не получилось. И вообще, пора бы отсюда выбираться, времени уже…

Опуская подробности, нам повезло. Мы вернулись в Авориаз своим ходом, успев на все подъемники. Но гонка получилась знатная, и понервничать слегка пришлось. Имея в компании хоть одного начинающего, сделать это было бы нереально — пришлось бы раскошеливаться на такси. Усвоили — при «ски-сафари» по таким большим регионам, а особенно по настолько отдаленным местам, время и силы надо рассчитывать очень четко…

Укатались так, что идти уже никуда не хотелось. Включили телевизор, посмотрели олимпийский Super-G у мужчин, поболели за Свиндалла (он и победил в итоге) и конечно за Дефаго, поскольку трасса его нам ну очень понравилась. Кстати, на Олимпиаде-2010 Дидье Дефаго все-таки завоевал «золото» — в скоростном спуске…

На следующий день мы планировали еще одно «ски-сафари» — в Ле-Же (Les Gets). Но проснувшись, обнаружили, что идет снег! С горы доносились взрывы и грохот — спускали лавины, значит, снега навалило немало! В общем, недолго думая, сразу направились на любимые ближние «черные». Скатившись несколько раз, сунулись в соседний лес, остались в полном восторге от нераскатанного мягкого склона и предприняли вторую попытку. Но немного промахнулись…

«…а потом Карина и Светка сказали, что ближний лес хилый и раскатанный, и залезли в глубокий овраг. Глубина оврага оказалась немереной. Я все слышал по рации! А ведь они культурные и образованные барышни…»

Вторую половину дня посвятили району Les Lindarets и его «хорс-пистам» — это что-то вроде «официальной», разрешенной внетрассы.

Завершающий день тоже «порадовал» снегопадом, да таким сильным, что уползать в какие-то дальние края не хотелось совершенно. «Попрощались» с любимыми «черными», немного попрыгали в сноупарке и отправились собираться…

…Из-за снегопада выезд, намеченный на 10 утра, перенесли на 8. В горах полночи стоял жуткий грохот — опять спускали — поэтому не выспались совершенно. Из-за субботнего скопления машин пришлось ехать по какой-то местной, узкой и извилистой, но очень красивой дороге. Доехали до Клюза, там пересели в автобус и уже на нем приехали в Шамбери, где нас ждал сюрприз в виде задержанного на 3 часа рейса.

Les Portes Du Soleil – Ворота Солнца

Погуляли по окрестностям, посмотрели на самолеты над озером — время пролетело как-то совсем незаметно… Взлет с короткого разбега, озеро из-за облаков почти не увидели — улетаем, до встречи, Франция!